Играм про выживание выживать сегодня трудно. Многие похожи друг на друга как две капли воды: поиск ресурсов, отстройка базы, «крафтинг», «трудный моральный выбор», зомби. А вот Icy на этом фоне смотрится достаточно необычно: тут нет зомби, а по механике игра напоминает смесь из NEO Scavenger, The Walking Dead и классической партийной RPG в духе Pillars of Eternity и Wasteland 2 — только пустоши тут не жаркие и пустынные, а ледяные.
Зима близко
Действие разворачивается в землях, которые так и называются — White Wasteland. В результате некоей катастрофы здесь наступила вечная зима. По колено в снегу, назло метелям люди охотятся, добывают ресурсы, обустраивают свои убежища и сражаются. Помимо бандитов, работорговцев и беспринципных наёмников появились ещё и некие мутанты — причём не только бегающие и прыгающие, но и растущие из земли, мутанты-растения.
Поэтому многие объединяются в группы и выбирают себе лидера. Мы как раз играем за вожака одной из таких групп выживших. Причём стал он им всего лишь через пару дней после того, как его обнаружили без сознания, потерявшим память.
Резкое повышение случилось из-за трагических событий: предыдущий лидер умер, группа попала в плен к наёмникам, продающим людей в рабство. Потом на этих бандитов напали, в результате под шумок основная часть людей во главе с нашим героем всё-таки сбежала. И теперь мы пытаемся выяснить, что это были за злодеи и как спасти оставшихся товарищей.
Зимняя охота
В процессе придётся постоянно перемещаться по глобальной карте, а это расходует время (особенно если идти по сугробам, а не по дороге) и пищу: если еда закончится, закончится и игра. Поэтому нужно искать на карте не только квестовых персонажей, но и точки интереса — заброшенные дома, города, церкви, леса и фермы.
Где-то можно поохотиться и найти пищу, где-то — раздобыть медикаменты, патроны (они тут приравнены к золотой валюте), бензин (расходуется на перемещение по дорогам) и разные более или менее полезные предметы. Естественно, придётся и сражаться — можно наткнуться на мутантов, бандитов и даже каннибалов.
Всё это, как и в NEO Scavenger, оформлено как текстовая RPG. То есть нам дают описание события и предлагают выбирать, как поступить: атаковать врагов из огнестрельного оружия или из лука, скрытно подобраться поближе, устроив засаду, или сразу кинуться в рукопашную, быстрее обчистить дом, увеличив риск столкнуться с какой-нибудь неприятностью, или делать всё обстоятельнее, аккуратнее (но времени и пищи тоже тратится больше)?
Есть и более специфический выбор: использовать отмычку или лом, чтобы открыть замок, попытаться залезть на крышу с помощью рук или используя крюк, пробираться дальше в полной темноте или зажечь факел? Правда, для этого в инвентаре должны быть соответствующие предметы. Как и оружие и экипировка, они приходят в негодность по мере использования.
То, насколько эффективно вы сражаетесь тем или иным оружием, охотитесь, обыскиваете дома, используете медикаменты и исследуете карту в поисках интересных мест, зависит от уровня соответствующих навыков. Перед стартом игры вы сами распределяете свободные очки между ними, а во время прохождения получаете опыт, который прямо тут, не отходя от кассы, можно потратить на «апгрейд» того или иного умения.
Невыносимая лёгкость выживания
И всё-таки, в отличие от большинства собратьев по survival-жанру, Icy — игра в первую очередь сюжетная. Мы перемещаемся от одного квестового персонажа к другому, из одного поселения в другое, чтобы получить очередную порцию информации в обмен на помощь с нашей стороны. Нигде надолго не задерживаемся, не сидим в убежище и не отстраиваем свою базу. Даже «крафтинга» тут нет.
В этом кроются и плюсы, и минусы. Для любителей сюжета, обстоятельных диалогов и пресловутого «морального выбора» — это, наверное, хорошо. Несмотря на ряд штампов (опять амнезия) и непонятные мотивы главгероя (зачем ему рисковать жизнью и постоянно бегать по снегу, чтобы спасти малознакомых людей, если он и о себе-то ничего не помнит?), история всё-таки цепляет. Периодически мы видим странные галлюцинации, встречаем людей из своего прошлого и попадаем в такие переделки, что дух захватывает.
Кроме того, постоянно общаемся с компаньонами, среди которых попадаются действительно колоритные личности (есть, например, негр, уверенный, что все вокруг расисты), пытаемся их поддержать, помирить между собой, если возникают ссоры (или встать на чью-то сторону), узнать больше об их прошлом, убеждениях и так далее. И, понятно, постоянно приходится решать: как вести себя с напарниками, как поступать в критических ситуациях, к кому первому броситься на помощь. Порой от наших действий зависит, кто из союзников выживет, а кто нет. Есть даже разговорные навыки, которые открывают в диалогах дополнительные реплики, позволяют требовать награду побольше, убеждать или угрожать.
А вот любителям именно выживания в Icy будет скучно. Дело даже не в отсутствии «крафта» и отстройки убежища. Дело в том, что умереть, в отличие от NEO Scavenger, тут очень сложно — даже на уровне Hard. Если уж совсем не тупить и не углубляться надолго в холодные леса и поля, то и пищи, и медикаментов всегда будет в достатке. В сражениях мы почти всегда выходим победителями, а ночёвки без огня и несчастные случаи во время охоты или обчистки домов отнимают смехотворно мало здоровья.
Icy зачем-то прикидывается survival-RPG, хотя на самом деле это стильно нарисованный текстовый квест с интересным сюжетом, колоритными напарниками, моральным выбором и длинными диалогами. Что тоже неплохо.
Плюсы: интересный сюжет; необычная стилистика; атмосфера; моральный выбор; колоритные напарники; нелинейные диалоги и разговорные навыки.
Минусы: survival-геймплей не проработан и не доведён до ума.
Лучшие комментарии
1) их слишком много
2) в основном они не имеют бюджета и опытной нормальной команды
3) ранний доступ в большинстве случае их убивает окончательно
По сабжу: то ли я уже стар, для таких игр, но как-то не цепляет. совсем.
На мой взгляд, сейчас такая ситуация с играми по типу The War of Mine, Fallout Shelter, 60 Seconds.