У всех, кто увидел это название, в душе родился крик: что-то новое про вампиров, в духе Bloodlines и Redemption! Нет, Masquerada: Songs and Shadows не имеет отношения к культовой вселенной World of Darkness и её ответвлению. Но здесь тоже много подковёрных интриг, скандалов, расследований и политических игр, которые ведут многочисленные кланы и группировки. И их участники также носят маски — правда, в данном случае не в переносном смысле, а в самом что ни на есть прямом.
«Маска, кто ты?»
Masquerada: Songs and Shadows — партийная тактическая RPG, вдохновлённая историей и культурой Италии эпохи Возрождения. Авторы придумали очень богатый, подробно проработанный мир, похожий на устройство какого-нибудь флорентийского или венецианского общества, — множество гильдий, фракций, каких-то организаций с собственными полномочиями и титулами, учёных, торговцев. И всё это связано в клубок сложных взаимоотношений, в которых неизбежны вышеупомянутые скандалы, интриги, расследования, политические игры и борьба за власть.
Разница в том, что в этом мире есть магия. Источником её является явление под названием The Mascherines, а инструментом — те самые маски. Типичные и очень красивые венецианские маски, в которых ходили на маскарады, здесь придают своим владельцам не только пикантную таинственность, но и особые магические умения. Естественно, доступ к ним имеют только представители высших классов и особо привилегированные люди, которые все вместе составляют ту самую Masquerada. Обделённые низшие слои называются Contadani. В какой-то момент между ними, естественно, началась гражданская война.
Политика занимается тобой
Действие разворачивается в городе Citte della Ombre, а играем мы за молодого человека по имени Cicero Gavar. Он также имеет право носить магические маски, ведь он один из лучших inspettore города — это такой отдельный класс сыщиков и прокуроров в одном лице, которые подчиняются вышестоящим товарищам, но при этом обладают очень большими полномочиями, чтобы расследовать самые разные дела, в том числе и государственной важности. Поэтому их все уважают и, чуть что случится, бегут к ним за помощью.
Проблема в том, что пять лет назад брат Сисеро участвовал в попытке госпереворота в Ombre и был убит, поэтому нашего героя отправили в ссылку. И вот вдруг мэр города (которого и хотел свергнуть брат) вызывает опального инспектора обратно, возвращает все полномочия и просит заняться очень важным делом — найти пропавшего учёного, который изучал происхождение этой самой магии масок.
Несмотря на всю, понятную в данном случае, нелюбовь к властителю, Сисеро соглашается — ему нужны деньги. Только просит не втягивать его ни в какую политику. Наивный. С этого момента начинается захватывающий политический детектив, в котором найдётся место и коварным заговорам, и магическим артефактам, и тайным операциям в тылу криминальных группировок, и закулисным играм.
Домашнее чтение
Masquerada: Songs and Shadows делает ставку именно на сюжет — никаких побочных заданий, свободного исследования мира и прочих вольностей. Причём авторы рассказывают подчёркнуто линейную историю. В игре масса диалогов, но мы в них участия не принимаем — слушаем, читаем или пропускаем. Но делать последнее строго не рекомендуется — отсутствие свободы и выбора авторы с лихвой компенсируют именно увлекательностью самой истории, глубиной проработки и мира в целом, и каждого персонажа в частности.
Фактически перед нами захватывающая интерактивная книга — богато иллюстрированная (посмотрите на скриншоты), снабжённая стильными комиксовыми вставками, великолепно озвученная профессиональными актёрами, дополненная красивой оркестровой музыкой и даже проникновенными оперными партиями.
В игре есть встроенный кодекс, куда заносится информация обо всех аспектах жизни, о гильдиях, фракциях, титулах, персонажах. Там просто горы текста. И если всё это прочитать, то перед вами откроется дивный мир — со своей историей, с кучей разнообразных деталей и нюансов. В таком случае всё происходящее воспринимается очень цельно — здесь можно раствориться, а потом ещё требовать продолжения и настоящей книги по мотивам.
Про людей
Особенно много записей про персонажей, которые окружают нашего героя. Каждый второй встречный так или иначе знаком с Сисеро, и с ним связана какая-то интересная история. Например, зайдя по делам в Зал поющих деревьев (да, есть здесь и такой), мы встречаем трогательную слепую девушку с платком на лице, скрывающим глаза. Обнялись, обмолвились парой слов, пошли дальше. А в кодексе появилась целая история, из которой мы узнаём, как эта девушка однажды спасла нам жизнь и почему она ослепла. И так тут во всём…
Особый акцент авторы делают на взаимоотношениях с ближайшими напарниками героя. По мере прохождения к нему присоединяются очень разные личности. Тут и импульсивный моряк, брат пропавшего учёного, и строгая девушка с мечом, приставленная к нам в качестве этакого наблюдателя и шпиона, и обаятельный представитель одного криминального авторитета, к которому мы вынуждены обратиться за информацией.
У каждого свой характер — персонажи могут поссориться, исчезнуть куда-то на время, потом вернуться или, невзирая на наши окрики, вдруг кинуться в бой, чуть не сорвав всю конспирацию. Самое главное, с каждым из них связана своя история, а у некоторых обнаруживаются очень неожиданные секреты. Поэтому отношения с напарниками постоянно развиваются, а в кодексе появляются всё новые и новые записи про них.
Ну и вообще в истории многие вещи связаны именно с тенями и тайнами прошлого, в том числе, понятно, с прошлым нашего героя. Тот же моряк сначала пытается помочь нам справиться с личными демонами, потом уже руку помощи протягиваем мы ему… Короче, следить за всем этим страшно интересно.
Маской по лбу
Развивают всю эту великолепную историю в Masquerada: Songs and Shadows не только диалоги и тексты, но и сражения. В целом они достаточно типичны для партийных RPG — персонажи атакуют и используют умения в реальном времени, но в любой момент можно поставить всё это дело на паузу и лично раздать указания.
Способности связаны с магией стихий — огня, воды, земли или воздуха. В самом начале вы выбираете стихию для своего героя, а у его напарников специализации определены заранее. То есть кто-то будет метать огненные шары и воздвигать огненные же стены, а кто-то — бросаться грязью и пылью или сдувать противников ветром. У каждого персонажа по четыре таких «скилла», которые вы развиваете по мере получения новых уровней и очков способностей.
Однако, учитывая необычность самого сеттинга, тут, понятно, есть и свои нюансы. Каждому также доступна одна Ultimate-способность, связанная с теми самыми масками. На неё тратится особая энергия, накапливающаяся в бою, — Mask Charge. Изначально есть только одна такая маска — например, если выбрали стихию воды, то сможете периодически замораживать всех противников вокруг. Потом будут попадаться и другие, причём в любой момент вы можете менять их, подбирая способность под текущую ситуацию. Но пользоваться можно только своими стихийными масками — перераспределить разрешают очки обычных способностей, а вот сменить специализацию нельзя.
Броуновское движение
Кроме того, важную роль в сражениях играют стойки — они не только позволяют быстро атаковать в ближнем бою, уходить в защиту или использовать дальнобойное оружие, но и генерируют разные пассивные умения, а также влияют на скорость накопления Mask Charge. Есть и зачаточный «крафтинг», позволяющий создавать руны с пассивными бонусами.
В целом сражения получились интересными и напряжёнными и напоминают то, что мы видели в Aarklash: Legacy, — здесь, например, точно так же нужно постоянно следить за направлением атак, уводя своих бойцов из-под массированных ударов и магических «артобстрелов».
Однако есть одно но, и в этом лично у меня заключается единственная претензия к Masquerada: Songs and Shadows. Речь об интеллекте наших напарников. Оставленные без присмотра, они ведут себя как слетевшие с катушек берсерки и истерички — хаотично бегают от одного врага к другому, бьют кого попало и лезут на рожон с усердием заслуженного камикадзе республики Ombre.
Можно отдать приказ держать позицию, чтобы эта истеричка, наконец, встала на одном месте и била только тех, кто оказался в шаговой доступности. Но как только вы указываете использовать умение, боец снова переходит в режим хаотичного перемещения. Соответственно, настройка ситуаций, на кого и когда персонаж будет применять ту или иную способность, не шибко помогает — в перерывах он всё равно будет бегать с оружием от одного к другому.
То есть тут очень не хватает кнопок «Атаковать мою цель» или «Защищать главного героя». В итоге приходится делать много лишних телодвижений, постоянно включая паузу и лично тыкая каждого носом. Или отключать ИИ у персонажа, что в разы усложняет микроменеджмент партии в бою. А то и вовсе идти на публичное унижение и снижать сложность.
Masquerada: Songs and Shadows — это два в одном. Великолепная интерактивная книга в красивой упаковке — с увлекательной историей, венецианскими масками и оперной музыкой. И суровая тактическая RPG со своими особенностями — и, к сожалению, с проблемами в поведении напарников. Если авторы разберутся с последними (а в патчах они особую ставку делают именно на полировку ИИ), то получат от нас все высшие баллы — такие проработанные в литературном плане ролевые игры сегодня делает только Obsidian Entertainment. Ну а пока — заслуженное «похвально». И да, читатели, учите английский — многое теряете…
Плюсы: увлекательный сюжет, полный интриг, заговоров и тайн; отлично проработанный мир; великолепно прописанные персонажи и диалоги; динамично развивающиеся отношения с напарниками; сложные тактические сражения; интересная механика стихийной магии; стильная картинка; атмосферный оркестровый саундтрек и выразительное озвучивание каждого диалога.
Минусы: тотальная линейность понравится не всем; ИИ напарников в бою откровенно хромает; нет экипировки и «лута»; сохраняться можно только по «чекпоинтам».
Лучшие комментарии
p.s. Да знаю я, что говорят фанаты. «Наиграй двадцать часов там дальше интересно будет». Просто мне как-то не хочется две недели плеваться и материться ради надежды, что «дальше будет интересно»)))
Плюс может к примеру родиться русским в Эстонии (или в любой другой стране) и его силушки хватило чтоб выучить вторым эстонский, а на английский полиглотства не хватает. Лично мне сложно бывает, со своим средним знания англ., языка.
У меня на данный момент наигранно около 30 часов. И из них на гринд ушло часа 2-3 в совокупности.
п. с. А что за неуязвимость в дао? Я вроде недавно проходил, подобного не помню o_0
п.п.с. В дао ещё был «Пожинатель», ему вообще плевать, маг ты, или лучник с 2к урона :)
А что до перевода — наверняка умельцы с ZOGa запилят через годик.
Ну я и говорю, что ДА2 эт экшн, и лично мне нравится. Хотя я и ДАО как экшн рассматривал, когда играл, а многие ее почему то сравнивают с Балдурс Гейт. Хотя в Балдурсе (а следом и в Пилларсе) боевка мне вообще не нравится. Но эт лично мое мнение.
Если рассматривать да2 как экшен, то согласен. В балдурс я не играл, а в пилларсе боёвка вроде и неплохая, но до невозможности однообразная, 9 наиграл и бросил.
Я ДА2 бегал в 2 луков-танка или Мерриль прокачаную (которая неплохо танковала пачки) и андерса (который бафал, хилил и контролил). Проблем не было. 10 минут у меня уходило ток на дракона в 3м акте. Остальные паки и мини босы улетают за минуту где то.
А вот масс атаки на Кошмаре-это абсолютный юзлесс.(исключение мерриль в роли танка и с молниями)