Создание игры силами одного человека — занятие нелёгкое. Раньше, когда для разработки собственного проекта было достаточно быть «всего лишь» хорошим программистом и иметь при себе парочку интересных задумок, подобные разработчики-одиночки не были чем-то исключительным. Да и сейчас, с расцветом инди, создать собственный проект одному человеку вполне реально. Но это будет сложный путь. Со свежими идеями напряжёнка — «всё придумано до нас», для достойной графики необходимы навыки художника и дизайнера, а благодаря тому самому «расцвету» сложно выделиться среди других подобных проектов.
Автор Far Out, работающий практически в одиночку, смог достичь этой цели. После трёх с небольшим лет разработки и нескольких переносов даты выхода игра наконец-то добралась до релиза. Что всё это время скрывалось за многообещающим описанием и красивыми скриншотами — сейчас узнаем.
Утро добрым не бывает
Долгий сон прерывается внезапным пробуждением. Голова раскалывается от боли, взгляду сложно сфокусироваться, а тело еле слушается команд. С трудом я пытаюсь осмотреться. Где я? И кто я?
Так, судя по окружающей обстановке, я на космическом корабле. Вот криокапсула, откуда я только что выбрался, вот аптечка, спрятанная в стене (так, что это за таблетки? Съем парочку — может, полегчает). Чтобы открыть дверь, наверное, необходимо нажать какую-то кнопку… Ага, наверное, вот эту. На табло рядом мерцают цифры — трёхзначное число, надо его запомнить на всякий случай. Снаружи слабо освещённый коридор, по стенам которого тянутся какие-то провода и трубы. Двери, ведущие в другие помещения, лестница на верхнюю палубу… Так, а это что за кнопка на стене? Нажать? Пожалуй, можно. Я ведь знаю, что делаю, не так ли?
Щелчок переключателя заглушается хлопком взрыва. Из пробоины на одной из трубок вырывается пламя. Пожар! Пытаясь убежать подальше от пламени, я цепляюсь за стену и попадаю в самое пекло. Пара секунд безуспешных попыток вырваться — и всё кончено. Темнота.
Что это было?
Это была моя первая попытка поиграть в Far Out. Вопросы о том, почему пришлось покинуть криокапсулу раньше времени, что происходит на корабле и что вообще от нас требуется, мучают не только главного героя, но и игрока. Никакой предыстории в виде ролика или хотя бы краткой заметки найти не удалось. Страничка в Steam тоже особой ясности не добавляет, предоставляя лишь самое общее описание. Космический корабль, на котором произошла авария, вы — один из членов экипажа, ваша задача — выжить и узнать, что же случилось с остальными и в чём причина поломки.
Всё остальное, в том числе имя главного героя, приходится узнавать самостоятельно. Что ж, вполне в духе «старой школы», как и обещал разработчик, но всё-таки с недостатком информации, особенно на начальном этапе, автор переборщил. Небольшая заметка с описанием сложившейся ситуации — и играть было бы куда приятнее.
Получилось хардкорно, но во время первого прохождения чувствуешь себя вовсе не членом экипажа звездолёта «Селена» по имени Зак Петерсон (и всё это выясняется заметно позже), а лабораторной мышкой, которую запустили в специальный лабиринт с кучей рычагов и переключателей, назначение которых ей самой неизвестно. Так и игрок — на корабле множество объектов, с которыми можно взаимодействовать, но вот понимание того, что от нас вообще требуют, напрочь отсутствует.
Конечно, спустя некоторое время получается немного освоиться. Начинаешь действовать вполне осознанно, а корабль неохотно раскрывает свои тайны. Вот тогда-то и начинается настоящая игра — но подобный скомканный старт многое портит.
The Moon Is a Harsh Mistress
«Селена» — научный космический корабль, небольшое судно с экипажем из четырёх человек. Не стоит ждать каких-то впечатляющих масштабов — по меркам современных игр звездолёт совсем небольшой, заблудиться там не получится. Несколько отсеков — жилая зона, командирская рубка, ангар, лаборатория… Тем не менее придётся достаточно внимательно изучать окружение, чтобы не просто выжить, но и понять, что произошло.
Far Out использует механику такого поджанра квестов, как Escape the Room — «сбеги из комнаты». Подобное развлечение довольно популярно, причём больше не в видеоиграх, а в своей реальной ипостаси. Человека или группу людей запирают в комнате, а им необходимо выбраться из неё с помощью различных предметов окружения, разгадав цепочку загадок. Как правило, время выполнения квеста ограниченно: не успели вовремя — проиграли. Так и здесь: вариантов взаимодействия с различными предметами и механизмами хватает (почти любую вещь можно как минимум взять в руки и перетащить в другое место), но вот как их правильно использовать — надо догадаться.
Отдельно стоит упомянуть бортовой компьютер, терминал управления которым находится на мостике, — в нём содержится уйма полезной информации, которая пригодится для того, чтобы выжить. Но не всё так просто — ключ к решению очередной загадки порой находится совсем в другом месте.
Временное ограничение тоже присутствует. Дело в том, что «Селена» находится в аварийном состоянии. На корабле может закончиться кислород или энергия — последствия этого будут самые плачевные. Более того, время от времени происходят различные события, напрямую влияющие на ситуацию на корабле, причём ход их может отличаться при каждом прохождении. Внезапное отключение искусственной гравитации или пожар в отсеке заставляют принимать срочные меры — иначе финал истории будет куда печальнее, чем планировалось.
Обещанная нелинейность в наличии — каждый старт новой игры обеспечит нашего героя новым набором событий. Возможных концовок тоже несколько — в зависимости от того, какой путь к спасению выберет игрок. И уж точно не надейтесь, что вам удастся пройти квест с первого раза, — как уже было сказано, для этого слишком мало информации при строгом дефиците времени.
Это уже было в «Симпсонах»
Одна из сильных сторон Far Out — это, конечно, дизайн. Ретрофутуризм сегодня в моде, а тут его столько, что глаза разбегаются. Постоянно подмечаешь явные и не очень заимствования из культовых фантастических произведений. Да и в целом, если присмотреться повнимательнее, история в игре слеплена из отдельных эпизодов, заимствованных из классики. В конце концов, что нового можно придумать в стандартном сюжете «выживание на космическом корабле, с которым произошло нечто странное»?
Но это не слепое копирование — перед нами сознательный выбор подобного подхода к дизайну. Здесь замечаешь кусочек из «Космической одиссеи», тут «Сквозь горизонт», а от сравнения с «Чужими» и вовсе никуда не денешься. Отсылки получились на удивление органичными и вполне вписываются в атмосферу игры. Более того — именно они её и создают.
В наличии и неплохой музыкальный ряд, создающий нужное настроение в определённые моменты. Голос главного героя принадлежит самому Борису Репетуру, чем разработчик очень гордится. Это тоже плюс… наверное.
Но не всё так гладко. Погружение могут испортить баги, которых тут не просто много, а очень много. Провалиться сквозь текстуру и улететь в открытый космос — запросто (самое смешное, что это могут засчитать как успешную концовку!). Неотзывчивость управления, застревание в стенах, не всегда работающие скрипты и менее заметные недочёты преследуют игрока всё прохождение. К чести разработчика, баги стремительно уничтожаются (правда, иногда очередной патч порождает новые).
Оставь автор своё детище после релиза в том состоянии, в котором оно вышло в свет, — отправилась бы Far Out прямиком в мусорную корзину. Но всего за неделю разработчику удалось довести проект до вполне играбельного состояния, которое позволяет получать от прохождения удовольствие. Теперь плюсы игры перевешивают оставшиеся недоработки — перед нами непростое, но интересное приключение, наполненное атмосферой классической научной фантастики. Любители sci-fi прошлого века точно не будут разочарованны.
Плюсы: атмосфера ретрофутуризма; отсылки к классической фантастике прошлого века; интересные загадки; приятная музыка.
Минусы: баги; дефицит информации при первом прохождении; неудобное управление.
Лучшие комментарии
На счёт Репетура тоже не гоните. Может у него и не самая гениальная актёрская игра, и набивший уже оскомину голос, но этот человек сделал очень много для геймеров старшего поколения. Он у многих ассоциируется с целым пластом игровой индустрии. Так что для разработчика было принципиальным пригласить его на озвучку. Его голос был необходим для поддержания «ламповой» атмосферы игры. Это всё равно, что пригласить Володарского на озвучку фильма. Конечно же, не за актёрский талант и великолепный тембр голоса. А потому что своё, родное.
Звучит как «персонал класса D». :)