6 октября 2017 6.10.17 14 29K

ECHO: Обзор

Вопрос на засыпку: как рецензент отнесётся к игре, которая поначалу напоминает самый скучный симулятор ходьбы, раздражая и повергая в недоумение своей поистине скандинавской (а делали её датчане из студии ULTRA ULTRA) неторопливостью? Ответ может быть очень неожиданным — отнесётся он в итоге к ней как к одному из самых необычных и интересных инди-выступлений года, где-то на уровне Hellblade: Senua’s Sacrifice.

Найти камертоны со скрытыми посланиями не так-то просто.
Найти камертоны со скрытыми посланиями не так-то просто.

Дворец клонов

Действительно, у ECHO и Hellblade: Senua’s Sacrifice много общего. И ту, и другую делали весьма опытные разработчики — за плечами сотрудников студии ULTRA ULTRA работа в IO Interactive над серией Hitman. Те и другие на этот раз обошлись без помощи издателей, поэтому их проекты многими позиционировались как независимые игры ААА-класса. Но до этого самого высшего класса им не хватило той насыщенности, концентрации событий в течение всего прохождения, которая свойственна действительно высокобюджетным играм.

Поэтому и в ECHO, и в Hellblade немало пустопорожних хождений и одинаковых заданий/задачек, отчего игроки периодически впадают во фрустрацию. В случае с работой ULTRA ULTRA это особенно заметно поначалу. Главная героиня, симпатичная девушка со светлыми волосами, именем Эн и голосом звезды телесериала «Игра престолов» Роуз Лесли (Rose Leslie), выходит из анабиоза на борту космического корабля, который десятки лет летел к некоему Дворцу, построенному древней цивилизацией. Там, по слухам, хранится секрет бессмертия.

Потом она под перебранки с ИИ полчаса медленно бредёт (а бегать не дают) сначала по шаттлу, потом по длиннющим лестницам огромного комплекса на поверхности планеты, затем по коридорам и комнатам искомого Дворца. Коридоры эти и залы, конечно, красивые, в стиле, напоминающем помесь ар-деко и барокко. Но они большие, длинные и клонированные — явно методом copy/paste.

Ну а в дальнейшем появятся клонированные противники — копии самой Эн, которые выпускает против неё Дворец, и клонированные, одинаковые задания. На всех уровнях мы ищем ключи, чтобы открыть огромные двери и пройти на следующий уровень, или собираем примерно с той же целью синие сферы — десятка два-три на одной локации.

Пробивная сила пистолета позволяет свалить сразу несколько клонов, находящихся примерно на одной линии.
Пробивная сила пистолета позволяет свалить сразу несколько клонов, находящихся примерно на одной линии.

«Делай как я!»

Подобного описания с лихвой хватило бы для гневной рецензии и оформления возврата денег через Steam. Однако, как говорится, не спешите её хоронить. Действительно, определённое однообразие заложено в принципы самой игровой механики ECHO, но оно — лишь во внешних атрибутах, в оболочке, так сказать.

Всё время мы либо крадёмся тихо, либо сражаемся (но чаще чередуем и то, и это) с клонами Эн, выполняем одинаковые задания на похожих локациях. Но на самом деле под этой оболочкой скрыты необычная механика и любопытные, сложные с точки зрения построения уровни. Поэтому исключительно скучной, однообразной на всём протяжении игра может показаться только тем, кто не умеет или не хочет толком пользоваться её уникальными возможностями.

Дело в том, что Дворец — это самообучающийся ИИ, который исследует поведение Эн и программирует её копии так, чтобы они действовали в том же стиле. То есть если вы чаще стреляете из пистолета, то и репликанты начнут тоже активно палить по вам. Если прячетесь и душите противников со спины, то и они обучатся красться, а иногда даже нападать сзади. Вы бегаете по воде, и враги тоже перестают её бояться, прыгаете через перила — и они потом начинают сигать туда же.

«Мы — долгое эхо друг друга»

Свой стиль прохождения в ECHO, понятно, нужно корректировать. Но и Дворец делает то же самое. Всё его поведение разбито на циклы — он изучает вас, потом идёт перезагрузка системы, свет вырубается, никто за вами не следит, но вскоре всё снова включается, и клоны оживают с теми изменениями, которые учитывают ваши действия в последнем цикле.

Всё это на самом деле открывает прорву возможностей, позволяющих гибко влиять на стиль прохождения и на поведение врагов. Вы как бы сами обучаете противников и сами же используете это против них. Например, если клонов слишком много, мимо них трудно прокрасться, то можно специально подходить к расставленным то тут, то там музыкальным инструментам и играть на них или часто перепрыгивать через перила на этаж ниже. И в следующем цикле противники начнут тоже отвлекаться на музицирование и прыжки, позволяя Эн быстренько прошмыгнуть мимо.

Уровни обладают интересной и достаточно сложной архитектурой.
Уровни обладают интересной и достаточно сложной архитектурой.

Кроме того, сама игра достаточно напряжённая и сложная. От первой атаки можно отбиться в QTE, от второй — уже нет. Да и палить во все стороны и постоянно сигать с высоты, путая следы, не получится — на это тратятся заряды энергии, которых очень мало. А увеличиваем мы их лишь постепенно, по мере того как находим особые сферы. Поэтому надо действовать аккуратно, стараясь не поднимать шум, на который сбегаются все, кто его слышал, в крайних случаях — убегать и помимо пистолета использовать ещё и специальные шарики: их можно бросить подальше, чтобы отвлечь, или метнуть прямо в лоб вблизи, чтобы вырубить врага.

В то время, когда Дворец перезагружается и не видит вас, напряжение и вовсе зашкаливает. В эти секунды он за вами не следит, поэтому пытаешься успеть как можно больше и проскользнуть как можно дальше — но клоны не дремлют, да и окружающая темнота щекочет нервишки.

Эхо вечности

Наконец, в ECHO есть особая атмосфера холодного, отстранённого одиночества, шикарный визуальный стиль и достаточно интересный сюжет с философскими нотками. Ты постоянно один (точнее, одна), за тобой следит странный древний механизм, неизвестно, что ждёт впереди, какие опасности, а вокруг собственные клоны — согласитесь, это и пугает, и затягивает, в этом что-то есть отличное от обычных фантастических клише.

В истории затрагиваются темы вины, искупления, вечности, бессмертия, а раскрывается она постепенно — через беседы с ИИ-спутником Эн да благодаря камертонам, которые припрятаны то тут, то там. Если собрали все на уровне, то можно прослушать какое-нибудь послание в духе «У вечности нет конца и нет границ. Всё возможное там уже есть. Вариативность есть повторение. Действие есть память. Перемены есть стагнация». В общем, всё достаточно туманно, сложно и серьёзно, но от этого и сильнее интрига.

Это называется «Научили на свою голову»…
Это называется «Научили на свою голову»…

ECHO, как и Hellblade: Senua’s Sacrifice, трудно назвать игрой ААА-класса. Всё-таки независимость разработки и ограниченность бюджета ощущаются. Тут есть определённая репетативность, но, во-первых, она во многом объясняется самой философией и сеттингом, а во-вторых, присутствует свой стиль, атмосфера, интригующий сюжет и действительно уникальная игровая механика, которая позволяет гибко менять стиль прохождения и влиять на поведение врагов. И это всё с лихвой окупает все недостатки ECHO.

Плюсы: уникальная игровая механика; интересный, загадочный сюжет; запоминающаяся главная героиня, озвученная актрисой из «Игры престолов»; особая атмосфера; шикарная картинка на Unreal Engine 4; великолепные интерьеры Дворца.

Минусы: местами игра может показаться слишком однообразной, а концовка — смазанной.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

ECHO

Платформы
PC | PS4 | PS5
Жанр
Дата выхода
19 сентября 2017
136
3.6
60 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

О, а мне все было итересно, какой же все-таки получилась игра, после того памятного стрима Даура, но сам проверить как-то ленился, да и времени особо не было. Вот теперь приобщусь к еще одному представителю ААА-инди как-нибудь…
Стильно, антуражно, необычно, удобно играется — все компоненты хорошей игры.
Не «10 из 10», но есть за что хвалить, нравятся такие проекты, всегда запоминаются.
Не люблю консоли, тк нужно покупать дорогущие игры, да и на джое играть не получается. Там итоговая цена консоли вполне сопоставима с нормальным компом
У тебя есть все шансы по чуть-чуть накопить на простенькую видюху ≈10к и начинать приобщаться) Сам делаю также, целюсь в 1050ti.
P.S.: даже встроенная в i5 прошлого поколения видюха даёт погонять в overwatch на минималках
Не согласен с автором про насыщенность. Единственное с чем разрабы переборщили это с колличеством уровней. В 5 актах, кроме пролога, вроде по 4 главы получается, но по продолжительности, стоило бы сократить до трех глав. Тоесть 20 глав превратить в 15. Ну и минусы они как раз об этом.

А вообще игруля очень достойная. И что радует, всему сай-фаю там дается более менее внятное обьяснение.
Сам делаю также, целюсь в 1050ti.

Плохо целишься. Максимум это 1050. Если целишься в 1050ti — выкинешь на ветер денег т.к. на ультра настройках ты не поиграешь не из-за отсутствия 4гб видеопамяти а из-за слобого графического ядра. Куда умнее купить самюю дешевую 1060 на 3ГБ, чем слить за покупку 1050ti
Не так дорого как кажется, хотя новинки я себе позволить не могу. Обычно играю спустя пол года после релиза, покупая бу диски с рук. Однако, если дело вкуса, то игра действительно не стоит свеч.
Визуальный стиль очень напоминает Warframe. Его башню.
загадочное огромное архитеткурное строение, пронизывающий пистолет-лучемёт, злобный ии и его нечеловеческие миньоны, общая атмосфера одиночества и заброшенности — как по мне, это прямые отсылки из манги Blame
Как вариант еще чутка подкопить и взять просто консоль, вот открыл товарища у которого обычно беру все консольное и магазин где железо беру:

Хотя нужно учитывать что это базовая цена, потом захочется еще второй геймпад (а они дорогущие), подписку что бы игры на халяву стрелять и по сети играть и т.п. Выгодно когда есть рядом друзья консольщики с которыми можно дисками махнуться.
Иди работай, нехер у родителей на шеи сидеть
Читай также