Обзор Fate/stay night. Сточасовая визуальная новелла про «Королевскую битву» магов.
Fate/stay night (Судьба/ночь схватки) — это настоящая классика среди визуальных новелл. Сюжет произведения строится вокруг Войны Святого Грааля, в которой Грааль выбирает семь мастеров, а те, в свою очередь, призывают себе слуг из числа героических духов. Их цель — выжить. Та пара мастер/слуга, которая сумеет пережить соперников, побеждает и получает главный приз — исполнение любого желания. Если вы хорошо знаете японцев, то должно быть уже догадались, кто является фаворитом пятой Войны за Святой Грааль. Правильно, обычный японский школьник! Но не волнуйтесь, он не один такой. Половина мастеров тоже школьники! Устраивайтесь поудобней. Будет весело!
***
В 2004 году компания Type-Moon выпустила визуальную новеллу Fate/stay night. Это стало началом для целой франшизы, которая пользуется бешеной популярностью как в самой Японии, так и по всему миру, но сегодня речь пойдет не о культурном феномене, коим стала серия, а о той самой игре, с которой все началось.
Fate/stay night делится на три арки, в которых ход пятой Войны за Святой Грааль кардинально меняется. Несмотря на то, что события в них являются взаимоисключающими, проходить их придется в определенном порядке: Fate, Unlimited Blade Works и Heaven's Feel. В чем отличия между ними? В том, с какой девушкой у главного героя будет роман! Не стоит так удивляться. Напоминаю, это всё ещё японская игра.
Почему Fate/stay night обрел такую популярность? Что выделило его на фоне конкурентов? За что полюбили данную визуальную новеллу? Вот вам короткая версия:
А вот и длинная версия: В этом произведении вы играете за Эмию Широ. Обычный школьник, посредственный маг, знающий лишь одно (два, но скрывает) заклинание, доброхот-идеалист, убежденный сексист, упрямый дурак, превосходный знаток оружия и мифов, отличный кулинар и просто хороший человек. Думаете, путь этого парня будет устлан розами? Ха, разве что шипами от них. И в этом вся прелесть.
В игре имеется сорок пять концовок. Из них три являются истинными, одна хорошей, одна нормальной, а остальные сорок — плохие, в которых главный герой погибает… или хуже. Как вы можете видеть, путь Широ к успеху сложен и тернист. Более того, его победу можно смело считать статистической погрешностью.
Fate/stay night состоит из крови (преимущественно самого протагониста), пафоса и такого уровня превозмогания, что даже космодесантники из Warhammer 40K были бы впечатлены. А также бытовухи, свиданий и прочего фансервиса. Японцы, что с них взять? Любят они это дело, на контрастах играть. Но обо всем по порядку.
Акт 1. Fate.
Арка Fate (Судьба) является рутом Сэйбер — слуги, которую случайно призывает главный герой, что вовлекает того в Войну Святого Грааля. Волею случая Широ заключает союз с мастером Арчера, Тосакой Рин, которая объясняет незадачливому магу, во что тот встрял. Как всё это отражается на главном герое? Готовьтесь: Эмия Широ, несмотря на участие в Войне за Святой Грааль, продолжает ходить в школу и заниматься повседневными делами. Вот тут ваше удивление полностью оправдано. Даже персонажи самой новеллы ужасаются, узнав о наплевательском отношении Широ к собственной безопасности. Особенно Сэйбер, в чьи обязанности входит обеспечивать сохранность тушки этого оболтуса.
Так что же входит в повседневные занятия Эмии Широ? Завтраки, ужины и походы в школу. Значительная часть арки посвящена именно этим занятиям. Поверьте, это так же увлекательно, как и звучит. Т.е. совсем не увлекательно. На эти праздники жизни заходят следующие лица: Сэйбер и Рин, которые заселяются в его особняк в японском стиле (это важное уточнение… по крайней мере, для сценариста, так как разделение на западное и японское в новелле встречается регулярно), его опекун Фуджи-нээ и подруга детства Сакура. В школе Широ встречается со своими друзьями: с братом Сакуры по имени Синдзи и парнем, чье имя можно и вовсе не запоминать. Кстати, Синдзи регулярно избивает Сакуру. И Широ об этом прекрасно знает, но на что-то большее, чем избить Синдзи в ответ, неспособен. Назовем это замысловатой химией между персонажами и двинемся дальше, так как этот конфликт будет разрешен лишь в третьей арке.
Интересный факт: Существует спин-офф про кулинарные подвиги Эмии — Emiya-san Chi no Kyou no Gohan (Сегодняшнее меню для Эмии). Поверьте, это далеко не самое странное из того, что связано с этой франшизой.
К счастью, это далеко не все, что есть в данном руте. Война за Святой Грааль идет полным ходом, поэтому в промежутках между бытовухой Широ приходиться сражаться с другими мастерами. В данной арке основной конфликт сосредоточен на противостоянии с Райдер и Берсерком. И борьбой отряда Широ с его идиотизмом. Чтобы вы прочувствовали на себе всю мощь тактического гения Эмии Широ, я перечислю несколько убеждений о проведении Войны Святого Грааля, в которые он искренне верит: 1. Днем он находится в безопасности, так как маги должны скрывать своё существование от обычных людей (ох, как же он ошибается); 2. В том, чтобы отправиться в неизвестном направлении, не оповестив никого о своем уходе, нет ничего плохого (мне так жаль Сэйбер); 3. Если ты парень, а твой слуга, чьи возможности превосходят человеческие в сотни раз — девушка, то ты должен сражаться вместо неё! Неудивительно, что Широ разошелся на мемы.
Подборка мудрых изречений Эмии Широ.
Если бы произведение осталось на этом уровне, я бы забросил прохождение (что я и сделал в какой-то момент, но после изучения вопроса решил дать новелле второй шанс), однако в дальнейшем сюжет начинает двигаться в нужное русло. Широ взрослеет, а его взгляды на жизнь начинают меняться. Более того, в какой-то момент ты узнаешь, что главный герой понимает абсурдность своего поведения, но не может поступать иначе из-за своих принципов, которые он буквально унаследовал от своего приемного отца. Также его выкрутасы обусловлены психологической травмой, полученной в результате жуткой трагедии. Если я не ошибаюсь, это называется «синдромом выжившего», когда человек винит себя за то, что он выжил там, где все остальные погибли. И в дальнейшем эта тема получает развитие, которое было так нужно арке.
К этому моменту начинает развиваться и любовная линия с Сэйбер, которая, надо признать, очень похожа на самого Широ. Она даже страдает от схожих проблем, потому в отношениях между ними возникает настоящая химия. И, несмотря на всю абсурдность свиданий во время войны между магами, эту часть рута можно смело назвать важной. И, к тому же, весьма милой.
Интересный факт: При жизни Сэйбер была изнасилована, после чего стала отцом. Её очаровательный сынишка (дочь) тоже будет призвана в качестве слуги, но уже в другой части серии. Это канон!
К моему глубочайшему облегчению, под конец произведение не только смещает акцент на битвы и раскрытие тайн, стоящих за этой войной, но и практически полностью отходит от повседневности. И, как вишенка на торте, эпичный финал, во время которого главный герой неистово превозмогает, а игрок понимает — оно всё же того стоило!
***
На правах ремарки, я бы хотел упомянуть одну немаловажную вещь, которую можно легко упустить во время прохождения. В игре с таким большим количеством плохих концовок просто необходим элемент, который бы помогал игрокам расслабиться после напряженной сцены. И он здесь есть — «Додзё Тайги». Это небольшие сценки, которые можно посмотреть после каждого «бэд энда». Они представляют собой юмористические вставки, в которых персонажи новеллы объясняют, какие именно ошибки игрока привели к неутешительному финалу. Если решите начать прохождение Fate/stay night, смело смотрите их, несмотря на предупреждение о спойлерах. Они того стоят.
***
Акт 2. Unlimited Blade Works.
В арке Unlimited Blade Works (Край бесконечных клинков) любовным интересом главного героя становится Тосака Рин, мастер Арчера. Вы бы знали, насколько шикарно этот дуэт дополняет друг друга! Если описывать Рин в двух словах, то она — эталонная цундере. Хоть в палату мер и весов отправляй. Если незнакомы с данным термином, то, грубо говоря, его можно перевести, как «заботливая стерва». И, в отличии от Эмии Широ, Тосака Рин — настоящий маг! Не дилетант-самоучка, не случайный прохожий, а маг, который понимает, что делает на этой войне! Ох, как бы мне хотелось, чтобы она была протагонистом! Но имеем, что имеем.
К чему я не был готов, хотя это и было предсказуемо, Эмия Широ вновь вернулся к своему исходному состоянию. Благо в этом руте он развивается быстрее, но это всё равно чувствуется регрессом, хоть и оправданным.
Пожалуй, главное преимущество Unlimited Blade Works над Fate заключается в отходе от бытовухи. Война за Святой Грааль в этом руте идет куда напряженнее. Главные герои здесь противостоят не неудачнику и девочке, не понимающей концепцию добра и зла, а хитроумной злодейке, готовой на всё ради победы — Кастер. Кроме того, между Эмией Широ и Арчером начинается идеологический конфликт, который сталкивает их друг с другом. Наблюдать за этим намного приятнее и интереснее, чем за событиями первой арки.
На мой взгляд, Unlimited Blade Works — это лучшая часть Fate/stay night. Не только из-за большей динамики или возросшего градуса пафоса, но и из-за того, что здесь полностью раскрывается линия главного героя. Я даже проникся к нему некоторым уважением, хоть и до сих пор считаю его идиотом. Если и проходить данную новеллу, то ради этого рута.
***
Хочется вставить пару копеек насчет эротических сцен в этом произведении. Они ужасны! Это самые постыдные эротические сцены, которые я когда-либо видел! Я испытывал дискомфорт от одного лишь намека на их приближение! Если решите начать прохождение этой новеллы, поищите версию с цензурой.
К сожалению, из-за правил сайта я не могу выложить всю подборку мемов на эту тему.
***
Акт 3. Heaven's Feel.
Если вы когда-нибудь задавались вопросом, может ли автор вставить фанфик по мотивам в собственное же произведение, то третья арка Fate/stay night даёт ответ на этот вопрос — да, ещё как! Перед вами Heaven's Feel (Прикосновение небес). Этот рут посвящен Сакуре — подруге детства главного героя (я все равно буду так её называть, хоть они и знакомы всего пару лет). Если раньше добровольно-принудительный характер любовных линий не вызывал у меня каких-либо вопросов, то здесь они появились. И их весьма много. Но об этом далее.
Heaven's Feel, по моему мнению, является чем-то абсолютно чужеродным для этого произведения. Все, что сценарист так долго выстраивал, рушиться здесь в одночасье. Ситуация настолько серьезна, что обсудить её без спойлеров, увы, не получится.
Во-первых, вы помните про насилие, которому Сакура подвергалась в своей семье? Начнем с того, что, на самом деле, это не её семья. Настоящая фамилия Сакуры — Тосака. В детстве её отдали в семью Мато, так как у магов принято избавляться от «лишних» наследников. Лучше бы вместо этого отец Сакуры её просто убил. Это было бы гуманней, ведь в семье Мато её ожидали несколько лет релаксирующих процедур в подвале, заполненном членочервями. Поверьте, на деле это ещё ужаснее, чем звучит! Кстати, её сводный брат, Синдзи, не только бил её, но и насиловал. Если вы чувствуете, будто произведение неожиданно стало в разы мрачнее и абсурдней, то вы правы. Скажу прямо, для меня подобное стало полной неожиданностью, несмотря на два пройденных до этого рута.
Во-вторых, персонажи, которых мы так хорошо узнали в предыдущих арках, начинают меняться до неузнаваемости. Чего только стоит появление Тёмной Сэйбер, роль которой низводится до препятствия на пути главного героя. Что до Широ — с ним всё ещё хуже. Те принципы, ради которых он до этого рисковал своей жизнью… Он просто переступил через них. Кроме того, сценарист буквально избавился от нескольких персонажей максимально незатейливым способом, будто не зная, что с ними делать.
В-третьих… Попробуйте угадать, кто стал финальным злодеем в этой истории. И это… Анхра-Майнью, зороастрийский дьявол! Неожиданно, не правда ли? Сразу отвечу: догадаться об этом во время прохождения было нельзя. Вообще.
В-четвертых, роман с Сакурой вызывает множество вопросов. Главный из них — почему наибольшую жестокость она проявляет по отношению к единственному человеку, который по-настоящему заботиться о ней и всеми силами старается спасти? При этом, терпя издевательства со стороны своих мучителей до самого финала. Когда по вине Сакуры Широ лишается руки, она бежит в ванную, блюет в раковину и смотрит на свою улыбающуюся физиономию в отражении, радуясь тому, что с такой травмой тот больше не сможет участвовать в Войне Святого Грааля (наивная). Согласитесь, сложно сопереживать такому персонажу.
Рут пытается быть мрачнее, но это просто не работает. Вся эта гипертрофированная жестокость, абсолютно внезапные сюжетные повороты… Чтобы подобное не превращалось в фарс, необходимо было подготовить игроков, добавить в произведение элементы, позволяющие заподозрить нечто неладное. Но этого не было сделано, поэтому впечатления остаются смешанные.
В этой арке всё ещё есть хорошие моменты. Например, взаимоотношения с Илией, мастером берсерка. Более того, оказывается что у неё и Широ есть много общего. Он даже может позвать её к себе в гости… Я упоминал, что она может убить его в любой момент? Хотя она все равно лучше Сакуры, так что не мне его судить.
Интересный факт: У Илии есть свой спин-офф — Fate/kaleid liner Prisma Illya (Судьба/девочка-волшебница Илия). Япония — безумное место, не так ли?
Финал всё ещё достаточно эпичен, но, в данном случае, он не перевешивает всех недостатков рута. В Heaven's Feel ощутимо меньше достоинств, чем в других арках. А вот проблем здесь куда больше. Стоит ли его проходить? С одной стороны, без Heaven's Feel ваше понимание сюжета будет неполным, а с другой — это можно исправить, посмотрев сюжет в тематической вики, или, ознакомившись с аниме-адаптацией.
***
Fate/stay night по праву заслуживает своего культового статуса. Несмотря на все проблемы, произведению удается создать неповторимую атмосферу противостояния между магами и упрямым идиотом с золотым сердцем. Персонажи западают в душу, яркие моменты запоминаются, а нелепые… запоминаются ещё сильней, так как они до неприличия комичны. Стоит ли играть в эту визуальную новеллу? Если вы большой ценитель жанра, но, по какой-то причине, пропустили её, то ответ — да. Если заинтересовала история, но у вас нет лишних ста часов? Тогда, скорее, нет. В таком случае, я бы посоветовал посмотреть аниме-адаптации Unlimited Blade Works и Heaven's Feel. Почему не аниме по Fate? Потому что оно — отстой! И на этой шокирующей новости я с вами прощаюсь. Спасибо за внимание!
P.S. Вот ссылка на блок-схему со всеми выборами, чтобы вы смогли понять масштабы Fate/stay night: http://intarbutt.info/datazz/FSN_Flowchart.pdf
Лучшие комментарии
В книгах вы тоже читаете только те главы которые нравятся? Сам вопрос абсурден, как и попытка автора навязать своё мнение, что какая-то глава «не очень» т.к ему не понравилась.
3 рут абсолютно нормально вписывается в концепцию повышения вовлечение главного героя в войну, от почти безучастного в 1 руте, то ведущего персонажа в последнем. Так же в 3 руте наверное больше всего информации о насуверсе(мир игры), и отвечает на многие вопросы которые умалчиваются в предыдущих рутах.
Откуда цифры в сотню, когда прохождение занимает в крайнем случае 50-60 часов, и то, если не скипать уже прочитанные ранее сцены(причем игра это заботливо предлагает сама)?
Смешнявки про мудрые изречения широ — это вырванные из контекста некорректно переведенные фразы(да еще и из адаптаций, можно было бы и в внке эти моменты найти).
Хентайные сцены там так же кринжовы, как и в любой эроге, а в 3 руте так и вовсе вплетены вполне органично(ну, насколько вообще можно назвать органичным хентай).
Не упомянут ни саундтрек, ни качество/количество сиджи, ни то, как игра локализована, как в целом выглядит, звучит, и играется(из игры вообще полтора скриншота, и те сиджи, серьезно? Эт важно ж, вон в той же Muv-Luv Alternative, например, спрайты даже в разговорных сценах моргают и шевелят ртами, а экшон относительно анимирован, какая-нибудь School Days вообще полностью аниме, а еще есть куча внок и с геймплеем), и даже жанр с сэттингом не упомянут нормально(хотя б простенькое «городское фэнтези» давало бы хоть какую-то ясность).
Персонажи часто сливаются сценаристами будто бы чисто по-приколу опять же и в первых двух рутах, что Кирей в убв, что кастер в фейте, что Синдзи в фейте(и так далее, про смерти лансера даже упоминать не буду).
И внезапные воскрешения и вотэтаповороты по типу «предал, но оказывается не предавал, это многоходовочка прост чтоб избавиться от командных заклинаний» и «я все это время таскал ножны в себе, гы(и они то регенят, то не регенят, то нужно, чтоб сэйба была рядом, то и так тож норм)», этого всего в достатке во всех трех рутах.
И, собсна, интересных персонажей на первом плане, конфликтов и крутых экшн сцен тоже достаточно и в третьем руте.
А вот зашла ли сама Сакура с ее раздвоением личности, наклонностями яндере и червями, это уже личные предпочтения, так что тут вопросов нет.
Адаптации так вообще нинужны(почему — это уже отдельная тема, достойная такой же простыни, что и обзор самой игры), разве что ради графона в экшн-сценах, но раз уж зашел разговор, то, Heaven's Feel вообще-т даже не вышла еще, второй из трех мувиков на бд будет только в августе.
Вместо обзора игры — пересказ сюжета и вывод «ну, и стоит, и нет, можете аниме посмотреть», как-то не круто. Еще и непонятно, на кого расчитано — те, кто в теме, те и так про сюжет знают, а для тех, кто не читал, — спойлер же на спойлере и спойлером погоняет. А новеллка-то хорошая, годная.
Лучше не лезьте в Насуверс. Тут вам не БЛ.
За такое не то, что касарь давать нужно, за такое штрафовать положено.
P. S. Мордред не сын Артории, а племянник и был убит им в бою, прежде чем призван граалем (меняем он/она). А красный сейбер, не сын/племянник Артории, учим лор.
«При жизни Сэйбер была изнасилована, после чего стала отцом. Её очаровательный сынишка (дочь) тоже будет призвана в качестве слуги, но уже в другой части серии. Это канон!»
Какой канон? По канону Артурия( или Моргана, не упомнишь) упросила у Мерлина сделать ее мужчиной, дабы зачать Мордред. И матерью его является та самая Моргана.
Проходили вы ВН определенно левой пяткой, большую часть сюжета объясняют как раз в ХФ. Этот рут и является кульминацией раскрытия сюжета и персонажей, единственная проблема лишь в Сакуре, которая не каждому по нраву.
P/s.К счастью для Широ, сейба была призвана без «этого».
Плюс, Моргана же мать по лору. Даже фанарта на тему предостаточно.
У Сакуры две личности, настоящая, сломленная, которая терпит, и невменяемая темная, отравленная ангрой, которая уже карает, от первой в сторону Широ были только положительные чувства, а от второй Широ меньше всех досталось, даже включая бед энды.
Насчет хэвенс фил, внесу свои дополнения
Жестокость магов является таковой только для обычных людей. Помните, что они помешаны на своей цели — достижении хроник Акаша. Так что, являются ли действия Токиоми жестокостью по отношению к Сакуре, с его стороны? Для него, как представителя семейства магов, отказ от магии равносилен смерти и является большей жестокостью по отношению к Сакуре, т.к. у неё огромный потенциал. Но увы, 2х наследников магии в семье быть не может.
>Во-вторых, персонажи, которых мы так хорошо узнали в предыдущих арках
Для этого есть причина, т.ч. не вижу в этом проблемы.
>В-третьих… Попробуйте угадать, кто стал финальным злодеем в этой истории. И это… Анхра-Майнью
Тоже не вижу проблем, т.к. это было раскрыто, а не подготовлено в виде рояля в кустах.
>В-четвертых, роман с Сакурой вызывает множество вопросов. Главный из них — почему наибольшую жестокость она проявляет по отношению к единственному человеку, который по-настоящему заботиться о ней и всеми силами старается спасти?
Потому что она не хочет вовлекать Широ дальше в этот конфликт. Возможно она полагает, что её действия дистанцируют Широ от неё, поскольку он станет её ненавидеть.
Возможно, стоило саму фабулу и сути конфликтов героев описать лаконичнее, уделить внимание не тому, что конкретно происходит, а тому, как оно подается — это ж основные фишечки фсн — постоянная рефлексия героя да смакования страданий(40 бэдэндов как бы намекают), поданных иной раз не хуже, чем во всяких уцуге типа картагры(предок фсна в виде офигенной Цукихиме с в край поехавшим чуваком в качестве главного героя, который в половине игры только и делает, что убивает, насилует и страдает, дает о себе знать, да).
В этом, к слову, и одна из основных проблем адаптации UBW же — если в внке мы на фоне самого сюжета постоянно читаем внутренние монологи широкого, видим, чем мотивированы его поступки, переживаем все события вместе с ним, то в аниме мы просто смотрим, как школьник с вьетнамскими флешбеками ведет себя как сексист и суицидник. Такому сопереживать и не хочется.
Ну, и, к спору о вкусах, я ж не пытался сказать, третий рут, мол, круче; лишь указал на то, что в нем те же плюсы и недостатки, что и в остальных.
Блин, ты и правда умудрился сотку насидеть, мое увожение :D
Хм, возможно, это, кстати, из-за перевода, хотя утверждать не берусь. Русскую локу не чекал, читал на ингрише, и у меня за первое неторопливое прочтение накапало чуть больше двое суток с чем-то, собсна, как и у большинства вроде челов, судя по отзывам.
Красавица, лучший перс новеллы, лучший рут, F/SN в первую очередь стоит читать ради HF, которая является истинным продолжением лучшей фейтоты(офк речь о Zero) расставляющая все точки над i, во вторую конечно же ради рофлов в Додзе, Fate по хуже, но тоже в принципе не плох как введение в серию для тех кто пропустил Зероту, а вот UBW, эт совсем не нужная пафосная параша, лучше анимкой от юфиков смотреть отключив мозг.
Мне кажется 100 часов как то больно много, насколько помню у меня на счетчике под конец около 30 часов было после сбора всех всех концовок.
Тут не понял.
Гильгамеша, который ее копьем потыкал она съела.
Дедушку, который ее пытал, раздавила.
Братишке снесла голову.
А Широ только руку фиганула, случайно зацепив когда тот бросился спасать Иллию, т.е. эта атака вообще не для него предназначалась.
Где там проявление наибольшей жестокости?
Она вроде наоборот хотела обезопасить его от всего, от войны, от страшного дедушки, которого она естественно сильно боялась и конечно же от темной себя.
К слову все вышеперечисленное по сути не настоящая сакура делала, а отравленная ядом ангры темная личность.