Сюрреалистические игры — развлечение не для многих. Не для многих разработчиков. Творцам нужно интуитивное видение границы, за которой эстетически ценный абсурдизм переходит в глупое подражание с бессмысленными мистификациями. The Franz Kafka Videogame, Virginia — творения не идеальные, но от них не веет тем, что называется «дешёвка».
А вот от поделки отечественной компании Dynamic Pixels Hello Neighbor веет. Да ещё как.
Сосед из ада
История начинается очень бодро и перспективно: наш герой становится свидетелем какого-то нехорошего действа, к которому причастен его сосед. Если опустить (а это рекомендовано для половины произведений современной культуры) логику «А почему бы не позвонить в полицию?», то продолжение довольно интригующее: парень пробирается в чужой дом, дабы выяснить, что в своём подвале скрывает потенциальный преступник.
Но далее сюжет сворачивается в сюрреалистичный узел, распутывать который — отдельная забава для посетителей тематических форумов. Каждый новый уровень представляет собой проникновение героя в усовершенствованную обитель соседа. Когда и как он успел отгородить себя от мира высоченной стеной или построить ветвистую сеть железной дороги для вагонетки вокруг своего замка, — большой вопрос. Почему раз за разом мы прокрадываемся в эти архитектурные творения, чего мы там ищем и что же в конце концов натворил наш усатый негодяй, — всё это отличные поводы для спекуляций.
И не надейтесь, что концовка всё расставит по своим местам. Она, во-первых, наступает слишком неожиданно (прохождение займёт часа четыре), а во-вторых, только углубляет непонимание. Сразу и не веришь, что этот блеклый эпизод является финалом запутанной детективной истории. Вполне возможно, что у сценаристов есть однозначное видение сюжета и они могут объяснить каждую странную деталь повествования. Но мне, как рядовому пользователю, ни на секунду не захотелось пройти Hello Neighbor заново, чтобы, уже имея определённую информацию, проникнуть в тайны её истории. Почему-то они кажутся не имеющими разгадки мистификациями.
Интеллектуальный хардкор
Ведь с геймплеем та же проблема, что и сюжетом. Сначала ты увлечённо прокрадываешься по дому соседа в стелс-режиме, выискивая нужные предметы, отвлекая его внимание, разгадывая логичные загадки. Но чем дальше, тем хуже. Механика остаётся той же на протяжении всей игры: герой может брать вещи, кидать их, а также использовать некоторые из них. Свободно блуждающий по дому сосед разбавляет рутину краткими гонками. Многое тут напоминает современные хорроры вроде Alien: Isolation. Отвлечь внимание «твари» можно брошенным предметом, а прятки в шкафу и под кроватью сопровождаются пугающей дрожью экрана. Только вот из укрытия мы наблюдаем не жуткого монстра, а потешного усатого дядьку, который, поймав нас, не примется отгрызать голову или отрывать конечности — вас просто ждёт перезагрузка уровня.
Так всю игру мы и перемещаемся по локациям, выбирая не раздражающие противника пути и решая головоломки. В последних, собственно, и заключается геймплейная ценность Hello Neighbor. Ценность сомнительная, ведь логика, которой подчинены загадки, совершенно непрозрачна и мало кто осилит Hello Neighbor, не заглядывая на YouTube.
Например, над решёткой в случайной последовательности мигают четыре лампочки. Когда загораются все, путь открывается. В другой комнате мы обнаруживаем пушки, стреляющие теннисными мячами по четырём рычагам. Связь установлена, и теперь нужно лишь как-то заставить эти машины «замолчать». Логично было бы просто взять и опрокинуть их, сломать, но решение, которое предлагает игра, куда менее тривиально. Для того, чтобы зафиксировать рычаги, нужно возвести заграждение между ними и пушками. Но как это сделать? Конечно же, вырастив несколько деревьев прямо на полу! А этого как добиться? Очевидно же — нужно стащить граммофон из другой части дома и включить его в данной комнате. Под волшебную музыку на наших глазах раскинется чудесный сад…
Hello Neighbor — штука очень странная. Во всех аспектах: в сюжете, механике, визуальном дизайне. Стиль игры забавен и приятен: напряжённые звуковые эффекты и типичные хоррор-элементы любопытно резонируют с красочной графикой. Многие локации выполнены добротно, встречаются радующие глаз интерьеры.
Однако сюрреалистические претензии авторов, похоже, сыграли злую шутку, ибо многие участки уровней сделаны спустя рукава. Куча комнат не имеет мебели, сами предметы окружения постоянно повторяются, интерьеры не рассказывают историю. Они будто сколочены без всякой логики и смысла — в надежде на то, что более креативные пользователи сами усмотрят в них эту историю. Создаётся ощущение, будто создатели вдохновились The Beginner's Guide, решили сделать так же, но таланта не хватило. Если в последней пустота и неказистость локаций оправдана концептуально, то здесь она ощущается халтурой.
Hello Bugs
В отношении Hello Neighbor, к сожалению, больше хочется говорить о технической реализации, чем о всяких геймплейных особенностях. Игровой процесс пестрит разными шероховатостями, угловатостями и недоработками. Сумасшедшая физика, созданная Dynamic Pixels, просто непозволительна: то положенный на землю мяч катится до края уровня, то персонаж вдруг «оттолкнётся» от земли вешалкой и совершит десятиметровый прыжок. Стулья застревают в стенах, тарелки — в мячах, сосед — в чём угодно.
Пространственное совмещение двух материальных объектов сопровождается противным дребезжанием. В игре может пропасть звук, случиться «краш» или произойти ещё какое-нибудь неожиданное событие, которое можно было бы назвать весёлым, если бы перед нами не была финальная версия.
«Бета» обнаружила множественные баги. И даже их разработчики не потрудились исправить. «Правильная» последовательность решения головоломок легко обходится во многих местах: например, герой может достать предмет из-за решётки, используя корявую физическую модель, или в определённых местах пройти сквозь стену.
Искусственный интеллект единственного в игре противника сделан неплохо, но не более того. Да, наш соседушка способен на многое: расставляет капканы под окнами, заботится о работе электричества, реагирует на источники шума. Завидев нас, начнёт погоню, во время которой будет бросать в нас замедляющие главного героя предметы.
Однако обмануть мерзавца ничего не стоит. И нет необходимости использовать предназначенные для этого разработчиками варианты вроде посиделок в шкафах. Приноровившись, можно забыть про весь этот стелс с гусиной ходьбой и незаметным проникновением — наш оппонент зачастую выбирает далеко не идеальные траектории, преодолевать некоторые препятствия он в принципе не способен, а нередкие «застревания» болвана в текстурах вообще могут лишить прохождение уровня какой-либо опасности.
Hello Neighbor — плод довольно странной идеи создать сюрреалистический стелс-хоррор. Саму по себе её сложно назвать удачной. Решение пазлов, не имеющих очевидных логических связей, придётся по душе лишь представителям очень редкой интеллектуальной субкультуры. Это игра на любителя — любителя изучать каждый пиксель уровня, разгадывать недоступные обычному человеческому уму загадки и радоваться неожиданным фокусам программного кода.
Плюсы: приятный визуальный стиль; иногда гонки с соседом вызывают эмоции.
Минусы: загадочный, философичный сюжет; краткость кампании; скупой геймплей, копирующий штампы современных хорроров; обилие «квестов» из серии «Посмотри, что надо делать, на YouTube»; море багов.
Лучшие комментарии
«Минусы: загадочный, философичный сюжет;»
Помнишь в 2018 году ты читал обзор игры привет сосед на стопгейм ?