Какая-то нехорошая тенденция получается — многие хорроры от независимых разработчиков ещё до выхода получают награды и премии, их ждут, они щекочут нервы трейлерами, скриншотами и обещаниями. Но после релиза пугают разве что уровнем технического исполнения, корявой анимацией да разными несуразностями или банальностями в сюжете. Недавно эта участь постигла Syndrome. Теперь вот пришла очередь Through the Woods…
Волки и овцы
В отличие от Syndrome, авторы Through the Woods, норвежцы из студии Antagonist, рассказывают как раз небанальную историю. Вышедшая незадолго до Хэллоуина, она добавила в этот американский праздник нечисти толику северной тоски, одиночества и скандинавской мифологии.
Действие игры разворачивается в наши дни. Мама с сыном выезжают на машине за город, к рекам и лесам западного побережья Норвегии, но мальчишку вскоре похищает какой-то мужик на лодке. Обезумевшая мать бросается вслед за ними в холодную воду и в итоге доплывает до странного острова. А там её ждут ожившие легенды и мифы Скандинавии во главе с огромным волком Фенриром, которому, как выясняется, раз в пять лет приносят детей в жертву, чтобы сын Локи и Ангрбоды не разорвал свои цепи и не устроил всем Рагнарёк.
Впрочем, норвежским женщинам, которые оказываются настолько суровы, что прямо в шапке, куртке и с рюкзаком за спиной могут проплыть пару километров в ледяной воде, никакой Фенрир нипочём. Наша мать-героиня убегает от огромных троллей, светит в лицо фонариком какой-то твари с хвостом и машет факелом перед мордами огромных волков, чтобы те не приближались и не сожрали её. И даёт слабину, лишь когда поющая ведьма Хель показывает ей на болотах сцены из семейной жизни, напоминающие о том, какой плохой матерью она была. То есть авторы вносят в эту мифологическую чертовщину ещё и социальный подтекст про современные семейные отношения.
А сценариста задрал медведь…
Казалось бы, всё в Through the Woods на месте — и мистика, и мифология, и актуальный подтекст. Плюс к тому этот остров — настоящий рай для любителей всего скандинавского. Тут есть потрясающие пейзажи, тёмный, истинно северный лес, глубокие реки, пещеры, гроты и огромные рунные камни. А поселения, которые мы встречаем по пути, кажется, прямиком сошли с картин, из книг и фильмов про викингов — настолько детально и аутентично они воссозданы. И всё это — под атмосферную музыку.
И всё-таки полностью раствориться в этой атмосфере мешают сразу несколько вещей. Например, разные сюжетные глупости и несуразности, которых тут хватает и помимо героических женских заплывов в шапочке. Есть и эпические дыры, перечислять которые мы не будем, чтобы не плодить спойлеры, и мелкий идиотизм вроде сцены в самом начале, когда мать ждёт писающего сына у сортира (очень атмосферное начало для хоррора, согласитесь!).
А ближе к финалу она читает записку, предупреждающую, что где-то на болотах живёт вышеупомянутая ведьма Хель. И дико удивляется: «Да ладно, не может быть, это, наверное, какая-то шутка». Ага, а то, что двадцать минут назад ты убегала от тролля и разговаривала с двумя волками, умоляя, чтобы они тебя не сожрали, — это, видимо, в порядке вещей.
Главная героиня вообще частенько раздражает своей непроходимой тупостью, которая проскальзывает в её репликах и рассуждениях. К тому же озвучены они очень вяло и невыразительно, что только усиливает неприязнь к горе-мамаше.
Беги, мама, беги!
Другая проблема Through the Woods кроется в самом игровом процессе. Точнее, в его почти полном отсутствии. Да, тролли, ведьмы и волки периодически действительно нагоняют страху. Особенно когда ты осторожно крадёшься по лесу, нервно светя фонариком в разные стороны, чтобы не проспать момент атаки. Но ведь до них ещё надо добежать, по пути не умерев от скуки. Один из пользователей Steam написал об этом так, что лучше и не скажешь (авторская пунктуация сохранена): «Что дальше? А дальше вы бежите по лесу… бежите… бежите… бежите и тут!!! А тут ничего не происходит, и вы опять бежите… бежите… бежите… бежите… Добегаете до скалы, где дальше не пробежать, и вы разворачиваетесь. Дальше? Дальше вы снова бежите, только в обратную сторону… и бежите… и беж…»
Конечно, описание несколько утрированно, но в целом действительно большую часть времени приходится именно что бежать через лес в надежде добраться, наконец, до следующего сюжетного эпизода. Можно, конечно, по пути искать разные записки, проливающие свет на происходящее, и пополнять коллекцию рассказов из скандинавской мифологии. Но это так, баловство по большому счёту. А вот каких-то интересных геймплейных механик, кроме бега с препятствиями и упражнений с фонариком, которым вы светите в морду трём с половиной монстрам, встреченным за игру, в Through the Woods нет.
Причём бежать вы будете, периодически застревая в текстурах, куда-то проваливаясь, матерясь на никакущую оптимизацию (игра на моём ноутбуке работает хуже, чем Battlefield 1 во время батальных сцен) и старательно отводя глаза от анимации. А уж местные кат-сцены вообще без слёз смотреть невозможно — настолько убого выглядят их участники. Здесь же — баги, двоящиеся в глазах модели персонажей и наглухо закрывающиеся после установки патча двери, из-за чего приходится перезапускать предыдущую контрольную точку.
В Through the Woods был отличный потенциал, но авторы так и не смогли раскрыть его по полной. Здесь есть несколько сильных сцен, местами нам действительно страшно, да и атмосфера тёмного северного леса обволакивает, гипнотизирует. Но в целом игра больше разочаровывает и раздражает. С другой стороны, лично меня она заставила полезть в Интернет и прочитать много интересного про легенды и мифы Скандинавии — тоже результат, согласитесь.
Плюсы: тёмный, страшный лес; масса отсылок к скандинавской культуре и мифологии; шикарные пейзажи; аутентичные поселения викингов.
Минусы: некачественное техническое исполнение; дыры и несуразности в сюжете и в репликах главной героини; вялое озвучивание; примитивный игровой процесс.
Лучшие комментарии
P.S. Прошу прощения за оффтоп, просто надоело уже в каждой теме сайта видеть подобного рода комментарии.
«Первый раз смешно, а второй раз — задалбывает, знаешь ли» © Far Cry 3 Experience