Весна, как оказалось, — вполне время для стратегий. Причем для стратегий «старой школы» — пошаговых, глобальных и про магов. Совсем скоро российская студия Ino-Co Plus выпустит Warlock 2, а незадолго до этого свет увидело долгожданное продолжение Age of Wonders — игр, с которых россияне во многом и брали пример.
Не забывай свои корни!
Ради Age of Wonders 3 Triumph Studios даже отложила разработку новой части Overlord. Студия решила тряхнуть стариной и несколько переосмыслила свою главную стратегию, с которой она дебютировала 15 лет назад.
Две части Age of Wonders вместе с дополнением Shadow Magic, вышедшие с 1999-го по 2003-й годы, сформировали своеобразную концепцию игры. Это такая смесь «Героев Меча и Магии» и Master of Magic: мы в роли одного из могущественных магов исследовали глобальную карту, завоевывали и развивали города, копили ресурсы, нанимали войска и участвовали в пошаговых сражениях на пересеченной местности. Изюминка в том, что при этом игрок постоянно изучал кучу разнообразных заклинаний на все случаи жизни. Одни чары разрешалось использовать в бою, поливая врагов огнем с небес, другие — и это куда интереснее — применялись на стратегической карте, чтобы, например, призвать себе на помощь адскую гончую или узнать, что творится во вражеских городах.
В третьей части основы этой механики остались нетронутыми. Мы по-прежнему управляем авторитетным волшебником, которого хлебом не корми — дай только покорить мечом и магией соседние земли. Он все так же ход за ходом исследует, нанимает, отстраивает и изучает. И то же самое делают его оппоненты, с которыми, впрочем, можно вести переговоры: предложить им союз, свободный проход по землям, а также золотишко или заклинание в придачу. Или, наоборот, объявить войну.
В завоеванных или основанных вашими поселенцами городах все так же нужно возводить разные постройки, казармы, магические башни и укрепления. По мере роста населения они укрупняются, расширяют зону влияния (особенно приятно, если в нее попали источники ресурсов) и получают новые статусы — от деревни до метрополии. В городах нужно готовить и нанимать «юнитов» разных рас: если вы взяли штурмом поселения орков или гоблинов, то и выпускать там будете соответствующих зеленокожих вояк.
Впрочем, как и раньше, никто не запретит вам заселить город родной расой вашего героя, например эльфами или людьми. Хотя истинные маги при желании могут собирать целые армии из призванных существ, животных и всяких чудищ. Главное, чтобы хватило на это маны (на найм обычных войск, понятно, идет золото). Правда, максимальный размер одной армии чуть сократился — теперь это 6 отрядов, а не 8, как раньше.
Природа против технологий
Куда важнее другие изменения, произошедшие с серией в третьей части. Понятно, что авторы привели игру в соответствие с современными трендами. Здесь появилась трехмерная и очень даже симпатичная картинка, новый интерфейс. А сражения теперь напоминают о Total War: вместо сиротливых двухмерных фигурок мечника или рыцаря, которые тыкают во врага пикселями, мы управляем целыми отрядами хорошо анимированных бойцов — они эффектно атакуют, врезаясь в группу противников, или лихо забрасывают их заклинаниями.
Особенно здорово теперь выглядят штурмы, которым игра по-прежнему уделяет повышенное внимание. Мы видим действительно огромные города и крепости, на стенах которых расположились защитники. Поэтому приходится активно использовать тараны и требушеты, заставлять пехотинцев ползать по лестницам и посылать на передовую летающих бойцов.
Как и Heroes 6 или Disciples 3, новая Age of Wonders сделала ощутимый шаг в сторону сюжетной ролевой игры. Помимо многочисленных сценариев авторы придумали две кампании, где куда больше текстов, диалогов, режиссуры и квестов, в том числе побочных. Обе кампании с разных точек зрения освещают историю противостояния прогресса, технологий с одной стороны и природы — с другой. Первую представляет Содружество во главе с людьми, вторую, естественно, неспокойные и вечно всем недовольные эльфы.
Причем сюжетные миссии местами очень напоминают все ту же Disciples 3: мы точно так же сопровождаем важных персонажей в их поисках или стремлении добраться до важных артефактов, чтобы, например, омыть в священном источнике яйцо (слава богу, драконье). Это, конечно, не высокая литература, но следить за сюжетом достаточно интересно.
Классная магия
Что касается ролевой составляющей, то теперь в игре появилась полноценная система классов. Если раньше на набор доступных вашему лидеру заклинаний влияла только раса и выбранная магическая сфера, то теперь это в основном определяется именно классовой специализацией. Всего их, как и рас, шесть — теократ, бесстрашный, архидруид, чародей, военачальник и плут. И если, например, бесстрашный делает ставку на машины, пушки и технологии (он даже может производить огненные танки), то чародей предпочитает призывать множество разнообразных монстров себе в подмогу. А теократ обожает называть своих врагов еретиками и спускать на них толпы фанатиков и крестоносцев.
Кроме того, все ваши лидеры и присоединяющиеся к ним герои, способные вести за собой армии, не только получают уровни и примеряют разную экипировку, но и изучают множество активных и пассивных умений на все случаи жизни — многие из них опять же доступны только представителям определенного класса. Так, на новом уровне можно увеличить защиту или здоровье персонажа, обучить его лечению или, например, способности забрасывать подопечных прямо за стены обороняющейся крепости.
Все открытые навыки действуют только в пределах одной миссии — на новой карте приходится начинать все сначала. И с этим связаны новые настройки сложности. Если раньше мы могли осложнить себе жизнь, наделив героя каким-нибудь отрицательным качеством, дающим разные штрафы, то теперь перед началом каждой миссии нас просят определиться, сколько навыков будет доступно герою для изучения изначально: чем их больше, тем, понятно, легче.
И настроение улучшилось
Поначалу кажется, что вместе с этим, вслед за двумя вышеупомянутыми играми, новая Age of Wonders тоже потеряла в сложности и глубине. Первые миссии проходятся одной левой, искусственный интеллект практически не оказывает сопротивления, и нам остается только копить, изучать и собирать армии, чтобы потом пройтись по врагам.
Но стоит выкрутить сложность на максимум и чуть дальше продвинуться по сюжету, как все становится на свои места: маги-оппоненты начинают нещадно прессовать, стремительно развиваться, совершать дерзкие вылазки, сеять бунты в ваших городах и наказывать за малейшие ошибки. Стоит вам, например, слишком рано поссориться с предводительницей местных гоблинов, как за нее тут же заступится грозный предводитель-орк, и вы узнаете, почем фунт лиха. То есть длинный язык и дипломатия в Age of Wonders 3 имеют значение.
К тому же теперь приходится учитывать настроения, которые царят как в отдельных ваших городах, так и в целом в Империи. Это влияет и на отношения с другими фракциями, и на доходы, и на моральный дух, боеспособность войск. Довольные подчиненные вместо бунтов будут устраивать праздники в вашу честь, собирая дополнительное золотишко, а морально устойчивые «юниты» никогда не дезертируют.
Настроения зависят от многих факторов — от того, проиграли вы или выиграли сражение, уничтожили завоеванный город, разграбили, присоединили к своей Империи или переселили туда свою родную расу. И даже от типа ландшафта, на котором расположены ваши войска и города — гномы, например, обожают горы и не любят вулканические поверхности, а люди не переваривают холод и арктические земли.
Война престолов
Кроме того, сотрудники Triumph Studios придумали систему добрых и злых дел. То же разграбление или уничтожение города — это зло, присоединение — добро. Вы можете либо преследовать отступающего противника, либо пощадить — это тоже влияет на вашу положительную или отрицательную репутацию, а значит, и на настроения в Империи, и на отношение к вам соперников.
Ну и вообще, в Age of Wonders 3 появилось больше разных стратегических примочек. Например, авторы придумали систему столиц. В первом основанном вами городе устанавливается трон Империи. Если ее предводитель погибнет в бою, то игра не заканчивается сразу же, как раньше: через несколько ходов лидер возрождается в «тронном» городе. Главное, чтобы за это время враги не захватили столицу — вот тогда точно провал. Впрочем, в случае опасности вы можете перенести трон в другой город, на что потребуется определенное количество ходов.
А еще в игре появился новый тип ресурсов: к золоту и кристаллам «маны», которые тратятся на глобальные заклинания, прибавились «знания» — именно они расходуются на изучение чар. Чем больше знаний «вырабатывает» ваша держава, тем меньше тратится ходов на обучение волшебству. К слову, этот ресурс нужен еще и для изучения особых пассивных умений: некоторые, например, позволяют строить в городах порты, другие превращают плутов-новобранцев в опытных ассасинов.
Как видите, Age of Wonders 3 стала солиднее, больше, красивее и разнообразнее предыдущих частей. Здесь появилось много новых возможностей и условий. Это не значит, что играть теперь сложнее. Повторим, в некоторых сюжетных миссиях все сводится к постепенно надоедающей зачистке и накоплению ресурсов. Да и ИИ раньше был поумнее. И все-таки мы получили очень интересную и разнообразную игру, которая сочетает в себе дух «олдскула» и новые тренды и способна вырвать вас из реальной жизни на пару недель. Особенно если вы запустите какой-нибудь из многочисленных «скирмиш»-сценариев или мультиплеер, где разрешают подробно настроить своего лидера и условия игры. А ведь именно в таких режимах проявляется истинная стратегия.
Плюсы: проверенная временем, дополненная новыми возможностями механика; приятные графика и музыка; более интересный сюжет; любопытная ролевая система; эффектные сражения.
Минусы: не во всем удобные интерфейс и управление; временами слишком пассивный ИИ.
Лучшие комментарии
Выскажу свое небольшое имхо, пускай возможно местами и не объективное:
Игра ни разу не лучше второй части, поле боя меньше, рас меньше, (где блин нежить >_<), отображение войск группами мозолит глаза, а в бою некоторые модельки ну слишком похожи, получается какая то каша.
Для меня вторая часть была лучшей пошаговой игрой, а эта увы хуже, и это не говоря про год выхода.
Из-за этого изумительной игре поставили похвально??
folderwinХотя я согласен и AoWIII тоже заслужила изумительно, а особенно учитывая, что подобных игорей слишком мало, а новых и того меньше.
Но стоит выкрутить сложность на максимум и чуть дальше продвинуться по сюжету, как все становится на свои места: маги-оппоненты начинают нещадно прессовать, стремительно развиваться, совершать дерзкие вылазки, сеять бунты в ваших городах и наказывать за малейшие ошибки. Стоит вам, например, слишком рано поссориться с предводительницей местных гоблинов, как за нее тут же заступится грозный предводитель-орк, и вы узнаете, почем фунт лиха. То есть длинный язык и дипломатия в Age of Wonders 3 имеют значение.
То ли выдрано с игрозора, то ли игрозор взял текст с еще не доделанной рецензии (скорее всего второе)
Просто возьми и переправь. Или у ZoG'овцев попроси. Давно им такой лёгкой работы не было. Просто собрать то, что существует в установщик.
Мой буйный мозг уже представил сей прекрасный симбиоз. :3