Спекуляции клинического психолога о сюжетах Senua's Saga: Hellblade II и Project: MARA.
Говорить мы будем с точки зрения медицины. Информации о продолжении мало, но основываясь на знаниях о динамике шизофренического процесса, можно попробовать открыть занавесу сюжетных тайн сиквела Hellblade и спекулировать возможным экспириенсом в Project: MARA.
Поясняю, я дипломированный специалист, клинический психолог, патопсихолог если еще точнее. Если не углубляться, в мои основные обязанности входит диагностика и лечение (т.е. психотерапия).
Начнем с Senua's Saga: Hellblade II
Тамим Антониадес:
«…ее продолжение (Senua's Saga) покажет, как безумие и страдание формируют мифы, богов и религию. Наша цель создать экспириенс, который достоин эпичных сказаний.»
На данный момент, это вся доступная информация про сюжет. Будем опираться на то, что есть. Нам не важна точная дата путешествия Сенуи, потому что до открытия психофармакологических препаратов еще очень долго, а это значит, что состояние главной героини будет только ухудшаться.
Мы по сей день не умеем лечить шизофрению. Единственное что мы можем, купировать симптомы и стараться улучшить качество жизни. Первое – это медикаментозное лечение, которым занимается психиатр. А второе – это работа психотерапевта (им может быть клинический психолог и\или психиатр). К сожалению, о полном восстановлении речи не идет, так как точно назвать причину возникновения заболевания нельзя. Главными причинами остаются: наследственные, негативные воздействия на головной мозг и психологические.
На здоровье Сенуи точно повлияла генетика (ее мать тоже болела) и психологические (воспитание в такой домашней обстановке повредит даже без наследственной отягощенности + психические травмы на протяжении всей первой части), возможно имеет место быть еще травмы головы, так как главная героиня воин.
Что же произойдет с разумом героини в дальнейшем? Судя по всему, у нее тяжелый вариант шизофрении. Присутствуют и хронические голоса, и галлюцинации, и бред, и расстройства мышления. Как бы это все плохо не звучало, это не так уж и плохо. Данные симптомы относятся к продуктивным (позитивным) симптомам, т.е. к психике что-то присоединяется. В период обострения, судя по всему, у героини проявляются именно они. Когда психотический эпизод проходит, психика возвращается в условную норму, не без потерь, но человек может функционировать в обществе. В игре в полной мере не продемонстрировали героиню в эти моменты. Возможно она может быть высоко организованной вне психотических эпизодов, но тяжесть симптомов и отягощенность указывает на то, что Сенуе с каждым таким приступом будет становится только хуже и в условную норму она возвращаться не сможет.
Линия на картинки означает условную норму. И рекуррентная форма говорит о том, что человек возвращается после приступа в полную норму. При иных течениях, состояние в момент ремиссии ухудшается.
Так что с течением времени позитивные симптомы будут более устойчивыми и будут дольше длится. Шизофрения влияет на головной мозг человека. Меняется сама его структура, увеличиваются желудочки мозга.
Картинки вставлять не буду, если интересно сами погуглите. Ничего страшного в картинках нет, но вдруг вы не оцените
Чем дольше данное заболевание, тем более выражены негативные (дефицитарные) симптомы, когда из психики что-то «выпадает» и уже никак, даже медикаментозно, этого не вернуть. Среди них апатия, снижение психической активности, ухудшение интеллектуальной деятельности, памяти, мышления, внимания и самое важное эмоциональное выхолащивание (когда человек перестает испытывать эмоции (как положительные, так и отрицательные) к другим людям, событиям и так далее).
Что же это значит для Сенуи? Оригинальная Hellblade безусловно опирается на медицинские знания, но не следует им достаточно досконально
я не стану ругать за это по двум причинам: это художественное произведение и симптомы шизофрении не универсальны, более того сейчас споры о том, что не все что называется шизофренией на самом деле она, но это дискуссия медицинской тематики
Если Ninja Theory все же будут опираться на зрелищность (если судить по цитате и моему маленькому исследованию по цвету в игре stopgame.ru/blogs/topic/100645 ) то до негативной симптоматики они не дойдут и буду раскрывать позитивные симптомы героини. Но более трагичный сюжет (имхо) будет основываться на потере эмоциональности героини. Работая с пациентами невозможно не проникнутся тем, что самое страшное для них потерять связь со своими близкими.
Но, я не сценарист, я специалист-спекулянт…
О Project: MARA известно еще меньше.
Тамим Антониадес:
«Мы хотим дать игрокам работающие стратегии по преодолению своих страхов через игровой опыт...Project: MARA покажет ужасы психических расстройств…Сердце проекта -один персонаж и одна локация…»
«Я больше не могу сказать, что реально»
«…что сама Мара могла бы…»
«…к настоящему ядру ее…»
«…скорее клиницист…»
«…которую она поместила…»
«…эта ментальная конструкция…»
«…отвлечься и…»
«…каждый объект, она…»
«…ужас от…»
«…уязвимы, когда каждый…»
Так, уже кое-что. А самое главное, а Мара это кто? В психологии нету ничего с этим именем связанного. Поэтому отправляемся в интернет! И находим, что в основном Марой кличут демонов, а одна из его интерпретаций к психологии уже близка.
«В европейской мифологии (Мара) — злой дух, демон, садящийся по ночам на грудь и вызывающий дурные сны, сопровождающиеся удушьем под весом демона, отчего сами дурные сны также стали носить имя кошмара.»
Эти симптомы напоминают сонный паралич, который встречается у психических больных.
Интуиция подсказывает что это и будет имя главной героини («…что сама Мара могла бы…»). Но на ее переживания мы будем смотреть с точки зрения ее лечащего врача («…скорее клиницист…»). На это меня еще натолкнули снимки мозга
Скорее всего история будет про исследование психики девушки, которая признает, что сходит с ума («Я больше не могу сказать, что реально»). Скорее всего это все будет проходит в условиях лаборатории или оборудованной для этого больницы. И судя по этим выражениям «…которую она поместила…», «…эта ментальная конструкция…», «…каждый объект, она…» то будут разбираться детально в том, как такая психика у нее образовалась.
К сонному параличу скорее всего добавится деперсонализация. Сложно сказать по одному кадру
но тут, возможно Мара, признает свое отражение за что-то иное и явно не позитивно настроенное.
Симптомов в итоге набралось достаточно, но точно по ним болезнь озвучить не осмелюсь. Определенно могу лишь сказать, что что-то тяжелое как шизофрения, депрессия, биполярное или паническое расстройство. Возможно всего по чуть-чуть.
Я очень уважаю что делает Ninja Theory. Hellblade: Senua’s Sacrifice это не 100% достоверное отражение мира психически больного человека, но прекрасное произведение искусства, которое помогает широкой аудитории проникнутся переживаниями людей, которые страдают от своего недуга. Таким искусство и должно быть. Поэтому я пристально слежу за будущими проектами студии и желаю им дальнейшего процветания.
Лучшие комментарии
Что касается разбора симптоматики из первой части, это вряд ли. По иронии судьбы разбирать особо нечего, сама игра не про это. Практически все что было, я описала в этой статье. Есть такие проявления болезни которые визуализации не поддаются вовсе. И я понимаю почему Ninja Theory решили разделить свои проекты. Как раз таки Мара является очень интересной в этом плане, там они могут оторваться по полной и не сковывать себя сюжетной основой. Hellblade про сопереживание психически больному человеку, а не про то как ощутить себя в его шкуре.
Я не без интереса прочёл вашу заметку и даже более-менее понял используемые вами термины, что немаловажно, когда вы пишете для широкого круга читателей, которые не шарят в вашей теме. И в принципе я уверен, что даже какого-нибудь Макса Пэйна можно разобрать на предмет тараканов в голове — вряд ли нормальный человек пойдёт выкашивать половину населения Бразилии, чтобы спасти очередную даму лёгкого поведения, хех. Это вам затравочка для целой серии публикаций ;)
Но у меня есть где поругаться. Смотрите, тема вами выбрана клёвая и интересная (по крайней мере, для меня, полного дилетанта в психологии). Быстрое и ленивое гугление блогов по тегу «Hellblade» показало, что народ не раскрывал содержимое этой игры с точки зрения науки, так что вы на правильном пути. Однако, если в первом блоге вы рассказывали про уже вышедшую игру (чем и зацепили читателей, пусть их и немного), то в этом вы решили проанализировать, грубо говоря, трейлеры и надписи на заборе ещё не вышедшего проекта.
Я неспроста напираю на то, что вы, на мой взгляд, немного промахнулись с целью. Во-первых, разбирая два независимых проекта, вы размазываете делите внимание читателя на две части — из этого следует, что у вас начало блога логически вообще никак не связано с концом. А во-вторых, читатели тупо не знакомы с предметом разговора, чтобы вступать с вами, как автором, в дискуссию. Из-за этих двух нюансов читать становится просто неинтересно. А это очень печально, ведь тема, как я уже говорил, ранее нашими блого-писателями не раскрывалась.
Не лучше ли было с точки зрения науки проанализировать первую игру? Дополнить вашу первую запись анализом не только цветов, а… ну не знаю… того, какие болячки у Сенуи проявляются по ходу сюжета или типа того. Так будет интереснее и вам, как специалисту, так и читателям, которые в психологии не разбираются, зато заранее ознакомлены с сюжетом игры. Вот как-то так =) Желаю удачи!
2. А тут вариантов много. Наиболее вероятна простая когнитивная ошибка, когда собственные мысли и переживания выносят вовне. А далее простое совпадение, хоть и мощное.
Нет, кукуха не едет и сверхспособностей тоже нет.
Ненормально реагировать нормально на неадекватную внешнюю ситуацию, особенно если она продолжительная. Все мы люди и реагируем на тяжёлые ситуации соответственно.
это как бы плохо, да, но понимание этого не столь критично для человека как могло бы быть?
И вообще, если источники исчезнут, например человек поменяет место жительства, дела у него пойдут лучше, улучшится работа, быт, общения все дела. То и эта ненормальность исчезнет, под давлением уже новых более приятных с точки зрения человека источников.
Или же если это началось, бесследно оно никуда не денется, а с возрастом еще и может усугубится?
Именно. Безусловно это не оправдывает полностью поступков человека, но понять его можно. В основе нашего функционирования лежит нервная система и когда она долго и напряжённо работает, да еще в условиях хронического стресса, то она достигает своего предела работы. Человек может долго сопротивляться (от многих факторов зависит), но не вечно и его силы пойдут на убыль, а это значит будет плохо себя контролировать, может быть вспыльчивым, грубым по отношению к другим и тп. Так как нервная система уже не справляется с постоянной нагрузкой.
Сложно сказать без более точного контекста. Может быть после того как ситуация изменилась, как вы пример привели, то да, полное восстановление, почему бы и нет. Конечно останутся воспоминания об этих событиях, но они не будут оказывать давление на человека. Но если эта ситуация оказывает сильное воздействие и не проработана со временем, то да, ее шлейф может преследовать человека и только ухудшать его самочувствие.
Как жаль что в человеке столько недостатков. Все эти слабости…
Хотя я вот по какому поводу, у меня появился вопрос, что если человек сам считает себя ненормальным, и главное знает от куда эта ненормальность, например не врожденная, ну переданная по наследству, а вызванная внешними факторами, которая накапливалась и накапливалась, медленно и верно, пока в один прекрасный момент не дала о себе знать?
И тут уже идёт заголовок статьи. Чтобы сюжет и дальше развивался ее состояние должно ухудшаться, поэтому я рассматриваю с этой точки зрения
Убедится) Вдруг ты пробился сквозь матрицу)