12 апреля 2017 12.04.17 132 132K

Persona 5: Обзор

Играла на Sony PlayStation 4

В прошлом году серия японских ролевых игр Persona отметила своё двадцатилетие. С этим событием совпал и выход пятой номерной части. Как это нередко бывает, Persona 5 сначала была издана эксклюзивно у себя на родине, а спустя полгода возможность поиграть в неё появилась и у всего остального мира. Несмотря на то что все части серии насквозь пропитаны восточным духом, на Западе они нашли немало поклонников и прочно закрепили за собой культовый статус. На примере Persona 5, которая логично развивает старые идеи, будем разбираться, что же в этой серии такого знакового и притягательного.

Persona: The Masquerade — Vengeance. Маски на лицах главных героев вовсе не случайный элемент их образа, ведь ‘рersona’ с латыни именно так и переводится.
Persona: The Masquerade — Vengeance. Маски на лицах главных героев вовсе не случайный элемент их образа, ведь ‘рersona’ с латыни именно так и переводится.

Бал-маскарад

Persona 5 так бьёт в глаза своим ярким визуальным оформлением, что умалчивать о нём — настоящее преступление. Тут как нельзя кстати уместна пословица про то, что встречают всё-таки по одёжке.

Третья и четвёртая части серии уже имели запоминающийся стиль и ключевые цвета — синий и жёлтый соответственно. Новая Persona пошла дальше и органично вписала свой внешний вид в игровой процесс. Оформление меню и битв, анимация переходов между сценами, разговоры с персонажами — всё это сделано максимально эффектно и при этом естественно, без лишних деталей.

Три главных цвета Рersona 5 — красный, чёрный и белый.
Три главных цвета Рersona 5 — красный, чёрный и белый.

Графически новая игра от Atlus гораздо больше похожа на её же Catherine, чем на предыдущие части серии. Персонажи соответствуют человеческим пропорциям и смотрятся теперь вполне реалистично — в пределах аниме-стиля, конечно. Но самое главное, они не просто выглядят «как в жизни», но и испытывают те же проблемы и эмоции, что и реальные люди.

Школьные годы

Действие всех игр серии Persona происходит в современности, а каждая из не связанных между собой частей повествует о группе молодых людей, объединившихся для борьбы со злом. Persona 5 не стала исключением. Главный герой, которого игрок волен назвать по своему усмотрению, переезжает в Токио и поступает в новую школу. Одинокий и малообщительный, он постепенно находит там друзей, таких же белых ворон, как и он сам.

Завязка Persona 5 и обучение основам растягиваются на десяток часов. Да и сам игровой процесс движется очень неторопливо: шутка ли, мы буквально проживаем каждый день в шкуре старшеклассника. События начинаются в апреле — именно тогда у японских школьников и студентов стартует учебный год. Каждый день поделён на сегменты: утро в школе, обед, свободное время, вечер — и так неделя за неделей, месяц за месяцем.

Главный герой автоматически ходит на занятия, во время которых учителя иногда будут задавать каверзные вопросы. Периодически ему нужно сдавать экзамены, проверяющие усвоенный материал. Уроки чем-то напоминают передачу «Кто хочет стать миллионером?»: на каждый вопрос даётся несколько ответов на выбор, а помощь зала заменяют подсказки так называемой «Воровской гильдии» — других игроков, подключившихся к Сети. Список самых популярных вариантов распространяется не только на школьную жизнь, но и на свободное время героя, и при желании можно подсмотреть, на что его тратят остальные.

В большинстве своём вопросы связаны с сюжетом и его деталями. Здесь, например, упоминается Арсен Люпен, в честь которого названа персона протагониста. Но учителям об этом, конечно, ничего не известно, и все совпадения совершенно случайны.
В большинстве своём вопросы связаны с сюжетом и его деталями. Здесь, например, упоминается Арсен Люпен, в честь которого названа персона протагониста. Но учителям об этом, конечно, ничего не известно, и все совпадения совершенно случайны.

После звонка с уроков мы вольны распоряжаться досугом так, как душа пожелает. Можно устроиться на подработку, заниматься в библиотеке, посещать спортзал, играть в приставку, смотреть фильмы… И это далеко не полный список. Одно такое действие занимает временной отрезок — вечер, день (и не важно, разгадывали ли мы дома кроссворд или отправились в другой конец города в планетарий) — и развивает навыки протагониста, такие как мужество, обаяние, знание, доброта и профессионализм, которые, в свою очередь, открывают возможности для новых взаимодействий.

Общение с людьми тоже порой даёт плюсы к этим параметрам, но его основная роль всё же заключается в другом. Во-первых, социальные связи позволяют лучше узнать сопартийцев и прочих знакомых. У них есть своя история, и им действительно сопереживаешь, ведь все они — самые простые люди со своими тараканами и скелетами. Во-вторых, каждый собеседник закреплён за своей «арканой» Таро, и, активно общаясь с ним, герой повышает её ранг, открывает новые способности и увеличивает силу персон, связанных с этой картой.

Дружба и возможный роман с доктором Такеми улучшает «аркану» «Смерть», что весьма символично.
Дружба и возможный роман с доктором Такеми улучшает «аркану» «Смерть», что весьма символично.

«Перемен требуют наши сердца»

Persona 5 так могла бы и оставаться симулятором свиданий, если бы не одно но. Её главные герои не просто обычные школьники, но борцы со злом. Каждый из них в определённый момент пробуждает свою персону и попадает в параллельное измерение. Там они в лучших традициях супергероев преображаются и дают друг другу новые имена. Так, протагониста окрестили Джокером, прямо как маньяка из Persona 2: Eternal Punishment. Объединившись в группу под названием Phantom Thieves of Hearts, школьники ставят перед собой цель очистить сердца злых, алчных, похотливых (и далее по списку) влиятельных взрослых или запутавшихся людей с тяжёлой судьбой и избавить многих от страданий.

«Призрачные похитители» — это вовсе не выдумка Atlus для своей игры, а архетипичный образ, который нередко встречается в литературе. Вышеупомянутый Арсен Люпен как раз принадлежал к их числу. В русском языке нет устоявшегося перевода этого выражения, но суть понятна и без него. Фантомные воры — своего рода благородные разбойники. Эти неуловимые мастера маскировки крадут не ради личной выгоды — их интересуют особо ценные сокровища и артефакты, а на месте преступления в качестве подписи они оставляют свою визитную карточку. И в результате таких антигероев часто преследует какой-нибудь великий детектив. Все эти особенности нашли своё отражение в игре.

Итак, как же работает банда воришек? Для начала Джокер и его товарищи подыскивают подходящую цель, а затем проникают в её внутренний мир, который зовётся дворцом. Каждые такие чертоги разума уникальны и воплощают в себе тёмные мысли хозяина. Тщеславный и жестокий учитель представляет себя королём в замке, а жадный до денег мафиози в другой реальности управляет банком. Основная задача «Призрачных похитителей» даже не победить владельца дворца (хотя без этого проникновение, конечно, не обойдётся), а выкрасть у него самое ценное сокровище. Тогда злодей раскается, расскажет о своих преступлениях в реальном мире и получит там заслуженное наказание.

Для того чтобы в ином измерении материализовалось сокровище, в обычной реальности герои оставляют ту самую визитную карточку, которая спровоцирует его хозяина на агрессию.
Для того чтобы в ином измерении материализовалось сокровище, в обычной реальности герои оставляют ту самую визитную карточку, которая спровоцирует его хозяина на агрессию.

Дворцы сложно пройти за один заход — в них нужно возвращаться снова и снова и при этом рассчитывать время и силы так, чтобы уложиться в установленный срок и оставить ещё что-то на личную жизнь и досуг. В целом это сделать довольно просто — даже если через день чередовать вылазки и свидания, в запасе ещё будет время. По желанию его можно потратить на необязательные миссии, действие которых происходит в метро. Периодически похитители на своём фан-сайте получают письма о помощи. У агрессоров из этих запросов нет своих внутренних чертогов, и для того, чтобы перевоспитать их, героям нужно найти и победить их в тоннелях потусторонней подземки.

Если случайно генерирующиеся карты миссий незатейливы и однообразны, то дворцы проработаны на порядок лучше. Они по-хорошему запутанны и усложнены подстраивающимися под общий стиль головоломками. Врагов-теней в них видно заранее, и на каждой новой локации они принимают новое обличье: например, в банке это охранники с дубинками, а в замке — бронированные рыцари.

Всегда выгодно начинать битву первым, не дожидаясь, когда патрулирующий территорию враг заметит воришек, и получить тактическое преимущество. Для этого разработчики внедрили в игру стелс, но зачастую такие прятки только раздражают, так как управление в них не всегда адекватное.
Всегда выгодно начинать битву первым, не дожидаясь, когда патрулирующий территорию враг заметит воришек, и получить тактическое преимущество. Для этого разработчики внедрили в игру стелс, но зачастую такие прятки только раздражают, так как управление в них не всегда адекватное.

Бой с тенью

Игра не стала экспериментировать с модной нынче боевой системой в реальном времени и оставила традиционные для жанра пошаговые сражения. А если речь зашла о битвах, значит, самое время поговорить о персонах — тех самых созданиях, которые дали название всей серии. Именно они играют ключевую роль в битвах и применяют различные заклинания, в то время как «Призрачные похитители» сами не используют магию напрямую. При этом у Джокера может быть четырнадцать разных персон, а вот его сопартийцев в этом плане сильно ограничили — у каждого по одной штуке. Но если развить отношения между ними и главным героем до максимального, десятого ранга, то их персоны автоматически трансформируются.

Зачастую в японских RPG битвы — это скучная и однообразная необходимость, но Persona 5 — совершенно не тот случай. Здесь постоянно нужно учитывать особенности противника, и за счёт этого бои напряжённые и интересные. Главное — нащупать его слабое место и сбить с ног. Найденная уязвимость позволяет нанести ещё один удар и в идеале не оставить врагу ни единого шанса. Но на практике ахиллесову пяту ещё нужно найти, да и работает эта схема и в обратную сторону — неприятель может точно так же нанести несколько ударов подряд. И если его жертвой станет Джокер, то игру придётся загружать с комнаты сохранений. Это выглядит странно и нелепо, так как возможность воскрешать сопартийцев в игре есть.

Удобно, что слабость врага к тому или иному виду атаки будет подписана, стоит её хоть раз обнаружить.
Удобно, что слабость врага к тому или иному виду атаки будет подписана, стоит её хоть раз обнаружить.

Задолго до Undertale Persona, как ответвление серии Shin Megami Tensei, позволяла общаться с монстрами. После второй части об этой особенности забыли, а теперь вернули её. Сбитого врага можно не только ударить мощным совместным приёмом, но и вывести на полноценный диалог, выманить у него деньги или вещи или завербовать и в дальнейшем использовать в бою.

Коллекционировать персон полезно, ведь потом их можно скрещивать и получать более сильные образцы. Если поднимется рука, то призывных существ можно повесить и этим «прокачать» силу других или посадить на электрический стул ради ценных предметов. Выглядит этот процесс жутковато, впрочем, как и сам хозяин Бархатной комнаты, где происходят все эти манипуляции.

Истории в деталях

В Persona 5 так много нюансов, что перечислить их все просто невозможно, как сильно бы ни хотелось. К примеру, такая, казалось бы, обыкновенная вещь, как погода, влияет на силу монстров (в ливень они опаснее) и на улучшение параметров: когда за окном капает дождь, самое время учиться или посещать общественные бани для «прокачки» обаяния.

Забота о комнатном растении делает добрее, а участие в медицинских экспериментах — мужественнее, что вполне логично. Если на столике в кафе лежит кроссворд, то в его разгадывании нужно принимать активное участие и развивать не только навыки протагониста, но и свои собственные. А уж сколько деталей сокрыто в общении с противоположным полом!.. Но о них всё же лучше узнать самому.

Каждая из девяти потенциальных девушек имеет свои предпочтения по части подарков, и для того, чтобы впечатлить их, нужно будет хорошенько побегать по Токио в поисках подходящих сувениров.
Каждая из девяти потенциальных девушек имеет свои предпочтения по части подарков, и для того, чтобы впечатлить их, нужно будет хорошенько побегать по Токио в поисках подходящих сувениров.

В последнее время рынок японских ролевых игр активно пополнялся новыми проектами. Какие-то из них (например, I am Setsuna) делали ставку на классику, какие-то ударились в жанровые эксперименты. Но всякий раз этим играм чего-то не хватало. В отличие от многих их них, Persona 5 — результат успешного скрещивания традиций и нововведений. Atlus взяла из предыдущих частей серии лучшее и облекла в историю, за которой интересно следить, как за остросюжетным телесериалом.

Persona 5, по сути, рассказывает не о каких-то выдуманных ситуациях, а о проблемах современного общества, пускай и не без участия потусторонних сил. Но эта доля фантастики всего лишь средство, благодаря которому герои могут бороться с бесчестными людьми и помогать тем, кто оказался в трудной ситуации. Слишком пафосно было бы говорить, что Persona 5 чему-то учит, — скорее, она рассказывает такую историю, которая побуждает задуматься и при этом не скатывается в драму, а оставляет место для массы комичных моментов.

Плюсы: яркий визуальный стиль; приятный саундтрек, который хочется переслушивать и вне игры; запоминающиеся персонажи; огромное количество контента; прохождение истории займёт более чем сто часов.

Минусы: медленное развитие событий и ограничение свободы в начале игры; не всегда адекватный стелс-режим; прохождение истории займёт более чем сто часов.

Оценка игры
Выбор Stopgame

Поддержи Стопгейм!

Persona 5

Платформы
PS3 | PS4 | PS5
Жанр
Дата выхода
15 сентября 2016
751
4.5
485 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Не надо европейцев, и лучше держать их подальше.
Японские игры тем и привлекательны, что у японцев свои представления о трендах и интересах. Так сказать добавляет разнообразия, ну и толерантная лихорадка запада пока что их не коснулась, что также радует (как минимум меня в плане фансервиса %))
Тем более вроде западноориентированых игр и так в достатке
И да, в любую команду японских геймдизайнеров, художников должен входить толковый европеец, который будет временами бить палкой и направлять на нужный путь.

Ну и какой тогда толк от японских игр? У них свои представления, у европейцев свои, у американцев свои. Каждые игры по своему уникальны и необычны. Да у японцев хватает дичи и вещей которых нам не понять, но это часть их шарма. А если загнать к ним европейца который будет говорить «как надо» то какой тогда во всем этом смысл? Хотите более европейских РПГ, бога ради, никто не ограничивает, вот вам Готика, вот вам Risen, вот вам Drakensang, куча РПГ. Зачем пихать свои представления о играх, людям у которых есть свои.
Хорошо, представим другой пример. Представим что у вас над душой стоит типичный европеец, пока вы играете и вам попадается сцена с геями. Вам она не нравится, а тут европеец такой херак палкой по спине и говорит что надо наслаждаться этой сценой, потому что так надо. Понравится это вам? Да хрен там. Так что не надо говорить «как надо». Всегда должен быть выбор.
Еще хочется отметить что персона это наверное лучшая игра по прокачке английского (с возможностью разбирать диалоги и прослушивать конкретные реплики), так что если вы заинтересованы в обучение языка, то здесь вы с лихвой пополните словарный запас разговорной речи.
— А, что? Хочешь поиграть в эту крутую игру, которая пошла бы на твоем ПК в 4к и 120 фпс?

Ты прав- у каждого, просто у каждого, стоит дома компьютер, позволяющий запускать современные игры в 4K и 120 фпс. Ведь апгрейд компа сегодня до такого состояния стоит сущие копейки и доступен каждому — ты абсолютно прав)))
И снова они это сделали. Persona как всегда легким движением руки доказала, что не нужно иметь бюджеты Square Enix, чтобы заткуть за пояс таких мастодонтов как Final Fantasy. И именно эта игра заставляет гордиться тем, что у тебя есть PS4 :)
Начало года конечно абсолютно безумное получилось. За первые 4 месяца вышло больше крутых игр, чем за половину прошлого года. Откуда столько денег и времени только брать?
Чувак, ты представляешь что такое делать видео по Persona? Этот обзор будет как маленькая история серии по трудозатратам. Плюс, я подозреваю, что издатель может прибежать с криками «воооооот, показали чуть больше положенного, щас мы вам устроим!!!», вспоминая их драконовские методы чтобы избежать показа спойлеров.
Интересный обзор, но хотелось бы узнать видео-версия будет или нет?)
эммм
видимо я немного туп и не уловил сути но
— Гайдзины не умеют в перевод игр и из за этого съелость пол сюжета

— Подождать перевод ЗОГ который делаеться с «Гайдзинского»

это разве не еще хуже в плане Сюжета выходит?
На вкус и цвет. В некоторых играх меня раздражает даб, а в некоторых (Nier, Данганронпа, например) весьма нравится.
Не стоит судить всех по себе.
> Гайдзины не уметь в перевода нихонго -_-
Не знаю японский на должном уровне, чтобы играть без перевода.

> Я никого не сужу по себе, я не слова не сказал в чей-то адрес.
Фраза «У вас адамантивые желудки» как бы намекают на наш «рацион».

> Анима на англ — это тихий ужас и ад.
Тут согласен, пока не встречал нормального даба аниме. Но Данганронпа имелась в виду игра, если что.
Ты шутишь? Как раз у них то 20+ лет отаку уже давно норма и их очень, очень много. У игры вообще рейтинг 17+
А мне кажется что класс игры определяет не ее бюджет, а ее качество. Вон, в Финалку сколько денег вбухали, но назвать ее игрой ААА класса язык не повернется, просто потому что это порезанный кусок игры, которая должна была появиться. Persona же, при значительно меньшем бюджете, уделывает ее качеством по всем параметрам.
Это субъективное мнение, так что не закидывайте меня определениями из Википедии пожалуйста.
Моя хотеть, чтобы на каждую японскую игру теперь делали обзоры Кунгуров и Краснопольская. 2 абсолютно противоположных отношения к японщине дали бы идеальное сочетание.
Ну почему? :( Под вашим авторством выходили видео-обзоры даже для нишевой Tales of Berseria и на инди как Kôna, а тут крупная ААА и без…
«На эмуле нормально работает» — Запустил такой ролик чувака с довольно отличной системой, всякие I7 новенькие, юзы Вулканов и тд. И что в итоге? Просадки до 11 FPS, графические баги и прочие прелести эмуляции.
Это я к чему вообще? Эмулируется игра на топовой печке довольно убого, и советовать что-то подобное со словам «НОРМАЛЬНО работает» — так себе дело.
Вся серия строится на них. Суть в показании двух разных миров и их влияния на них.
Ну не знаю, выдержать двести с гаком уровней башни — это так себе удовольствие…
ЦА
Не знаю как насчет серьезности вопросов поднимаемых в сюжете (не играл), но мистика, школа, таки намекают на ЦА что то около старшей школы. Надо еще учесть, японцы пока не считают свою аудиторию настолько беспросветно тупой, чтобы исключать сколько нибудь философские вопросы в сюжетах…
(ну и культ школьниц, даже у взрослых, но школьниц не бывает без школы %) )
PS: это мое мнение, не претендую на сколько нибудь серьезное звание этого анализа
Абсолютно. Если есть Vita, то бери Golden версию. Если нет, эмулятор тоже сойдет.
Сюжетно они не объеденены, так что знать события прошлых игр не нужно. Но желательно ознакомиться хотя бы с третьей, чтобы поймать пару прикольных отсылок.
А 3-ю лучше купи, если есть PS3, или скачай, опять же для эмулятора, Persona 3 FES. Это самая полная версия. Из PSP вырезали солидный кусок игры.
Читай также