10 августа 2015 10.08.15 41 24K

Cradle: Обзор

Научно-фантастическая адвенчура от выходцев из GSC? Отлично, дайте две! Сотрудники Flying Cafe for Semianimals действительно знают, как заинтриговать игрока. Хотя всё действие разворачивается на клочке монгольской степи, уже с первых минут Cradle даёт понять, что это лишь периферия огромного мира, пережившего катастрофу. Прошло более двадцати лет с тех пор, как эпидемия «Лилит» сократила население Земли на полтора миллиарда, сделав женщин бесплодными. Ради безопасности и сохранения цивилизации некоторые люди перенесли свои личности в искусственные м-тела, но тем самым прибавили к старым проблемам новые.

Облака заметно выпадают из общего стиля — это не случайно.
Облака заметно выпадают из общего стиля — это не случайно.

Меланхолия на троих

Даже если смотреть на него из обнесённой плетнём юрты, мир 2076-го года не похож на тот, к которому мы привыкли. Дикую степь пересекает магистраль из арок, под которыми изредка курсирует летающий трамвай. На деревьях у озера растут невиданные плоды, а по другую сторону магистрали видны руины парка аттракционов «Сад гербер» — исполинский купол посреди степи, где не за что зацепиться ни взгляду, ни, как оказывается, геймплею. В юрте тоже не всё так просто: традиционная одежда, буддийский алтарь, побитые молью ковры, печка-буржуйка и закопчённые кастрюли соседствуют с диковинными устройствами, назначение которых становится понятно не сразу. Cradle намерена вас ошеломить в не меньшей степени, чем героя по имени Энебиш — потерявшего память монгольского парня.

Вселенная игры миниатюрна, всего-то жилище героя да «Сад гербер», но так привлекательна и загадочна, что её поневоле хочется исследовать. Причём не вширь, а вглубь: если просто брести куда глаза глядят, то за очередным пригорком Энебиш свалится в обморок. Да и делать в степи нечего — насколько богаты подробностями игровые локации, настолько же бедны и бездушны их окрестности. Зато чтение записок, газетных вырезок и даже надписей на коробках проливает свет на многое. На размах постигшей человечество трагедии, на циничное общество, измеряющее в процентах «красоту» генов и грубо обходящееся с забракованными. Информации уйма, но поначалу она не складывается в общую картину.

Тут бы и упёрся Энебиш в тупик, если бы не помощь других персонажей: девушки-робота Иды, м-тела с личностью человека внутри, и Табахи — кондуктора летающего трамвая. Ида сама восстанавливает память по байту в час, то и дело требуя замены деталей, которые можно выиграть в заброшенном парке аттракционов. К сожалению, отправив вас туда, адвенчура потеряет часть обаяния: в какой павильон ни зайди, везде предлагают играть в кубики. Представьте себе заражённую бешенством Minecraft вкупе с той миссией из Mafia, где надо таскать ящики. На фоне других заданий, побуждающих применять логику хотя бы на бытовом уровне, мини-игра с кубиками выглядит настолько неуместной, словно она и сюжетная часть Cradle изначально были разными проектами. Но затем их совместили, скажем, чтобы растянуть время прохождения до более-менее приличных четырёх часов.

Мама, я в аду!
Мама, я в аду!

В малой продолжительности, конечно, нет беды. Это нисколько не портит впечатления от игры, а циклы «принёс деталь — узнал новый фрагмент истории» не успевают превратиться в рутину. Здесь есть чем заняться и кроме апгрейда железной леди. Вносят разнообразие и встречи с Табахой, ещё одним человеком в м-теле, таким же важным источником информации, как безвылазно сидящая в юрте Ида. Эксцентричный кондуктор — не только единственная связь Энебиша с внешним миром, но и ключ к биографии героя. Жаль, Табаха постоянно куда-то торопится, хотя пассажиров у него никогда не бывает. В товарищи Энебиша можно было бы записать ещё и беркута Онгоца, но он, как положено птице, не особо разговорчив — куда красноречивее то, что вы обнаружите, приготовив ему завтрак.

Мечтают ли монголы об электроконях?

Cradle много заимствует из произведений Филипа Дика (Philip Kindred Dick): гормональные телевизоры, торговлю генами, сортировку людей по не зависящим от них признакам, трансплантацию сознания, искусственных животных, а также героя, который «вспоминает всё». Более того, с творчеством знаменитого фантаста игру роднит постоянное и повсеместное «это не то, чем кажется». Как ни парадоксально, данное утверждение можно отнести и ко всей Cradle в целом.

Из-за пересыпанных терминами, не всегда ясных записей и диалогов адвенчура заставляет напрягать извилины. Однако стоит присмотреться — и магия рассеивается. Так ли необходимо называть добро со злом «тривиальными категориями», но при этом свести объяснение сложных вещей к эмоциям, которые «не описать»? В мире будущего, где «даже дети умеют собирать ДНК», ценные вещества по-прежнему добывают из человеческих тел, будто инсулин из свиней. При попытке собрать эту головоломку воедино возникают вопросы без ответов, а грандиозная мистификация в духе Пелевина оборачивается «Санта-Барбарой»: остаётся следить, кто кого и при каких обстоятельствах видел и кто кому родственник.

Девушка, у вас из ног цветы растут.
Девушка, у вас из ног цветы растут.

Заумь, свойственная амбициозным инди-проектам, никак не вяжется с простотой задач и огрехами вроде невозможности пропустить очередной раунд «кубиков», пока не проиграешь в нём. Задания здесь действительно проще, чем кажутся на первый взгляд. Чтобы избежать критических спойлеров, возьмём приготовление завтрака из начала игры. В подсказке написано, что соль стоит правее перца, но, оказывается, на полке не две, а пять неотличимых банок. Искушённый игрок начинает искать подвох или пробовать старый добрый метод перебора. На деле же всё элементарно: перец — самая левая банка, а вторая за ней — соль. Схожим образом построены другие миссии, развилок здесь не предусмотрено. Зато смыслы в диалогах ветвятся, что оленьи рога. Трудно искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно если её там нет.

Красота требует жертв

Между тем смысловое раздувание щёк оттеняет действительно важные вещи — то, чем Cradle хороша. Безупречный дизайн (один летающий трамвай с магистралью уже многого стоят), экзотический колорит, в котором смешаны киберпанк, Монголия и апокалипсис, удачно подобранный саундтрек — всё это возносит работу Flying Cafe for Semianimals над ворохом инди-проектов последнего времени. А за научными подтасовками скрываются чертовски точные вопросы: например, будет ли сознание, помещённое в м-тело, испытывать дискомфорт из-за невозможности дышать? И нужны ли для общения между людьми, заточёнными в тела роботов, экраны с анимацией глаз, этого зеркала души?

К сожалению, прокатиться вместе с Табахой на этом трамвае не получится.
К сожалению, прокатиться вместе с Табахой на этом трамвае не получится.

В Cradle, при всём её мощном шарме, вернутся разве что любители медитативных прогулок наподобие Dear Esther. Те же, кто ждёт от игры увлекательного геймплея, рискуют в ней разочароваться. Адвенчура от Flying Cafe for Semianimals напоминает скорее заготовку для более крупного проекта, яркий задел на будущее и демонстрацию творческого потенциала, но не полновесный продукт от ветеранов индустрии. С другой стороны, Cradle недорого стоит, создавалась силами небольшой студии, а сюжет и антураж придумал всего один человек — Илья Толмачёв, руководитель разработки. Сконструировать оригинальный мир будущего и избавить его от противоречий в одиночку почти невозможно. И не каждому дано приготовить такую инъекцию стиля, после которой задаёшься вопросом: что это было?

Плюсы: это красиво; экзотический антураж, какого больше нет нигде; хорошая музыка; можно поиcкать глубинный смысл.
Минусы: кубики; геймплей часто навевает тоску; можно не искать глубинного смысла.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Cradle

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
24 июля 2015
197
3.8
125 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Не буду спойлерить, но концовка в игре вполне счастливая. Сириусли.
Плюсы: можно поиcкать глубинный смысл.

Минусы: можно не искать глубинного смысла.

Забавное заключение =)
Ну ребят, что вы так придрались к кубикам? Нормально они входят в антураж игры! Ведь в сюжете игры он толково объясняется присутствие этой игрыВ парке «Сад гербер» лечили маленьких детей от непереносимости вида человеческого тела, а кубики были одной из части процедуры, ибо у кубиков простая форма. И во купе с другими процедурами, это притупляет их непереносимость. Можете сами переиграть и узнать об это по-подробнее, У Иды можно спросить в каком-то диалоге.
а что там плохого-то?
Там концовка неоднозначная. Особенно, если не нашел все записки, то вообще не понятно, что это сейчас было и действительно ли это конец, или игра забаговала и выдала титры до того, как ты её прошел.)
Может, я и неправ, но нет ничего сложного в том, чтобы сразу сигануть вниз, в «воду» и постоять в ней минуту.
Не знаю насчет испорченного впечатления. Меня они не побеспокоили. Кого-то — наоборот. Все субьективно, ничто не истинно.

Единственный минус игры, как по мне — ее скоротечность. Накинуть бы часик интеракции с персонажами, одну-две «некубические» задачки — и было бы «обоже, 10\10». Но и так хорошо получилось.
Просто всё равно остаётся факт того что это не так интересно как сама история, плюс сразу понятно (по крайней мере на мой взгляд), сделали её по большей части чтобы растянуть игру. Но игра мне всё равно нравиться.
Говоря о Cradle, почти все жалуются на, скажу их словами: «Дурацкие игры с кубиками в павильоне». Я бы тоже пожаловался, но я прежде задумался и сделал более внятные выводы. Парк аттракционов был создан для детей, для маленьких детей, именно поэтому загадки в павильонах так просты и оформлены в стиле «Для детей».
Для детей не то что кубиков, но и шариков не жаль — надо было в павильонах «три в линию» делать! Я могу ошибаться, но у меня стойкое ощущение, что разработчики делали кубики и сюжетную часть как разные проекты, а потом совместили их — о чём и написал в рецензии. Во взятых отдельно кубиках нет беды, но в Cradle они как кеды на Фёдоре Достоевском.
"… Выводы, как всегда, остаются за вами..." — цитаты великих людей.
Согласен. Игра хороша, но кубики портят впечатление. Если бы они встречались только один раз за всю игру — было бы нормально. А так — перебор.
Может они и не вписываются, но на каждый павильон я потратил по 40-80 секунд, у меня кубики даже не успели вызвать негативные эмоции, слишком быстро пролетели эти мини-игры. :)
Я думаю, что автор статьи хотел отметить не то, что кубики выбиваются в плане идеи и её описания в сюжете, а в плане игровой механики (частая, неинтересная загадка). Они, как я понял, заставляют скучать и не имеют логичного объяснения необходимости присутствия в самой игре. К подобному можно отнести постоянную беготню из далёких друг от друга локаций (бэктрэкинг) из каких-нибудь других игр. Можно ещё попробовать с аппендиксом сравнить )).
Я эти Кубики по описанию в статье воспринял как бэктрэкинг.

Да можно сравнить, почти. Для растягивания игры добавили, очень может быть.
Но:
1) Мини-игра не напрягает.
2) Проиграв можно пропустить.
3) 4 раза это мало, сложно будет, только если ты впервые в жизни, видишь видео-игру, или ты летсплеер.

Меня например напрягала физика управления, персонаж скатывается с любых наклонных поверхностей.

В остальном хорошо. Короче по моему мнению эти кубики и прочие «шероховатости» игры можно простить студии.
Всё таки игра вышла увлекательная и изобразить целый мир на 2.5 маленьких локаций, надо постараться.

Умереть в игре кстати и вообще проиграть, нельзя. Так или иначе смерти (полного проигрыша) не будет, будет лишь задержка.
Это я тоже не считаю важным, повествованию не мешает, а сражаться всё равно не с кем.

Парк развлечений мог предлагать и более разнообразный игровой опыт.

Это не парк развлечений. Это комплекс для психологического лечения.
Блин, из-за моей спешки очень много ошибок допустил… Граммар-нация, не бейте меня!
Жанр: rpg
С жанром ошиблись.
Кубики как кубики. Сад Гербер — это же детское заведение. Все мы в детстве играли в кубики, так же и здесь. Тем более как правильно выше заметили, по сюжету объясняется почему именно кубики. И совсем не сложная мини игра, за 5 минут раскидал кубики и готово. Были бы они сложные, тогда да, это было бы лишне.
И соглашусь с комментарием ниже (от уважаемого Ilnurium).
Купил сегодня, ещё ничего не сделал. Как только начал сразу стал тыкать во все фотографии, книги, записки, зачитался. Потом поглядывая на девушку обошёл юрту, вышел наружу, сбил пару плодов, пробежался до обморока. Подметил что каждый раз очнувшись видел под ногами перья. Охренел сколько мне возвращаться назад, вернулся, поклика на кнопку активации м-тела. Почитал ещё немного. От прочитанного уже формируется представления о мире игры.

Первые впечатления положительные. Очень.
Читай также