26 февраля 2015 26.02.15 28 34K

Cities XXL: Обзор

Активно расширяющийся список ремейков и переизданий, пожалуй, следовало бы дополнить еще одной игрой — Cities XXL от Focus Home Interactive. Обновленный движок, кое-какие новые здания, «косметический ремонт» интерфейса — пожалуй, даже неплохо для ремей…

Хотя стоп. О чем это мы? Cities XXL вовсе не позиционируется как ремейк. Этот градостроительный симулятор продают в качестве и по цене полноценного продолжения серии. Между тем количество изменений по сравнению с прошлой версией настолько незначительно, что приходится поминутно спрашивать себя: а точно ли мы имеем дело именно со свежим творением Focus Home Interactive, а не с продуктом позапрошлого года?

Судя по анимации процесса строительства, дома здесь резиновые. Вырастают из-под земли за секунды. Какие там подъемные краны, какие строительные бригады, о чем вы!
Судя по анимации процесса строительства, дома здесь резиновые. Вырастают из-под земли за секунды. Какие там подъемные краны, какие строительные бригады, о чем вы!

Эх, раз, еще раз! Еще много-много раз…

Чем Cities XXL и вправду может похвастать, так это драматичной и даже в чем-то трагичной историей создания.

В далеком 2008-м году ныне почившая студия Monte Cristo заявила о своем намерении выпустить нечто такое, прямо такое, что возьмет и заткнет за пояс серию SimCity, не дающую покоя уже не первому поколению завидущих разработчиков. Игровое сообщество сделало «стойку», уловив запах качественного «градостроя», — и испытало жестокое разочарование, когда в 2009-м в итоге вышла онлайн-версия Cities XL c платной подпиской. Несмотря на то что многое в этом проекте было не так уж плохо для бизнес-стратегии, ежемесячная абонплата показалась большинству непозволительным расточительством. Неудивительно: геймплей получился откровенно скучным. Заниматься строительством жилых кварталов и сопутствующих им заводов месяцами было просто нереально.

В 2010-м году Monte Cristo предсказуемо обанкротилась. Права на Cities XL выкупила Focus Home Interactive, которая специализируется преимущественно на издании «накреативленного» другими, а не на создании своего. Так что дальнейшее развитие событий оказалось не таким уж и удивительным. Год спустя вышла Cities XL 2011 — без сетевого режима, очень похожая на результат работы, проделанной еще Monte Cristo, но в целом небезынтересная. В 2012-м году в мир выходит – только не смейтесь — Cities XL 2012, с очень незначительным набором изменений по отношению к предыдущей версии. Еще через год — Cities XL Platinum. С тем же примерно результатом.

Дальше Focus Home почему-то взяла паузу в перепродаже одного и того же контента за новые деньги. Зато вот теперь, в преддверии скорого выпуска Cities: Skylines, как-то засуетилась. Понимает, наверное, что выпуск градостроительной стратегии вот прямо сейчас — последняя возможность «срубить капусты» перед выходом на арену по-настоящему сильного конкурента.

Первым делом, первым делом — перекрасим

Так что же мы в итоге получим за свои 850 рублей? Хорошо, со скидкой — 425, если у нас уже куплена одна из предыдущих игр.

Во-первых, перекрашенный, но все еще далеко не интуитивный и, будем откровенны, неудобный интерфейс. Во-вторых, несколько меньше «тормозов» при полной или почти полной застройке карты. Заметим, однако, что совсем избавиться от проблемы «подвисаний», особенно при приближении или отдалении камеры, разработчикам не удалось. Наконец, в комплект всякого разного обновленного входят некоторые постройки, в основном связанные с защитой окружающей среды. Маловато для тех денег, за которые продают «новую» игру, не так ли?

С высоты птичьего полета все кажется слегка сиреневым.
С высоты птичьего полета все кажется слегка сиреневым.

Но попробуем себе представить, что мы никогда не слышали о Cities XL и вот теперь впервые знакомимся с серией, начиная с XXL.

Вечно неопытный

Разработчики не солгали. Карты, на которых нам предстоит возводить города, маленькими назвать никак не получится. Более того, теоретически мы можем чуть ли не весь земной шар покрыть паутиной из своих мегаполисов — если хватит терпения, конечно. Нам предлагают попробовать себя в роли мэра, которому предстоит застроить некий участок с нуля, начиная с прокладки дороги, соединяющей будущее поселение с внешним миром.

Участки, кстати, могут довольно-таки существенно различаться по рельефу, содержанию ресурсов и, соответственно, сложности. Так, скажем, городок в плодородной долине, да еще и с залежами какой-нибудь нефти, построить будет легко. Возвести мегаполис в горах, где земля непригодна ни для сева, ни для выпаса, да и топливо может быть только завозным, сложно, по задумке авторов. На практике — все равно легко, потому что очень упрощенная и схематичная торговля позволяет без особых проблем продавать излишки, скажем, товаров производства и закупать то же продовольствие, не испытывая от этого особых неудобств.

Мы начинаем с постройки ратуши, центра снабжения и нескольких домиков, в которых будут жить рабочие без опыта. Этим беднягам никогда не суждено «прокачаться» до опытных специалистов или, хуже того, администраторов. Они навсегда останутся неопытными и низкооплачиваемыми сотрудниками фабрик и заводов. Вот в офисы, обслуживающие промышленность, уже нужно посадить опытных ребят, для которых строится другой тип домов. Заводское и фабричное производства разнесены в отдельные категории строений, и требуются им для успешного функционирования тоже разные вещи. Высокие технологии и пищевая промышленность — опять-таки отдельные ветки, причем высокотехнологичным компаниям уже необходимы администраторы — еще один класс в «кастовой» системе местного общества. Совершенно непонятно, почему администраторы не нужны для работы большинства остальных учреждений. Ими что, никто не управляет?

Тоска XXL

Логика в Cities XXL повсюду прихрамывает и постоянно вынуждена опираться на игровую условность. Почему культурный досуг начинается не с театра, не с цирка-балагана, не с клуба по интересам хотя бы, а с колеса обозрения? Почему первой дороги, построенной изначально, той самой, что ведет в «большой мир», недостаточно для междугородных грузоперевозок, а второй, точно такой же, — уже достаточно?

Больше налезающих друг на друга уведомлений! Еще больше налезающих друг на друга уведомлений!
Больше налезающих друг на друга уведомлений! Еще больше налезающих друг на друга уведомлений!

Наряду с этими непонятными «почему» в игре есть вполне пристойно реализованные элементы. Например, дорожные развязки.

Во-первых, дорог мы можем строить много, причем разных: прямых, изогнутых, круговых и каких только душа пожелает. Во-вторых, от нашего стратегически-логистического мышления зависит, какой будет в итоге транспортная инфраструктура в городе. Симулятор услужливо предлагает нам удобное «зонирование» — возведение зданий целыми жилыми и торговыми комплексами, — но забывает предупредить о том, что такие зоны нельзя создавать вплотную друг к другу, иначе мегаполис захлебнется в постоянных пробках. В общем, к строительству дорог нужно подходить с умом.

Радует в целом и возможность посмотреть на город с какого угодно ракурса и почти с какого угодно расстояния: начиная от высоты птичьего полета и заканчивая видом «изнутри» — как если бы мы стояли рядом с ближайшим прохожим. Другой вопрос, что эти самые прохожие выглядят и ведут себя как деревянные, бесцельно шатающиеся зомби. Но, в конце концов, нельзя же требовать от градостроительной стратегии слишком многого.

Однако положительные особенности Cities XXL совершенно никак не компенсируют главный недостаток: геймплей в итоге оказывается просто невероятно, нечеловечески скучным!

Построили жилой квартал. Получили уведомление о безработице. Возвели район офисов. Увидели, что теперь офисам не хватает квалифицированных работников. Наделали еще жилищ. Увидели сообщение о том, что теперь все работает прекрасно, город получает прибыль и растет. Спустя какое-то время настроили еще домов. Добавили заводов и офисов. И так — постоянно. Никаких заданий, никаких незапланированных событий вроде землетрясений, эпидемий и прочих неприятностей, способных хоть как-нибудь оживить бесконечное повторение одного и того же. Единственное, на что оказывается годным симулятор, — создание виртуальных копий известных городов. Здесь помогут и наборы зданий, выдержанных в той или иной стилистике, и разнообразие дорожных развязок, и всякие бессмысленные рыночные площади или парки, занимающие неоправданно много полезного места. Правда, если речь идет только о «конструкторе городов», к чему тогда все эти геймплейные потуги с ничего не решающими достижениями, примитивной системой торговли и претензией на финансовый менеджмент?

Если сам по себе город особого отвращения не вызывает, то его обитатели несколько пугают своим видом.
Если сам по себе город особого отвращения не вызывает, то его обитатели несколько пугают своим видом.

Трудно придумать категорию игроков, которым можно рекомендовать Cities XXL. «Новую» версию симулятора однозначно не стоит покупать, если у вас уже есть Cities XL Platinum. С другой стороны, даже если вы вообще никогда не притрагивались к «градостроям» из серии Cities XL, мы все еще не можем с чистой совестью посоветовать вам потратить хотя бы несколько часов своей жизни на эту посредственную во всех отношениях игру.

Плюсы: небезынтересная система дорожных развязок; «живой» город.
Минусы: скучный игровой процесс; логические нестыковки; кривоватый интерфейс; крайне мало изменений по сравнению с предыдущей версией игры.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Cities XXL

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
5 февраля 2015
29
2.8
34 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Эта физическая вода будет себя оправдывать, если в случае прорыва дамбы она с может с максимальным экшеном сносить здания)
Надеюсь, Cities: Skylines не обманет ожиданий. Ибо выглядит очень многообещающе — одна физическая вода (даёшь ГЭС!) чего стоит.
Cities XXL - еще один...
Вообще, жаль, что на данный момент так обстоят дела с экономическими стратегиями. По-моему, после Anno 2070 никаких новых и интересных идей в данный жанр никто не вносил.
Или подождать десять дней до выхода Cities: Skylines.
Кстати, в стиме в раннем доступе недавно появилась экономическая стратегия про колонизацию марса — Offworld Trading Company. Задумка выглядит очень интересно, да и оформление неплохое.
Ни в коем случае не реклама :) — store.steampowered.com/app/271240/
Разные же игры совершенно. Не по качеству, а по сути своей. Потому, хоть система оценок одинакова — шкалы разные, и каждая игра в своей — проходняк.
И, с другой стороны, суть самих оценок. Игра не полный провал, раз в неё можно зайти и полистать. У кого ломка по градостроям пойдёт в СимСити — будет рад этому, только на пару лет за неё не сядешь.
Другой вопрос: Орден — проходняк? Но это уже другая история.
Короче говоря, Cities XXL еще один неудачный клон SimCity. ИМХО, уж лучше в Tropico 5 поиграть. Ну или в четвертую часть, где экономика лучше проработана.
в симсити играл — нравится. тропико 3,5 играл и прошел — тоже понравилось. А в эту игрулю как то не доводилось. Вот думаю стоит, или лучше в тот же сим сити продолжить.
Развязки, наоборот, там сделаны отвратительно: они толком не стыкуются с дорогами и машины просто исчезают на них.
Ну, как минимум, стоит попробовать. Вдруг понравится.
экономическими стратегиями

А когда-то люди желали лучшее — градостроительные симуляторы. :,<
The Order: 1886 и Cities XXL по мнению SG игры примерно одного качества, ибо и то и другое проходняк…
ставили бы уж тогда мусор чтоли.
Не увидел отличий от Cities XL Platinum. Хотел купить в стиме, но графа «Обзоры пользователей: В основном отрицательные (Обзоров: 1,076)» вовремя остановила. Кто-бы сделал ремейк старого-доброго SimSity 4. Эх
Наверное, у каждого ответ будет свой. Мне что XL, что XXL очень понравились. Для меня это такая медитативная игра, в которую заходишь на часик, полтора, чтобы отдохнуть. Оптимизация, конечно, хромает, но привыкнуть можно.
не то что бы мне жалко рейтинга, но человек поставивший минус, напиши просто свои мысли.
ну го тогда Digital Illusions уламывать, и будет нам экшон.
Да нет там изменений, чё греха таить, выпустили игру шестилетней давности. Графу вроде подтянули но и в XL она была хорошей (для градостроительных игр).
Читай также