31 марта 2014 31.03.14 38 36K

Betrayer: Обзор

Инди-экшен Betrayer появился в программе раннего доступа Steam еще в прошлом году и сразу привлек к себе повышенное внимание. Во-первых, тем, что разрабатывает его студия Blackpowder Games, основанная выходцами из Monolith Productions — то есть эти люди работали когда-то над No One Lives Forever и F.E.A.R. Во-вторых, стилем: вся игра выдержана в черно-белых тонах с проблесками кроваво-красного, которыми здесь выделяются лишь враги да какие-то важные для прохождения предметы и персонажи. За более чем полгода, со старта альфа-тестирования и до официального релиза, авторы кое-что изменили, в частности разрешили возвращать в игру краски, убрав черно-белый фильтр. Но в остальном она, наоборот, стала еще мрачнее…

Именно в черно-белом виде игра задумывалась изначально, так она лучше всего передает замысел авторов.
Именно в черно-белом виде игра задумывалась изначально, так она лучше всего передает замысел авторов.

Старые прятки в Новом Свете

Люди, создававшие когда-то F.E.A.R., снова сделали смесь экшена и ужастика. Только вместо неуютного будущего, суперсолдат и дробовиков тут у нас Новый Свет XVII века, луки и мушкеты. А вместо мертвой девочки Альмы — девушка в красном плаще, которая первой встречает нашего героя, некоего англичанина, прибывшего на побережье Вирджинии, чтобы помочь колонистам. Она вроде бы вполне живая и даже симпатичная, но сразу чувствуется, что с ней что-то не так, и девушка, которая не помнит своего имени, еще попортит нам нервишки.

Впрочем, поначалу Betrayer напоминает вовсе не хоррор, а столь любимые сегодня независимыми разработчиками игры про выживание и исследование в режиме от первого лица. Мы обнаруживаем себя на берегу, тут же принимаемся крушить ящики в поисках стрел и денег, вскрывать сундуки с той же целью и читать разбросанные повсюду записки. Вскоре появляются первые враги — судя по всему, испанские конкистадоры. И выясняется, что убивать их лучше в стиле «Скайрима», то есть точным выстрелом в голову и сидя при этом на корточках. Причем чтобы незаметно подобраться к недругу на расстояние прицельного выстрела, можно использовать шум ветра, который с завидной регулярностью клонит к земле местную растительность: в этот момент противник вас не услышит.

В ином случае придется нелегко. Помимо чуткого слуха у неприятелей еще и отличное зрение, а заметив вас, они тут же бегут навстречу явно не для радостных обнимашек. При этом стрелы, пущенные нервной рукой, отлетают от брони — тут уже одним точным попаданием не обойдешься. При опасном сближении лучше пользоваться мушкетом. Или метать во вражин томагавк. Если промазали — пишите завещание. Мушкет перезаряжается долго, а убивают враги быстро, буквально с пары ударов. После смерти герой теряет все непосильно нажитое, а потом вынужден долго возвращаться на место собственного позора, чтобы подобрать золотишко. Если в процессе его снова убьют, оно растворится в вечности навсегда.

В каждой крупной локации от вас требуется собрать все улики, важные данные и провести все расследования, связанные с призраками.
В каждой крупной локации от вас требуется собрать все улики, важные данные и провести все расследования, связанные с призраками.

Ищи, сражайся, подбирай!

Между тем деньги в Betrayer очень даже нужны. Стрелы и патроны имеют свойство заканчиваться. На месте поверженных конкистадоров, конечно, что-то остается, те же кредиты и стрелы, но лучше вовремя пополнять запасы в импровизированных лавках местного торговца: сам он пребывает инкогнито и, полагаясь на нашу честность, предлагает просто оставлять золото за понравившийся товар. В любом случае взять что-то бесплатно не получится.

В лавке можно купить не только боеприпасы, но и новое оружие: более мощный лук, мушкет или ружье. Есть в продаже и магическая бижутерия — это разные, видимо, индейские амулеты, дающие приятные бонусы. Одни увеличивают запасы здоровья, другие ускоряют перезарядку, третьи уменьшают шум при передвижении.

А вот живительных зелий тут нет. А есть бесплатная и столь же чудодейственная вода. Правда, бочки с ней, из которых разрешается хлебнуть и совершенно бесплатно пополнить запасы здоровья, попадаются лишь в некоторых местах. Поэтому нужно наполнять влагой флягу — ее хватит на два глотка, но это все же лучше, чем ничего.

В общем, вроде бы получается вполне модный ныне survival-action про поиск ресурсов и свободу. Мы вольно исследуем достаточно большие локации, прячемся в траве под завывание ветра, убиваем врагов, периодически бегаем к лавкам и бочкам с водой и освобождаем от конкистадоров ключевые точки на карте — потом между ними можно будет быстро перемещаться с помощью функции fast travel.

С этой девушкой и ее сестрой-близняшкой связана основная сюжетная интрига.
С этой девушкой и ее сестрой-близняшкой связана основная сюжетная интрига.

Первый мистический

Какой в этом смысл, спросите вы? А вот тут как раз на сцену выходит вторая личина игры — мрачная, жутковатая и мистическая. В принципе, здесь сразу чувствуется, что одними конкистадорами дело не ограничится. Странная девушка в красном присылает на наконечнике стрелы записку, что место, куда мы попали, — ловушка. И советует убираться восвояси. Напряжение подогревается жуткой черно-белой палитрой. И действительно, вскоре начинается настоящая битва экстрасенсов.

В первом же попавшемся на нашем пути заброшенном форте герой обнаруживает странные захоронения и фигуры людей из пепла. Вскоре появляется возможность произвольно менять время суток. И вот по ночам на смену испанцам приходят скелеты и какие-то летающие черепа. Они не так сильны, как конкистадоры, но берут числом и обожают возникать ниоткуда всего в паре метров от вас. Особенно нелегко приходится, когда нужно очищать от некоей скверны разбросанные то тут, то там индейские тотемы — это нужно, чтобы открыть большие ворота, ведущие в следующую крупную локацию.

Кроме того, ночами наш герой слышит злобные голоса и видит призраков. С последними нужно общаться и даже выполнять их поручения: например, найти пропавшего друга или жену. Для этого приходится собирать разные данные и улики, исследовать захоронения и останки, искать принадлежавшие покойным вещи, выкапывать отрезанные уши и вырезанные глаза… В итоге постепенно мы узнаем весьма шокирующие подробности о том, что же здесь произошло, и таким образом двигаем сюжет дальше.

В общем, приятного мало, особенно учитывая, что по ночам окружающие леса словно сами превращаются в призраков и монстров: мрачные кроны деревьев нависают, наступают, а вокруг раздаются странные пугающие звуки.

Если вернуть в игру цвет, то она и правда начинает напоминать Skyrim.
Если вернуть в игру цвет, то она и правда начинает напоминать Skyrim.

В итоге получается достаточно интересная смесь survival-экшена, ужастика и адвенчуры в стильных декорациях. Правда, свободы здесь порой слишком много, а внятных указаний слишком мало: вольно исследуя приличные по размеру локации, вы запросто можете заблудиться, долго лицезреть одни и те же пейзажи, а потом заплакать, плюнуть на все и выйти на рабочий стол, так и не поняв, чего же от вас хотели и где это нужно было искать. Так что Betrayer осилят только внимательные и терпеливые!

Плюсы: стильная картинка; интересная смесь survival-экшена, хоррора и адвенчуры; густая атмосфера; интригующий сюжет.
Минусы: порой локации кажутся слишком пустыми; игре не хватает внятных указаний, что и как делать.

Оценка игры

Кирилл Волошин
Поддержи Стопгейм!

Betrayer

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
24 марта 2014
+86
3.4
92 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Tbian 31 марта 2014, 10:05
Мда кажися никому не угодишь одни говорят что стрелка и светящаяся пыль которая тебя ведет к месту выполнения квеста и добрые люди которые чуть ли не за ручку ведут к тебя к цели типо не тру и не хардкор, другие что классическая условно морровиндовская система квестов где надо реально думать и вчитываться в свой дневник считается слишком сложной и непонятной.
Морозов Евгений Сергеевич 31 марта 2014, 18:25
Держи)
Мда. Кажется никому не угодишь. Одни говорят, что стрелка и светящаяся пыль, которая тебя ведет к месту выполнения квеста, и добрые люди, которые чуть ли не за ручку ведут тебя к цели — типа не тру и не хардкор. Другие, что классическая условно морровиндовская система квестов, где надо реально думать и вчитываться в свой дневник, считается слишком сложной и непонятной.
Deleter 31 марта 2014, 16:41
Из рецензии я понял, что у Betrayer много общего с dark souls.
Например, это
После смерти герой теряет все непосильно нажитое, а потом вынужден долго возвращаться на место собственного позора, чтобы подобрать золотишко. Если в процессе его снова убьют, оно растворится в вечности навсегда.

Или же это
Поэтому нужно наполнять влагой флягу — ее хватит на два глотка...

Ах да, ну и безусловно вот это
заплакать, плюнуть на все и выйти на рабочий стол, так и не поняв, чего же от вас хотели и где это нужно было искать.
Redared 31 марта 2014, 11:56
В игре же можно press X to win нажать X и тогда появится шепот, указывающий куда необходимо двигаться. Ориентироваться по звуку довольно таки просто.
whisperus 31 марта 2014, 18:47
Ну можно же пройти мимо. Особенно, если например чушь написана (в данном случае не она). Но это не самое страшное. Хуже всего псевдоинтиллектуалы/граммарнаци, которым всенепременно нужно ткнуть пальцем и заявить о глупости автора. Самомнение своё повышают, уроды.
death1note 31 марта 2014, 10:34
В Морровинде, в большинстве случаев, были указания на место выполнения квеста или хотя бы примерный район, где надо искать нпс\предмет и тп. В Betrayer же даже такого нет. Да, там есть текст задачи, но выглядит это в основном так: «Найди что-то, где-то» и всё… Поэтому приходится облазить абсолютно каждый угол локации, при этом внимательно смотря на землю, ибо там может что нибудь блеснуть (записка, кладец) и вот если это пропустишь, то не найдешь необходимого предмета, а дальше как в рецензии — плачь, выход на рабочий стол. Но все же игра интересная и необычная, можно такие «сложности» и потерпеть, я считаю.
whisperus 31 марта 2014, 19:15
Ага, «кто, если не мы» — популярная фразочка у людей на подобии До*бались до человека, ай молодцы :D
А может пусть жизнь его научит?!
BarsIII 31 марта 2014, 13:05
мне, внезапно, очень понравилось, как в игре реализованы звуки. 70% всего можно определить, найти или предугадать на звук, довольно интересно.
Redared 31 марта 2014, 15:56
По большей части так игру можно и проходить, миную и пропуская все тексты. Звук всегда будет говорить куда тебе надо идти и с кем поговорить.
EvgenZH 5 апреля 2014, 23:07
Игра — то, что нужно. Она выдает отличную картинку, интересную историю-сюжет, а также очень атмосферна и антиказуальна. В итоге я — ЗА!
Читай также