Озвучивание при помощи нейросетей — горячая тема как в России, так и за рубежом. Сайт IGN обсудил её с американским актёром Дагом Коклом (Doug Cockle), который исполнил роль Геральта в трилогии «Ведьмак» и грядущем мультфильме The Witcher: Sirens of the Deep.
По мнению Кокла, искусственный интеллект станет значимой частью игровой индустрии, однако с ним связаны этические вопросы:
Внедрение ИИ неизбежно, и разработчики будут его использовать. Мы не знаем точно, к чему это приведёт. ИИ уже применяется в разных ситуациях — с его помощью озвучивают массовку, NPC и всё такое. Очень жаль, ведь когда-то всё это озвучивали люди, а голоса ИИ смоделированы на основе человеческих. То есть кто-то взял чей-то голос, внёс его в свою базу данных, оцифровал и с его помощью говорит то, что сам человек никогда не говорил. В этом есть что-то неэтичное, поэтому тема активно обсуждается.
Кокл также отметил, что всякий раз, когда кто-то применяет синтезированные голоса, актёры лишаются дохода. Кроме того, нейросети становятся инструментом в руках злоумышленников:
Кто-нибудь может использовать ИИ, чтобы сказать голосом Геральта — моим голосом — что-то расистское или противоречащее общепринятым нормам. Вот тут ИИ становится опасным. Фейковые новости, ложные новости, ложные мнения… Мы уже с этим сталкиваемся в политике. Это выкладывают люди, так что проблема не в ИИ, а в людях, которые им пользуются.
К тому же со временем многое изменилось. Когда вышла The Witcher 3, вряд ли те, кто играл в игры… Не то чтобы им было неинтересно, но они не особо задумывались о людях, которые озвучивают персонажей. Эта тема не привлекала большого внимания. Но с тех пор я замечаю, что игроки и фанаты всё чаще интересуются теми, кому принадлежат эти голоса. Это прекрасно, но в результате голоса стали куда сильнее ассоциироваться с людьми. Это не просто голос Геральта — это мой голос.
Даг Кокл рассчитывает, что компании, которые занимаются нейросетями, будут сотрудничать с актёрами и защищать их интересы. В частности, артисты имеют право знать, как их голоса применяются в модах, полагает Кокл.
…Мы должны позволить актёрам контролировать использование их голосов. Я общался с несколькими разработчиками ИИ, которые заинтересованы в чём-то подобном. То есть люди знают о возможной проблеме и работают над решением, которое всех устроит.
Потому что, на мой взгляд, моддеры — молодцы. Дело не в том, что я хочу их наказать. Обычно они делают интересные, классные фанатские вещи, которые отдают дань уважения их любимым мирам, и это достойно похвалы. Но надо провести черту, и дискуссии вокруг ИИ вынуждают индустрию крепко задуматься над тем, где же проходит эта черта.
Нейросетевая озвучка в играх — уже не фантазия и не прогноз, а реальность. Так, синтезированными голосами говорят комментаторы в онлайн-шутере THE FINALS. А команда CD Projekt RED прибегла к помощи нейросети, чтобы записать реплики одного из NPC для Cyberpunk 2077: Phantom Liberty, — актёр, озвучивший персонажа в основной кампании, ушёл из жизни.