6 февраля 2015 6.02.15 20 40K

Life is Strange: Обзор

Запуская еще одно эпизодическое приключение, я увидел предупреждение, которое выскочило во всю ширину экрана: «Осторожно! Все ваши действия будут иметь очень серьезные последствия!» Сразу возникло какое-то тоскливое дежавю: примерно ту же надпись я читал уже пять раз, она себя никогда не оправдывала в полной мере, и, если честно, это уже надоело. Бьюсь об заклад, я такой не один.

Тем не менее Life is Strange уверенно заимствует чужой формат. Студия Dontnod агрессивно бросается в вотчину Telltale Games и, кажется, пытается доказать, что может делать то же самое куда лучше. Следить за этой попыткой чертовски занимательно — ведь дебютная игра команды, Remember Me, была хороша во всем, что касалось мира, персонажей и истории.

«А если перед началом истории мы положим под стол бомбу?» Life is Strange не зря упоминает Хичкока.
«А если перед началом истории мы положим под стол бомбу?» Life is Strange не зря упоминает Хичкока.

Сидеть и читать дневники Лоры Палмер

Скромная девочка с мальчишеским именем Макс возвращается в родной город спустя пять лет. Она — начинающий фотограф, а местный институт предлагает лучший учебный курс штата. Но все мы читали Кинга (Stephen King) и смотрели «Твин Пикс»: в тихих провинциальных городках никогда не бывает по-настоящему спокойно.

История начинается с убийства. А точнее — с удивительного воскрешения. Макс, погнавшись за удачной фотографией, случайно видит смерть невинной девушки. Со страху героиня вытягивает руку, громко кричит и каким-то образом переносится назад, в свой учебный класс, на десять минут ранее. Теперь будущее можно предотвратить. Не имеет никакого значения, откуда взялась эта сила; главное, что она становится гарантом выхода из любой неприятной ситуации.

Впрочем, не стоит ждать адреналинового экшена. Первый эпизод сериала очень скуп содержательно и почти полностью избегает каких-либо сюжетных событий. На протяжении двух-трех часов перед игроком старательно выстраивают экспозицию, представляют всех персонажей и обрисовывают завязку конфликта.

Несколько месяцев назад бесследно исчезла лучшая девушка города: красивая, умная и всеми бесконечно любимая. Каждый фонарный столб увешан ее фотографиями, но люди, кажется, уже отчаялись искать.

Серые университетские будни просто продолжают идти своим чередом. Здесь все по канону: есть обаятельный и умный преподаватель, есть гламурная и вечно злая девчонка, есть чирлидерши, быдловатые спортсмены, меркантильный директор, сумасшедший уборщик и далее по списку. Игрок должен познакомиться со всеми, перед тем как сюжет по-настоящему закрутится.

Мы сталкиваемся с каждым из персонажей и так или иначе взаимодействуем: хамим и подтруниваем или ведем себя тактично; лезем в чужие дела или молча проходим мимо; действуем решительно или предпочитаем пакостить за спиной. Люди активно реагируют на ваше поведение: постят записи на своей страничке в Facebook* или шлют гневные SMS на телефон. Так или иначе, к концу серии у героини сложатся вполне однозначные отношения со всеми вокруг.

После Элизабет милая девочка не считается таковой, если не умеет музицировать.
После Элизабет милая девочка не считается таковой, если не умеет музицировать.

Впрочем, насколько большую роль это играет — открытый вопрос. История явно линейна, но важных событий в эпизоде нет. Большинство принятых решений просто не успевают сыграть в рамках отведенного временного промежутка, а те, что есть, оказывают влияние только на диалоги и незначительные нюансы. Тем не менее отличие от таких же псевдовариативных игр Telltale ощущается.

Благодаря обретенным способностям героиня может перематывать время назад в любой момент. А значит, в любой непонятной ситуации игрок может посмотреть все варианты развития событий. Выбрать обе опции по очереди, сравнить кат-сцены, послушать комментарии Макс относительно того, к чему может привести такое решение. Выбор ощущается объемнее и острее. Удается посмотреть весь доступный контент за одно прохождение. А в конце эпизода, при стандартной демонстрации вашей личной статистики, игра выделяет «крупные» и «маленькие» решения. Хочется верить, что варианты «вы стали друзьями» и «вы стали врагами» все-таки будут работать по-разному.

Разумеется, все три присутствующие в эпизоде головоломки завязаны на той же самой механике. Но эти задачки отвратительны в своей простоте и лишь создают какую-то видимость геймплея вдобавок к «социальному взаимодействию».

Не стоит прогибаться под изменчивый мир

Если бы мы рассказывали о новом эпизоде The Walking Dead, то разговор можно было бы заканчивать. Но Life is Strange не так проста, и одним описанием сюжета с геймплеем здесь не отделаешься.

Прежде всего, игра очень умна. Рассказывая о школе фотографов, она может выдать историю происхождения селфи, ссылаться на тематические книги или упоминать отдельные фотографии, вошедшие в историю. Не брезгуют авторы обсуждением кино и даже прямыми отсылками: надпись REDRUM около комнаты 217 не может не умилять.

Одни в этом кадре будут оценивать текстуры, а другие — игру света и тени.
Одни в этом кадре будут оценивать текстуры, а другие — игру света и тени.

«Ручная работа» здесь чувствуется буквально во всем. В очень подробных декорациях, почти каждый элемент которых можно обсудить с Макс. В кинематографичной постановке, когда каждый второй кадр кат-сцен можно ставить на рабочий стол. Наконец, в тонне дневников и описаний (под двадцать страниц текста), в которых подробно раскрываются характеры и внутренние конфликты персонажей. Плосковатые и зачастую шаблонные, но все же продуманные конфликты.

Во многом игра строится на исследовании. Большинство действий «с последствиями» можно просто не заметить. Про перемотку времени зачастую проще забыть. Но не хочется: авторам удалось показать достаточно живой мир и реалистичные ситуации, которые требуют решения. Хотя бы из чувства внутренней справедливости.

Это, наверное, главное, что есть в игре: она ясно понимает собственную тему. Не в детективном сюжете с похищением девушки, не в паранормальщине с путешествиями во времени. Life is Strange — о том, как справляться с обычными подростковыми проблемами. О типичных метаниях «гений я или дерьмо?», о том, как меняются люди за долгое время.

Большое достоинство проекта Dontnod в том, что игра, как хорошая книга или фильм, умудряется брать за живое. При этом не строя из себя великую философскую притчу и оставаясь вполне интригующей мистической историей. Симпатичный визуальный стиль оставляет приятное послевкусие. И несмотря на определенные огрехи, эту историю хочется досмотреть до конца.

Эпизодический формат — кощунство. Нельзя так с людьми поступать.
Эпизодический формат — кощунство. Нельзя так с людьми поступать.

Первый эпизод нового игрового сериала от амбициозных и талантливых разработчиков получился вызывающим. Он не показывает, насколько хорошо будет реализован выбор, не спешит давать сюжету хоть какую-то завязку. Но при этом предлагает интересную механику путешествий во времени, позволяет по-разному настроить к себе разных персонажей и обладает отличным сценарием. Пока получается очень приятная и содержательная история, которая старается не просто развлекать, но еще и вызывать эмоции. А это дорогого стоит.

Плюсы: интригующий сюжет; внимание к мелочам; проработанные характеры; приятный визуальный стиль; интересная геймплейная механика.
Минусы: не раскрыта вариативность; отсутствие экшен-моментов может смутить.

* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Life is Strange

Платформы
PC | Mac | Linux | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | Android | Stadia
Жанры
Дата выхода
30 января 2015
2.3K
4.2
1 894 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Это не Telltale Games.
Зараза «Эпизодический формат» распространяется(
Ох, так и понял стоит ли её покупать. Напрягает что тут слегка всё «подростковое», но при этом очень уж люблю игры от Telltale Games!
Думаю лучше подождать, пока все эпизоды выйдут

P.S. —
сумасшедший уборщик
???
К DONTNOD Entertainment после Помни меня есть некоторый кредит доверия, жду все эпизоды и беру)
Это даже лучше, чем «игры» от Telltale.
Он вероятно недели и месяцы перепутал — с каждым может быть
WAT??? В году же больше 50 недель, а ждать надо в итоге 30.И где спрашивается 2,5 года??
Прошол первый епизод. Игра понравилась, жду остальные. Давно небыло о жизни студентов.
У одного меня как только вижу название этой игры в голове играет «People are strange...»?
Эпизодический формат… разъясните несведущему. За каждый эпизод будут платить? Или сразу заплатили и ждут когда доделают?
можно покупать каждый отдельно, а можно и все вместе.
В какой-то мере и «Запомнить меня», как при вводе пароля. Все варианты в разной степени, потому перевести совсем однозначно нельзя.
уже давно вышел, а сегодня обновился от всех косяков. иши в гугле, если не найдёшь пиши в личку.
Пиши названия в оригинале) Remember me вроде переводиться как запомни меня, нет?
Уже взял — теперь жду все эпизоды...)
Ребята, не подскажите, а перевод, когда будет?
5 эпизодов каждые 6 недель = 2,5 года ждать и это если будут придерживать намеченного графика.
В то время как Telltale топтается на месте, DONTNOD развила жанр придуманный ТТ.
Игра шикарная.Конечно судить о том как тут сильно влияет выбор, можно будет только после выхода всех частей
Прошел последние два эпизода за ночь на одном дыхании. Это что-то с чем-то! Кто хочет отборного психодела, страданий и пиздеца в одном флаконе — всем советую. Ничего подобного еще никогда раньше видел. Суть адвенчуры в сюжете и элементе загадок, конечно же. Загадки и прочие текстовки в русском переводе с обильной долей матов на высоте, а сюжет там жесть. Разрабы постарались на славу. Буде еще тысячу раз перепроходить для открытия всех фотографий и альтернативных сюжетных линий. Такое мое первое впечатление от игры
Читай также