Помню свои ощущения после просмотра самого первого трейлера Sniper Elite V2. Небольшой ролик, в который уместился ровно один выстрел американского снайпера — но какой выстрел! «Одна пуля может изменить ход истории»… И тут же показывалось, как именно она это делает — в замедлении ломая позвоночник немецкому офицеру-танкисту, неосмотрительно высунувшемуся из башни «Тигра». Пересматривать трейлер можно было бесконечно — уж настолько круто все это выглядело.
Технология X-Ray, благодаря которой можно было рассмотреть в мельчайших подробностях, что происходит с вражескими потрохами в момент попадания, обещания соорудить самую что ни на есть реалистичную баллистику, не забывая про сюжет и приличную графику… Да что еще для счастья надо? Ребята из Rebellion так бодро начали, что просто обязаны были сделать не игру, а конфетку.
«Совершенно секретно»
Вторая мировая подходит к своему завершению. Наши войска добивают остатки фашистов в столице Германии, а союзники завершают блокирование беспорядочно отступающих гитлеровцев. Берлин будут брать части Красной Армии, но не всех наших западных друзей это устраивает. Дело в том, что в городе еще остаются те немногие авторы ракетного проекта нацистов, что до сих пор не сдались в плен (тем войскам, что западнее Эльбы, разумеется). Где конструкторы — там и их разработки, и никак нельзя допустить того, чтобы все это богатство досталось Советам. Союзники (пока еще без кавычек) понимают, что после Победы на горизонте маячит новая война — и победитель в ней не в последнюю очередь зависит от того, кому достанутся секреты поверженной Германии.
Поэтому необходимо уничтожить тех ученых, что не успели или не захотели перейти на сторону американцев. Выполнение этой нелегкой миссии возложено на одного-единственного бойца, который и белку в глаз положит, и с взрывчаткой обращаться умеет, да и вообще — один целого полка стоит. О том, долго ли протянет одиночка во вражеском городе, в котором вовсю идут бои, создатели игры, видимо, не задумывались.
Не будем обращать внимания на подобную бредовую завязку сюжета (что касается бреда, то у нас еще все впереди) — происходящее вполне укладывается в канву боевиков о герое-одиночке, который самостоятельно уничтожает тысячу-другую вражеских солдат, попутно спасая мир. И пока людям нравятся подобные сюжеты — что же, придется нам всем лицезреть их на экранах мониторов, телевизоров и кинотеатров.
«Суперменство» — это, конечно, хорошо, но что касается реалистичности и исторической достоверности, то здесь ни то, ни другое и не ночевало. И дело даже не в том, что один солдат валит врагов пачками, выходя невредимым из любой передряги. Как показала история той же Второй мировой, и не такое бывает. В пример можно привести историю Александра Удодова, повторившего подвиг своего тезки Александра Матросова, но умудрившегося остаться в живых. Если делать игру о снайперской элите той войны, то в главной роли должен быть советский или немецкий стрелок — союзникам до успехов двух ведущих снайперских школ было очень и очень далеко. Но тут уже вступают в дело законы рынка — видимо, тому покупателю, на которого ориентируется издатель, милее выдуманный герой с выдуманными же подвигами.
Голливудская война
Сразу скажу, что я считаю себя любителем «хардкорных» игр. Реалистичность происходящего, минимум условностей и «клюквы» — вот что мне по душе. И Sniper Elite V2 я заинтересовался в первую очередь из-за обещанной достоверной баллистики и тактики снайперского боя. Тщательный выбор лучшей позиции, маскировка, принцип «один выстрел — один труп». Хотелось верить, что все это будет, но «получилось как всегда».
Игра преподносит сюрприз за сюрпризом. Я и не знал, что дистанция снайперского боя, оказывается, не больше 300 метров. Да и это расстояние до цели скорее исключение из правил — обычно стрелять приходится на 100 — 150. Казалось бы, тут и целиться-то нечего — наводи перекрестие прицела точно в голову да жми на спусковой крючок. Поправки на ветер и дальность практически не нужны — расстояния не те. Ан нет, извольте задирать прицел чуть ли не на полфигуры вверх, если цель находится дальше сотни метров. Настильность у пуль такая, что возникает ощущение, будто стреляешь не из здоровой винтовки, которая с километра пробивает каску вместе с содержимым навылет, а из какого-то пистолетика. Смешно, но реалистичнее играть с выключенной баллистикой, чем с той, что предлагают разработчики.
Про маскировку можно сказать только то, что если она и есть, то очень и очень странная. Вас либо видят сразу и все, либо не видит никто. Противник зачастую не реагирует на громкий топот солдатских сапог в десятке метров от себя, зато всегда услышит звук падения камня, брошенного главным героем для отвлечения внимания. Пресловутый стелс с тихим отстрелом противников из пистолета с глушителем и обходом укрепленных позиций превращается в фарс: можно проползти вплотную к фашисту, а он вас и не заметит. К тому же «коридорный» дизайн уровней не позволяет разгуляться фантазии — выбор невелик. Эх, сюда бы открытый мир, как в Operation Flashpoint…
Кстати, о противнике: странные здесь ребята воюют. Вражеские бойцы отличаются прям-таки бесшабашной храбростью. Могут встать посреди улицы в полный рост и начать стрелять из автомата, не озадачиваясь поиском укрытия. Снайперы еще круче. Оказывается, лучшая позиция для стрельбы — это стоя на крыше, да так, чтобы на фоне неба был хорошо заметен силуэт «меткого стрелка». Дальше — больше. Танки, взрывающиеся от попадания в крышку топливного бака (я молчу о том, что баки эти — дополнительные, использовались только на марше, но никак не в бою), «богатые» трофеи — каждый вражеский солдат брал с собой 5-6 патронов только для того оружия, которым пользуется главный герой…
Это что угодно, но не игра про снайпера. Sniper Elite V2 — обычный боевик на тему Второй мировой со всеми присущими жанру штампами, разве что винтовка с оптикой здесь в приоритете. Где берущие за душу сцены в стиле Brothers in Arms? Где, в конце концов, динамика и захватывающие скриптовые сценки первых Call of Duty? Не война, а комедия.
«Второй фронт»
А вот от того, что в качестве противников будут наши с вами соотечественники, совсем не весело. Боюсь показаться старомодным, но игра про красочный отстрел советских солдат в Берлине — вовсе не то, чего я ждал в преддверии праздника Победы.
Я бы еще мог понять, если бы игра была о немецком снайпере — война есть война, на ней и такое было. Но почему в солдат Красной Армии (в ушанках и с огромными звездами вместо кокард — стереотипы, куда уж без них) стреляет их же союзник? Главный герой не делает различий между немцами и русскими — ему все равно, кого убивать. Как по мне, все это не что иное, как кощунство и неуважение к нашей общей истории. Видимо, мало кому интересно, как все было на самом деле. В угоду разнообразию можно пожертвовать и исторической достоверностью. А ведь найдутся и такие, кто будет думать, что «все так и было».
Да, еще один штришок — благодаря DLC мы узнаем, что Гитлера на самом деле убил наш протеже. Советские солдаты будто бы и ни при чем.
Лики смерти
Нет, я не забыл про главную «фишку» Sniper Elite V2. Да-да, речь о той самой «рентгеновской камере», которая показывает все повреждения, наносимые пулей, когда та вгрызается во вражеское тело. Вот тут стоит отдать должное разработчикам — что касается этого аспекта игры, то придраться не к чему. После особо меткого выстрела время замедляет ход, а камера сопровождает пулю, в самых выгодных ракурсах показывая все то, что она вытворяет внутри такого хрупкого человеческого организма. Честно говоря, порой становится не по себе — уж настолько реалистично все выглядит. Крошатся кости, рвутся сосуды и органы, лопаются глаза… Все это не скрипты и не записанные загодя анимации — каждая смерть уникальна. Учебник анатомии отдыхает.
Можно попасть в гранату, которые таскает с собой на ремне каждый второй противник. Взрыв получится на загляденье — с «рентгеном» и в замедленном времени. Не менее впечатляюще выглядят и взрывы при попадании в заранее установленный заряд взрывчатки и упоминавшийся уже топливный бак танка.
Если оставить в стороне рассуждения о реалистичности, то стоит признать, что с технической точки зрения все сделано отлично: и графика, и звук на высоте; разве что назойливую музыку хочется выключить с первых минут игры.
И все же недостатки перевешивают. Одной системы X-Ray, какой бы зрелищной она ни была, мало для того, чтобы назвать SEV2 отличной игрой. Через час-другой замечаешь, что обещанный эпик о нелегком снайперском ремесле превращается в унылый тир, а сцены убийств и прочие красоты приедаются. Все достоинства, что есть в игре, можно увидеть в демо-версии. Релиз же ничего нового не даст — разве что сомнительную радость вволю попалить по советским бойцам да возможность собственноручно подстрелить Гитлера.
А ведь на первый взгляд действительно конфетка. Только вот под красивой оберткой в виде «рентгеновской камеры» — пустышка. Кампания поддерживает интерес только первое время, а потом все скатывается в однообразный отстрел тупых до невозможности противников. Не спасает от скуки и сетевая игра — вид от третьего лица убивает сам принцип противостояния снайперов. Игра за этих бойцов в Red Orchestra 2 выглядит куда реалистичнее и захватывающе, чем происходящее в Sniper Elite V2.
Снайпер элитный — а все пули в «молоко»…
Плюсы: сцены с использованием X-Ray выше всяких похвал.
Минусы: «коридорный» дизайн уровней; не самый умный ИИ; непонятная баллистика; однообразие действия.
Лучшие комментарии
вот:
В таблице ниже представлены результаты стрельбы из рядового экземпляра винтовки обр. 1891/30 лёгкой пулей обр. 1908 года с начальной скоростью 865 м/с. Срединное отклонение — половина ширины центральной полосы рассеивания, вмещающей 50 % всех попаданий.
А винт Мосина был лучшим во 2 мировую…
Хотя возможно, а вернее скорей всего в игре уж слишком перемудрили с баллистикой… тк 100м на пол корпуса это слишком многовато… Я в игру не играл, но возможно опт прицел сбит? его вообще можно настраивать?
Персонаж, видимо, из потомков прячущихся за печкой у матери в избе во время призыва на войну, отсижывающихся за Уралом или в Алма-Ате по плоскостопии или психике, косящих от своего святого долга.
С такими разговор короткий.
Я разочарован )=
Це коли ж Твое подiлля (чи пiдпiлля) Украiною стало?
Хоть бы не ганьбив справжнiх Украiнцiв
Мы за вами запроданцями весь час спостерегаiмо
стыдно что в моем народе такие люди как ты.
Поиграй в ARMУ
Поиграй в ARMУ
Разумеется. Если личная оценка не совпадает с мнением автора, тут и думать нечего — это все происки продажного SG
, масонов и инопланетян. И самое-то главное, все ради того, чтобы нажиться на вас, несчастных читателях, и в душу наплевать.