Жанр градостроительных симуляторов давно превратился в спокойное болотце, в котором вяло барахтаются несколько всем знакомых тайтлов — каждая в своем отстойнике. Anno, Settlers, SimCity, Stronghold — в каждой серии количество игр скоро можно будет считать десятками, а число новых оригинальных идей, напротив, сокращается. Недавняя Banished, казалось, могла всколыхнуть болото, но при ближайшем рассмотрении выяснилось, что, говоря языком определений, это скорее survival, чем city-building. Нет, есть, конечно, бурный поток Dwarf Fortress, но забраться в него и не утонуть сумеет далеко не каждый — все-таки подобный хардкор не для всех.
Серия Tropico же никогда особой сложностью в освоении похвастаться не могла — здесь всегда был первичен стиль (в чем авторы всех четырех предыдущих частей преуспели), а не геймплей. Новый, пятый по счету симулятор карибского диктатора тоже не обещал каких-то глобальных изменений; во всяком случае, внешне он выглядел неотличимо от двух последних своих предшественников за авторством все той же Haemimont Games.
Пишем историю
Солнце, пляж, пара построек на берегу, регулярно прибывающий торговый корабль и неунывающий Эль Президенте, который должен привести свою юную еще империю к процветанию любой ценой (лучше, конечно, ценой неустанного труда своих верных подданных), — привычное уже начало очередной попытки построения коммунистического (или капиталистического) рая на отдельно взятом острове.
Впрочем, до коммунизма еще додуматься надо: в отличие от предыдущей части, игра начинается в колониальную эпоху. Тропико — небольшая колония Империи, а Эль Президенте — не президент никакой, а всего лишь обыкновенный наместник на службе короны. Впрочем, в остальном все как прежде, без каких-либо откровений: отстраиваем свой городок, следя за тем, чтобы население не слишком горевало, а казна регулярно пополнялась. Возможностей для развития, правда, не так много, но это лишь потому, что «Колониальная эра» — первый из четырех временных этапов, на которые разбита игра.
Срок наших полномочий не бесконечен — начинаем мы с запасом в несколько лет до того момента, как нашего протеже отправят в отставку. Но не все столь печально — губернаторские полномочия с легкостью можно продлить, выполняя ответственные задачи, что ставит перед нами королевская семья. Экспортировать определенный объем сырья или товаров, построить нужное здание, разведать остров на предмет наличия полезных ископаемых… Все это не только дает дополнительное время на развитие, но и постепенно приводит колонию к процветанию.
Впрочем, указания коронованных особ выполнять вовсе не обязательно — тогда можно развиваться как душе угодно. Но империя на то и зовется империей, что не замедлит напомнить излишне возомнившему о себе губернатору о необходимости выполнять свои обязанности. Высадка экспедиционного корпуса на едва-едва начавшую обрастать инфраструктурой колонию приводит, как правило, к самым печальным последствиям, поэтому с королевской властью лучше не ссориться, во всяком случае, с самого начала.
Однако рано или поздно придется задуматься о независимости. Как только Эль Президенте обретет поддержку большей части населения, появится возможность провозгласить суверенитет. Впрочем, за него еще необходимо заплатить — либо в буквальном смысле, отдав немалую сумму бывшему сюзерену, либо отказаться от выплаты «отступных» и решить вопрос силой.
Вторая эпоха — «Мировые войны» — несет новые проблемы, но и новые возможности. Мир разделен на два враждующих лагеря — Ось и Союзники. Можно выбрать, с кем дружить, а кого сторониться (с бонусом в виде немаленькой вероятности получить вражеский десант на собственном острове), а можно попытаться угодить всем.
Здесь на первый план выходят торговля и индустриализация — война потребляет огромные ресурсы, благодаря чему в порту становятся доступны взаимовыгодные предложения по поставке необходимых для армий товаров. Если в колониальную эру Эль Президенте должен был закладывать фундамент своей будущей империи, то теперь пришло время воплощать в жизнь задуманное. Население должно стойко переносить тяготы и лишения мировой войны (пусть и пылающей где-то там, за горизонтом). Все для фронта, все для победы!
Мировые войны заканчиваются, когда будут достигнуты соглашения с обеими противоборствующими сторонами — будьте готовы дать достойный отпор той фракции, которой придется не по душе ваш выбор между «добром» и «злом».
Следующий этап — «Холодная война». Здесь на первый план выходит уровень жизни населения, но и о промышленном и сельскохозяйственном секторах забывать нельзя — без доверху наполненной казны Тропико скоро превратится в большую помойку, населенную маргиналами, которые рано или поздно скинут с трона незадачливого правителя. Социальные задачи могут потребовать достаточно смелых решений, вплоть до смены курса развития острова — его недра, какими бы богатыми они ни были, рано или поздно опустеют. Не успев вовремя компенсировать расходы прибылью с сельского хозяйства и высокотехнологичного производства, можно внезапно осознать, что единственный выход в сложившейся ситуации — это жесткий тоталитаризм как главный государственный принцип.
Само собой, авторы не забыли еще об одной статье доходов нашего маленького, но гордого государства — туризме. Он расцветает пышным цветом в последнюю историческую эпоху под названием «Новейшая история». Если островитяне под вашим чутким руководством не превратили свою родину в загаженную пустыню, то у острова есть все шансы стать настоящим туристическим раем. Впрочем, никто не мешает развивать новейшие технологии — запускать ракеты в космос или заиметь собственную атомную электростанцию. Ну, чтоб была — на самом деле толку от нее в игре мало.
Too easy
Вообще, в Tropico хватает условностей и упрощений, из-за которых этот градостроительный симулятор никак нельзя назвать хоть чуточку хардкорным. Принцип успеха не меняется уже с третьей части — знай себе следи за уровнем доверия населения да методично засаживай поля сельхозугодьями или строй шахты во всех месторождениях, до которых сможешь дотянуться. Радует лишь то, что изменения в настроениях народа происходят вовсе не мгновенно: приходится угадывать или логически вычислять долговременные последствия своих решений.
А вот случайных событий, которые рушат тщательно выстроенную стратегию развития, катастрофически не хватает. Стихийные бедствия, происходящие время от времени, особой погоды не делают, последствия их вряд ли смогут доставить какие-то серьезные неудобства, разве что предвосхитят уже намечавшиеся результаты просчета в управлении страной. Лишь военные вторжения способны нам насолить, но в основном из-за ужасной реализации военной составляющей симулятора.
Играть легко, а от этого и скучно. Эль Президенте водят за ручку, не давая и шагу сделать в сторону опасности. Истек срок выгодного торгового контракта? Ничего, стоит немного подождать, и появится еще несколько, причем не хуже. Сгорело здание? Не беда, его можно восстановить одним нажатием кнопки, а население не особо расстроится, потеряв четверть популяции после удара цунами. Плати побольше монет — и все будет хорошо.
Деньги же в «Тропико» заработать очень и очень легко, особенно ветеранам серии. Они же вскоре должны обнаружить, что пятую часть при всем желании отдельной игрой можно назвать только с большой натяжкой. Раньше подобные вещи издавали как дополнения: изменения, которых и так не особо много, больше количественные, чем качественные, а некоторые из них и вовсе выглядят спорно.
Чуть изменили систему указов, немного поправили способы воздействия на народ, добавили кучу новых зданий… Теперь вместо министров из четвертой части у нас есть своя династия — только вот толку от этих родственников, если никто из семьи Эль Президенте не умирает естественной смертью, а их способности не в состоянии оказать какого-то значительного влияния на жизнь острова? А ведь можно было сделать отдельную ветку геймплея, вдохновившись Crusader Kings II, но нет — вместо этого нам даже внешность своих героев не дают настроить должным образом.
Можно позавидовать тем, для кого эта игра — первая из всех Tropico, и вдвойне — счастливчикам, которые с нее начинают знакомство со всем жанром. Лучшего кандидата на эту роль и не придумать. Все-таки здесь есть все то, за что жанр так полюбился своим поклонникам. Производственные цепочки и торговля, логистика и военные действия, оригинальный сеттинг взамен набившей оскомину средневековщины и управление различными социальными группами с разными запросами и предпочтениями, отличная стильная графика, фирменный юмор и прекрасный саундтрек, в конце концов!
К сожалению, только новичок не в состоянии заметить, что производственные цепочки состоят максимум из двух звеньев, на планирование дорожной сети можно смело забить, все сражения происходят по принципу «кого больше, тот и прав», а разницы между тропиканцем-коммунистом и тропиканцем-«зеленым» почти никакой нет. Что до графики и музыкального сопровождения, то картинка не менялась уже полдесятка лет, а треков, пусть они и хороши, так мало, что музыку хочется выключить спустя несколько часов.
Пропитанная духом революционных идей, революцией в жанре «Тропико» не стала — в очередной раз. Да и не ждали от нее этого — и для разработчиков, и для всех давних поклонников серии давно уже не секрет, что за новыми ощущениями стоит обратиться к какому-нибудь другому представителю жанра. Haemimont Games вывела свою формулу успеха и изменения в нее вносит очень неохотно: как сказал бы Эль Президенте, «если люди дают мне деньги, то почему я должен думать о них больше, чем они платят?» Из действительно нового стоит отметить лишь мультиплеер, но и он погоды не делает — для подобного жанра блицформат схваток между соперниками не подходит, а усидчивого противника для затяжной игры еще надо поискать.
В застойном болотце градостроительных симов появилась еще одна заводь — пусть и с красивыми зарослями у берегов, но затянуть в свои, честно скажем, совсем неглубокие пучины она способна лишь совсем неискушенных игроков.
Плюсы: простота освоения; уникальный стиль; юмор.
Минусы: разработчики продолжают выпускать все ту же третью часть, внося небольшие изменения; играть слишком легко.
Лучшие комментарии
Серьёзно?
Смотря стрим, я был уверен, что игра получит «Похвально»… Но «Проходняк»? За что? За улучшение существующей концепции? Зачем тогда GTA5 поставили «Изумительно»?
Я уже начал разочаровываться в СГ после обзоров X Rebirth и SimCity, когда SimCity недоделанность простили, а XR нет. Теперь и Тропико получила «Проходняк».
Я уже развернуто высказал свое мнение о данной игре в обзоре, но кратенько его тут изложу. Я вот играю в тропико с самой первой части, даже во вторую, которая про пиратов, играл не без удовольствия, поэтому я выскажу свое без сомнения «авторитетное» мнение олдфага на этот счет. По поводу сложности я, в общем-то, согласен, но стоит выставит самую высокую сложность — появляется «челлендж». Также хочу добавить, что в игре довольно много нововведений, особенно если оглядываться на прошлую часть серии. Местами они спорные, да. Династии до ума не доведены, этот чертов менеджмент не нужен вообще, на мой взгляд. Но есть и кое-что хорошее, особенно среди мелких инноваций. К слову, мультиплеер, чтобы вы не говорили, очень сильно подкупает. Я уверен, что когда побольше людей прикупить эту игру, а также выйдет контентый аддон (а он обязательно выйдет, у меня нет никаких сомнений), мультик раскроет свой потенциал полностью. Возвращаясь к теме нововведений хочется добавить, что разработчики все-таки изменили своей «формуле успеха» в этой части игры. Вы в своем обзоре, конечно, основательно прошлись по эпохам, расписали все, но не упомянули, что это — шикарное нововведение! Каждая эпоха предлагает новые правила игры, разве это не прекрасно, к тому же, не слишком соответствует привычной «формуле успеха». Обобщая, в Tropico 5 были предприняты первые попытки обновить серию, ведь вы сами разве не заметили, что Haemimont Games в третьей части почти ничего нового не ввели, в четвертой начались первые крупные преобразования, в Modern Times они продолжились, а в пятерке часть идей из Modern Times были доведены до ума, плюс добавлены новые фишки, которых раньше в серии вообще не было. Замечаете тенденцию? В шестой части, я думаю, нас ждет революция внутри серии, но это мое мнение. Вот так вот.
Не заметил в игре такого.
Похвально
А вот это в игре заметно.
Вот и напрашивается вопрос. Почему проходняк?
В третьей части — 15 треков
В четвертой части — 13 треков
В пятой части — 18 треков
И как это 15 больше 18?
С каких пор экономические стратегии оцениваются по графике?
Синоним слова порой слово иногда.
Главное в фразе
Пятая часть не дает это?
Не исключает. Ваше мифическое «мнение stopgame» возможно лишь в той утопической вселенной, где все авторы одновременно проходят все игры, после чего коллективно ставят оценку. В реальности забот хватает каждому, и играть во все и сразу — тотальный анриал. Поэтому автор обзора ставит именно свою оценку, что логично — статья пишется им, играет он, прелести и недостатки ищет и расписывает тоже он, значит и оценка чья? Правильно, его. Пять вам за составление логических цепочек, давайте зачетку.
тропико 5 не так уж проста и казуальна, как мне показалось на первый взгляд. один раз у меня взбунтовались фермеры с хлопковых полей, из-за чего встало всё текстильное производство, и я не смог выбраться из долговой ямы.
в другой раз из-за цунами и некоторых неправильных действий с моей стороны начался голодомор.
как-то я выпустил несколько неудачных указов, и потерял поддержку верующего населения. проиграл выборы.
когда перезагрузился и отказал в выборах, начался военный переворот.
в общем, это тропико даёт довольно много шансов для преждевременного конца игры и спасибо ему за это большое.
так же, я нашел, наконец, графу, где могу посмотреть статью доходов с сахара, политические предпочтения тропиканцев, и место их рождения. всё есть.
в общем, аргумент об упрощении не актуален, беру его обратно.
но это не совсем так. был сохранён фирменный стиль и основные достоинства, но есть и значительное нововведение — то, как игра раскрывается во временной перспективе сильно отличает её от предыдущих частей. если старое тропико было о том, как остров живёт в мире с США и СССР, то новое тропико рассказывает о том, как остров живёт вообще. я успел гораздо больше полюбить взращиваемые мною острова, нежели в предыдущий части.
новый вид временной перспективы позволяет гораздо лучше раскрыться каждому нюансу игры. и это — значительное достоинство пятого тропико.
всего стало больше, всё стало многоэтапнее, и эта многоэтапность позволяет махом навалиться тем проблемам и сложностям, которые в предыдущей части было намного проще предусмотреть.
приходится вникать в ньюансы, и опыт от предыдущей части не выручает в этом аспекте полностью.
зря автор статьи говорит, что это большой аддон — это не так. деталей стало значительно больше, пусть это не сразу заметно из-за традиционно узноваемых элементов.