Создание любого сиквела — всегда очень трудная и ответственная задача. Разработчику приходится лавировать между двумя крайностями — точным повторением оригинала и переизбытком нововведений. Чтобы игра не была заклеймена одним из популярных ярлыков «уже не то» или «старые щи», необходимо понимание того, какие элементы геймплея серии являются концептуально важными и не допускают изменений, а какие — допускают и даже предполагают их. Borderlands 2 — как раз представляет собой удачное сочетание нового с полюбившейся всем игровой атмосферой.
Фантастическая четверка
Да и могла ли атмосфера поменяться? События второй части разворачиваются на той же планете Пандоре всего через несколько лет после известного провала четверки охотников за Хранилищем. По пустынным равнинам все так же бегают скаги, в небе парят свободные ракки, а бандиты разбивают свои лагеря. Однако кое-что изменилось. Вскрытие героями Хранилища спровоцировало выход эридиума — сверхценного ресурса, на добычу которого направлена деятельность корпорации «Гиперион». Красавчик Джек, возглавивший «Гиперион», объявил политику очищения планеты от бандитской заразы колонистов, которые для совместного противостояния корпорации сплотились в местечке под названием Убежище. Таким образом, сюжетным фоном выступает классическая борьба могущественных, многочисленных, но «злых» эксплуататоров и слабых, но нравственно более одаренных повстанцев. В сюжетной завязке Borderlands 2 не блещет оригинальностью, повторяя каноническую схему многих антиутопических произведений. Тем не менее по ходу игры сюжет увлекает, нас ждут приятные и не очень неожиданности, которые проливают свет на события первой части.
Но не только местные жители впали в немилость Джека. Новая четверка искателей Хранилища уже срывает планы «Гипериона» по индустриализации Пандоры. Новые герои — хорошо забытые старые: Gunzerker (в русском переводе Шизострел) — «танк», предпочитающий стрелять с двух рук; грациозная сирена Майя, парализующая врагов способностью фазовой блокировки; солдат Акстон, орудующий тяжелыми «пушками»; и убийца Зеро, умеющий на время становиться невидимым, создавая своего фантомного двойника.
В шкуре одного из этих персонажей игроку придется примкнуть к лагерю колонистов и показать Красавчику Джеку, где на Пандоре ракки зимуют. Помогать нам в этом будут наши старые знакомые. Скутер, доктор Зед, Маркус — все нашли себе приют в Убежище. Более того, в качестве NPC нам встретятся охотники за Хранилищем из первой части — слегка постаревшие, но все такие же боеспособные.
Герой на «прокачку»
Система развития персонажа в Borderlands 2 не сильно отличается от оригинала. Уничтожая различную живность, а также выполняя задания, игрок получает опыт. Каждый новый уровень автоматически увеличивает максимальное здоровье и урон, а также дает одно очко умения, которое можно вложить в развитие того или иного навыка. У каждого из персонажей есть три специализации, представляющие собой набор тех или иных умений. Например, у убийцы Зеро это снайперское мастерство, хитрость, резня.
Чтобы улучшить следующую ступень специализации, нужно вложить 5 очков в предыдущую. А таких ступеней у каждого персонажа шесть. Таким образом, чтобы дойти до вершины специализации, нужно иметь как минимум тридцатый уровень. А это значит, что можно стать или выдающимся снайпером, или крутым рубакой в ближнем бою, или всем понемногу.
У существующей системы можно найти один незначительный недостаток: каждый персонаж обладает только одним активным умением. Те или иные навыки лишь незначительно увеличивают определенные характеристики. Все это несколько снижает интерес и мотивацию к развитию персонажа. Ведь куда интересней было бы создать древо умений на манер Diablo 2, предложив игроку вариативность в создании собственного героя. К сожалению, Gearbox Software во второй части этого не сделала.
Зато авторы разнообразили «прокачку» персонажа кое-чем другим. Помните огромный список испытаний из первой части? Можно было пощеголять перед друзьями, например, разблокировав достижение «убей три тысячи бандитов выстрелом в голову». Теперь же изучение списка «челленджей» имеет практический интерес. За их прохождение даются так называемые badass points, с помощью которых можно улучшить ту или иную сторону своего персонажа, например максимальное здоровье или скорость регенерации щита. Улучшения незначительные, но тщательное прохождение испытаний дает ощутимый эффект.
Еще одно новшество касается увеличения вместительности рюкзака и количества переносимых патронов. Раньше расширить инвентарь можно было выполняя квесты по ремонту железяк, а проблема ограниченного количества боеприпасов запросто решалась в магазине за обычные деньги. Теперь осуществить эти улучшения можно на черном рынке за эридиум, который выдается по ходу прохождения в строго ограниченных количествах.
Одна из самых ожидаемых фишек игры — многообразие оружия. Игра автоматически генерирует характеристики находимых или «выпадающих» из монстров экземпляров, создавая огромнейший арсенал: начиная от обычных пистолетов и заканчивая снайперками с разрывными патронами и кислотными гранатометами. Прибавьте к этому полезный «лут» вроде модификаторов класса или улучшений для гранат, и станет ясно, что Borderlands 2 — мечта любого RPG-маньяка. Кстати, теперь в игре долгое использование определенного вида оружия не приводит к росту мастерства владения им. Это делает игровой процесс более разнообразным и вариативным в плане выбора оружия. Даже если ассасин пол-игры пробегал со снайперской винтовкой, ничто не помешает ему однажды взяться за гранатомет. Другое дело, что навыки персонажа заточены скорее под определенные виды оружия.
Взламывая ящик Пандоры
Вариативности прибавилось и в заданиях. Помимо традиционных «убей их всех», иногда мелькают поручения, которые нужно выполнить за определенное время, квесты по защите точек от наступающих толп врагов. Встречаются и миссии для релаксации. После тяжелых многочасовых перестрелок приятно отпраздновать День Рождения неуклюжего робота Железяки, скушав кусочек пиццы, погудев в рожок и насладившись юмором своего стального друга.
Большинство заданий поступает игроку из одного источника — Убежища, где, как уже говорилось, собрались наши друзья из прошлой части. Выполнение их просьб не обязательно для продвижения по сюжетной линии, однако крайне желательно для улучшения персонажа. Можно выполнять исключительно сюжетные квесты. Однако, когда на пути встретится какой-нибудь мародер, превышающий уровень игрока, не находишь другого выбора, кроме как остановиться и взяться за побочные задания.
Однако персонажи здесь колоритны, а их диалоги полны фирменного юмора, так что на очередное задание отправляешься с единственным желанием — услышать от работодателя очередную реплику. У каждого из героев сеть своя безумная проблема, которую игроку предлагается решить.
Но и выходы на просторы Пандоры не менее увлекательны, чем мирная болтовня в Убежище. Стилем здесь пропитано все — и дело даже не столько в похорошевшей «рисованной» картинке. Пространство Пандоры отличается повышенной концентрацией агрессии и опасности. Здесь нет красот для созерцания, как в Skyrim. Да, в Borderlands 2 появились зимние локации и снег. Но в центре любого пейзажа здесь — вражеский лагерь или обиталище скагов, на фоне голубого неба — огромная база «Гипериона», висящая на орбите и готовая обстрелять планету в любое время. По всей Пандоре разбросаны ящики с оружием, стиральные машины с патронами, унитазы со щитами. Всюду, словно газированные напитки, в автоматах продаются аптечки и гранаты. Однако юмористичный поток речи различных NPC, неустанно льющийся в рацию героя даже во время боя, мультяшная графика и веселые перестрелки делают пребывание в мире Borderlands 2 крайне непринужденным и увлекательным. Стоит отдать должное Gearbox Software — с созданием образов и стиля у нее проблем нет.
«У них же были дети, родители, семьи… Как ты мог? Шучу. Убей их всех!»
Что же касается боевой составляющей, то и с этой стороны игра похорошела. У врагов выросло чувство коллективной ответственности. Каждый из соперников выбирает те формы ведения боя, какие ближе его способностям и умениям. Например, большие неуклюжие мародеры медленно наступают на нас, укрываясь щитами, а рядовые бандиты стремятся навязать перестрелку, прячась за ящиками и зданиями. Сумасшедшие камикадзе с динамитом на поясе напролом бросаются к игроку. Красавчик Джек воспитал целую армию роботов, которые умеют не только сражаться, но лечить своих товарищей и порождать себе подобных.
У противников со времен прошлой части налицо скачок в эволюции. На поле боя раненый соперник постарается отступить, подождав восстановления щита. Если же улизнуть от проигрышной схватки решите вы, враг попробует преследовать вас. Уж слишком помудрели всякие жукоподобные монстры — для них ничего не стоит совершить десятиметровый прыжок на крышу или другую высоту, с которой игрок планировал беспрепятственно обстрелять тварей. Правда, находятся иногда и регрессивные особи, предпочитающие активным действиям медитативное разглядывание стены. И никакая пальба из винтовки не оторвет их от этого занятия.
Вообще, монстров стало намного больше — порядка двадцати видов. Прибавьте к этому огромное количество подвидов, распределение по уровням, немалое количество «боссов» — и вы поймете, что не будете испытывать недостатка в мишенях. Тем более, если играть не одному, а с друзьями в кооперативе, врагов становится заметно больше. Так что, как и первую часть, Borderlands 2 крайне рекомендуется проходить в компании.
Borderlands 2 — это зажигательная смесь старого и нового. Создателям удалось не только сохранить атмосферу, стиль и оригинальный юмор первой части, но и увеличить градус зрелищности и динамичности игрового процесса. Можно закрыть глаза на мелкие недостатки — колоритные персонажи и богатый игровой мир с лихвой компенсируют их. Конечно, в ряду существующих шутеров и RPG Borderlands 2 не выделяется новаторским подходом в плане боевой системы или ролевых элементов. Но у нее есть неповторимый стиль, которого так не хватает многим современным играм. За это мы ее и любим.
Плюсы: потрясающий стиль; фирменный юмор; колоритные герои; многообразие оружия.
Минусы: система развития персонажа могла быть интересней.
Лучшие комментарии
для олдфагов он Трепло… и всегда им будет.
Поднимается
Игра потрясная, не пожалел о предзаказе. Пара вещей лишь опечалила. Ящиков с оружием стало в разы меньше (это, конечно, набивает оружию цену, но я бы не сказал, что оранжевые и фиолетовые стволы раньше на каждом углу валялись). Идея с золотым ящиком — маразм. Я думал, что ключи хотя бы будут выпадать, а тут мало того, что это все для ублажения предзаказавших и больше двух ключей (один из которых — за этот самый предзаказ) получить нельзя, так сундук еще и не поднимается в уровне вместе с тобой. Глупо.
Очень порадовал PhysX — Phaselock даже хочется использовать чаще, чем обычно. Ресурсов вот только много жрет, зараза. Пушки классно сделаны — даже после 20 часов игры встречаешь что-то, чего не видел раньше.
Ну и рейтинг безбашенности классно сделали — взятые там эффекты дают бонус всем твоим персонажам, а не кому-то отдельно, так что есть неплохой стимул выполнять испытания.
Ну ладно, в любом случае это не сильно влияет — легальных ключей всего два.