«Ведьмак» от Netflix вышел дискуссионным во многих аспектах. Пока за новую адаптацию или против неё ломаются копья, давайте вспомним первоисточник и поговорим о такой важной части сюжета романов, как Предназначение. Благо что и сериал начал подступаться к этой теме и есть повод освежить память в ожидании продолжения (или отмены).
Приветствую вас, я Мария Штейнман, и это Creative Space. Добро пожаловать в мир благородного безумия.
Итак, дорогие коллеги, я обещала, что мы продолжим разговор о «Ведьмаке», и вот этот момент настал. Мы говорили о выборе человека и о том, что он меняет в мироздании. Сегодня мы поговорим ещё и о предназначении, потому что, как явствует из книг Сапковского, огромное количество сюжетов завязано на вопросе о том, можно ли изменить будущее, можно ли изменить настоящее и влияет ли наше отношение к реальности на неё.
Речь об этом идёт в книге «Меч предназначения», второй по ходу сюжета в «Ведьмаке». Если первый сборник новелл, который называется «Последнее желание», скорее даёт нам очертания этого мира, Неверленда, то второй сборник новелл задаёт вопрос: можно ли играть с судьбой и при этом выиграть?
Судя по «Ведьмаку», игра с судьбой — это лотерея, но выиграть можно только ребёнка
Те, кто читали, в курсе, те, кто не читали, сейчас узнают много интересного. Всё дело в том, что у ведьмака, Геральта из Ривии, большие проблемы с женщинами, или, как это модно говорить, у него токсичные отношения с чародейкой Йеннифер из Венгерберга, и вся первая книга о том, что судьба, некий джин, свела их вместе. Последнее желание, которое успел выговорить Геральт, связывает их навсегда. По-хорошему на этом книга о ведьмаке должна была бы закончиться, потому что нет ничего нового в сюжете о том, как сложно быть с человеком, с которым тебя связывают сложные, токсичные отношения, мучая друг друга. Сапковский это почувствовал, и свою вторую книгу он начинает писать совершенно о другом. Когда-нибудь мы обязательно поговорим о литературных источниках «Ведьмака», но сегодня обратим внимание на другое.
Посмотрите, какая дивная история уложена в сюжетах вокруг предназначения. Всё начинается с расколдовывания некоего рыцаря по имени Йож (сейчас любой советский человек немедленно вспомнит смешную песню чешской группы «Jožin z bažin»). Этот «Йожин с бажин» появляется как часть сюжета о заложенных детях, свойственного, кстати, и русскому фольклору. Понятно, что не в ломбард заложенных, а когда отец даёт обещание или соглашается на некое действие, залогом которого является его ребёнок. В советском фильме «Варвара-краса, длинная коса», как вы помните, тоже появляется Водяной со словами «Должок!», напоминая о таком обещании. В появлении Цири, так называемого «ребёнка неожиданности», обыгрывается тот же самый сюжет.
Интересно другое: не Йож, а именно Геральт из Ривии выступает тем самым потусторонним существом. которое требует ребёнка себе. Это связано с драматической особенностью организма любого ведьмака: они не могут иметь детей. Таким образом Геральт обретает возможность хотя бы усыновить мальчика и сделать его своим продолжением. Однако всё оказывается иначе: рождается не мальчик, а девочка — в этот момент Геральт пугается исполнения собственного желания. Чудесный друид Мышовур объясняет ему, что у него есть шанс стать опекуном этой девочки и выполнить то, чего он и хотел, но Геральт всё ещё боится и уходит. В результате мир не становится приятным и комфортным, как того хотелось бы ведьмаку: начинается колоссальная война. Спустя несколько лет, принеся серьёзные жертвы, Геральт всё-таки встречается со своей будущей приёмной дочерью, и становится понятно, что от этой судьбы не уйдёшь и всё, что ты пожелал, однажды исполнится. Как сказано у Клайва Льюиса: «Каждый получает то, что хочет, не каждый этому рад». В случае с Геральтом немного иначе, ведь он действительно радуется, однако это могло случится и более простым путём.
Есть и второй момент, связанный с образом ведьмака и предназначения.
Зная, что у меча предназначения два острия («одно ты, другое — смерть»), Геральт боится, что каждый, кто соприкасается с ним, попадёт под эту траекторию. То же качество унаследует его приёмная дочь Цирилла, только оно станет ещё сильнее и заметнее. С Цири связан обширный сюжет последующих книг: она оказывается не просто ребёнком предназначения, а своего рода миной замедленного действия для вселенной, которую создал Сапковский. Она носитель колоссальной магической мощи, и непонятно, уничтожит она мир или его спасёт. И в какой-то момент оказывается, что этот баланс уже зависит не от Геральта, а от юной девушки и от того, чему успел Геральт научить свою приёмную дочку. Научить не владению мечами, а человеческому теплу. Ведь в какой-то момент, оставшись без всякой помощи и поддержки наедине с очень жестоким миром, Цири оказывается угрозой для этой реальности, потому что она действительно может снести всё на своём пути.
Сапковский заставляет своего героя пуститься в абсолютно безнадёжную авантюру, квест, который никого не спасает и ничему не помогает, но объясняется главным — Геральт отправляется на поиски Цири, чтобы её спасти не только от внешних врагов, но и от самой себя. Отсюда самое интересное — предсказание некоей сумасшедшей эльфийской пророчицы о том, кто то ли уничтожит мир, то ли его спасёт. Немедленно появляется мифологема Избранного, если это Геральт, или Избранной, если это Цири. Вначале кажется важным, исполниться ли это пророчество, однако к концу книг оно становится никому не нужным, потому что политические бури и войны настолько сильно потрясают мир, в котором живут Геральт и Цири, что этот мир уже вот-вот пропадёт не из-за предсказаний или природных катаклизмов, а просто от того, что люди, эльфы и краснолюды в очередной раз собираются перерезать друг друга.
Отсюда ощущение не просто постмодернистской иронии, о чём любит рассуждать Сапковский в своих книгах, но и колоссального трагизма. Ты можешь быть героем, сверхчеловеком или супергёрл, но когда поднимается толпа, озлобленно уничтожая всё на своём пути, даже ты можешь погибнуть, потому что не можешь ей противостоять. Геральт из Ривии пытается спасти своих друзей, и дальше возникает вопрос: погибает он или нет? Важно то, что спасти мир он тоже не успевает (но надо ли ему спасать этот мир?). В тоже время Цири, залог то ли хаоса, то ли космоса, должна сделать выбор, что ей важнее: политические игры или родные близкие люди. Она выбирает близких, и, может быть, именно этот её выбор оказывается ключевым и на самом деле спасает мир, потому что это выбор, который стоит перед каждым. Что нам важнее: амбиции, возможность настоять на своём, или наша способность любить близких, которые, увы, не бессмертны? Ценность обычного человека, ценность и хрупкость человеческой жизни — может быть, именно к этому пытается подвести нас Сапковский. Решать, как обычно, вам.
В играх Цири совершает этот выбор повторно, и от игрока зависит, насколько близки они будут с Геральтом
Вот так, дорогие коллеги. До встречи, и да пребудет с нами сила.
Лучшие комментарии
Всем бы авторам в блогах такую способность подчеркивать очевидное. Тогда б, может, и не умерли.