В последнее время дела у финской студии Frozenbyte идут неважно. Аудитория с любовью относилась к первым двум Trine, однако при создании третьей разработчики не смогли понять, что именно так привлекало игроков. Они зачем-то добавили лишнюю трёхмерность, сделали приключение чрезвычайно коротким и допустили много ошибок, исправить которые уже не было возможности. Всё это привело к плохим продажам, а это, в свою очередь, — к релизу склеенной наспех Shadwen.
Вместе веселее
О том, что новую игру Frozenbyte создавала в жуткой спешке, говорили не раз сами разработчики. Потому и с момента анонса до выхода финальной версии прошло меньше полугода. Точно неизвестно, насколько плохое у студии финансовое положение, но появление Shadwen в её нынешнем виде указывает на отчаяние и стремление выжить на рынке. Хотя авторы довольны результатом, называют игру «настоящим стелсом» и словно не видят в ней никаких недостатков.
На деле же Shadwen представляет собой скучнейший стелс-экшен, которому не помешало бы выйти для начала в «Раннем доступе» Steam и повариться там около года. Но создатели решили предложить аудитории сырую версию, проходить которую — сущая пытка. Хотя интересные идеи в игре всё же есть, они незаметны под грудой бросающихся в глаза минусов.
Игра рассказывает о Шодвен — девушке, нанятой для убийства короля. По пути к замку героиня замечает девочку Лили, которую стражник вот-вот арестует за кражу упавшего с дерева яблока. Ребёнка надо защитить и спасти, но как? И тут появляется первый моральный выбор: зарезать выполняющего свою работу человека на глазах у девочки либо каким-то образом отвлечь охранника, дабы не травмировать детскую психику? И принимать такие решения придётся на каждом шагу.
Не будем пытаться понять сюжетную линию Shadwen — история теряет всякий смысл, когда из-за настойчивости девочки наёмная убийца берёт с собой свидетеля, вместо того чтобы отказать и отправиться по своим делам. Придётся мириться с абсурдностью происходящего и таскать ребёнка за собой, расчищая путь и бегая от одной точки к другой на протяжении почти двух десятков уровней. Концовка будет зависеть от того, сколько человек Шодвен зарезала в присутствии Лили, — игра допускает убийство нескольких стражников, но, если их число будет велико, финал изменится.
Чем-то здешний геймплей похож на The Last of Us. Вместо мужчины здесь девушка с довольно длинной косой, а вместо Элли — назойливая девчушка, не способная постоять за себя. Всю работу выполняет Шодвен: она и охранников отвлекает, и приказы отдаёт, и стоящие на пути предметы двигает. Лили же перебегает от одного куста к другому, если её никто не видит, либо разворачивается и бежит в обратную сторону, заметив впереди опасность. Увидеть или убить её никто не может, даже если она бегает у всех под ногами, так что беспокоиться за неё не приходится.
Практически каждую миссию можно пройти без убийств, но для этого придётся сильно постараться. Сидеть в кустах, двигать бочки и ящики, шуметь и выманивать врагов, чтобы девочка пробежала вперёд. Проблема в том, что игра никак за это не награждает: единственное, что меняется, — диалоги во время загрузки следующей главы. Ни бонусов, ни очков, ни проработанной системы кармы, которая хоть как-то влияла бы на происходящее, — здесь ничего нет. Так зачем стараться? Диалоги, кстати, тоже странные: если зарезавшая всех Шодвен на следующей локации никого не убьёт, Лили словно забудет о произошедшем ранее и не будет вспоминать обо всех этих зверствах.
Отсутствие мотивации
Стелс здесь примитивен настолько, насколько это возможно в плохих инди-играх. По большому счёту, кроме пряток в кустах и за ящиками, Shadwen предложить нечего. Враги быстро реагируют на услышанные ими шаги, ходят из стороны в сторону и моментально поднимают тревогу, увидев главную героиню. Геймплей не получает никакого развития, так как все противники выглядят одинаково и постоянно носят с собой одни и те же арбалеты и мечи. Можно ради веселья притянуть к себе стоящие друг на друге ящики, чтобы они свалились на голову ничего не подозревающего стражника, но даже это никаких эмоций не подарит.
Арсенал героини поначалу также скуден. Она носит с собой кинжал, убивать которым способна исключительно со спины или сверху, и умеет цепляться верёвкой за деревянные балки — разработчики, говоря об этой возможности, вспоминают Зою из Trine. Однако ничего общего с ней у Шодвен нет — если у Зои была грация и элегантность, то этот персонаж неуклюже двигается, неудобно управляется, а иногда и вовсе крутится вокруг верёвки волчком из-за никудышной физики. Со временем девушка учится создавать ловушки и прочие приспособления, делающие прохождение чуточку проще. Но до этого момента вряд ли кто-то дойдёт.
Одна из ключевых механик, которая отличает Shadwen от других игр того же жанра, — возможность останавливать время. Когда Шодвен ничего не делает, мир вокруг тоже замирает, словно в Superhot. Можно нажать отдельную кнопку, чтобы стражники «ожили», а можно подвигаться самому и добиться того же результата. Нельзя сказать, что это как-то помогает, — локации здесь не настолько огромны, чтобы приходилось изучать их и прорабатывать план. Да и без понимания того, куда и с какой периодичностью гуляют стражники, оценивать обстановку не удастся.
Зато здесь можно отматывать время, если что-то пошло не так, причём вернуться позволяют даже в самое начало миссии. Когда охранник замечает Шодвен (либо находит не спрятанный вовремя труп своего сослуживца) и поднимает тревогу, игра останавливается и предлагает вернуться на несколько секунд назад, чтобы не допустить провала. Хотя такая функция весьма удобна и избавляет от многочисленных экранов загрузки, она идёт вразрез с основами стелс-экшена. Игрок понимает, что ошибка не приведёт ни к какому наказанию или штрафу, а потому может пробовать различные варианты и рано или поздно добиваться успеха. Здесь не чувствуешь напряжения от того, что тебя вот-вот заметят или что твой план оказался неудачным, — достаточно просто отмотать время и за пару секунд вернуться в прежнее положение.
Да и сами враги в Shadwen настолько глупы, что с ними нет никакого удовольствия возиться. Услышав шум в кустах, они не полезут проверять, кто там сидит, — видимо, правила позволяют им лишь тереться коленями о листву и с недовольным видом уходить на пост. И от уровня сложности их интеллект не зависит. Разница заключается лишь в интерфейсе и подсказках — в стандартном режиме стражники подсвечиваются, когда встревожены, а на «харде» такой опции нет. Но возможность отмотать время делает любую локацию более-менее лёгкой.
К сожалению, Frozenbyte поспешила с релизом Shadwen, и вместо хорошей игры мы получили скучное приключение, почти все составляющие которого сделаны плохо. Чем после этого займутся создатели Trine, никто не знает, но выпускать нечто подобное в дальнейшем — значит ставить крест на своей репутации, и так подмоченной после Trine 3.
Плюсы: симпатичный визуальный стиль.
Минусы: скучный стелс, испорченный неуместными элементами; глупый искусственный интеллект; однообразные локации; идиотская завязка; одинаковые противники.
Лучшие комментарии
«ать тебе возможность ходит прямо перед лицом стражников» — Они практически это дали, ведь АИ тупит жутко.
«темных духов бояться по лору, и это можно слышать в разговорах стражников» — Да они в диалогах не духов бояться, да и для «пугливых», они как-то резко идут всё проверять, НО(!), они идут ТАК МЕДЛЕННО, что можно успеть кругов 30 намотать, пока они тебя найдут.
«но игра не про это.» — игра была бы не про это, если бы это не был КОР Игры.
«ловушкидвигать бочки» — Дык, они и вправду не видят. Я пример с кубом сена не из воздуха брал.
Очень обидно что разработчики не приклеили редактор уровней вместе с игрой.
По тексту как-то даже и не складывается впечатление, что всё настолько плохо.