По мотивам мифов Древней Греции достаточно редко делают действительно хорошие игры. Скорее всего, если вы попытаетесь вспомнить последний качественный проект на тему, окажется, что он вышел пару-тройку лет назад. Недавно ряды пополнились новичком — аркадой Apotheon. И пускай это не первый «древнегреческий» платформер, он определенно претендует на звание одного из самых оригинальных и интересных. По множеству причин.
Ехал Грека через реку
Первым делом взгляд, конечно, цепляется за визуальный стиль. Вся игра выполнена как рисунок на древнегреческой амфоре, с характерными тонкими линиями, многослойностью и аскетичной цветовой гаммой. Сюжет выбран соответствующий: о противостоянии человека и пантеона греческих божеств.
Ситуация достаточно типичная, многократно пройденная как в кино, так и в видеоиграх. Властители Олимпа отвернулись от жителей Земли. Зевс окончательно разочаровался в смертных и запретил всем своим родственникам делиться с людьми благодатью: пропали рыба в морях, смена времен года и даже солнце. Гера, поняв, что начинается какая-то нездоровая ерунда, решает навести порядок. Прямо с поля боя она выхватывает лучшего человеческого воина и возносит на Олимп. С нескромной просьбой — почистить пантеон от лишних его представителей.
Оказывается, что место проживания богов не слишком отличается от обычного города, с магазинами, домами и достопримечательностями. Туда-сюда снуют охранники, местные жители злорадствуют и радуются, что скоро займут Землю. Поначалу можно исследовать улицы, где расположены двери в личные апартаменты Аполлона, Деметры и Артемиды. Затем станут доступны для посещения Афина, Арес и Посейдон. На закуску останется сам Зевс.
В каком порядке ходить в гости — неважно. Главное, что далеко не все примут героя с распростертыми объятиями. Молчаливый протагонист, входя в новую дверь, непременно ввязывается в какую-то историю, каждый раз новую. Сложно назвать это сюжетом в привычном смысле, но это каждый раз интересный опыт: Аполлон, например, признает вас ничтожным и бросит в темницу, из которой предстоит сбежать. А затем подготовить его убийство, несколькими способами упростив себе предстоящую битву.
А вот Деметра охотно согласится, что Зевс зря ополчился на людей. И укажет новую цель: сходить к Аиду за Персефоной. Внимание и уважение Артемиды сначала придется завоевать, побродив по ее личному лесу, охотясь за уникальными животными. Прямым участником конкретных мифов главный герой никогда не становится, но вспомнить будет о чем: так или иначе в игре фигурирует огромное количество героев и легенд.
Визуальный ряд, кстати, постоянно подстраивается под обстоятельства. «Амфорная» стилистика сохраняется, но меняется цвет, освещенность и некоторые эффекты. Хотя через какое-то время становится ясно, что избранный стиль быстро надоедает, сильно ограничивает и упрощает игру. То, что создает впечатление простенького платформера, оказывается достаточно размашистым приключением.
Фаршировка по-гречески
Первое, к чему нужно будет долго привыкать после запуска, — это специфичная боевая система. Вместо классического «удар — блок — удар» авторы предлагают комплексное фехтование с массой правил и нюансов.
В инвентаре всегда валяется несколько видов оружия: мечи, копья, булавы, секиры. Еще разные типы стрел, варианты камней для пращи, гранаты («греческий огонь» по-местному). В левой руке — щит или факел. Все это очень быстро ломается, поэтому долго бегать с одним видом оружия не получится, а запасы регулярно перетряхиваются и пополняются новыми экземплярами. У всего этого есть своя зона действия — небольшой шлейф, остающийся после удара. Комбинируя кнопки направления и атаки, игрок получает разные приемы. Меч, например, может рубить снизу или сверху, а может колоть. Копья рубят с куда меньшим успехом, а колоть булавой не получается.
Очень важно при этом учитывать площадь «рабочей поверхности». Широкое лезвие описывает ровный полукруг и оказывается одинаково эффективным вплотную и на небольшом отдалении. Напротив, топор на длинной рукояти никак не травмирует подошедших близко врагов. Размах и удар требуют времени, и чем массивнее клинок, тем сложнее проводится атака. Зато швырнуть все, что пожелаете, можно моментально.
Нанесенный урон рассчитывается в зависимости от инерции и области попадания. «Хедшотов», увы, нет, но есть атаки по ногам, которые легко валят противника. Учитывается скорость, если герой бежал. Или высота, если бросал камни сверху.
Некоторая инертность ощущается и в управлении — персонажу нужно время, чтобы разбежаться, он замедляется, двигаясь по ступенькам. Из этого получаются достаточно напряженные бои: на аренах с огромным количеством врагов недостаточно просто жать одну кнопку — приходится постоянно беспокоиться о состоянии оружия, о том, чтобы попадать хоть по кому-то. Противники подчиняются точно тем же правилам, а потому часто уворачиваются, подставляют щит и бросаются всем, что попадет под руку. На высоких уровнях сложности, где вражеская атака прерывает вашу, буквально каждая драка требует спланированных, осознанных действий.
Мощная геймплейная основа сочетается с великолепным геймдизайном. Игра исповедует некоторую открытость мира. Каждое задание — это просторная многоэтажная локация-лабиринт с маркерами заданий. Как правило, уровень дополнительно заселен врагами и мирными существами, которые имитируют какой-никакой живой мир: сатиры охотятся на кроликов, гладиаторы рубят друг друга, мертвые слоняются без дела.
Локации выстроены так, что там всегда остается пространство для поиска секретов и дополнительных областей. Например, можно не заметить, что на небольшом озере во владениях Артемиды моряки упоминают «купающуюся старуху». Начав исследование, выясняешь, что на дне действительно есть проход к колдунье, которая торгует уникальными заклинаниями по призыву на свою сторону магических животных.
Игровые ситуации многогранны и никогда не повторяются. Иногда это битва один на один с великаном. Иногда — уровень в полной темноте. Когда-то придется подолгу стоять на «кнопке», отбиваясь от волны врагов. В другой раз бог превратит вас в оленя, и придется пробежать несколько «чекпоинтов» перед тем, как появится возможность атаковать. Список историй можно продолжать долго: каждый из семи богов подразумевает три дополнительных задания.
В любой момент выполнение миссии можно прервать и вернуться в город. Здесь тоже все непросто: есть номинальная система «полиции», которая будет пресекать всякое мародерство с вашей стороны. Есть запертые дома и склады. Зато нет системы кармы, и можно смело давать отпор. Найти, например, в грязном подвале ключ от двери и вломиться к начальнику охраны за уникальным оружием, перебив всех по дороге.
Можно зайти к кузнецу и потратиться на улучшение снаряжения (ролевая система исчерпывается покупкой и поиском новой брони), можно зайти к врачам за рецептами для «крафта» (в наличии аптечки, ремонтные комплекты и отдельные виды гранат). Это не очень нужно, но бывает полезно. Наконец, никто не запрещает просто бросить начатые ранее миссии и пойти в дверь к другому заданию, если старое надоело или не дается.
Единственная проблема в том, что игра очень сложна для понимания и долго разгоняется. Первые несколько часов драки настолько просты, что комплексность боевой системы не раскрывается. Разнообразие ситуаций и декораций можно оценить только со временем. А очень путаная система «полиции» вообще вводит в ступор. Разобраться с тем, где на Олимпе тебя бьют просто так, а где — только за мародерство, сложно даже к концу прохождения.
Отдельным недостатком нужно назвать оптимизацию и количество критических ошибок, которые здорово портят игру: «платину» на PS4 получить невозможно, вылетает игра приблизительно раз в час, а иногда и вовсе умудряется сломать сохранение. К тому же отсутствует мультиплеер, когда-то заявленный. Он вроде как подоспеет позже. Вопрос, решаемый патчами, конечно, — но сколько уже можно выпускать недоделанные игры?
Apotheon не оправдывает ожиданий потому, что со стороны кажется простеньким и лаконичным платформером. Игрок, запустивший его на пять минут, ничего не поймет и пройдет дальше. Но, потратив на прохождение час или два, понимаешь, что это практически Castlevania — с огромной территорией для исследования, отличной подачей материала и серьезной продолжительностью. От высшей оценки игру отделяют некоторая шероховатость и, как ни странно, визуальный ряд, который ничем, кроме оригинальности, похвастаться не может.
Плюсы: боевая система; размах приключения; отличный геймдизайн; удачно спрятанный необязательный контент.
Минусы: баги; сложность в освоении; беспощадные и хаотичные олимпийские законы; нехитрое графическое оформление.
Лучшие комментарии
С другой стороны до сих пор вроде не решена проблема с пропаданием звука на Windows XP и постоянными вылетами там же. Так что, может, мне просто повезло.
В любом случае, обзоры и Фена, и Келебрыча весьма недурно рассказывают об игре, так что, кто сомневается в выборе, — SG рассказал всё, что нужно знать об игре.
P.S. Локация Посейдона одна их лучших, а сплошной боевик через каждые пять метров надоедает, кстати говоря…