Если вы все еще пользуетесь лифтом при подъеме на десятый этаж, а не забираетесь на него через балкон; если при прыжке с самолета вы возлагаете надежды на парашют, а не на стог сена, — значит, вы не играли в Assassin’s Creed. Творение Ubisoft предлагало уникальную паркурную механику, необычную и захватывающую. Но затянувшаяся на несколько дополнений вторая часть обросла коммерческим жирком. Нововведений было немного, а те, что были, радовали далеко не всех.
Assassin’s Creed 3 обещала стать событием в серии. Весть о переселении ордена ассасинов на просторы Северной Америки и обрадовала, и насторожила фанатов. Смог ли ассасинский орден адаптироваться к условиям Нового Света?
Война за независимость
Начинается все с того, что Дезмонд и компания открывают дверь в пещеру, за которой должно скрываться нечто, что предотвратит конец света. Но за дверью оказывается другая дверь. Дабы увидеть финальный ролик ассасинской саги (который наверняка понравится не всем), понадобится найти ключики и к последней дверце. Заниматься этим мы будем не только в шкуре предка героя — сам Дезмонд, прошедший школу боевых искусств Альтаира с Эцио, будет изредка отправляться в «горячие точки» и активнейшим образом помогать проекту спасения мира. Скажем прямо — миссии с Дезмондом получились достаточно вялыми и безликими. Может, они немного и разогревают игровой процесс модерновыми пейзажами, но попав в очередное приключение Дезмонда, жаждешь быстрее вернуться из серого мира настоящего к сладким и прекрасным сновидениям «Анимуса».
Сюжет исторической части игры строится на основе трех конфликтов: традиционного противостояния тамплиеров с ассасинами, английских колонистов с метрополией и борьбы коренных индейских племен с притесняющим их миром. Такая нелинейность значительно усложняет и углубляет повествовательную часть Assassin’s Creed 3: личные мотивы главного героя Коннора Радунхагейду, встраивающиеся в историческую канву, делают историю более напряженной.
В игре нет однозначно хороших или плохих персонажей: идеи свободы и равенства, исповедуемые главным героем, постоянно приходят в столкновение с реалиями мира. Поверженные Коннором противники на смертном одре в лирическом диалоге открывают герою свою философию, столь же оправданную, как и его собственная. В этот момент на лице Коннора мелькает тень сомнения. Разработчикам удалось воссоздать нравственную проблематику революции, а вместе с ней — вечный непримиримый конфликт свободы и необходимости. Вкупе со множеством исторических персонажей и событий творение Ubisoft приобретает особый психологический аспект. Вашингтон, в глазах Коннора — защитник идеалов добра и справедливости, потупив взор, сообщает герою, что послал людей вырезать его родную деревню.
Но сюжет Assassin’s Creed 3 не протекает в постоянном напряжении. Разработчики умело нагнетают атмосферу, демонстрируя главные вехи в становлении Коннора. Мы увидим героя и ребенком, и подростком, увидим его неуверенность и восторг при первом в жизни посещении Бостона. И хотя костюм ассасина индеец примерит лишь к шестой главе, ничуть не жалеешь о затянутом вступлении, позволяющем вжиться в роль героя. Внимание и любовь авторов к персонажам и их образам видны во всем. Например, разработчики ввели так называемые интерактивные беседы, позволяющие нам при желании пообщаться с тем или иным персонажем. Иногда они касаются серьезных политических вопросов, но часто их темой становятся более бытовые вещи. Например, Франклин, доказывая преимущество взрослых дам над молодыми в вопросах половой любви, заявляет, что недостаток во внешности можно устранить, надев женщине на голову корзину, а «ниже они все одинаковые». Кстати, как оказалось, целибат распространен и среди индейцев — в истории Коннора нет и намека на любовную историю. Революции — занятия мужские.
Пожалуй, основным недостатком сюжетной части можно назвать отошедший на второй план конфликт двух орденов. Игра в большей степени касается американской революции, боремся мы не за интересы ордена, а за абстрактное понятие свободы, и убиваем мы в первую очередь англичан, а не тамплиеров. Как такового ордена ассасинов здесь даже и нет. Кроме главного героя никто не ходит в белых классических нарядах, а персонажи, выдающие себя за членов ордена, больше похожи на шарлатанов. Многим это может прийтись не по вкусу. Да, с одной стороны, игра потеряла долю прежнего обаяния, но с другой — заиграла совершенно новыми красками.
Радунхагейду, который живет на крыше
Игра повзрослела. Здесь нет дешевых мистификаций и покрова псевдотаинственности, окутывавших итальянские города Ренессанса. Атмосфера здесь совершенно другая — более прагматичная и социально заостренная. Города раздираются конфликтами, жители всюду митингуют и бунтуют, англичане отвечают им побоями и расстрелами. Вам в роли Коннора предоставляется возможность внести свой вклад в зарождающийся оплот мировой демократии. Городские карты изобилуют различными заданиями по освобождению городов — то пленников вызволить, то помочь селянину собрать урожай, усеяв землю трупами десятка солдат. Канули в Лету нелепые стратегические элементы Revelations. Правда, появились новые нелепости вроде настольных игр. К счастью, способ и время прохождения Assassin’s Creed 3 зависят только от вас. Конечно, вы вправе плюнуть на все дополнительные задания, сбор летающих в воздухе документов, точки синхронизации и пробежаться по сюжетной линии часов за семь. Но при желании можно продлить прохождение раза в четыре.
Городов немного — Бостон и Нью-Йорк, — но их дизайнерское воплощение просто великолепно. Плотная городская застройка, самобытная архитектура зарождающихся США, прилегающие к городам сельские угодья и обилие разных мелочей и деталей, наполняющих сети городских улиц, — все это не только воскрешает исторический пейзаж, но, что самое главное, расширяет горизонт игрового процесса, заставляя переживать традиционную игровую механику совершенно по-новому. Вдобавок к радикальному изменению атмосферы города радуют и некоторыми мелкими нововведениями вроде открытых окон и дверей, через которые можно быстро удрать от стражи.
Система подавления известности изменилась не сильно. Чтобы стать инкогнито, можно по старинке срывать плакаты, подкупать глашатаев или типографских печатников. Что касается алгоритма обнаружения Коннора стражниками, то он зачастую удивляет. Противники то демонстрируют необыкновенную остроту зрения, что затрудняет stealth-прохождение, то блистают совершеннейшей философской апатией к происходящему вокруг. Например, Коннор, свистнув из-за угла, привлекает внимание двух стражников. Те отправляются проверить источник звука. Герой ловко устраняет первого, второй же, придя через секунду на место преступления, с хладнокровным безразличием осматривает Коннора, стоящего на трупе друга, и отправляется обратно.
Без ножа зарезал. Без топора зарубил
В общем, дабы не натыкаться на низкий уровень профпригодности английских офицеров, лучше вырезать их без заботы и совести. Конечно, в таком случае полной синхронизации достигнуть невозможно, но анимация боев сделала сражения как никогда зрелищными и увлекательными. Коннор, как и его заморские предки, может уничтожать волны набегающих противников до бесконечности. Главное — успевать вовремя блокировать удары и производить контратаки. Но и смотреть с удовольствием на эту мясорубку теперь можно очень долго. Тысячи анимаций ассасина оказались кстати: в процессе боя Коннор редко повторяет движения дважды. Изящество и многогранность движений героя вместе с возросшим уровнем кровавости с лихвой компенсируют простоту сражений.
Отдельный набор движений заготовлен для каждого оружия. Обещанный томагавк успешно вписался в ассасинский арсенал, не сдвинув с коронного места традиционный выдвижной клинок. Скрытные убийства по-прежнему выполняются им. Индейский топорик не несет в себе особых специфических функций: напористо рубить противников в бою или изящно резать клинками — решать только вам. А вот огнестрельное оружие имеет и практическую ценность. Если для Коннора бой стал складываться неудачно и полоска здоровья приблизилась к минимуму, самое время отстрелять оставшихся противников на дистанции с мушкета или пистолета. Правда, после каждого выстрела требуется долгая перезарядка, так что любителям шутеров не удастся воплотить в жизнь мечты. К тому же боезапас Коннора ограничен. В карманах можно носить не более десяти патронов для огнестрела и десяти стрел для лука.
Помимо перечисленного оружия, Коннор может устроить засаду, натравить на противника завербованного ассасина (система воспитания убийц на месте) или же запастись дополнительными инструментами вроде бомб и ядовитых дротиков. Новой фишкой стал китайский шэнбяо — привязанный к веревке дротик. С его помощью можно подвесить противника к дереву (если таковое имеется) или же атаковать на расстоянии, подтянув жертву к себе. Пройти игру можно, обойдясь одним топориком. Экзотика нужна для тех, кто желает повысить уровень кинематографичности своего прохождения.
Дом в лесу
Фронтир — это огромная территория природных ландшафтов. Немалая часть сюжетного действия происходит именно в этом районе. Сменяющиеся времена года делают эту зону визуально разнородной и потрясающе красивой. Разработчики с особым вниманием создали «природный» сектор ассасинских приключений. Коннор, как истинный индеец, предпочитает передвигаться по веткам деревьев и скалам. Природный паркур в индейской стилистике вовсе не оттесняет городской, но приятно его дополняет.
Во фронтире обитает различного рода живность: олени, волки, еноты… Некоторые из зверушек умеют огрызаться, но недолго. Конечно, чтобы убить зверушку, не всегда нужно марать руки. Коннор, обученный охотничьему ремеслу, умеет находить места обитания дичи и устанавливать ловушки. Придя позже, можно спокойно снять с попавшегося зверя шкуру.
Зачем это нужно? В Assassin’s Creed 3 реализована система «крафта». Приобщившись к делу ассасинов, Коннор поселился в домике старика Ахилесса, получив во владение все близлежащие земли. Но поскольку у самого Коннора времени возиться в полях да на рудниках нет, индеец бегает по миру в поисках неудачников, висящих на краю гибели, спасает их и предлагает поработать на себя. Так наше хозяйство разрастается и приносит дивиденды в виде дерева, металлов, пищи и так далее. Из полученного сырья и в том числе добытых на охоте шкур по определенным инструкциям можно создать огромное количество предметов. Помимо полезных бомб и стрел, изготовить можно кучу разного хлама, предназначенного для экспорта и заработка денег. В общем, еще один никому не нужный вид деятельности — в студию!
Поднять паруса! Опустить паруса! Поднять! Опустить! Да шучу я, шучу…
Чуть ли не основное нововведение, под флагом которого пиарили Assassin’s Creed 3, — это морские сражения. Аркадные замашки разработчиков, конечно, были и в предыдущих частях: нас то просили на танке поездить, то на крыльях Да Винчи полетать. Но морские баталии — нечто гораздо большее и значительное. Хотя столь же аркадное.
Наш смышленый ассасин, прошедший блицкурс «основы навигации», один за другим отправляет вражеские фрегаты на корм рыбам. Ситуация здесь схожа с боями на суше — все просто и очевидно, но ожидаемо эффектно и красиво. Поднимай паруса, опускай, пали из пушек да голову от чужих ядер прячь — больше ничего делать не нужно. Но реалистичная динамика боя и сочная графика делают морские сражения очень привлекательными. Человечки бегают по палубе, что-то суетливо делают, капитан громко отдает команды, а морская стихия то спокойна, то поднимает огромные волны — все это придает немало колорита битвам.
В общем, «морская» часть игры выполнена удачно. Жаль только, что разработчики не реализовали возможность свободного взятия судов на абордаж. Подобные высадки доступны лишь в определенных сюжетных местах. Было бы здорово в свободном режиме захватывать чужие суда и грабить их. На деле же дополнительные задания, связанные с морскими схватками, не приносят почти никакого профита.
Другим недостатком является то, что Ubisoft не включила навигационную часть игры в мультиплеер. Последний не пострадал от серьезных нововведений, оставшись верным традициям. На выбор предлагается 14 персонажей, отличающихся исключительно внешностью. Есть несколько игровых режимов — по сути все одинаковые: нужно отыскать и устранить жертву, при этом оставшись незамеченным самому. Есть различные командные режимы, например что-то вроде Capture the flag. В «Волчьей стае» нужно вместе с командой устранять компьютерных противников. По мере набора уровней игроку будут открываться секретные материалы «Абстерго», которые прольют свет на деятельность организации. В общем, как всегда, мультиплеер — забава не для всех.
В целом Assassin’s Creed 3 успешно воплотила в жизнь обещания разработчиков: традиционная механика в новой территориально-исторической перспективе привнесла в серию совершенно новую атмосферу. В ней потеряна колоритная эпичность ассасинского братства и противостояния тамплиерам. Но множество нововведений, удачных и не очень, открыло игре новое измерение, в котором главную роль играет проблематика и масштаб самих исторических событий. «Assassin’s Creed без ассасинов» — если вас не пугает эта формула, то игра наверняка понравится.
Плюсы: новая атмосфера; эффектные бои; морские баталии; красивые пейзажи.
Минусы: утерян дух прошлых частей; бессмысленность некоторых нововведений; скучные эпизоды за Дезмонда; слабая концовка.
Лучшие комментарии
Концовка серьёзно так-себе!
Концовки вообще нет, 5 частей и они выдают вот это.
Обе концовки за Дезмонда и Коннора никакие.
А вот концовка за Дезмонда… Жуть просто. В предыдущих частях концовки были отличные, а тут просто слив. Расстроилась: С
Ну извините, игра всё-таки про ассасинов.
вместо этого коннор убивает другого человека
почти слешер с одноклеточной боёвкой и с историей про конец света =\
Соскользунуть назад ведь должен.
А может я мудаковатый фанат АС, кто знает… 3:
Может быть DLC с расширенными концовками будет.
С каких пор интересные и сложные мини игры стали нелепостями? Я в них провёл ни один час. Те, кто считает стражников по прежнему тупыми, сыграйте в одну из настолок на каком-нибудь эксперте. После 10го поражения подряд хочется выйти на улицу и вынести злобу на первой сотне англичан.