Cловосочетание «убийца Diablo» давно уже воспринимается скорее как ироническая характеристика игры, подчёркивающая всю наивность и тщетность попыток одолеть лучшую action/RPG всех времён и народов (какую бы часть трилогии мы ни взяли), и непременно сопровождается определением «очередная». Однако авторы Titan Quest в 2006-м году почти преуспели. А теперь, ровно через десять лет, со своей новой игрой Grim Dawn они вошли в эту реку дважды — и изрядно пощекотали нервишки Diablo 3.
Наследие титанов
Titan Quest, помещённая в мифологию Древней Греции и Египта, брала прежде всего процессом избиения монстров и «прокачки» персонажа. Сюжет выполнял роль фона, квесты были просты, зато враги — сильны и многочисленны, «боссы» — ещё сильнее, а игроку выдавали массу инструментов по художественному развитию персонажа. Можно было часами возиться в инвентаре, подбирая экипировку, что-то улучшая, разбирая и производя сложные расчёты. И пол-игры бегать с кольцом +20 к силе, в ожидании, когда оно поможет надеть какую-нибудь эпическую одёжку или взять в руки легендарную булаву с бонусом к стихийному урону.
Grim Dawn делает ставку на те же вещи. Сюжет тут можно даже не брать в голову — её будет чем занять (перечитайте предыдущий абзац). Место действия перенесли из солнечной Греции и Египта в мрачную стимпанк-вселенную собственного приготовления. Одни инфернальные злыдни пытаются уничтожить людей, другие — подчинить их души, люди, соответственно, им сопротивляются. Нашего героя тоже поработило что-то, прохрипело угрозы, но тут же покинуло тело и улетело восвояси. И теперь он на побегушках у тех, кто возглавляет и организует людское сопротивление.
Уничтожь какого-нибудь суперзлодея, отбей атаку демонов на деревню, убей дюжину особо сильных врагов, принеси четыре кристалла, спаси пропавшего ученика… Ни минуты покоя — только вперёд, только победа! Иногда встречаются ситуации «морального выбора», но они примитивны и чаще всего предлагают тут же, на месте, выбрать несколько вариантов ответа, в результате чего собеседник погибнет или выживет.
За десять лет, прошедших с момента выхода Titan Quest, проекты подобного жанра научились развлекать чем-нибудь и помимо этого. Вспомните уникальных компаньонов из Diablo 3, собачку и рыбалку из Torchlight 2, болтливую милашку Катарину из The Incredible Adventures of Van Helsing, которую можно было отправить в город продать ненужный хлам, весёлые нелинейные квесты и мини-игры оттуда же… Вспомните и забудьте — ничего этого в Grim Dawn нет.
Мастера на все руки
А собственно поклонникам Titan Quest, молившимся на Grim Dawn с момента анонса в 2010-м году, ничего этого и не надо. Разработчики, трудящиеся ныне под крышей собственной Crate Entertainment, откровенно делают ставку на «олдскул» и всячески подчёркивают идейное и геймплейное сходство между двумя играми.
И проявляется это в главном — в ролевой системе. Всё те же три основные характеристики (условно говоря, сила, ловкость и магия), всё та же необходимость выбрать на старте лишь пол и внешность персонажа и всё та же система мастерства (так тут называют классы), которая позволяет на втором уровне взять первую специализацию, а на десятом (в Titan Quest — на восьмом) — добавить к ней и вторую.
В прошлой игре Crate Entertainment было восемь специализаций/школ — в Grim Dawn их пока шесть. Но, учитывая, как развивался и расширялся проект в «Раннем доступе», это явно не предел. Классический воин; оккультист, делающий ставку на призыв всяких демонов и чёрных воронов; подрывник (Demolitionist), по-македонски палящий из двух револьверов; Ночной Клинок, само название которого определяет нежно любимое им оружие; мистик, владелец мощных магических сил; шаман, больно бьющий двуручным оружием, — у каждого свой стиль и набор умений.
При этом способности и навыки в рамках одного класса самые разные. Тот же шаман ещё и питомцев призывает, и молниями кидается. А в связке с другими специализациями всё это открывает просто огромный простор для буквально-таки математических изысканий и опытов по созданию уникального «билда» персонажа. К тому же нет никаких классовых ограничений на ношение разной экипировки — лишь бы ваша сила, ловкость или магия соответствовала требованиям (как и в Titan Quest, характеристики улучшаются на одно очко с каждым новым уровнем).
Есть и «крафтинг», и кузнецы, и возможность улучшать предметы с помощью разных примесей, а потом вытаскивать их за энную сумму. Разрешают и перераспределять уже изученные очки умений — на это расходуется новый вид ресурсов, «железки». Плюс мультиплеер и возможность резать монстров вместе с друзьями.
Друзья и Немезиды
Конечно, авторы добавили ещё кое-что новенькое. Так, появилась подсмотренная в Path of Exile, но переработанная и в целом более удобная система Набожности. Разные Небесные Силы (Хаос, Природа и так далее) дают разные пассивные бонусы к характеристикам героя. Все они складываются в огромную карту, напоминающую карту созвездий. И вы можете постепенно продвигаться по ней, открывая новые бонусы за специальные очки. А те выдаются за активацию разбросанных то тут, то там алтарей, что сопровождается особенно кровопролитными драками.
Кроме того, разработчики ввели систему фракций. Чем больше выполняете заданий для представителей той или иной группировки, встреченной на просторах мира Grim Dawn, тем больше полезного от них — доступ к уникальной экипировке, новым квестам, особым заданиям по охоте за головами и так далее. Вроде ничего особенного, но ведь и у врагов ваша репутация растёт, только в обратную сторону: чем чаще вы их убиваете, тем злее они станут. И через какое-то время начнут отправлять по вашу душу всяких агрессивных злыдней, включая могущественных Немезид.
Впереди большая работа
Всё это, конечно, создаёт настоящий праздник души для истинных «олдфагов», ветеранов Diablo 2 и Titan Quest, переработавших на «экспу» миллион монстров и раздавших на форумах сотни советов.
Ну а остальные? Остальные могут, конечно, предъявить Grim Dawn несколько претензий. Пожаловаться на слишком просторные, запутанные и слишком пустые (в смысле интересных ситуаций, но не врагов, конечно) локации, где редко встретишь что-нибудь кроме очередной пещеры с очередным алтарём. И в Diablo 3, и в Torchlight 2, и в Van Helsing дела с этим обстоят куда лучше (впрочем, по сравнению с Titan Quest тут всё равно прогресс). На то, что из-за этого получается слишком однообразно и под звук, с которым ваш герой ежесекундно долбит булавой, можно или задремать, или сойти с ума. На то, что есть проблемы с балансом умений (некоторые, например у подрывника, заметно мощнее других), с управлением и интерфейсом (в Path of Exile он получше), на неработающие квесты, простенький дизайн и не лучшую графику…
Но, поверьте, всё это не помешает успеху и триумфу Grim Dawn (и давно уже не помешало) у целевой аудитории. Вместе с преданным комьюнити разработчики постоянно полируют игру, что-то добавляют, что-то убирают, улучшают и так далее.
За те шесть лет, что Grim Dawn находилась в разработке, она прошла длинный путь от небольшого, на пять-шесть часов, клона Titan Quest в стимпанке до действительно большой игры со своими талантами и поклонниками. В магазине первой же встреченной фракции ваш герой пятого уровня со своими двумя сотнями в кармане, роняя челюсть и вытирая внезапно проступивший пот, увидит эпические вещи чуть ли не за «мильон», рассчитанные на семидесятый уровень. И в этом случае могут возникнуть две противоположные реакции. Кто-то начнёт потирать руки в предвкушении, сколько же ещё монстров погибнет от его натруженных рук. А кто-то вздохнёт и поймёт, что предстоящие двести часов можно потратить на что-нибудь другое. Определитесь, кто вы, и тогда решайте, покупать Grim Dawn или нет.
Плюсы: подробная система «прокачки»; быстрые, сочные сражения; интересная система фракций; масса разнообразных врагов, экипировки и заданий; игра постоянно развивается.
Минусы: однообразие; скучный сюжет; примитивные квесты; не лучшая графика и технические огрехи.
Лучшие комментарии
Всё дело в том, что жанр был таким всегда.
Не скажу, что игра простая, слил несколько персонажей на харде 40+ уровня, игра умеет удивлять и внезапно дать в торец!
Текстовые записки и журналы не озвучены, потому что это временные, трудовые и финансовые ресурсы, сюжет хуже не становится от отсутствия озвучки. И в целом, игра не про сюжет, вообще.
Целых ТРИ отдельных ветки! No comments!
Система набожности сделана для достижения прогресса, вплоть до получения максимального лвл, кстати созвездия в набожности могут давать скиллы, которые нужно прикреплять к умениям, например 25% шанс вызова духа джастина бибера, при крит.атаке, прикреплённым скиллом. :)
В кооп с другом зашли с первого раза, 30 секунд потратили, чтоб рзобраться, отдельной «прокачки сетевой игры» нет, персонажи для игры, одни и те же в сингле и коопе.
Nox — это древняя игра, которая ведёт тебя за ручку, как маленького ребёнка, Даша — Следопыт, тоже норм игра, попробуй! ;)
То есть на двух скиллах, один из которых, заменяет автоатаку?! Даже ауры не юзал? Бро, ну ты уникальный какой-то, проходи без мыши тогда вообще, тебе похоже, это под силу!
Лечилки имеют кулдаун, плюс не всегда есть возможность далеко убежать, например в закрытых комнатах с боссами.
Абсолютно согласен, было бы просто прекрасно, чем больше выбор и вариативность прокачки, тем круче! Кстати, я бы прикупил такой аддон.
Да, стрелок немного не сбалансирован.
Ну что я могу сказать, вы сударь, не сразу поняли, где очки характеристик раскидывать, и в кооп не могли войти, зато в игре — неубиваемы. Вы — уникум, займитесь прогеймингом, сейчас на этом норм. деньги можно сделать. С вашим-то талантом.
Что хорошо:
+ Если не вдаваться в подробности — то это игра со значительно улучшенной и доработаной механикой Titan Quest'а. Если кому интересно, что конкретно лучше — список ниже.
* Наконец-то появилась нормальная статистика персонажа, и теперь понятно, что дают очки интеллекта, например. Там есть все: бонусы к петам, бонусы к определенному виду урона, сколько проникающего урона наносят атаки и куча других мелочей, которые важны при внимательном подходе к прокачке.
* Портал после возврата через него не закрывается.
* Кнопка авто-сбора всех вставляемых предметов в инвентаре, несколько полностью собранных вставляемых предметов складываются в одну ячейку. Аллилуйя!
* Вставлять усиления теперь можно во все предметы, а не только в белые/желтые/зеленые.
* Большее разнообразие в характеристиках — теперь желтые предметы могут быть лучше зеленых.
* Куча еще всего по-мелочи
+ В игре есть что-то от классических ролевых игр — куча разных записок с лором игры, квесты с выборами, фракции, божественные алтари и т.д. И местами есть такие вещи, которые ну совсем не ожидаешь встретить в игре подобного жанра.
С алтарями тоже все не так просто — во-первых, их нужно еще найти. Во-вторых — очистить (принести в жертву какой-нибудь определенный артефакт, убить врагов вокруг, выполнить задание такой-то фракции и т.п.). В-третьих — разных созвездий ну просто море, и заблудиться в них — дело очень простое.
Еще понравилась ситуация с динамитом. Бредет герой, например, по пещере. Видит — проход завел камнями. Можно открыть его, взорвав завал динамитом. А где его достать? И вот тут что-то чисто ролевое проскакивает — динамит добывается там, где он и должен быть — может выпасть из врагов-шахтеров, из всяких сундуков в шахтах, или появиться в продаже у шахтеров-торговцев.
+ Разнообразие. В игре не обязательно бежать по основному сюжетному заданию. Можно повыполнять дополнительные задачи, поохотиться на всяких элитных отморозков, спрятавшихся в дальних уголках мира, походить в эпичные подземелья, сделанные по принципу «пройди или умри».
+ Прокачка. Тут еще со времен Titan Quest'а все хорошо. Можно брать 2 любые ветки навыков и смешивать их друг с другом в любых пропорциях. Носимый в руках дрын может реально изменить тактику боя. А некоторые игровые возможности доступны только при ношении определенных предметов. Например, ни один из классов не может пользоваться двумя пистолетами одновременно, но если найти уникальный пояс, то можно научиться стрелять по-македонски.
Что средне: графон на уровне, физика — отличная, спецэффекты — есть. То, что деталей мало — надеюсь скоро поправят. Вон, Старую Аковию после релиза переделали.
Что не понравилось:
— Интенданты фракций. Сами фракции сделаны здорово, но вот ассортимент удручает. Набор зеленых предметов 70 лвл на первом уровне репутации, а дальше просто куча всяких уникальных усилений для предметов, типа +5% к урону от кровотечения и прочая ерунда. Нет того, ради чего хотелось бы жопу рвать и прокачивать репутацию. Засунули бы туда рецепты реликвий что-ли.
— Задротство. Кстати насчет реликвий — болезнь Titan Quest'а снова тут. На сбор обыкновенного артефакта может уйти просто уйма времени, а если уж брать реликвии 2 уровня (которые собираются из реликвий 1 уровня) или самые крутые реликвии (собираются из реликвий 2 уровня)… А ведь еще рецепты найти нужно. Короче, мифические артефакты будут внуки игрока дособирать.
Но очевидно, дело не только во мне, а и в преобладающем количестве людей, которые её высоко оценили, но то такое…
Этот жанр, в принципе имеет своей целью дрочильню — охоту за шмотом и нарезку толп мобов, за сюжетами не сюда.
Играл я в жизни, достаточно, но к этому жанру испытываю слабость, вкусовщина опять же.
Автор обзора поставил оценку — Похвально. Не изюм, конечно, но по шкале СГ — вполне себе. Не мусор и не проходняк.
Может, я и плохо играю, не спорю.
Ещё раз, это — похвальное дрочево, моё мнение совпадает с автором обзора, Мир!
Это как?
Долго и нудно расписывать плюсы и минусы я не стану, их и так уже все расписали выше. Grim Dawn — эта игра с необычным сеттингом фентезийного постапокалипсиса. В игре можно обнаружить множество мелких, но приятных деталей, например, в тёмном и мрачном подземелье, где когда-то были жилые районы, а сейчас везде разруха и гниющие трупы, можно остановиться и услышать тиканье часов, которое врезается в разум путника. Есть похожие моменты в Хтонических разломах и множество других подобных деталей в различных местах. С дизайнерской точки зрения у игры неплохая проработка местности, создающая необходимую атмосферу уныния и наступившей безысходности в мире Каирна. Множество записок и дневников хорошо раскрывают тайны мира и рассказывают отдельные истории, помогающие лучше понять происходящее вокруг. Игра не совершенна и у неё есть свои недостатки, глупо это было бы отрицать. Но у игры есть некоторая вариативность в заданиях и хорошо проработанный геймплей и билдостоение. Да, игра требует много времени в освоение и в поиске предметов и рецептов, но это всё пришло к нам из забытых времён прошлого, когда подобные игры требовали к себе такого внимания и люди не жаловались таким решениям разработчиков. Если вам хочется ARPG в старом стиле с необычным проработанным миром, то «Мрачный Рассвет» будет ждать вас, но добр он к вам не будет, т.к. игра не прощает ошибок.
зашквар!
уверенностьподозрение, что обзор делался еще, когда игра была в раннем доступе, да настолько раннем, что многие мелочи еще не были исправлены. Автор в статье говорит о том, что комьюнити у игры есть и не маленькое, так что она подрастет и станет только лучше.P.S. Накатал в GD уже 60+ часов.