11 сентября 2016 11.09.16 9 39K

The Turing Test: Обзор

Многие помнят знаменитую сцену из культового фильма «Бегущий по лезвию», где Рик Декард проводит тест Войта-Кампфа, пытаясь определить, кто перед ним сидит — человек или репликант, то есть машина. Это, конечно, выдуманный тест, но при его создании писатель Филип Киндред Дик (Philip Kindred Dick) вдохновлялся реальными работами английского математика Алана Тьюринга (Alan Turing), который в 1950-м году опубликовал статью «Вычислительные машины и разум», пытаясь определить, может ли робот мыслить.

Из этой статьи родился знаменитый эмпирический тест Тьюринга, когда так называемый судья задаёт вопросы (точнее, печатает их), которые должны помочь ему определить, кто на них отвечает — человек или компьютер (а отвечает всегда компьютер). Если он определить этого не может, то считается, что робот прошёл тест. Этим тестом, как нетрудно догадаться по названию, вдохновлялись и авторы игры The Turing Test.

На некоторых уровнях можно решать дополнительные загадки, чтобы получать новые достижения.
На некоторых уровнях можно решать дополнительные загадки, чтобы получать новые достижения.

Ava Test

Ава Тьюринг просыпается на борту космической станции — точнее, её будит некий дроид по имени Том и говорит, что надо спуститься на поверхность Европы, спутника Юпитера, и выяснить, что случилось с командой исследовательской станции. Те вроде как обнаружили потенциально опасный организм, а потом перестали выходить на связь.

Подобная завязка сразу настраивает на определённый лад и обещает увлекательное расследование в декорациях заброшенной станции и в атмосфере фильмов «Чужой» и «Гравитация». Но The Turing Test — не хоррор и даже не классический квест. Авторы прошлогоднего пазла Pneuma: Breath of Life снова выступили в том же жанре. Перед нами пространственная головоломка с видом от первого лица, сразу вызывающая в памяти такие игры, как Portal, The Talos Principle и отчасти The Witness. Но получилась она не менее увлекательной и атмосферной.

Portal, да не тот

Быстро выясняется, что Том не дроид, а полноценный ИИ, который управляет всеми системами и на корабле, и на наземной станции. На последней он устроил настоящий лабиринт из комнат, отсеков и модулей. Практически всё в них, включая, понятно, двери, работает на специальных силовых блоках, которые можно включать/выключать, а также вытаскивать из одной ячейки и вставлять в другую.

И если таскать разрешают ручками, то манипуляции с энергией осуществляются с помощью специального устройства. Energy Manipulation Tool — это такой электронный пистолет, во многом напоминающий аналогичную пушку из Portal. Он высасывает энергию, которая в виде сферы помещается в ствол. А потом вы вольны разрядить её в другой силовой блок.

Спорить с компьютером тут бесполезно.
Спорить с компьютером тут бесполезно.

С этим девайсом мы пробегаем всю игру, решая многочисленные головоломки, пытаясь пройти на следующий уровень. В целом механика проста и практически не меняется. Суть можно описать так: как открыть дверь, работающую от силового блока, если тот лежит за другой закрытой дверью? Тут как раз приходится использовать чудо-пистолет, высасывая энергию из одной «розетки» и вставляя её в другую. При этом радиус действия у пушки огромный, так что можно применять её практически из любой точки на уровне. Более того, в некоторых ситуациях она работает даже через окна.

Цветущая сложность

Естественно, постепенно загадки усложняются, комнаты становятся больше, запутанней, содержат больше «розеток», да ещё там появляются раздвижные и передвижные мосты и платформы, которые нужно перемещать самим. Где-то приходится манипулировать огромным магнитом, к которому «прилипают» силовые блоки.

Потом ещё появляются сферы разного цвета. Сначала доступны только синие, потом будут зелёные, красные, фиолетовые. И вы должны грамотно манипулировать ими, чередовать цвета, чтобы решить задачу. Например, в одном месте синие сферы полностью блокируют двери. А если зарядить силовой блок зелёной энергией, то они начинают открываться/закрываться с определённой периодичностью, позволяя проскочить дальше.

Вообще, игра частенько тестирует не только ваше серое вещество, но и реакцию. Где-то нужно вытащить сферу и быстрее проскочить в дверь, пока та не закрылась, где-то энергия включается/выключается с определённой задержкой, так что вы должны пробежать по своеобразному энергомосту, пока он не разрядился. Иногда даже приходится играть в прятки с детектором движения.

На более поздних уровнях мы взаимодействуем и кооперируемся с Томом — в роли дроида встаём на нажимные платформы, переключаемся на камеры и специальные устройства, чтобы манипулировать мостами, лифтами и платформами. Есть даже турели, которые стреляют редко, но метко — особенно в финале.

Предметы, кроме силовых блоков, можно только рассматривать и вращать, но не использовать.
Предметы, кроме силовых блоков, можно только рассматривать и вращать, но не использовать.

Одним словом, авторы очень грамотно поддерживают ритм, постепенно подкручивают сложность, вводят новые варианты механики. Поэтому неизбежное однообразие и схематичность, присущие таким играм, в The Turing Test ощущаются не так сильно, как могли бы (и как было в той же Pneuma: Breath of Life).

Снятся ли электрическому Тому сны?

Впрочем, главное, что поддерживает интерес к дальнейшему решению всех этих головоломок, — это сюжет. Пока Ава носится со своим пистолетом по уровням, Том постоянно ведёт с ней беседы в заданных самим названием игры направлениях — чем отличаются люди от машины, насколько рациональны и продуктивны их природа, их желания, это их стремление поддаваться эмоциям и так далее. Намёк, в общем, понятен.

На некоторых уровнях можно найти компьютер, где начинается, собственно, симуляция теста Тьюринга. Более того, там нас напрямую спрашивают: «Ты робот?» Вы можете отвечать что угодно, но невидимый судья по ту сторону экрана всё равно настойчиво уверяет, что отвечающий — машина. В одном из компьютеров и вовсе мы попадаем в виртуальную реальность, где даётся прямой намёк, что все наши действия осуществляются по определённой программе. Тут уже возникают сомнения: а кем является Ава и что вообще происходит?

Потом этот вопрос сам собой отпадает, философская, несколько отвлечённая игра, связанная с тестом Тьюринга, отходит на второй план, а на первый выходит судьба станции и её обитателей. Изучая личные вещи и аудиодневники астронавтов, мы выясняем, что Том — не просто философствующий ИИ…

Но даже в этой ситуации Ава и Том продолжают общаться и взаимодействовать. «Зачем ты мной манипулируешь? Это плохо», — вопрошает девушка. «Но ведь ты тоже манипулируешь клеем или кистью, чтобы сотворить что-то», — отвечает ИИ. То есть Том — это не однозначный злодей, он руководствуется своими принципами, считая, что делает благо. Но что считать в этой ситуации благом, насколько рациональные мотивы машины подходят для эмоционального человека? Однозначного ответа нет, поэтому в финале авторы дают нам право самим решить, на чью сторону встать.

Благодаря Unreal Engine 4 игра выглядит великолепно.
Благодаря Unreal Engine 4 игра выглядит великолепно.

The Turing Test — очень глубокая, многоплановая игра. Это и разнообразная, грамотно выстроенная головоломка, и почти философское произведение, поднимающее (как было и в Pneuma: Breath of Life) серьёзные темы, предлагающее думать и задумываться. А заодно и пройти тест Тьюринга…

Плюсы: интересные головоломки; постоянно добавляются новые элементы механики; увлекательный и почти философский сюжет; отличная графика на движке Unreal Engine 4; атмосферное музыкальное сопровождение.
Минусы: однообразие самой механики головоломок периодически всё-таки даёт о себе знать; порой чувствуется несбалансированность сложности загадок.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

The Turing Test

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW | Stadia
Жанр
Дата выхода
30 августа 2016
140
3.7
84 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

А игра то в итоге отличная получилась, тут схожесть с Portal, The Witness, атмосфера Чужого, интересные головоломки, увлекательный сюжет, отличная графика и музыка — так это то, что и нужно хорошей игре, после этого минусы как то меркнут на фоне плюсов.
от ЗоГ перевод вроде есть, но говорят что он не полный
Похожа ли размышлениями эта игра на Принцип Талоса? Если так, то возможно интересно. Хотя в Принципе эти размышления мне иногда надоедали.
Правда в стиме показано что поддерживается только англ.
Как то без русского нет желания брать.
Но рас разрабы не озаботились, то тогда буду ждать скидку и перевод от ЗоГ или еще кого-нибуть.
Ремарка. в фильме и книге тесты разные. в одном случае тест выявлял вживленные воспоминания. во втором был тестом на сострадание.
сарказм??? ох… ты меня почти убедил. Только где мне эти 400 рублей найти, и как бы еще забросить игры, в которые я играю… нет времени.
Опять спойлер невзначай?
том таки очередной взбунтовавшийся ИИ?
Читай также