Задайте среднестатистическому обывателю вопрос об Аляске — и услышите в ответ, скорее всего, нечто невнятное. Вроде: «Ну, это, там, типа, холодно и эскимосы живут». В лучшем случае обыватель вспомнит, что это та самая земля, которую Россия практически за бесценок продала США, а там потом возьми и найдись самое настоящее золото! Кто-то может даже припомнить пару рассказов Джека Лондона (Jack London) на тему золотой лихорадки. Кто-то знает, что помимо золота на этой территории обнаружились и нефтяные залежи.
Вот только девелоперов из Upper One Games интересовали совсем не полезные ископаемые и не политика, когда они работали над своим проектом об Аляске. Never Alone — уникальный в каком-то смысле случай. Игра создана в тесном сотрудничестве с представителями народности инупиатов — самобытного племени, на чьих сказаниях и верованиях основана история девочки Нуны и ее ручного песца.
Навстречу метели
Наша героиня — девочка из племени инупиатов, которая, несмотря на возраст, уже отлично умеет охотиться. До какого-то момента Нуна благополучно таскала туши животных в родную деревню, помогая сородичам с добычей пропитания, а потом случилась метель. Или даже так — Метель. Время шло, снежная буря не прекращалась, заниматься охотничьим промыслом в этой ситуации было невозможно — и соплеменники юной Нуны стали голодать.
Тогда храбрый ребенок решил, как водится, всех спасти. По дороге к спасению на девочку напал медведь. От хищника ее внезапно защитил песец, который отвлек хищника и заманил его под лед. С этого момента Нуна и песец стали путешествовать вместе. Им предстоит не раз прибегнуть к помощи духов, противостоять ледяному ветру, как водится в платформерах, много прыгать и даже быть проглоченными китом.
История, которую рассказывают нам господа из Upper One, очень проста и вместе с тем достаточно сложна, как и большинство образцов фольклора. Сама по себе фабула кажется незамысловатой, но характерная мифологическая символика и действительно оригинальная подача делают Never Alone чем-то особенно свежим. Мы такого еще не ели.
По разным странам я бродил и мой песец со мною
Хотя это еще как сказать. Геймплей здесь как раз достаточно традиционен для жанра. Играть Нуной и ее песцом можно по очереди, переключаясь между ними, когда это необходимо, или вдвоем с другом — что, безусловно, веселее и эффективнее. Набор уникальных способностей героев трудно назвать разнообразным и богатым: девочка может использовать предметы, в частности таскать ящики и бросать волшебную «болу», работающую как метательное орудие, а ее четвероногий питомец — взбираться по отвесным стенам. Ах да, еще в присутствии песца проявляются полупрозрачные и очень красивые природные духи, которые здесь используются просто как… платформы для запрыгивания и перепрыгивания. Духов, видимо, совсем не напрягает, когда кто-то топчется у них по голове.
Впрочем, несмотря на видимый аскетизм игрового процесса, Never Alone порой ставит перед нами довольно-таки нестандартные задачки. Иногда, например, кажется, что мы — в полном тупике. Вперед прохода нет, ни одна из двух-трех несчастных «суперспособностей» персонажей не работает, что делать — непонятно. И только спустя какое-то время мы вдруг понимаем, что здесь всего-то и нужно — взобраться по одной отвесной стене, оттолкнуться в прыжке от стены напротив и приземлиться прямо на голову очередному духу.
Так что особенно заскучать мы, пожалуй, не успеем: скромный комплект умений героев компенсируется богатством и разнообразием окружающей среды. Особенно интересным процесс прохождения становится тогда, когда Нуна и ее спутник добегают до очередной головоломки. Вот как с медведем. Просто убегать от него — скучно, скажем откровенно. Зато, оказавшись в берлоге злого зверя, из которой вроде бы нет выхода, а есть только уступ, где может временно спрятаться от нападающего бедная девочка, и платформа, по которой способен бегать песец, мы ощущаем приятное шевеление серых клеточек внутри своей головы.
Не отставай и не застревай!
К сожалению, одиночный режим прохождения чреват рядом неприятных проблем с искусственным интеллектом. Наш напарник, ведомый компьютером, порой творит невероятную ерунду: падает и разбивается, когда мы даже близко не подходили к краю, или, наоборот, стоит на месте, когда нужно бежать, — словом, ставит палки в колеса почище голодных медведей, китов и скверных усатых дяденек, желающих отобрать у Нуны ее «болу».
Зато, когда один из партнеров гибнет, второй очень натуралистично по нему убивается, в то время как мы — чертыхаемся, ведь сохраниться где попало нельзя, нужно непременно добраться до контрольной точки. Причем расположены эти контрольные точки как-то странно: похоже, что есть «большие» и «малые» метки для загрузки, которые включаются в разных случаях. Так, после смерти одного из персонажей мы продолжаем движение почти с того же места, на котором и остановились, однако выход из игры означает, что при следующей попытке снова погрузиться в мир льдов, карибу и странных духов нас здорово отбросит назад.
Кстати, поговорим о карибу. Never Alone — не просто аркада. Это еще и образовательный проект в каком-то смысле. К игре прилагается множество видеороликов под кодовым объединяющим названием «экскурсы в культуру». Некоторые доступны сразу же, остальные открываются по мере продвижения по сюжетной линии. В многочисленных видео мы можем действительно ознакомиться с культурой инупиатов, завесу над которой приоткрывают для нас подлинные представители северного народа. Мифология, обычаи, быт, жилища, одежда, охота — во все это запросто можно закопаться с головой, совмещая приятное с полезным, расширяя кругозор и вообще.
И вообще
На Never Alone в целом очень приятно смотреть. Фигурки и объекты здесь трехмерные, хотя о полноценном 3D речь не идет: герои двигаются только слева направо, как это обычно и бывает в платформерах. Впрочем, не в количестве измерений счастье. Заснеженная Аляска предстает перед нами во всем своем великолепии — оттенки белого, голубого и синего сверкают с мониторов, заставляя почти тактильно ощутить на коже дыхание морозного ветра. Время от времени нам показывают двухмерные ролики, стилизованные под рисунки инупиатов на кости, — и это тоже выглядит очень необычно и красиво. Стилистика, атмосфера и подача — те три кита, на которых стоит Never Alone. Стоит, нужно сказать, весьма твердо.
В большинстве случаев образовательный подтекст в игре вызывает зубную боль одним фактом своего существования. Но не в случае с Never Alone. Здесь разработчикам действительно удалось отличнейшим образом соединить рассказ об удивительном народе с трогательной и красивой историей о храброй девочке Нуне и ее ручном зверьке. Пусть в отношении геймплея эту аркаду нельзя назвать безупречной, все равно пройти мимо нее было бы обидно.
Плюсы: трогательная история; атмосферная подача; очень пристойная графика.
Минусы: слабый искусственный интеллект в одиночном режиме; порой несколько однообразный геймплей.
Лучшие комментарии
1) История, завязанная на мифологии определённой культуры.
2) Жанр — платформер. Причём достаточно разнообразный платформер.
3) Приятный визуальный стиль, основанный на природной красоте местности.
4) Главные герои — девушка и животное, между которыми нужно переключаться для прохождения игры.
5) В обоих проектах большое значение уделено взаимодействию с духами.
К сожалению, в Pocahontas не было культурно-познавательной части )).
Ну а в общем, я думаю, что играть вдвоем за одним компьютером это 100% весело, особенно за неимением альтернативы, например, приставки. Так что спасибо разработчикам за такую возможность, которая не обошла и Never alone. Кстати, игра очень понравилась, особенно культурные экскурсы и в целом задумка.