21 февраля 2020 21.02.20 26 24K

Обзор Moe Era. Бездуховный наследник Doki Doki Literature Club.

+21

Moe Era — это визуальная новелла, играющая на контрастах. Тот самый случай, когда замечательная реализация рушится о непродуманную концепцию, обнуляющую все прочие достижения. Стало любопытно, что же это за проект такой? Тогда устраивайтесь поудобнее, ведь сейчас вам предстоит ознакомиться с историей об игре, которая постаралась стать сразу всем, но, к сожалению, так и не преуспевшая ни в одном из направлений.

 

Начнём с того, что игра представляет собой этакого кадавра, собранного из различных частей. В начале вам повстречается часть, пытающаяся походить на Doki Doki Literature Club… и это лучшее, что есть в новелле! Здесь можно столкнуться и с мистикой, и с саспенсом, и с любопытными находками по нагнетанию обстановки. Игра буквально начинается с того, что местные героини насмехаются над бессмысленностью жизни игрока, весьма снисходительно предлагая тому «исправиться» за время игры. К этому, кстати, мы ещё вернемся. Чуть позже.

Однако и здесь не обошлось без проблем, особенно это касается персонажей. Всего их семь, не считая самого протагониста. Самое забавное — около половины из них взяты прямиком из Doki Doki. Судите сами: учительница, обладающая огромной властью над мирозданием, которую та использует, чтобы оказывать влияние на игрока; любительница чтения, чьё напускное спокойствие является лишь маской, скрывающей целую бурю эмоций внутри; и розоволосая девчушка, ведущая себя крайне вызывающе, что, в свою очередь, является защитным механизмом. В последнем случае был позаимствован даже дизайн персонажа…

С оставшимся квартетом всё также неоднозначно. Кошкодевочка (да, здесь есть кошкодевочка, являющаяся по совместительству местным аналогом deus ex machina) абсолютно не раскрыта как персонаж. Сестра не представляет собой ничего кроме фансервиса (я даже забыл о её существовании и вспомнил лишь тогда, когда стал просматривать скриншоты). Третий любовный интерес хоть и является достаточно любопытным персонажем, интригует ровно до сюжетного поворота… Впрочем, этот сюжетный поворот одинаково губителен для всех аспектов игры, так что персонажа всё же можно назвать неплохим. И в заключении — Эрми, единственный мужской персонаж в игре, не считая главного героя… Вы когда-нибудь слышали про Мэри Сью? Это такой архетип персонажа, обладающий всеми возможными достоинствами, но всячески обделенный какими бы то ни было недостатками. Такие персонажи преуспевают в любых условиях, чтобы они не делали, а объяснение этому элементарно — автор видит в этом персонаже отражение себя, вот и подыгрывает, как может. Так вот, Эрми — прямая противоположность. Чтобы он не делал, мир отторгает это. Вот только… мне кажется, что этот персонаж всё равно является отражением автора. Крайне уничижительным и самокритичным, если вы спросите меня.

И вот мы переходим ко второй части игры — к визуальной новелле Эрми. Да, новелла внутри другой новеллы. Эрми предлагает протагонисту сыграть в неё на досуге, от чего можно отказаться… раза эдак три, что наводит на определенные размышления о болезненности данного вопроса для автора. Сама новелла представляет собой сырой прототип, в котором главный герой оказывается заперт в одном классе с тремя безумными девушками из различных эпох. В итоге оказывается, что это местный филиал загробного мира, выбраться из которого можно лишь выбрав ответ из четырех предложенных вариантов: жизнь, смерть, любовь, ненависть. И это реализовано на удивление интересно! Например, одна из героинь вынуждает остальных выбрать смерть… позволив им жить вечно, что оборачивается мучительной проверкой на терпение. Увы, главной проблемой данного этапа является его недоделанность и неуместность. Чтение данной новеллы сыграет свою роль лишь в случае выхода на рут Эрми, попасть на который можно только путём целенаправленного отказа от всех остальных.

К началу третьей части иллюзии касательно сходства с Doki Doki уступают место недоумению, ведь игра превращается в крайне незатейливый симулятор свиданий. Есть три героини, которых вы можете соблазнить… путём угадывания того, какой десерт им нравится. Даже не знаю, в чем большая проблема: в нелепости самой задумки или же в том, что это реально можно сделать, настолько архетипичны эти персонажи. Впрочем, стоит отметить и то, что героини прописаны достаточно неплохо — у всех из них есть свои проблемы, связанные с взрослением и поиском своего места в жизни. Ах, если бы не этот сюжетный поворот…

Что иронично, данный этап наглядно демонстрирует непонимание создателями Moe Era сути Doki Doki Literature Club, к которой они же сами и отсылают. Doki Doki представляет собой деконструкцию жанра симулятора свиданий, что нашло своё отражение в одном ключевом изменении — героини новеллы обладают самосознанием. Все остальные изменения являются лишь производными, прямым следствием попыток героинь осознать фанатичную любовь к игроку, лишенную каких-либо на то причин. Таким образом, переход Moe Era к статусу симулятора свиданий не только лишает её морального права апеллировать к Doki Doki как к источнику вдохновения, но и низводит произведение до уровня безапелляционно проходных коллег по цеху.

Четвертая часть Moe Era является высказыванием, адресованным игроку. В ней вам объясняют причины происходящих событий… И тут нельзя обойтись без спойлеров, настолько это абсурдно. Видите ли, главные героини — это богини. Я не шучу! Они создали симуляцию, чтобы тот конкретный индивид, которого они выбрали по неназванному принципу, извлёк важный жизненный урок — надо что-то делать. Буквально! Это основная мораль игры, ради которой всё и затевалось!!! И нет, я не утрирую — абстрактная кипучая деятельность позиционируется игрой как панацея, способная преобразить жизнь каждого человека в лучшую сторону.

Есть ли в игре хоть какая-то система оценки действий игрока, позволяющая сложить впечатление о его или её личности? Нет, данной новелле достаточно того, что вы её запустили. И это огромная проблема, ведь автор не только не обозначил для себя целевую аудиторию проекта, но и внёс дополнительную сумятицу во время раскрутки игры, проводя параллели с Doki Doki, значительная часть фанатской базы которой не очень-то и заинтересована в симуляторах свиданий как таковых. Другими словами, это высказывание в пустоту, не рассчитанное на конкретного адресата. С той же Doki Doki обошлись куда более обдуманно: изначально её позиционировали в качестве обычного симулятора свиданий, чтобы затем шокировать неподготовленного игрока, заставив того рефлексировать по поводу увиденного. Целью были именно любители симуляторов свиданий, решившие ознакомиться с очередной новинкой, а в самой новелле была заложена критика не столько самих игроков, сколько жанра со всей его искусственностью и неискренностью. Здесь же задумываться особо не над чем, основную мысль произведения проговаривают несколько раз, обосновывая это псевдофилософскими высказываниями, которые нередко противоречат друг другу. В один момент главная богиня упрекает человечество в склонности к ностальгии, а в другой — начинает рассказывать о том, насколько раньше было лучше — и люди были умнее, и культура общения больше на аргументы опиралась. Что забавно, аргументом в пользу подобной оценки прошлого являются неназванные репортажи со случайными прохожими, в которых те вели себя «лучше, чем сейчас». Про репрезентативность подобной выборки, пожалуй, тактично умолчу.

Должен отметить, что это отнюдь не первая игра, чьё предназначение заключалось в зачитывании нравоучений игрокам. В Steam можно отыскать небольшую новеллу — Carpe Diem, в которой игроку предстоит провести время с девушкой по имени Ай. Однако, вне зависимости от сделанных выборов, итог будет одним — в конце героиня заявит, что всё это не по-настоящему, после чего посоветует человеку по ту сторону монитора пойти погулять на улице. Несмотря на куда более скромную реализацию, Carpe Diem намного лучше справляется с поставленной задачей, так как её прохождение занимает не более 15 минут, а не 6-8 часов, что для столь простой и прямолинейной концепции является лишь плюсом. Для сравнения — чтобы получить истинную концовку в Moe Era вам нужно пройти игру минимум три раза, соблазнив всех героинь. Более того, два последних прохождения должны быть завершены в новой игре+, упрощающей и без того примитивный процесс соблазнения. Кстати, для доступа к этому режиму вы должны согласиться с тем, что игра права, а вам нужна её помощь. Нелинейная линейность, так сказать.

И вот мы плавно подошли к оценке произведения в целом… Что не так уж просто сделать, если честно. Новелле очень не хватает целостности — те части, что я упомянул, постоянно тасуются друг с другом, привнося сумбур в повествование. Складывается впечатление, будто Moe Era является лишь набором прототипов разной степени проработанности, которые были объедены в одну игру. На подобные мысли наталкивают не только стилистические различия между частями, но и наличие никуда не ведущих сцен, никак не влияющих на дальнейшее развитие сюжета. Простой пример — сцены со слот-машиной из снов, которые объясняются главной богиней как обычная галлюцинация протагониста.

Впрочем, у проекта хватает и сильных сторон — добротная проработка фонов, разнообразие спрайтов персонажей, обилие CGшек, наличие весьма любопытных креативных решений и т.д. Отдельной похвалы заслуживают анимации, коих здесь хватает. Подобный уровень качества в диковинку и для визуальных новелл от профессиональных студий, что уж говорить про дебютный проект, распространяющийся бесплатно. По итогу хотелось бы пожелать разработчикам успехов, ведь у них есть потенциал. Что касается игроков: пускай Moe Era и не претендует на культовый статус, в ней тем не менее можно спокойно провести пару вечеров. Пускай ошибочное позиционирование и разочаровывающий сюжетный поворот смазывают общее впечатление от новеллы, они не умаляют её достоинств — руты в отрыве от основного сюжета смотрятся весьма неплохо. А за сим всё. Спасибо за внимание! И помните — важно не само движение, а его направление.

Если вам интересны визуальные новеллы, то вот ссылки на другие темы, посвященные им:

Обзор Fate/stay night. Сточасовая визуальная новелла про «Королевскую битву» магов.Попурри-обзор: Crimson Gray, The Bottom of the Well, Who Is Mike — A Visual Novel, Find someone else, Highway Blossoms.


Лучшие комментарии

Ха-ха)) Не буду спорить насчёт Фар-Край. В первую часть играл давно, и сюжет уже плохо помню, но имел в виду 2-5 части, только там появился открытый мир. Я думал, что там сюжет сводится к тому, что главный герой хороший, а враги плохие. Герой убивает врагов, а в конце уходит в закат счастливым девственником (хотя я сейчас могу опять ошибиться, вдруг где-то там романтическая линия была).

Я вообще думал, что почти во всех играх с открытым миром ГГ — типичная Мэри Сью, которая спасает мир, в процессе убивая кучу врагов и выполняя кучу побочек. Но ладно, у меня очень приблизительное представление об этих вещах))

Касаемо Эрми — может быть. Не исключаю, что это комедийный персонаж, правда у меня во время прохождения сложилось прямо противоположное впечатление.


Ну здесь штука в чём. Если я правильно понял, у персонажа прям вообще всё плохо. В любви не везёт, в работе не везёт, в азартных играх не везёт, а если у него крутит живот, то обязательно будет крутить и в носу, в следствие чего возникнут печальные приступы чихания отовсюду. Возможно, подача его действительно драматичная. Но если всё прям настолько плохо, то мне может быть скорее смешно, чем грустно из-за этой наигранности)

О, вспомнил вопрос, который хотел задать. Вот чтобы получить истинную концовку, нужно переигрывать (я так понял, около 6 часов это одно прохождение займёт). Насколько одна игра отличается от другой? Часто мне придётся читать один и тот же текст? Или это прям разные сюжеты от лица разных персонажей?
Предлагаю к ознаКомлению!
Ну, теоретически, данная работа может использоваться разработчиками для демонстрации того, что они умеют. Мол, приходят они к издателю и говорят: «Вот вам наша предыдущая работа, пользующаяся достаточно большой популярностью. Смотрите, в каких стилях мы можем работать».
… внёс дополнительную сумятицу во время раскрутки игры, проводя параллели с Doki Doki...
Видимо, я ослеп окончательно, раз я в упор ничего такого не видел. Не будете ли вы любезны пруфы предоставить в виде скриншотов?

С остальной частью обзора я, в принципе, согласен. Но мне повезло, я особых надежд на новеллу не возлагал. Я, по большей части, ради графики и играл)
Плюсую, я сейчас осознал, что про сестру главного героя вообще забыл… Зачем она была нужна?
Напрямую они об этом, конечно, не говорили, но формула «непонятная дичь за фасадом из милых вещей» вызывает стойкие ассоциации с Доки Доки. Примером подобного выступает один из предрелизных роликов игры, в котором задавалась атмосфера мистики и тайны: https://www.youtube.com/watch?v=FwfxeTgLsmQ

Я понимаю, что это, в определенной степени, проблема моих завышенных ожиданий, но всё же данный нюанс сказался на финальных впечатлениях. Если бы игра с самого начала не пыталась активно походить на Доки Доки, подбрасывая тревожные сцены, которые в итоге ни во что не вылились, то данного пункта в обзоре бы не было:
В целом я со многим согласен, но хочется отметить, что ой как же у меня бомбит когда каждый орет что она схожа с доки доки. Да чем-то отдаленно она отдает, но многие прям таки орут что она ооочень похожа, что в корне не верно. Да, чтобы сразу вопросы отпали, я терпеть не могу доки, и считаю эту игру г*вном.
За конченый сюжет, единственное что его вытягивает это Моника, все остальное там крайне убогое, и не интересное. Рисовка крайне специфичная, плохой бы я ее не назвал, но лично для меня она была не комфортная (Да это субъективно), как правило в новеллах рисовка ближе к нейтральной, чтобы игроки не отвлекались от сюжета. Дно персонажи, которые были пустыми, а все что мы о них узнали это буквально поверхность, как то что Юри там например любит строгие книги, ЧТО ВИДНО КАК БЫ ЕСЛИ НА НЕЕ ВЗГЛЯНУТЬ. Хер с ней с доки, больше меня ее фэндом вымораживает. Но помойму я не о том. В целом Моя Эра не похожа на доки от слова совсем, кроме нескольких сцен и, только теоритического, опять же теоритического вдохновения при создании Наны. Хотя если так подумать, в теории за прототип могли взять и Ульянку из бл. Так что орать что это доки не нужно. Соглашусь что доебался, но уже нагорело)
… в котором задавалась атмосфера мистики и тайны...
Хоть убейте, но в упор не вижу атмосферы мистики и тайны. Разве что попытку придать многозначительности, не более.

… подбрасывая тревожные сцены...
Ни одной такой не увидел. Как то уж слишком по-разному для нас игра представляется и ощущается.
Мысль верная, в принципе, но вырулил её не в ту сторону. Потому что Moe Era в принципе не является русской копией DDLC.
Не является, но явно к ней отсылает.



Вы когда-нибудь слышали про Мэри Сью? Это такой архетип персонажа, обладающий всеми возможными достоинствами, но всячески обделенный какими бы то ни было недостатками. Такие персонажи преуспевают в любых условиях, чтобы они не делали, а объяснение этому элементарно — автор видит в этом персонаже отражение себя, вот и подыгрывает, как может.
Не всегда автор видит в таком персонаже отражение себя. Наиболее популярны МериСьюшки во всяких женских романах, где есть некая убер-баба, которую все хотят. И это не потому, что автор хочет ассоциировать себя с таковой. Это для того, чтобы с таковой себя ассоциировала читательница. Такое себе разбавление скучной жизни представлениями о том, что «вот попала бы я в средневековье, там бы меня рыцари с конями...».

Как в «Сумерках» (я их, правда, не смотрел, поправьте, если ошибаюсь). Есть обычная школьница, не очень популярная. И вдруг в неё влюбляется сверхъестественный красавчик. А потом ещё один. И ещё. И так орда набралась. При этом самой школьнице ничего не грозит, т.к. весь мир нечисти мечтает её поиметь, а не убить. И побежали школьницы кассу фильму делать с мечтами о том, что и у них когда-то наступит подобный праздник))

По-моему, чаще всего этот приём именно так используется.

Угадайте произведение по иллюстрациям
Да, так тоже делается, но это больше коммерческий подход, нежели творческий.
Женские романы сами по себе — больше коммерческая штука, нежели творческая))) А за их пределами сам архетип встречается не так часто, и обычно обусловлен тем, что с ним проще всего работать, особенно, если прицел на широкую аудиторию. Грубо говоря ГГ какой-нибудь Far Cry (я не играл, поправьте если ошибаюсь) тоже в какой-то степени Мэри Сью. Делает что хочет, убивает кучу людей (и не только), и все этому рады. А начни игра за такое наказывать, бегать по открытому миру будет уже не так весело.

Лично для меня описанный образ Эрми — скорее юмористичная приблуда, нежели отражение мира автора. Противоположность Мэри Сью, добавленная просто потому, что такой архетип смотрится забавно :)
В первом Far Cry главный герой был откровенно туповат — классический герой боевика, которого использовали в чужих целях.
Во второй части протагонист тоже умом не блистал, учитывая что при поездке в Африку он не задумался о таких прозаичных вещах как малярия. К тому же, он умирает в конце, так как его всё это время водили за нос.
В третьей части главный герой… тоже туповат. И его тоже использовали…
В четвертой части… Тоже самое.
В пятой части… Да ладно!
Это что угодно, но не Мэри Сью.

Касаемо Эрми — может быть. Не исключаю, что это комедийный персонаж, правда у меня во время прохождения сложилось прямо противоположное впечатление.
Там в целом фишка постоянно менять рисовку, и в случае сестры это как-то совсем неоправданно. Может мы не познали какой-то глобальный смысл и в этом есть какая-то задумка?
На новой игре+ из прохождения вырезается значительная часть сцен, которые не касаются конкретного рута, поэтому 6-8 часов — это время всего прохождения (+2 часа на рут Эрми, так на него выйти можно лишь в новой игре).

Почитал обзор, впринципе — с претензиями я отчасти согласен (насчёт непонятной мистики например) но у меня есть важный вопрос к автору — вы играли в + режим Moe Era? Там тоже хватает информации. Как её открыть — можно выглядеть в гугле

Читай также