12 мая 2010 12.05.10 21 55K

The Whispered World: Обзор

Добрая, милая, трогательная, бесконечно наивная, честно и уверенно обходящая все современные реалии, законы и предрассудки. The Whispered World хочется хвалить, делать ей непошлые комплименты и дарить самые теплые слова, которые мы в детстве обычно припасали для матери на тот случай, если нечаянно разобьем ее любимую вазу. Не совсем понятно, что эта игра делает в 2010 году — ей самое место во второй половине девяностых, где-то между The Last Express и Grim Fandango. История маленького циркового клоуна Сэдвика заставляет ностальгировать даже самых бесчувственных ныне дикарей, уделявших тем не менее часть своего свободного времени на изучение лукасартовских квестов тогда — больше десяти лет назад. Возвышенные и наполненные нотками непреднамеренной печали вздохи позволили себе и мы. The Whispered World — самое сильное и уверенное заявление о себе со стороны жанра «квест» ровно с тех самых пор, как Бенуа Сокаль подарил нам первую Syberia.

Грустная история

Ну, а для тех первооткрывателей, которые в конце девяностых только делали свои первые шаги, The Whispered World покажется намеренным китчем, приветом из прошлого. Делать сегодня реверансы в сторону классики стало невообразимо модно. Использование 2D (Braid и тысяча других), эксперименты с архаичными палитрой красок и технологиями (vvv... кхм, все время забываем, сколько там этих буковок надо поставить). Но The Whispered World — совсем другое дело. Для нее отрицание, игнорирование, отторжение всех благ современного игростроения только на руку. Пока к новой «Цивилизации» прикручивают поддержку пиксельных шейдеров пятой версии, а в обзорах топовых видеокарт через строчку упоминается магическое слово «тесселяция», Daedalic Entertainment не стесняется до сих пор утверждать, что рассказывать добрую и поучительную историю можно и без первостатейных технологий. Как же мы с ней согласны...

Ведь зачем нужны эти шейдеры и новые «дайрект-иксы», если художники превосходно справляются со своими обязанностями? Зачастую большего и не надо. The Whispered World удачнее всего выглядит в статике — она словно набор иллюстраций к любимой книге сказок вашего детства. Сделаем сейчас одну важную оговорку — мы, вообще-то, не знаем какие вам там, в детстве, бабушка сказки читала перед сном. Уверены, что добрые, жизнерадостные и обязательно со счастливым концом. А вот история Сэдвика под эти описания подходит очень слабо.

Главного героя — клоуна из дорожного цирка — по ночам мучают кошмары, вдохновленные, видать, творчеством Стивена Кинга. Родной брат Бен является их логическим продолжением уже в часы бодрствования Сэдвика: подзатыльников ему навешает, замучает своими непрестанными укорами, не поскупится на оскорбления и разве что кнутом не бьет. С дедом отношения не лучше — старикашка вовсе забыл о существовании младшего внука, постоянно путает его с Беном. Ну и эти его панталоны... к середине игры их вездесущность уже не будет вас веселить так, как в начале. Только если совсем чуть-чуть.

Обвешанный упреками и подзатыльниками Сэдвик, разумеется, мечтает о более завидном будущем: спасти мир или, на худой конец, поэтом стать. Серый быт второсортного и неулыбчивого клоуна в один момент превращается в наполненное изящными загадками и тайнами приключение.

Спасать действительно нужно весь мир — The Whispered World сразу пытается установить для себя максимально возможную планку детской наивности, граничащей с премилой глупостью. Здесь первый встречный персонаж со сковородой вместо головного убора оказывается секретным агентом, работающим под прикрытием. Таинственный Оракул-рептилия вещает свои откровения со светящимися глазами, а некая неуловимая особа по имени Калида, будить которую потребуется в течение доброй трети всей адвенчуры, предстанет перед нами гигантским... эм-м... да сами увидите. Здесь не бывает плоских персонажей, скучных локаций или предсказуемых загадок. А диалоги... слышали бы вы откровения двух придорожных булыжников или возмущенные вопли Рубена — здешнего монополиста по производству жемчужин.

О персонажах хочется говорить, их приятно вспоминать даже после выключения компьютера. Можно бесконечно долго о них рассказывать, но личное знакомство принесет вам несравненно больше удовольствия. Разработчики не поленились расписать каждому свою уникальную историю жизни, чтобы потом выдать ее нам в соответствующих диалогах.

Тот же ленивец и равнодушный жлоб Рубен является владельцем фабрики по производству жемчужин. Он считает, что схороненных на чердаке десяти тысяч блестящих камушков должно быть для него в самый раз, а значит, фабрика может больше и не работать. Мерзавец обожает тишину, покой и огонь от свечей. Поэтому весь остров благодаря ему будто впал в летаргическую кому — только пробирающие до дрожи дуновения ветра, плеск прибрежной воды и печальная песня флейты. В помощниках у Рубена значится Бандо — солдафонских нравов мужик, который, видите ли, раньше трубил в рог и мешал уголь на фабрике, а сейчас может только сидеть с грустным видом за столом и сторожить покой своего хозяина. Два придорожных камня борются с противоположностью своих взглядов: одного устраивает оседлый образ жизни, другой мечтает путешествовать. Спецагент Бобби (который со сковородой на голове) страдает от целых двух маний: одна из них — величия, другая — преследования.

Такие персонажи могут встречаться только в поучительной истории для детей: их характеры выписаны идеально, помыслы понятны практически сразу, а дополнительного контекста в любых своих сообщениях они не несут. Сразу становится ясно, кто здесь плохой, а кто хороший. В какой-то момент начинаешь ловить себя на мысли, что квест от Daedalic Entertainment рассчитан на самую юную и нетребовательную аудиторию. И в этот самый момент дают о себе знать местные загадки.

Просто добрые слова

Пазлы в The Whispered World рассчитаны отнюдь не на десятилетнего школьника, просаживающего свое драгоценное время на поднятие рейтинга в социальных сетях и скачивание мелодий для мобильного телефона. Да, основную массу заданий составляют классические ребусы с поиском затерявшихся предметов, помощь особо ленивым персонажам, которые что-то важное знают, но расскажут об этом только после того, как вы разгадаете их собственные загадки/приготовите им покушать/подарите свою лопату. Пиксель-хантинг тоже присутствует, но не раздражает. В этом заслуга художников — потерять что-то посреди локации, где мимолетный сучок нарисован так, что и Никасу Сафронову показать не стыдно, не представляется возможным.

Встречаются также просто смешные или нелепые ситуации — как вам возможность отправить Сэдвика в полет с помощью импровизированной пушки, в основу которой положено дупло спиленного дерева? А пробовали ли вы ловить грызуна на старый вонючий носок?

Атмосферу этой игре делают пазлы совсем иного рода. Их основная направленность заключается не в принуждении вашего серого вещества работать с утроенной силой, хотя назвать их легкими совсем не получается. Задувать свечи на всем побережье, вызывать отдельных личностей поворотом стрелок на древних напольных часах, заходить в особый дверной проем особым способом и даже доказывать неверующим справедливость теории баланса сил в природе с помощью шахматной головоломки — у разработчиков совсем не дурной вкус, это уж точно. То же самое касается и музыки. Обычно сопровождающие композиции в квестах приедаются, какими бы хорошими они ни были. От мелодичные переборов инструментов в The Whispered World устать нельзя — слишком уж от них веет детством...

Отдельного упоминания заслуживает верный друг и помощник нашего клоуна — гусеница по имени Спот. К сожалению, питомца нельзя назвать полноценным дополнительным персонажем, каким, например, являлась летучая мышь в A Vampyre Story. Напарник Сэдвика не выдает искрометные шутки по любым темам в невообразимом количестве. Мелкое зеленое личинкообразное создание семенит за Сэдвиком повсюду и вмешивается в дела героя только по необходимости. Где-то зеленого червячка нужно накачать водой, в другом месте он уже необходим нам в качестве горящей и премилой субстанции, а повести за собой, скажем, непослушную стаю экзотических птиц возможно только благодаря разделенному на пять мелких кусочков Споту. Любое из физических состояний питомца доступно в любой момент из очень красивого меню в виде отогнутой страницы книги — достаточно навести курсор в верхний правый угол экрана, и он «отогнется».

Меньше всего (да, именно меньше) слов хочется уделить технологиям, на которых построена The Whispered World. Ибо в ней необходимо оценивать только работу художников. Каждый скриншот, сопровождающий данную статью, можно распечатывать и вставлять в сборники сказок для детей. Осталось выбрать, к каким больше подойдет. А вот нарочито тормозная анимация (привет, The Last Express!) и приверженность классическому 2D — лишь необходимые знаки внимания, которые разработчики решили сделать во имя таких далеких и уже слегка позабытых игровых девяностых.

The Whispered World — один из самых атмосферных квестов со времен оригинальной Syberia. Непошлая и затягивающая история. Где-то грустная, где-то — не очень. Долгая и увлекательная, как избранные мультфильмы от Уолта Диснея. Но отнюдь не самая веселая и жизнерадостная, зато очень наивная — как любые детские выдумки и фантазии. Пожалуйста, сыграйте в нее.

Плюсы: невообразимая и особо тягучая атмосфера; интересные персонажи; большое количество уникальных загадок, удачно вписывающихся в антураж игры; очень приятное музыкальное сопровождение.
Минусы: некоторые пазлы сбоят по части логики.

Оценка игры
Выбор Stopgame

Поддержи Стопгейм!

The Whispered World

Платформы
PC | iOS
Жанр
Дата выхода
28 августа 2009
272
4.2
180 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Игра хорошая, но вылетает часто что на Win 7, что на Win XP (SP3).
Душевный атмосферный квест, задел за живое и прописался в моих любимчиках:)
syberia — good, machinarium — good, а эта игра сделана из уныния и отчаяния.
Ну думаю получился такой же шедевральный квест, как и манки айланд.
Отличная рецензия и классная ига
[quote]Использование 2D (Braid и тысяча других), эксперименты с архаичными палитрой красок и технологиями (vvv... кхм, все время забываем, сколько там этих буковок надо поставить). [/quote] VVVVVV - это никакой не эксперимент, это как раз то самое возвращение к классике.
Класная игра, и обзор класный) правда я немного путаюсь там в прохождении)))
Phoenix Сделай рецензию на DOWNFALL A HORROR ADVENTURE GAME.
Да, заинтересовали вы меня, нужно будет пройти сие чудо. Но все равно квеста лучше чем The longest journey не встречал.
[strong]Она на семерке не пойдет?([/strong] К[strong] [/strong]онечно, пойдет. Я ее на win7 x64 и запускал:)
Очень красиво квестик сделан. Под старину, хорошо получилось. Как-то даже за последние года и не вспомню с кем его можно сравнить. Припоминается только серия игр от "Буки" - рисованные квесты с очень неплохими сюжетами.
Спасибо за обзор. Игра действительно класс, давно не получал такого удовольствия от квеста. И соунд хорош
Давно понравилась эта игра вот я и дождался)))
[strong]Сделай рецензию на DOWNFALL A HORROR ADVENTURE GAME.[/strong] [strong] [/strong]Было бы здорово - игра-то жесть какая суровая:) Но вышла уже давно(
ОЧень понравилась эта игра)
Читай также