26 ноября 2013 26.11.13 18 58K

XCOM: Enemy Within: Обзор

За что мы любим серию XCOM? Ответ очевиден: за удивительную цельность и взаимосвязанность всех элементов геймплея, за постоянную необходимость решать все новые и новые проблемы, за разнообразие возможностей развития и боевой системы. Любой технологический «апгрейд», совершенный в командном центре, тут же даст свои плоды на тактической карте, а новые типы кораблей пришельцев заставят вас вкладывать большие суммы в развитие собственной авиации. Роковая нехватка ресурсов вынуждает обдумывать каждый свой шаг, соизмерять расходы и прибыль, анализировать ситуацию и принимать сложные решения даже в самой простой ситуации вроде покупки оружия. Это состояние постоянного дефицита, отставания прогресса и радость от выполнения промежуточных целей обладают жуткой силой, заставляющей проводить в игре десятки часов.

Разработчики из Firaxis Games прекрасно понимают, в чем заключаются положительные стороны их проекта. А потому при создании дополнения Enemy Within они не стали размениваться на сюжетные добавки, а сконцентрировались на проработке и совершенствовании тех элементов, которые составляют костяк геймплея.

Прямо со станка, еще свеженький.
Прямо со станка, еще свеженький.

Отряд специального назначения

Безусловно, одной из самых важных сторон игрового процесса XCOM является «кастомизация» персонажей. Стратегически верный подход к «прокачке» навыков и раздаче бойцам обмундирования играет решающую роль в схватке с агрессором. В процессе прохождения оригинальной Enemy Unknown мы получали доступ к все более совершенным «пушкам» и типам брони, основанным на технологиях пришельцев.

В Enemy Within слегка расширился стандартный арсенал героев. Появились новые виды оружия и боеприпасов. Вдобавок к этому нам подарили два дополнительных пути «прокачки» личного состава — генетические модификации и кибернетизацию бойцов.

Изучив особое вещество, появившееся в дополнении, мы можем построить два новых здания — генную и кибернетическую лаборатории. В первой нашему солдату поменяют структуру ДНК, после чего он получит новые способности. Можно научить ребят восстанавливать здоровье или запрыгивать на высотные здания — в наличии имеется десяток умений, открывать которые нам предстоит в лаборатории. В результате подобных экспериментов основной класс воина сохранится — измененная ДНК проявится лишь в виде пассивных или активных навыков, которые можно использовать во время боя.

Ну а в кибернетическом центре ученые сотрут все прошлое героя: конечности бедолаги будут ампутированы, а вместо них появятся железные протезы МЭК. Роботы имеют собственное древо навыков, так что, в сущности, мы получаем новый класс бойцов. Киборги могут выжигать инопланетную живность огнеметами, обстреливать ее ракетами, разрушать укрытия и очень больно бить врукопашную. Кроме того, здоровья им не занимать, что позволяет использовать их в качестве «танков».

Голова профессора Доуэля в деле.
Голова профессора Доуэля в деле.

Личный Состав

Совершать подобные эволюционные скачки за одни лишь доллары не удастся. В дополнении разработчики ввели ресурс под названием Состав, за счет которого мы и будем выращивать сверхлюдей. В местах высадки инопланетян появляются желтые контейнеры, разжиться которыми можно во время выполнения операций. Однако все не так просто: заветные хранилища запрограммированы на самоуничтожение и через определенное количество ходов после начала миссии взрываются. За это время нужно успеть отыскать их и занять близлежащую клетку. Погоня за прибылью, безусловно, повышает градус хардкора: в спешке приходится буквально прорываться сквозь группы врагов, не имея времени на осторожное передвижение и выбор хорошей позиции для боя.

За проявленный героизм и немыслимые подвиги нашу команду ожидает награда не только в виде опыта. Иногда по окончании миссий мы будем получать медали, которые можно вручить любому оперативнику. Всего знаков отличия несколько: «За городские бои», «За защиту» и так далее. К каждому из них мы можем прикрепить какой-либо «перк» вроде увеличения меткости, силы воли или других параметров.

Новые фишки очень органично вписываются в геймплей. Благодаря им процесс «прокачки» персонажей стал выглядеть намного богаче, а возможности для создания всесильного отряда почти безграничны. Казалось бы, наши машинизированные воины должны с легкостью расправляться с пришельцами. Однако на практике все обстоит иначе.

Быстрое освоение новых технологий вовсе не делает прохождение простым. Да, под конец игры, когда каждый боец экипирован и «прокачан» по максимуму, уничтожать врагов намного проще, чем раньше. Но увеличившееся количество возможностей приводит лишь к возрастанию числа статей расходов. Ресурсов катастрофически не хватает, страны балансируют на грани вылета из Совета, денег нет даже на покупку обычной гранаты. Здесь, как никогда, остро ощущается тот самый дефицит, о котором мы сказали ранее. Приходится частенько наведываться в раздел «Серый рынок», чтобы хоть как-то отсрочить потерю спутника и взрыв паники в какой-нибудь стране.

Посмертно награды вручать нельзя…
Посмертно награды вручать нельзя…

Свой среди чужих, чужой среди своих

Вдобавок к этим проблемам эволюционные изменения коснулись не только членов нашего проекта. Появилось несколько свежих типов пришельцев, из которых самыми неприятными являются летающие дроиды со щупальцами. Этот враг становится невидимым, в этом режиме подбирается к нашему храбрецу и полностью выводит его из строя, отнимая здоровье. Если рядом не окажется коллега, способный отбить жертву, — можете прощаться с воякой.

Но более значительным нововведением можно назвать появление Exalt — таинственной организации, поддерживающей вторжение пришельцев. Террористы гадят человечеству, производя диверсии в разных странах и подрывая наш авторитет в глазах правительств. Да, наконец-то «икскомовцам» придется на время забыть о главном враге и отвлечься на разборки с предательскими элементами вида homo sapiens.

Война с гаденышами осуществляется в два этапа: на первом мы засылаем разведчика из числа наших рекрутов на поиски информации о месторасположении базы противника. После этого необходимо достать шпиона из горячей точки, прислав на помощь основную группу.

Сражения с террористами выглядят несколько необычно. Члены Exalt используют ту же экипировку, что и мы. Искусственный интеллект людишек прописан очень неплохо: они с умом используют разные типы оружия и пытаются действовать сообща. Exalt, как и XCOM, постепенно развивается, и оперативники этой организации также приобретают новые типы «пушек».

Хороший террорист — мертвый террорист.
Хороший террорист — мертвый террорист.

Стоит ли приобретать Enemy Within за довольно немалую для дополнения цену? С одной стороны, каких-либо радикально преобразующих игру изменений здесь не найти. С другой же — существенные нововведения в «кастомизации» персонажей, а также новый противник с человеческим лицом освежили восприятие знакомого геймплея. На наш взгляд, представленное дополнение — это отличный повод еще раз с головой погрузиться в одну из лучших стратегий прошлого года.

Плюсы: новые пути «прокачки» персонажей; война с террористами; возросшая сложность ранних этапов игры.
Минусы: довольно высокая цена дополнения.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

XCOM: Enemy Within

Платформы
PC | Mac | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX | iOS | Android
Жанры
Дата выхода
6 ноября 2013
1.1K
4.5
1 114 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

из которых самыми неприятными являются летающие дроиды со щупальцами

Да? А меня как-то больше напрягают здоровенные инопланетные мехи с плазменными пушками. Чего это я их так опасаюсь то…
Хоть цена и высокая, но дополнение окупает себя полностью
Игра супер. И аддон супер.
Это можно назвать практически аддоном а не просто ДЛЦ.
На самам деле на всю игру их выдается ограниченное количество. Так, медалей за городские бои можно получить всего 4, медалей защитника — 3, почетных медалей совета и медалей единства наций(не помню точно как они называются) может быть по две, а звезду терры выдадут всего одну.
Это и не ДЛС, а аддон. Дисбаланс очень сильный, надеюсь в патчах подправят.
Игра супер, аддон тоже (язык не поворачивается назвать DLC). Единственное что смутило дисбаланс экономический и ресурсный. Возможностей добавили много, а финансирования и ресурсы остались прежние.
Я снайпов беру с общим видом всегда(валлхаки то есть), то есть они довольно часто в тылу, а если еще и карта просторная…
Миссии по убиению Exalt'а надоедают через 2-3.

Да ну не согласен, Я уже десяток точно пошел и радуюсь каждой секретной операции!..
P/S: Особенно удивила миссия, где шифратор оказался на крыше и я отбивался там как в каком нибудь форте…
После полученя «Медали Терры» их перестают выдавать, по ходу.
Ну и ещё. Миссии по убиению Exalt'а надоедают через 2-3. А через 5-6 уже начинают бесить. И не проводить их нельзя. И интеллект у них ничем от инопланетян не отличается. Кроме их генетических способностей и умения использовтаь гранатомёты(вот это действительно зло).
Предзаказал себе сразу как появилось в стим. Ни разу об этом не пожалел.
Искатели (это дроиды с щупальцами) напрягают на начальных этапах, но после того как снайпер научится кидать сканеры или появятся бойцы с ЭМИ кожей, то они уже не так опасны.
Контейнеры с составом можно подобрать если завершить миссию до их уничтожения(даже если не обнаружил их).
И кстати, медальки сыплятся только на начале игры, потом их будто и не было.(не знаю, но у меня так)
Может мне повезло, но из гранатометов по мне стреляли всего пару раз за всю игру на нормальной сложности.
Замечательная игра! Жаль, что вторая часть вышла на порядок слабее. Даже не смог себя заставить ее хоть раз пройти.
С медальками действительно что-то не то.
А искатели опасности даже в начле не предоставляют. Они скорее неприятная запара, если встретились вместе с другими пришельцами.
а я прошел с удовольствием вторую и дополнение к ней! хотя в первую ещё не играл… может ты придираешься к ней?
Читай также