Главный герой Minit умирает каждые 60 секунд, после чего воскресает в своём доме и в течение минуты пытается успеть что-то сделать. На забавного персонажа, похожего на утку, наложено проклятие — едва он подобрал лежащий на берегу меч, как в углу экрана сразу появился таймер. Куда ему идти и что делать, он не знает, и лишь с помощью игрока герою удастся избавиться от недуга.
Минута славы
Основная идея Minit во многом оригинальна, но всё же не совсем нова. Давным-давно на PSP выходила Half-Minute Hero, где надо было одолеть злодея за 30 секунд. Но там не обошлось без нескольких упрощений: в поселениях время останавливалось, за небольшую сумму таймер перезапускался, появлялись новые союзники, помогавшие в боях. В Minit ничего подобного нет — если персонажу осталось жить три секунды, его уже ничто не спасёт.
Куда больше игра напоминает старые The Legend of Zelda, лишившиеся всех цветов, кроме чёрного и белого. Несмотря на жутко несовременную графику, обаяния Minit не лишена — персонажи радуют комичным дизайном, в диалогах встречаются шутки, а локации отличаются друг от друга настолько заметно, насколько это возможно с таким визуальным стилем.
Покинув первый дом, с трудом понимаешь, что делать дальше. Выбегаешь на берег моря, бьёшь мечом крабов, заходишь в соседнюю локацию, умираешь. Оживаешь в том же доме, идёшь наверх, разрубая кусты, видишь около пещеры существо, оно предупреждает об опасности. Спускаешься, ничего не видишь из-за кромешной темноты, опять умираешь. Стресса из-за таймера не испытываешь — зоны находятся не слишком далеко друг от друга, так что в случае гибели просто идёшь по тому же пути, но уже делаешь это быстрее.
Благодаря такой механике в Minit со временем начинаешь продумывать план действий на 60 секунд вперёд, запоминая расположение объектов и понимая, с какой целью ты направляешься в определённую зону. Поэтому воскресает герой не самостоятельно — игрок сам решает, когда готов двигаться дальше. Если не успел вовремя добежать с нужным предметом до какого-то места, ищешь другие пути или не отвлекаешься на беседы с обитателями. Отдельная кнопка отвечает за мгновенную смерть — когда понимаешь, что времени мало, можно быстро погибнуть и начать забег заново.
С таймером связано несколько забавных эпизодов. Один из героев, к примеру, очень медленно произносит слова. Впервые я начал с ним беседу, когда на таймере было 20 секунд, а он старательно выговаривал каждую букву и тянул время. Осталось три секунды, потом две, одна, а фразу он так и не закончил. Есть и некоторые крупные локации, где от края до края пробежать за отведённое время не удастся. Тут помогут ускоряющие ботинки, за семь монет продающиеся в обувном магазине. Вот только накопить эту сумму без поиска секретных проходов и комнат невозможно.
Времени в обрез
Тайников в Minit очень много, поэтому после прохождения основного сюжета (который длится чуть больше двух часов) здесь будет чем заняться ещё как минимум час. После титров можно либо продолжить путешествие ради поиска коллекционных вещей, либо отправиться покорять «Новую игру +». В ней условия немного усложняются, хотя суть остаётся прежней — вы так же умираете через несколько секунд и возрождаетесь, как нажмёте кнопку. Но сюрпризов на пути будет немало — либо предметы окажутся в других местах, либо противников станет больше. Почти все составляющие геймплея подвергаются здесь модификации, в том числе таймер и здоровье персонажа.
Однако проходить игру дважды вовсе не обязательно, и она не настолько сложна, как может показаться из-за неисчезающего таймера. Собранные «сердечки», увеличивающие запас здоровья, остаются после смерти на месте. Найденные предметы, вроде лейки с водой, аккуратно сложены около домика главного героя. Хоромы, в которых воскресает персонаж, расставлены в нескольких экземплярах по всему миру — где были в последний раз перед смертью, там и возродитесь. Немного путает то, что при посещении героем дома таймер не перезапускается, но это ещё раз подчёркивает желание разработчиков лишить игрока возможности как-то повлиять на время.
Можно сказать, что таким образом прохождение было растянуто и без её уникальной механики Minit удалось бы пройти гораздо быстрее. Но это её основа, ядро, без которого игра стала бы неинтересной. Ты запоминаешь расположение противников и ищешь возможности их обойти, чтобы не тратить драгоценные секунды на драки. Держишь в уме решения несложных головоломок, которые разгадываешь на ходу, чтобы быстро пробежать какую-то локацию и попасть в следующую зону. И то, что у игрока есть лишь 60 секунд, а не 15 или 30 минут, позволяет не расстраиваться из-за каждого проваленного забега. Ну потерял ты несколько секунд, и что? Тут же возродился — и побежал обратно.
Карта не настолько огромна, чтобы можно было забыть о местонахождении тех или иных зон. Получив очередной предмет, в голове начинаешь прокручивать, где ты видел объекты, с которыми теперь можно взаимодействовать. Это напоминает старые «Зельды» — так, в A Link to the Past Линк с перчаткой мог поднимать камни, преграждавшие путь, и ты примерно помнил, где именно их видел во время исследования. А в самой первой части браслет позволял двигать валуны, чтобы искать секреты. Здесь происходит то же самое — разные вещи используются как для прохождения сюжета, так и для поиска спрятанных сундуков с монетами.
Ощущения от того, что ты успел что-то сделать в последнюю секунду, передать трудно, но здесь оно будет возникать постоянно. Особенно в те моменты, когда за минуту успел и новую локацию увидеть, и окинуть взглядом все расставленные там объекты, и обнаружить тайник или решить несложную головоломку. От дизайна пазлов не приходишь в такой же восторг, какой я испытывал в недавней Gorogoa, но благодаря таймеру и прочим ограничениям (поначалу герой не умеет плавать и довольно медленно передвигается) геймплей радует на каждом шагу.
Авторам удалось добиться в игровом процессе разнообразия, несмотря на простейшее управление: одна кнопка здесь отвечает за атаку, другая — за смерть. Если не считать клавиш для перемещения (или стика на геймпаде), на этом возможности заканчиваются.
Поругать Minit хочется лишь за сюжетную линию, в которой как будто пытались поднять какую-то необычную тему, но не стали. Некий человечек в кепке постоянно предлагает утке сходить на завод, так как у неё есть с собой проклятый меч, и со временем игроку становится понятно, о чём идёт речь и зачем героя туда посылали. История схематична, как в тех же «Зельдах», но можно было повторить опыт Celeste — вывести жанр на новый уровень и предложить что-то глубже.
Но не все игры должны восхищать историями и заставлять игрока задумываться о важном. Minit дёшево стоит, проходится за вечер и навевает воспоминания о классических проектах. Она берёт из них всё лучшее, и за исключением графики ни одна её составляющая не кажется несовременной. А оригинальная геймплейная механика делает её непохожей на другие приключения. Да и в вашей коллекции появится ещё одна игра с шикарным саундтреком — это уже стало визитной карточкой Devolver Digital и издаваемых ею игр.
Плюсы: оригинальная задумка и прекрасная реализация идеи с ежеминутно умирающим героем; большое количество тайников и секретов; постоянные сюрпризы, несмотря на простенький геймплей; великолепный саундтрек.
Минусы: история могла быть и глубже.
Лучшие комментарии
Всё-таки надо будет опробовать, однозначно :)
Оооооооооооооооооооооооооооооооооочень натянутое сравнение
Играли и в первое и во второе? В чём натянутое? Графон другой и геймплей не тот? Зато использование игровых механик вызвало прям чуство дежавю. Хотя зачем я тут разлогольствую… Было написано как пример сравнения для людей которые играли в актуальную игру того времени.