Мужской и женский голоса, которые отрицают всякую «четвёртую стену», приветствуют запустившего игру и интересуются, как к нему обращаться. Даже имя дают — Тот-кто-вовне (или Та-кто-вовне). Голоса предлагают нажать на R2 и посмотреть, что получится. Световой индикатор DualShock 4 загорается, «проецируется» на экран и освещает уровень, сделанный полностью из цветной бумаги.
По уровню бегает человечек-письмо — Посланник, который должен доставить игроку (опять же лично вам) себя. Мешать в этом будут «обрывки» — картонные коробочки, сделанные из газетных вырезок. Вот такая странная завязка для будущей истории.
Что ж мне, разорваться?
Как и LittleBigPlanet, Tearaway Unfolded изо всех сил показывает, насколько она яркая и сказочная; если вам повезёт и вы не будете ощущать себя идиотом, то сможете по-настоящему вернуться в детство. Наигранными голосами клоунов из детского цирка повествователи ведут вас по миру, полностью состоящему из оригами.
Несмотря на явно неодушевлённое происхождение, всё вокруг выглядит потрясающе живым: белки прыгают и перебрасываются орешками, вода плещется маленькими бумажными каплями, а все персонажи активно обсуждают дыру в небе (вместе с тем и вашу физиономию, которая оттуда виднеется). Описывать визуальный стиль можно несколько абзацев; сделанный из бумаги мир выглядит ярким, живым и интересным. С переходом на PS4 увеличились разрешение, кадровая частота, дальность прорисовки и улучшились текстуры.
Если в LittleBigPlanet креатив был чисто опциональным и почти никак не был связан с игровым процессом, то Tearaway Unfolded постоянно заставляет что-то вырезать, клеить и всячески менять игровой мир. Сначала беличий король просит нарисовать ему корону, а потом размещает её на всех щитах до самого конца прохождения. Потом нам предлагают сделать крылья бабочкам (у меня они получились скорее инфернальными мухами) или нарисовать снежинки.
Творить во всех проявлениях придётся постоянно и принудительно, от этого не отвертишься. Игра не пойдёт дальше, пока не разработаете новый дизайн оленя или не нарисуете себе варежки для зимних уровней. Иногда хуже: покривляйтесь на PlayStation Camera, в микрофон изобразите рык, создайте эхо или распугайте ворон. По задумке авторов всё должно быть мило и очаровательно, но никто не мешает устроить настоящий арт-терроризм: моё пугало кричало исключительно матом, а снежинки были похожи на… впрочем, не будем вдаваться в детали.
Творить позволяют все технические прибамбасы, которые у вас есть: резать помогут планшет или телефон с PlayStation App (если устанавливать его лень, то придётся мучиться, рисуя на мизерном тачпаде контроллера), на телефон же можно сфотографировать себя и разместить внутри игры.
Предусмотрены и другие развлечения. Например, иногда в мире попадаются вещи без текстуры, и их нужно сфотографировать игровой камерой. Сфотографировать не менее старательно, чем в ваш личный «инстаграм»: с фильтрами, селфи-палкой или даже в формате .gif. Потом всё это добро можно разместить на специальном сайте-соцсети.
О методах управления мы ещё поговорим, но по своей сути игра просто аркадный платформер с лёгким вкраплением головоломок, где основным стимулом к исследованию мира являются очки (конфетти). Проходя уровни, вы открываете новые возможности героя (прыгать, сворачиваться в шарик) и знакомитесь с новыми элементами окружения. Локации варьируются от узких коридоров до просторных экосистем.
История о недоставленном письме по мере прохождения раскручивается дальше и дальше — сказочное настроение сменяется научно-фантастическими тонами, потом превращается в мистический эпос, а завершается трипом в лучших традициях Кастанеды. С приходом на PS4 маленькая игра здорово разрослась — отдельные секции стали намного больше, а ближе к концу появляются принципиально новые уровни.
Бумажная волокита
Но детали повествования и задачки на рисование второстепенны — тут у нас прежде всего платформер и только потом «творческая мастерская». Оригинал, разработанный для Vita, был полностью сосредоточен на возможностях консоли: отсюда ваше лицо в небе (игра постоянно помнила, что вы как бы сверху), отсюда рисование, которое было реализовано на сенсорном экране консоли и так нелепо переместилось на тачпад.
Первое средство ввода, с которым знакомит игра, — световой индикатор контроллера. Зажимая правый курок, вы отправляете луч в виртуальный мир: освещаете местность, если темно, поджигаете свечи, гипнотизируете врагов — они бегут вслед за лучом, падая с обрыва. При этом движения геймпада отслеживаются игрой.
Спустя какое-то время Посланник научится прыгать, сворачиваться в клубок, а вы — регулировать потоки ветра, двигая пальцем по тачпаду. Это значит, что врагов можно сдувать, как и большинство объектов бумажного мира. Батуты на уровнях заменены на барабаны (передняя сенсорная панель подменяет заднюю на Vita). Наконец, персонаж может бросить что-нибудь в экран, а вы «со своей стороны» — прицелиться и швырнуть обратно: дать пас, попасть в мишень или во врага.
Всему этому Tearaway Unfolded обучает так медленно и лениво, что первые четыре часа ощущаешь себя странно: обычный прыжок презентуют как особую возможность только на втором уровне. Игра вообще не утруждает себя стремлением быть хоть сколько-то интересной, притворяясь, что креатив с методами управления заменит хороший гейм-дизайн.
Но к середине сложность делает хороший шаг вперёд. Начинаются эксклюзивные уровни, которых не было в оригинале, а вместе с ними на полную катушку используются гироскоп и все возможные комбинации действий. Только здесь играть становится так же интересно, сложно и весело, как в LBP. Жаль, длится это недолго.
Последнее значимое изменение Unfolded по сравнению с оригиналом — противников стало в разы больше, а потому сражения намного сложнее. Но не интереснее, наоборот — видно, что боевая система на такие схватки не рассчитана. Обрывки вываливаются строго на аренах по велению скрипта и уничтожаются самыми разными способами, плюс всегда в запасе есть гипноз и возможность стравливать врагов друг с другом.
Tearaway Unfolded — это отличная, но уже не безупречная игра. Желание авторов развернуть историю сказалось на структуре: сюжет стал слишком фрагментирован и кажется затянутым. Бои наскучивают, а некоторые идеи (вроде портрета игрока в небе) не удалось адекватно перенести.
Но нужно признать, что новые локации великолепны и выглядят гораздо интереснее оригинальных. Бумажность, удачные креативные элементы и насыщенный игровой процесс никуда не делись, а по-своему неожиданная концовка всё ещё ставит изысканную и красивую точку в истории. Ну что ставить, если не «изумительно»?
Плюсы: все достоинства оригинала сохранены; улучшена графика; новые главы лучше прежних; ни одна игра так активно не задействует все возможности PS4.
Минусы: простоватый бой; обрывочность сюжета; кое-что перенести не удалось.
Лучшие комментарии