Как известно, в ужастиках — что киношных, что игровых — атмосфера страха во многом строится на одиночестве главного героя, который оказался один на один с чем-то страшным, неведомым. Однако мода на кооператив уже давно докатилась и до интерактивных хорроров. Сюжетную кампанию в Resident Evil: Revelations 2, как и в предыдущих частях, можно будет пройти вдвоем с другом или подругой. А новая, шестая по счету Alone in the Dark, получившая подзаголовок Illumination, как оказалось, и вовсе заточена под взаимодействие четверых игроков. Мы приняли участие в закрытом бета-тестировании Illumination и спешим сообщить, что это действительно дает совершенно новые ощущения и эмоции — правда, не совсем те, на которые рассчитывали авторы…
20 лет спустя
Первые две Alone in the Dark, выпущенные в 1992-м и 1993-м годах, многими считаются чуть ли не родоначальниками жанра survival horror. Задолго до появления Resident Evil и Silent Hill они сформировали основные правила: одинокий герой бродит по коридорам и комнатам проклятого особняка или по темным подземельям, сражается с разными монстрами и решает загадки.
Все это сопровождалось не самым удобным управлением и классическим сюжетом в стиле Эдгара Аллана По (Edgar Allan Poe) и Говарда Лавкрафта (Howard Lovecraft). Главным героем первой игры мог быть частный детектив Эдвард Карнби или девушка по имени Эмили Хартвуд. В сиквеле Карнби остался единственным протагонистом, но периодически нам давали поиграть за другую девушку, похищенную Грейс Сондерс.
Серия получила большую популярность, однако после выхода третьей части в 1995-м году многие заговорили о ее закате. Этого, слава богу, не случилось, но, чтобы удержаться на плаву, авторам пришлось экспериментировать, пробовать новое и уделять разработке много времени. За 13 лет вышли всего две игры — Alone in the Dark: The New Nightmare в 2001-м и перезапуск в 2008-м.
Последняя во многом была экспериментальной: там разработчики опробовали многие новые элементы — эпизодическую структуру повествования, интерактивное окружение, динамический огонь, позволяющий разжигать и поджигать в реальном времени, интуитивный «крафтинг» с возможностью скрестить медицинский спрей с зажигалкой и получить портативный огнемет.
Паранормальный детектив
И вот, спустя еще семь лет, несмотря на все предсказания окончательной смерти серии, Alone in the Dark все-таки возвращается. По сюжету, главным героем становится потомок Эдварда Карнби — Тед. Он тоже является специалистом по паранормальным явлениям, поэтому именно к Теду обращается некий клиент с просьбой выяснить, что происходит в городе Лорвич, штат Вирджиния. Несколько лет назад этот процветающий промышленный центр стал жертвой наводнения — после этого жители покинули его, и Лорвич опустел. По слухам, там поселилось что-то страшное и инфернальное, известное как всепоглощающая и всепожирающая Тьма.
В процессе расследования мы посетим сам город, прилегающее к нему кладбище, заброшенную шахту и узнаем о существовании некоего древнего культа, — в общем, сюжет выдержан в традициях серии. Чего не скажешь про игровой процесс…
Ужас на четверых
Еще до выхода бета-версии стало известно, что авторы собираются превратить новую Alone in the Dark в кооперативный экшен для четверых — с классами и «прокачкой». На выбор даются Hunter, Witch, Priest и Engineer. Охотник, в качестве которого выступает сам Тед Карнби, умеет жарить врагов из огнемета, а также палить по ним из двух пистолетов и автомата Калашникова. Ведьма — это правнучка Эмили Хартвуд, героини самой первой части. Она, понятно, сильна в магии — обучена метать молнии и даже брать чудищ под контроль. Про инженера и священника известно куда меньше — кроме того, что инженер будет создавать некие механические устройства.
Правда, в бета-версии играть разрешили только за охотника, в одиночном режиме. И это, откровенно говоря, не лучший вариант разжечь интерес к Illumination. На каждой из четырех представленных карт (на улицах заброшенного города, в паре вариантов шахт и в крематории) происходит примерно одно и то же: как только Тед Карнби появляется на уровне с автоматом наперевес, на него тут же со всех сторон начинают выползать бесконечные толпы монстров, от которых только одно спасение — бежать, бежать и еще раз бежать.
В темноте эти твари бессмертны, в свете фонарика Карнби они тоже практически не получают урона. Поэтому приходится включать заботливо расставленные большие лампы и разжигать огонь в специально предназначенных для этого бочках. Такой свет действует куда эффективнее, и вы можете убить пару-другую замешкавшихся тварей. За каждый «фраг» дают опыт, причем прогресс сохраняется даже после смерти персонажа.
Стрелять особо некогда, да и не хочется. Напарников нет, чудища прут и прут со всех сторон, новые уровни никаких особых преимуществ и умений в бета-версии не дают, поэтому лучше бежать дальше, чтобы нажать на какую-нибудь кнопку, подобрать батарею и вставить в генератор или заложить взрывчатку и взорвать проход. На бегу можно подбирать патроны и аптечки и закрывать за собой некоторые двери — это на время задержит преследующую вас толпу. Хотя все время бегать не получится — запасы выносливости небезграничны.
Впрочем, бежать в первую очередь хочется из самой игры. Стрельба и вообще управление, перемещение реализованы старомодно и неудобно, загадки, вы уже поняли, примитивны (последовательно найти батареи или три связки динамита и принести их к нужному объекту). Картинка ничем выдающимся, мягко говоря, не отличается, но игра при этом умудряется жутко тормозить, а персонаж то и дело застревает в текстурах или во врагах.
Возможно, конечно, что в кооперативе Alone in the Dark: Illumination как-то и воспрянет духом, подарит действительно яркие эмоции и превратится в этакую Left 4 Dead от мира survival horror, но сейчас в это, если честно, верится с трудом. Слишком уж устаревшей, неказистой выглядит игра технически, слишком уж велики различия между традициями интерактивных ужастиков и самим понятием «кооперативный экшен». Тут уж надо делать или одно, или другое. Разработчики, конечно, пытаются соединить все это, но есть подозрение, что в итоге у них ничего не получится.
Лучшие комментарии
P.S. Даже если, совсем, заскучаю — выберу чё-нить другое для «убийства» времени.