Студию Techland уже не раз можно было уличить в — скажем мягко — «творческом заимствовании». Стародавний шутер Chrome за ее авторством явно походил на Halo, а прошлогодняя аркадная гонка nail'd подозрительно напоминала Pure от Black Rock Studio.
Вот и новый проект поляков, боевик от первого лица Dead Island, при беглом осмотре казался калькой с Left 4 Dead 2. Сами посудите — зомби-апокалипсис, четверка иммунных, кооперативное прохождение, активное использование подручных предметов в качестве оружия… Плагиат?
Подобные виды в DI встречаются сплошь и рядом.
Diablo Island
Ответим сразу — скорее да, чем нет. Однако большинство идей разработчики подсмотрели вовсе не в детище Valve, а в Borderlands. Нам доступен для исследования целый тропический остров, где мы вольны путешествовать (пешком или на машине), истреблять толпы монстров, выполнять поручения немногочисленных выживших и изредка отвлекаться на просмотр сюжетных роликов. Последние, впрочем, можно смело пропускать — сценарий здесь примитивен, а следить за ним не хочется. Пожалуй, даже если бы вместо концовки мы увидели надпись «и тут все умерли», то едва ли расстроились бы.
Как и Borderlands, Dead Island берет другим — она довольно умело подзадоривает манчкина, что живет внутри каждого из нас.
Во-первых, немало внимания тут уделяется возне с арсеналом, а также сбору денег и разнообразного барахла. Огнестрельное оружие на райском курорте — редкость, зато всевозможные мачете, весла, бейсбольные биты, тесаки да палки — в изобилии. Разумеется, у любого средства умерщвления есть свои характеристики, которые можно увеличивать, приобретая улучшения. А чтобы любимая булава не сломалась в самый ответственный момент, нужно следить за ее состоянием и регулярно отваливать кругленькие суммы за ремонт.
Кроме того, оружие и другие полезные в бою предметы не возбраняется собирать самостоятельно. Местная система «крафта» напоминает оные из Fallout 3 и Dead Rising 2 — прежде всего нам надо раздобыть «чертеж» очередной смертоносной вещицы, затем отыскать необходимые детали и, наконец, верстак. Вуаля — мачете, бьющее недругов током, бита с гвоздями или еще какое-нибудь добро отправляется в инвентарь. Собственноручно изготовленные «игрушки» греют душу, а желание смастерить что-нибудь исправно побуждает мародерствовать.
Кстати говоря, Dead Island — проект крайне толерантный. Мало того что здесь полно негров, так есть еще вот такие пухлые покойники.
Еще один обязательный элемент Diablo-подобных развлечений — система развития. В отличие от Left 4 Dead, каждый герой Dead Island имеет специализацию: хрупкая азиатка Сянь предпочитает ножи и прочее колюще-режущее; бывший футболист Логан превосходно владеет метательным оружием; чернокожий рэпер по имени Сэм Би не прочь раскроить парочку трухлявых черепов кувалдой или битой; наконец, не менее чернокожая девушка Парна прекрасно обращается со всем, что стреляет, будь то дробовик или пистолет.
«Прокачку», правда, трудно назвать сильной стороной проекта. Распределять кровно заработанные очки — процедура, безусловно, приятная, но действительно интересных навыков мало. В основном нам предлагают скучные улучшения в духе «уменьшить расход выносливости на 5%». Столь непохожим друг на друга персонажам не хватает по-настоящему уникальных умений.
Баланс классов тоже небезупречен. Играть за специалистку по «огнестрелу» оказалось попросту скучно — вроде бы нам положено поливать зомби свинцом, однако патроны быстро заканчиваются, так что волей-неволей приходится вступать в ближний бой. А значит, расправляемся с врагами мы далеко не так эффективно, как другие приключенцы. Словом, в «Мертвом острове», где пара обойм для автомата — роскошь, подобный герой не очень уместен. Плюс ко всему размахивать топором куда веселее, чем зажимать спусковой крючок.
Как и следовало ожидать, на дефицит «мяса» в игре жаловаться не приходится.
«Если с другом вышел в путь…»
Здесь надо сделать небольшую оговорку: Dead Island — развлечение исключительно кооперативное. Если с вами нет компании друзей, все преимущества проекта рассыпаются на глазах. Процесс уничтожения оживших мертвецов превращается в рутину, поездки на автомобиле утомляют… Не перед кем даже похвастаться новеньким «эпическим» мачете, в конце-то концов!
Совместное прохождение буквально преображает творение Techland. Путешествия от точки до точки скрашивают беседы с приятелями; зомби умирают, едва успев замахнуться костлявыми лапами; то и дело происходит что-нибудь забавное. Скучать практически некогда — только что вы смеялись над тем, как рухнули в пропасть на автомобиле, а уже через минуту бежите на базу, хватаете охапку заданий и отправляетесь их выполнять. По пути нужно непременно обыскать полдюжины заброшенных бунгало и заодно прогуляться по живописному пляжу. Ну а затем иммунных ожидает награда в виде денег и хорошего оружия, с которым грех не покопаться у верстака. Сами понимаете, после такого веселья возвращаться в «сингл» — сущее мучение.
В условиях локального зомби-апокалипсиса смекалка начинает работать на полную катушку. Что только не придумаешь, дабы сохранить милый сердцу мозг на месте!
Зомби с гнильцой
Увы, даже в кооперативе Dead Island радует не всегда. Видимо, в погоне за разнообразием однажды авторы посылают нас в зловонную канализацию, успевающую изрядно надоесть и немного испортить впечатление. Также некоторые миссии по сопровождению припадочных NPC затянуты и потому раздражают. Но чаще всего, к счастью, чувство меры не покидает создателей.
Главный же изъян проекта, как ни странно, — боевая система. Нет, она вовсе не приводит в бешенство и работает вполне адекватно. Однако для боевика, в котором число жертв идет на сотни, процесс расправы слишком незамысловат. Рукопашных приемов — кот наплакал, а зрелищным «Мертвый остров» назовут разве что те, кто не слыхал о Dark Messiah of Might and Magic и The Chronicles of Riddick.
Стоит упомянуть и досадные технические проблемы. Собраться в DI вчетвером с друзьями — то еще испытание. Сегодня все может работать отлично, но нет никакой гарантии, что завтра игру не начнет лихорадить. В таком случае отключение от сервера каждые десять минут и прочие «радости» обеспечены.
Этому парню в синем позавидовал бы сам Иван Сусанин — так ловко водить спутников кругами не умел, наверное, даже наш знаменитый соотечественник…
Но если регулярные «дисконнекты» вас минуют, DI подарит как минимум двадцать часов удовольствия. Когда рядом есть трое верных товарищей, все недостатки кажутся настолько несущественными, что о них мгновенно забываешь. Иными словами, любителям кооперативных боевиков пропускать Dead Island настоятельно не рекомендуется.
Плюсы: веселое совместное прохождение; концепция Diablo работает хорошо; разнообразное оружие; красивые пейзажи. Минусы: тоскливый одиночный режим; некоторые эпизоды затянуты; легкий дисбаланс классов; боевая система и «прокачка» простоваты; технические неполадки.