Было время в нашей стране, когда почти каждый ребенок на вопрос «кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» мог уверенно ответить: «Космонавтом!» Само собой, покорителями космоса стали лишь избранные единицы, но любовь к звездам сохранилась у многих среди старшего поколения. И не только у нас — космическая гонка оставила свой след в душах людей и за рубежом. Один из таких мечтателей — американский разработчик компьютерных игр и кинопродюсер Крис Робертс (Chris Roberts). Любителям игр про космические сражения и путешествия этого человека представлять не надо: автора серии Wing Commander и Freelancer они знают хорошо и уважают не меньше, несмотря на то что Робертс в 2002-м году ушел из игровой индустрии в кинематограф. Как оказалось, эти десять лет были лишь передышкой перед главным делом его жизни — созданием игры своей мечты.
По заверениям разработчиков, в релизе вид из кокпита будет куда приятнее глазу не в ущерб информативности. А еще кабину своего корабля можно будет украсить так, как душа пожелает. Пожалуй, повешу ароматизатор «Елочка» на лобовое стекло.
С миру по нитке
Сейчас Star Citizen на слуху в первую очередь благодаря рекорду, поставленному во время сбора денег на разработку. Вознамерившись накопить «всего» два миллиона долларов, спустя месяц с небольшим Cloud Imperium Games Corporation получила в свое распоряжение свыше семи миллионов, оставив далеко позади Project Eternity. Причиной тому не только авторитет Криса Робертса, но и то, что разработчики пришли за денежкой далеко не с пустыми руками — уже тогда им было что показать. И надо сказать, увиденное впечатляло. А вчитавшись в многостраничные обещания на сайте и форуме, многие из тех, кто совсем не «болеет» космосом и знать не знает о Wing Commander и его авторе, охотно раскошеливались — под конец кампании по сбору средств счетчик накручивал по несколько тысяч платежей в час, отчего сайт периодически обрушивался в оффлайн. На такой успех не рассчитывал никто, даже сам Крис, — «stretch goals» («фичи», что обещают добавить в игру при наборе определенной суммы пожертвований) заканчивались на отметке в шесть миллионов.
Обзаведясь столь немалым фондом оплаты труда, Робертс и команда приступили к делу, пообещав уже через год одарить всех вложившихся в игру (а их на данный момент свыше ста тысяч) альфа-версией, сам релиз наметив на конец 2014-го года. Все это время нас обещают снабжать новостями, роликами, картинками и прочими мелкими и не очень радостями, столь важными для каждого из тех, кого Star Citizen не оставила равнодушным. Впрочем, о многом можно рассказать уже сейчас.
«My God, it’s full of stars!»
На самом деле, работа над «Звездным гражданином» началась задолго до первых анонсов будущей игры, что позволило CIG заманивать потенциальных покупателей не пространными рассуждениями о том, каким крутым будет новый проект, и не размытым концепт-артом, а вполне осязаемыми игровыми видео и скриншотами. Именно эти небольшие ролики послужили SC хорошей рекламой — уж очень привлекательно все выглядело.
Прогулка по огромному космическому авианосцу с видом от первого и третьего лица; шикарный вид на палубу, откуда взлетают небольшие истребители; наконец, вылет главного героя в открытый космос на одной из таких машин — и это все в «бесшовном» мире без единого намека на загрузку уровней. За обширные открытые пространства часто приходится платить качеством графики, но Star Citizen явно не тот случай: здесь возможности CryEngine 3 используются по полной, а ведь то, что нам показали, — далеко не финальный вариант. Но уже сейчас Крис с улыбкой говорит о том, что желающим ощутить все прелести графики SC придется раскошелиться на апгрейд — модель пилота будет насчитывать сотню тысяч полигонов, а количество полигонов самых больших кораблей исчисляется уже миллионами. Впрочем, к чему слова — вы и сами все видите.
Огромный авианосец. Для эстетов будет предусмотрена возможность наблюдать за ходом боя с капитанского мостика.
Гражданин Галактики
Несмотря на все красоты роликов и скриншотов, рассказы разработчиков о том, каким они видят свое творение в будущем, куда интереснее. Обещаний столько, что кажется — исполнить их все не под силу даже Робертсу, несмотря на всю поддержку фанатов.
Star Citizen — это, на самом деле, лишь одна из двух половинок детища CIG: еще одна носит название Squadron 42. Нет, речь не идет о разделении еще не вышедшей игры на несколько эпизодов или DLC. «Эскадрилья 42» — это основа: полноценный одиночный режим и многопользовательские схватки «сразу в бой» (что-то вроде World of Tanks, как говорит сам Крис в одном из интервью). Star Citizen же — нечто большее. Самое главное — это одна вселенная на едином сервере для всех игроков мира. Мир тот же, что и в одиночной игре, а вот сюжет будут творить сами игроки с помощью разработчиков, которые обещают выпускать небольшие обновления каждую неделю и баловать жителей этой мультиплеерной вселенной различными событиями.
Большое влияние на отношения с окружающим миром будет оказывать «статус гражданина», в зависимости от которого NPC будут вести себя по-разному в различных системах. Законопослушный налогоплательщик, герой двух звездных войн с идеальной анкетой? Пожалуйста, вот вам скидка на обслуживание в доках и приоритет в защите от пиратов. Правда, это все в центральных системах, где сильна власть закона. На краях обжитых областей, там, где царит анархия, хорошо живется совсем другим героям — любителям легкой наживы, контрабандистам и прочим отбросам общества.
Нам обещают, что каждый сможет найти себе занятие по душе — и любители PvP-боев, и исследователи, и, конечно, торговцы и шахтеры. Пират, особо преуспевший в ограблении караванов, вскоре увидит свою физиономию в выпуске новостей и узнает о возросшей награде за поимку, а пилот, открывший новую прыжковую точку, сможет назвать ее своим именем. Что-то вроде EVE Online, только с большим упором на исследования и социальную составляющую и гораздо меньшим — на противостояния кланов и корпораций. Не огромные альянсы в несколько сотен пилотов будут в центре внимания, а тот самый Звездный Гражданин плюс несколько его товарищей.
Добиться этого разработчики хотят с помощью системы «инстансов», широко используемой в MMORPG. Да, вот так — единый сервер, но с разделением на небольшие зоны-копии. В каждой зоне смогут находиться около ста кораблей одновременно (с точным числом CIG еще не определилась). Стоит превысить предел, как игра создаст новую зону, в которую будут переправляться все остальные пилоты, прибывшие в эту локацию. Кажется, это ломает сам принцип той самой единой вселенной, в которой будут происходить события Star Citizen, но ее авторы обещают, что умный сервер будет сводить в одну зону тех игроков, кто каким-либо образом связан друг с другом. Если за чью-то голову назначена награда, то каждый, кто подписал контракт на доставку жертвы заказчику «живым или мертвым», в случае нахождения в одной локации с целью обязательно окажется с ней по соседству — в той же копии зоны. А уж члены одной команды по умолчанию будут попадать в один «инстанс».
Ранняя модель грузовика Freelancer уже успела вызвать волну горячих споров на форуме игры — как оказалось, многим такой дизайн пришелся не по нраву. Разработчики обещали исправиться.
Для единой вселенной предусматривается и единая же экономика — игроки сами будут определять цены на товары и услуги, смогут покупать не только корабли, но и недвижимость, нанимать охранников и курьеров из числа таких же пилотов. Звучит очень заманчиво, но расслабляться не стоит: авторам Star Citizen стоит присмотреться к опыту разработчиков все той же EVE Online — уж они-то знают, к каким непредсказуемым последствиям может привести подобный свободный рынок.
Не игрушки
Крису Робертсу близка та категория игроков, которых принято называть «хардкорщиками». Те, кто не страшится трудностей и даже в игре полагается только на личные умения, а не на «прокачанность» своего персонажа. Star Citizen — как раз для таких. Не уровень героя, не количество вложенных в определенное умение очков опыта, а только прямые руки и начинка корабля помогут победить. Все это находится в тесной взаимосвязи — меткий выстрел в определенную часть судна может вывести из строя одну из множества систем корабля, что самым непосредственным образом скажется на управляемости, а экстренный сброс груза позволит увеличить скорость и маневренность. Никаких боев в стиле «симулятора Excel», как часто называют EVE Online. Тут нас ждет что-то похожее на «Ил-2 Штурмовик», но все же не с таким зубодробительным реализмом.
Само собой, SC будет поддерживать дополнительные устройства управления — начиная с геймпадов, заканчивая HOTAS-джойстиками и штурвалом с педалями. Впрочем, использование всех этих железяк вряд ли сможет повлиять на баланс — тут скорее вопрос удобства и глубины погружения в игру, нежели преимущества над «мышеводами».
Одними боями «пилот против пилота» дело не ограничится. Полномасштабные сражения с участием десятков игроков на кораблях различных классов — от простейшего истребителя до огромного авианосца, управлять которым придется не одному человеку, а целой команде. Плюс ко всему этому — внимание — взятие неприятельских звездолетов на абордаж (да, с управлением персонажем, как в шутере) с возможностью захватить судно в свое полное распоряжение. И корабль владельцу никто не вернет, как и в случае потери его в бою, — у нас же хардкор, вы не забыли? Нет, конечно, будут возможности подстраховаться (причем в буквальном смысле — обещают страхование кораблей), но вероятность оказаться банкротом после пары неудачных сражений и начинать все с нуля останется весьма высока — так играть интереснее, как говорит Робертс.
Hornet — основная боевая машина Флота. За штурвалом именно этого кораблика Крис показывал возможности игрового движка на первой презентации Star Citizen.
Единственный осязаемый минус Star Citizen на данный момент — это то, что у игры, с какой стороны ни посмотри, все уж слишком хорошо. Разработчики, видимо, и сами не ожидали такой прыти от поклонников, когда распределяли «stretch goals» на линейке пожертвований — смогут ли они в полной мере выполнить свои обещания? Теперь уже не отвертеться — сто тысяч вложившихся в «Звездного гражданина» будут внимательно следить за развитием проекта, и контроль этот будет не хуже надзора издателя, от которого удалось избавиться посредством краудфандинга.
Будем надеяться, что команде Криса удастся справиться с поставленной задачей в полной мере, тем более что на кону не только Star Citizen, но и сама идея коллективного финансирования видеоигр в обход издателей-гигантов.
Было бы круто, если бы одно из событий было, это прилёт враждебных инопланетян. И всем надо их мочить, ибо они действительно опасны, агрессивны, вполне могут захватить сервер, если не оказать вовремя сопротивления. Интересно, вот «начать с нуля», это там что ли бесплатный корабль есть? Какой-нибудь сбиватель астероидов с промышленным лазером? Вылетели, сбили астероид, собирали ресурсов, обратно на планету — продавать, и таким образом, пока не накопим? И какие там шахтёры? Искать необитаемые планеты, зондировать на наличие редких минералов и металлов, а потом буры сбрасывать или в режиме от первого лица указывать места? Или вообще как в экономической стратегии?