31 октября 2017 31.10.17 8 17K

Aer: Memories of Old: Обзор

Играл на Sony PlayStation 4

Успех классических эксклюзивов PlayStation до сих пор не даёт покоя некоторым независимым разработчикам. То они свою Ico хотят сделать, то пытаются скопировать некоторые элементы Journey. И сразу можно догадаться, что именно было источником вдохновения. Создатели AER Memories of Old как раз попытались создать что-то похожее на работы thatgamecompany, но в итоге так и не поняли, за какие заслуги эти игры получили культовый статус.

Животные поднимают настроение, но взаимодействовать с ними нельзя.
Животные поднимают настроение, но взаимодействовать с ними нельзя.

Взлёты и падения

Девушка-метаморф по имени Аук должна совершить паломничество в страну богов. Мир, где она обитает с другими людьми, раньше был единой землёй, но после катастрофы, названной великим разрывом, территория разделилась на множество повисших в воздухе островов. Древние жители построили в этих местах три храма, в каждый из которых и предстоит отправиться героине. В руках у неё лишь лампада, автоматически зажигающаяся в любой момент, а оружием она не владеет — сражаться ни с кем не придётся.

Единственным умением персонажа оказывается способность моментально превращаться в птицу, и полёты под отличную музыку стали одними из лучших моментов AER. Птица ускоряется, быстро поворачивается, мигом набирает высоту и очень легко управляется, поэтому перемещаться между островами — одно удовольствие. Однако в геймплейном плане все эти перелёты оказываются лишь попыткой создателей растянуть время — да, махать крыльями увлекательно, но слишком уж это долгий иногда процесс. Особенно если учитывать, что после каждого храма приходится возвращаться на самый первый остров и беседовать с людьми.

Вдобавок, если вы не слушали внимательно диалоги с жителями поселения или говорящими животными, вы вообще не будете знать, куда держать путь для прохождения. Герои каждый раз называют направления («лети на север», «отправляйся к юго-западу»), но нигде точно не указывается, что нужно делать. Пропустили ключевую фразу или забыли её — готовьтесь бесцельно летать кругами в надежде на чудо, так как реплики нигде не записываются, а журнал Аук не ведёт. Карта в игре есть, но на ней просто нарисованы изученные острова, и больше никакой пользы от неё не будет.

И это не было бы такой проблемой, если бы окружающий мир хоть немного захватывал. На некоторых островках гуляет живность, где-то текут ручейки, однако каких-то секретов или загадочных пещер здесь не найти. Время от времени натыкаешься на своего рода воспоминания о прошлой жизни людей, погибших или исчезнувших после катастрофы, но из-за отсутствия толковой предыстории к ним не испытываешь никаких чувств. Это просто прозрачные фигурки, произносящие вырванные из контекста фразы.

Всё то же самое можно сказать и о храмах, посещение которых оказывается для Аук основной (и единственной) задачей. Это коридоры с минимальным количеством развилок, в которых бессмысленной беготни чуть ли не больше, чем полётов в открытом мире. Вот ты бежишь по лестнице, вот забираешься по следующей, вот совершил невероятно простой прыжок с одной платформы на другую, а потом тратишь полминуты в длинном коридоре… Героиня раздражающе медленная и неуклюжая, что тоже оказывается серьёзным недостатком. Зато хотя бы не застревает в камнях и стенах — и то хорошо.

Полёты спасают игру от полного забвения.
Полёты спасают игру от полного забвения.

Потеря времени

Ещё в храмах встречаются «головоломки», подавляющее большинство которых требует нажатий на кнопки или использование зажжённой лампады около определённых пьедесталов. Бывают и задачки потруднее — к примеру, нужно повернуть три столба таким образом, чтобы получилось указанное на соседней стене изображение. Некоторые игроки выражали недовольство лёгкими загадками в Rime, но даже не представляли, насколько дурацкими они окажутся в AER. А ведь внешне игры очень похожи — велика вероятность, что в поисках «чего-то в таком духе» пользователи наткнутся на этот проект.

И внешний облик, надо признать, получился не самый плохой. Игра действительно смахивает на Rime, но всё же стиль у неё более минималистский. Она не напоминает дешёвую инди-игру, собранную за пару месяцев, — художники явно старались создать уютную атмосферу, поэтому сделали несколько зон с разными климатическими условиями и набросали повсюду лисиц с двумя хвостами, барашков и поросят. А листва деревьев реагирует на героиню, врезающуюся в них при приземлении. Над звуком тоже здорово поработали: трава хрустит под ногами, лёд трещит, когда по нему ходишь.

Но о геймплее авторы будто забыли. Всё же недостаточно дать игроку симпатичный открытый мир и надеяться, что он будет летать вокруг каждого острова и восхищаться видами. Если вспоминать ту же Rime, там разработчики смогли и придумать увлекательные головоломки, и поместить главного героя в опасные ситуации, и разнообразить игровой процесс за счёт некоторых новых механик. А уж о концовке и говорить не приходится — финал вызвал бурю эмоций и прочно врезался в память.

AER же ничего предложить не может, и заключительная глава в ней не даёт ответов ни на какие вопросы. Что это было? Зачем мы этим занимались? Почему прохождение заняло всего два часа? Возможно, если изучать все воспоминания и читать записки, картина происходящего станет яснее. Но игра никак не подталкивает к этому — просто так исследовать каждый остров в надежде что-то там найти вряд ли кому-то захочется. А сюжетная линия, если её вообще можно так назвать, представляет собой лишь посещение нескольких ключевых точек, точное местоположение которых всегда нужно угадывать самостоятельно.

Надписи на монументах перестают интересовать почти сразу.
Надписи на монументах перестают интересовать почти сразу.

Понять намерения создателей AER очень просто. Им хотелось предложить игрокам медитативное приключение, не нагружая их мудрёными загадками и поселив их на пару часов в красивую локацию, по которой позволяют летать под красивую музыку. Но всему есть предел, и излишняя загадочность и простота в итоге только навредили. Игра напоминает косноязычного ребёнка, который хочет рассказать что-то очень интересное и захватывающее, но сформулировать мысли ему никак не удаётся.

Плюсы: полёты сделаны качественно; приятный визуальный стиль; неплохое музыкальное сопровождение.

Минусы: прохождение занимает два часа; в открытом мире нет интересных секретов и занятий; скучнейшая история; не читал диалог — угадывай, куда лететь дальше; головоломки решит без раздумий даже младенец.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Aer: Memories of Old

Платформы
PC | Mac | PS4 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
25 октября 2017
123
3.1
71 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

Разные авторы — разные мнения.
По какой логике тогда First Tree получила похвально?
Она гораздо унылее чем это, тем более визуально.
В оценках стопгейма логики нет.
Вот я как раз в поисках игры похожей на Rime натолкнулся на сей продукт, думал купить! Правда вовремя подоспела статья, за что спасибо автору, и покупать я уже передумал)))
ДЛя меня Аer memories of old cтало настоящим открытием — в современной игроиндустрии не так-то продукт просто найти что-то с по-настоящему мирным поссылом. Игра создает свою собственную иногда не совсем понятную атмосферу повествования. Конечно, сюжет не предлагает ничего нового, упор делается не него. Вам просто предлагается полетать. Просто немного поисследовать этот небольшой и дружелюбный мир. Без лишних слов. Я абсолютно согласна с приведенной рецензией: «медитативное приключение» без особых премудростей на пару часов. Но для меня, как для неискушенного игрока, это доставило массу удовольствия и оставило приятные ощущения после прохождения. Спасибо stopgame за интересный обзор — жаль, что в этот раз наши взгляды несколько разошлись)
Ладно, убедил, ради полётов и милых зверят куплю когда-нибудь… с огромной скидкой.
Аналогично. огромное спасибо автору за обзор!
Читай также