Интересная всё-таки штука эти утечки информации. Благодаря им, например, геймеры узнали о существовании такой во всех отношениях «замечательной» игры, как Teenage Mutant Ninja Turtles: Mutants in Manhattan. Совсем недавно в Сеть просочилась практически официальная информация о готовящейся Middle-earth: Shadow of War. Спустя некоторое время Warner Bros., издатель проекта, подтвердила, дескать, да, слухи верны. Ну а пока покупатели, затаив дыхание, откладывают деньги на вожделенный экшен, давайте вспомним видеоигры, созданные на основе творчества Джона Толкиена (John Ronald Reuel Tolkien). Поверьте, за всю историю индустрии их накопилось немало.
История на экране монитора
Так уж случилось, что творчество легендарного профессора привлекало внимание компьютерных энтузиастов ещё в то время, когда индустрия видеоигр только-только зарождалась. Когда компания Atari активно захватывала умы американских и европейских подростков (напишите в комментариях, интересна ли вам эта история), программисты-энтузиасты вовсю соревновались в написании самого необычного программного продукта «для своих».
Первой из известных работ такого плана стал текстовый квест The Shire. Сегодня нельзя с точностью сказать, чем он отличался от аналогов типа Zork, поскольку игра давно утеряна. Неизвестно даже, для какой платформы она создавалась. Однако совершенно точно ясно, что проект стал предвестником лавины, захлестнувшей домашние компьютеры всего за несколько лет.
«Перепевки», продукция по мотивам (зачастую весьма и весьма отдалённым, надо сказать), а порой и вовсе откровенные пародии — 80-е годы и первую половину 90-х можно по праву назвать временем интерактивного творчества по Толкиену. В рамках этого материала нет смысла рассказывать обо всём массиве этих полулегальных поделок. Но пройти мимо некоторых из них попросту невозможно.
Одним из самых ярких примеров удачных адаптаций стала The Hobbit. Её авторы, как и десятки людей до них, пошли по пути наименьшего сопротивления и создали классическую текстовую адвенчуру. От прямых конкуренток она отличалась удивительной системой взаимодействия геймера и среды. Движок игры позволял строить достаточно сложные предложения — невиданная роскошь в те годы, когда обычный квест в лучшем случае понимал сочетания типа «пойти по левой тропинке». К тому же адвенчура могла похвастаться довольно качественными иллюстрациями. В общем, мегахит своего времени, лингвистическая система которого потом получила продолжение в Lord of the Rings: Game One и её сиквеле.
Вторым значимым проектом линейки классических «толкиеновских» игр стала так называемая J. R. R. Tolkien's The Lord of the Rings, Vol. I, вышедшая в середине 90-х на Super Nintendo. В отличие от большинства игр золотого периода, Vol. I была полноценной RPG. Разумеется, с видом сверху и — внезапно — боевой системой в реальном времени. Увы, на фоне собратьев по платформе эта ролевая сказка ничем не выделялась и была благополучно забыта всеми, кроме совсем въедливых поклонников Средиземья. Позже начались по-настоящему золотые годы…
Наше время, но не совсем
В начале 2000-х годов культовое наследие Толкиена получило второе рождение. Если прежде историю Кольца Всевластья досконально знали только поклонники литературы и жанра фэнтези, то в те годы настал черёд простых обывателей собраться, купить билет в кинотеатр и отправиться на премьерный показ «Властелин колец: Братство кольца». Экранизация первой части легендарной трилогии не была безупречной во всём, упускала целые сюжетные пласты (вроде линии с Томом Бомбадилом), но всё-таки сумела во всей красе показать завораживающий мир Средиземья, параллельно спровоцировав перевыпуск всех трёх частей романа в аудио- и печатном вариантах.
Я хорошо помню, как в 2001-м году полки книжных магазинов были буквально завалены различными версиями «Братства кольца», «Двух твердынь» и «Возвращения государя» (именно так название каждой из частей перевёл творческий тандем Кистяковского и Муравьёва). Целые стеллажи были заполнены томиками, с обложек которых на покупателей смотрели как актёры кинофильма, так и просто случайные монстры, населяющие вселенную Толкиена. В общем, сказка, а не время.
Примерно в этот же период Vivendi получила права на распространение продукции по творческому наследию профессора. Первым блином оказалась просто отвратительная The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring. Её отличительными чертами стали ужасная графика и просто чудовищный игровой процесс. По сути, геймерам предложили пробежать очередную аркаду, только на этот раз привязанную к популярной вселенной. Впрочем, The Fellowship of the Ring проходили — во многом из-за удачной даты выхода. Боссы Vivendi правильно подгадали, что соседство с фильмом заставит купить диск множество людей.
Вторым по списку и первым по значимости релизом от Vivendi стала The Hobbit. И пусть вас не пугает название — параллелей с одноимённым текстовым квестом у этой игры практически нет. Объединял их лишь литературный первоисточник — сказка про путешествие Бильбо Торбинса. В остальном владельцам консолей и PC предложили банальный, но качественный клон The Legend of Zelda. Для нашей страны The Hobbit в те годы и вовсе стала одной из немногих возможностей прикоснуться к механике легендарной серии от Nintendo — GameCube же достать было почти невозможно, а Game Boy Advance предлагала немного не тот опыт.
Третьим проектом стала стратегия The Lord of the Rings: War of the Ring. Дивное время! Любая RTS, даже созданная на коленке, покупалась и изучалась под микроскопом фанатами жанра. В этом смысле продукт пришёлся ко двору. По большому счёту недостаток у игры был один — вторичность. Те, кто хотя бы раз в жизни запускал Warcraft III, очевидно, не могли найти в War of the Ring хоть что-то новое и оригинальное. Отсюда и довольно скорое забвение.
Моя прелесть
Когда Electronic Arts получила лицензию на «Властелина колец», большая часть геймеров уже ничего не ждала от продукции по мотивам — слишком гадкий остался осадочек после деятельности Vivendi.
Тем не менее американцы из EA не стали идти на поводу у популярного тренда и запустили мощнейший конвейер по поставке интерактивных блокбастеров. Причём не только на консолях, но и на PC — платформе, чьи пользователи в те годы привыкли к кривым портам. Вы и сами, должно быть, помните: убогое управление, не лучшая графика, банальные баги…
Первое и важное — это, конечно же, слэшеры. Их было выпущено аж два: The Lord of the Rings: The Two Towers (2002) и The Lord of the Rings: The Return of the King (2003). Последняя засветилась на PC. От поделки Vivendi боевики отличались великолепно поставленными батальными сценами, замечательной во всех отношениях картинкой и бережным подходом к миру. Готовя этот материал, я запустил PS2-версии этих игр, и они даже сегодня отлично смотрятся и проходятся.
Вторым залпом от EA стала стратегическая дилогия The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth. Когда-то об этом мини-сериале слышали даже те, кто не переваривает фэнтези в любом виде. Причина проста — геймплей. Всё дело в том, что американцы выпустили сильнейшую смесь из увлекательной стратегии и RPG. Куча героев, нетривиальные задачи, необычный подход к постройке баз — пропасть в The Battle for Middle-earth можно было надолго.
Наконец, третьим фронтом оказался ролевой жанр. В те годы на консолях пользовались большой популярностью JRPG. От компьютерных товарок продукция из Страны восходящего солнца выгодно отличалась ставкой на сюжет при меньшей свободе действий. Взяв за основу сверхпопулярную Final Fantasy X, западные разработчики выпустили The Lord of the Rings: The Third Age. От «финалки» этому продукту достались схожая боевая система и общее геймплейное устройство. Увы, при всей интересности задумки, игра не пошла в народ — поклонники JRPG отмечали, что The Third Age загубили заниженная сложность и вторичность. На этом роман EA со вселенной Толкиена фактически закончился. Начались тёмные годы…
Наследие профессора
Не сильно покривлю душой, если скажу, что со времён дебюта EA в сеттинге Средиземья не появилось ни одной по-настоящему отличной игры. В переходный период, например, вышла довольно неплохая The Lord of the Rings Online, однако она так и не смогла выбиться в высшую лигу. Почти же все попытки Warner Bros. выпустить хоть что-то приличное оканчивались неудачей.
Первая из них — крайне средняя The Lord of the Rings: Aragorn's Quest (2010) для консолей от Nintendo и Sony. Можно долго спорить, стоило ли вообще выпускать игру, посвящённую всего одному из персонажей вселенной Толкиена. Но факт остаётся фактом: для своего времени Aragon’s Quest была крайне слабой попыткой создать экшен-адвенчуру. Удивляла даже не графика (она оказалась ожидаемо средней) — просто играть в это в конце нулевых никто не захотел. The Lord of the Rings: Aragorn's Quest банально терялась на фоне многочисленных блокбастеров.
Warner Bros. попыталась исправиться в 2011-м году, но изданная ею The Lord of the Rings: War in the North (PlayStation 3, Xbox 360, PC) в подмётки не годилась актуальным на тот момент ролевым боевикам. Единственное, что выделяло её среди аналогов, — неплохая картинка и достаточно продуманный кооператив. 63 балла на Metacritic соврать не дадут.
Наконец, в 2012-м и 2014-м соответственно вышли LEGO The Lord of the Rings и LEGO The Hobbit. Они неплохо пополнили LEGO-копилку, но выделиться среди своих собратьев по магазинной полке так и не смогли. Всё просто — если вы хоть раз в жизни видели любую LEGO-пародию, то считайте, что знаете о них всё.
Наши дни. Warner Bros. вместе с Monolith Productions готовятся к запуску прямого сиквела Middle-earth: Shadow of Mordor. Разработчики дежурно обещают, что продолжение этого экшена в открытом мире приятно удивит покупателей большим числом квестов, улучшенной системой Nemesis и возможностью брать штурмом замки. Увы, пока неясно, исправят ли авторы недостатки своего дебютного проекта по вселенной Толкиена. Уйдёт ли однообразие? Появится ли действительно интересный сценарий? Пока что вопросов намного больше, чем ответов.
Лучшие комментарии