Я, пожалуй, не буду на длинные предисловия растрачиваться (вы их в видеообзоре услышите). Assassin's Creed все знают. Это, черт побери, уже культ. Альтаир — такой же известный персонаж, как Снейк, Гордон или Меченый. Читая эти строки, вы уже видите плашку «Наш выбор», поэтому как бы понимаете, что игра классная. А уж фанатам беспалых убийц в стильных прикидах даже наша статья не нужна, они уже пысаются кипяточком, обжигая мягкие ткани и нежные места. Но! Есть тут такое дело — от восторга, лезущего изо всех щелей, легко что-нибудь важное пропустить. Да такое, что потом вся эта радость с поросячьим визгом как-то меркнет и сморщивается. Можете перечитать прошлое предложение еще разок. Мы не будем на манер западных изданий с отвисшей челюстью пузырить розовые сопли — никаких умопомрачительных, потрясающих, на небо возносящих, волшебных и прочих эпитетов не ждите. Проекту ААА-класса такого же уровня разбор. Поехали. И да простят меня любители серии. Аминь.
С малых лет
История продолжается ровно в том месте, где она кончилась в первой Assassin's Creed. Мы бежим от тамплиеров, кустарно подключаемся к воспоминаниям, вселяемся в более близкого предка… Сразу отмечаем минимум кат-сцен. Они появляются только во время болтовни, а все (ну, почти все) ситуации, где игрок что-то может делать, — интерактивные. Помните, может быть, Fallout 3 и тренировку-взросление? Так и здесь — с первых минут Assassin's Creed 2 навязчиво и требовательно погружает даже не в мир, не в сюжет (до них еще не дошло), а в процесс. Сначала немножко поотождествляем себя с Десмондом, убегая из лаборатории, а потом проникаем в память и видим рождение собственного предка. Младенец на руках отца — это уже наш персонаж, его учат двигать руками и ногами. Находка отличная, хоть и не новая уже. Помогает вжиться в роль.
Правда, накосячить и тут смогли — вместо пиктограмм кнопок на экране появляются значки действий. Текст примерно такого содержания: «нажмите [изображение кулака], чтобы двигать рукой». Вот честно, искал по всей клавиатуре — нет у меня такой кнопки. Плазменный привет консолям! Управление-то под них заточено. Причем настолько, что даже изображения не поменяли — вот она, забота, а? Вы только не думайте, что такие недостатки у нас на оценку влияют. Мы все-таки игры любим, а не изливаемся кислотными слюнями от каждой мелочи.
Проходит время, мы подрастаем. Молодой Эцио — смельчак, хулиган, акробат и ловкач. Сначала учимся драться, потом осваиваем основы бесшабашного бега по крышам. Понемногу раскрывается характер персонажа — наш герой хоть и из богатой семьи, но не высокомерный, а храбрый, достойный, любит родных и готов за них пасть рвать — чем не образец для подражания? Глубины, правда, нет никакой — лишь набор однобоких качеств. Вина юности?
Позже выясняется, что тамплиеры эпохи Возрождения плетут заговор. Мужчины Аудиторе становится козлами отпущения. Единственное доказательство невиновности родных Эцио передает в руки предателя, который его отпускает с миром… На следующий день всех убивают, а наш герой встает на путь ужасной ассасинской мести.
Не секрет, что сеттинг серии — не из банальных. Тамплиеры, ассасины, заговоры — все это вплетено в нашу реальность, плюс есть скрытый смысл и неожиданные повороты. Вот честно, я читал много фантастики разного калибра, но даже среди этого «историю убийцы» можно выделить. Отлично. Пятерка. Но так какого же рожна действие второй части начинается не с какого-нибудь остроумного и элегантного хода, а с самой наитупейшей и заезженной фигни? Убили отца — всем мстить. У Эцио даже высших целей нет; душевных терзаний, самокопаний и глубины — тоже. Он просто всем мстит. Причем по сюжету его заставят убивать еще и других людей, которые отношения к ситуации имеют, прямо скажем, мало. Картонный персонаж все сделает правильно. Живым, правда, от этого не станет.
Настоящий провал тоже в самом начале. Эцио отдает письмо с доказательствами предателю, а тот его отпускает. Не задерживает, не вызывает стражу, не убивает. А просто отпускает, хотя средний сын Аудиторе тоже в розыске. Скажите мне, чем думал сценарист? Этот сюжетный косяк не просто духу времени не соответствует, он противоречит всякому здравому смыслу и выставляет тамплиеров-заговорщиков пустоголовыми кретинами, которые сами же и оставили мстителя в живых. Какой бы ни была история дальше, но завязка — просто бездарнейшая чушь.
Ах, Италия!
Мне стало легче, спасибо, более половины яда я уже излил, потому с этого места можно улыбаться и радоваться — сейчас я вам хорошего расскажу.
Итак, наше поле для деятельности — города и немного их окрестностей. В основном мы карабкаемся и ползаем по Флоренции, Венеции, Форли и Романье, Тоскане и Сан-Джиминьяно. Плюс есть небольшой город-база, родовая вилла героя, куда он стаскивает все ништяки и где зарабатывает деньги нехитрым менеджментом поселения.
По части «полазать, покарабкаться и попрыгать» Assassin's Creed 2 уверенно уделывает предшественника. Тут причина проста, но меж тем элегантна — архитектура эпохи великого творчества была, скажем так, поинтересней. Вот лезем мы на дом — не ищем какие-то выступы, торчащие непонятные пеньки, кривые кирпичи и тому подобные строительные некрасивости, а практически благородно и грациозно взбираемся по шедеврам архитектурного искусства. То за прекрасный многоцветный витраж уцепимся, то изящную лепнину в качестве опоры используем. И везде замысловатые узоры, причудливая вязь, колонны, портики и прочие прелести Европы времен Ренессанса.
Assassin's Creed 2 вообще не побоялась замахнуться на монументальные произведения архитектурного искусства. Их тут много, они специально выделены (ну, не все же воссоздавать с точностью — так можно на века разработку затянуть), даже краткая историческая справка дана — авось игроки заинтересуются, расширят кругозор. Кроме чисто развлекательной ценности, еще есть и настоящее интеллекутуальное благо — этого вообще сейчас острый дефицит.
Убийца — человек занятой
Территории Assassin's Creed 2 воистину огромны. Мне почему-то на ум все время шла GTA 4, но сравнить полноценно никак нельзя. Тут просторы куда шире — мы ведь имеем в распоряжении каждый кусочек города. Все крыши доступны. Все они наши. И чтобы эти пространства не казались мертвыми, их надо чем-то забить… А что за слабое место было у первой части, а? Кто помнит? Если вы играли, то на своей шкуре поняли, что это такое — когда заняться нечем, а то, что есть, — в тягость. Для всех остальных поясняю: скучно было в 1191 году, а виной тому всего лишь небольшая промашка в дизайне. Но все остальное — свежо, ново, гламурненько, да и вообще, веселей веселья, чем бегать от неуклюжих стражников, посылая самых прытких в полет с крыши, — не найти. Основной вопрос второй части, основное опасение — а не будет ли так же, а?
Вы сейчас ищете ответ в начале абзаца. Нет его тут. Он в середине — вот долгожданный ответ: нет, тут не скучно. Ей богу, такое ощущение, что тот дизайнер-придумывальщик всяких разнообразных штук во время работы над прошлой частью очень мучился животом, поэтому командовал прямо с унитаза, постоянно отвлекаясь. Теперь же он выпил ядерную смесь «мезима», «смекты» и «пургена», поднакопил таланта и выдал сотни и тысячи всяких поручений (но в какой степени подействовали препараты на это извержение — тайна).
Глаза буквально разбегаются от всевозможных занятий для Эцио. Самое первое — поиск сокровищ. По всем землям, что мы посетим, разбросаны подарки — маленькие сундучки с денежными ништяками. Их три сотни с лишним. А еще есть сто орлиных перьев, которые валяются черт знает где. А еще тридцать страниц кодекса, восемь запрятанных статуэток, шесть гробниц ассасинов и двадцать зашифрованных посланий-загадок. Дух GTA, а ну ответь мне! Точек обзора тоже не кисло — более семидесяти. До старости одних только собирательных дел хватит, а ведь есть еще побочные задания: навалять люлей неверному мужу, который может оказаться танком в роскошных доспехах и с топором вполовину собственного роста; замочить нехорошего человека в сортире (мы же в роли убийцы!); доставить послание — обязательно на время, обязательно с акробатикой. А еще можно бегать наперегонки. И всего этого ну просто очень много. И, что еще важнее, этим не заставляют заниматься. И хорошо, что не заставляют, ибо к деятельности настоящего суперубийцы такие вещи отношение имеют, прямо скажем, весьма малое. Фальшивость только ушки показывает, но они всегда на виду, это грустно. С другой стороны — прощай, дурь Assassin's Creed, когда надо было до потери сознания выполнять три типа тупых заданий, чтобы активировать сюжет. Тут все можно сразу. Viva la liberté.
Собственно, про «пурген» я не зря написал. Из упомянутого дизайнера поперло с такой силой, что он (или не дай бог они) наделал столько сюжетных миссий, разбил кампанию на столько частей, что иной раз даже страшно становится. Уже хочется конца и логичной развязки (хотя с крайне нелогичным началом это, скорее, избавление от дури), а поручения все идут и идут. Благо хоть большинство из них разные, увлекательные, необычные и интересные.
Вкратце процесс выглядит так. Берем задание. Сначала что-то простое — отнести письмо, к примеру. Доставляем. Адресат или отправитель просит что-то еще — уже сложнее, но все еще без активного насилия и частых визитов к лекарю. Потом выходим на главную цель — босса-заговорщика, которого надо убить. Теперь настало время подготовительных миссий. Мы собираем войска, добываем оружие, освобождаем союзников, крадем, шпионим, убиваем-убиваем и все в таком духе. И вот когда уже вся работа сделана, проходим зачастую не очень сложную, но насыщенную врагами зрелищную веселушку, завершаем шматок сюжета, а потом… начинаем новый такой же, но в других декорациях и в иной последовательности составляющих. Но суть действий всегда одна и та же. Почти в самом конце я готов был перебить лично пару сотен солдат врага и замочить его самого (и смог бы), лишь бы тупой Эцио не разводил болтологию на тему еще пяти дополнительных заданий с очередным сверхважным сюжетным персонажем.
Этот общий принцип остро ощущается в подземельях. Они — обычно проверки смекалки и ловкости пальцев. Надо куда-то проворно залезть, по пути разобраться со стражниками — знаем, плавали, хорошо. Опять же есть «но» — почему эти приключения в склепах сделаны как под копирку? Катакомбы друг от друга отличаются, мягко говоря, слабо. И это еще мелочи, события внутри повторяются. Самое популярное — «догоните стражника». Бежит сей товарищ во весь опор к своим, а на пути нам козни строит — решетки закрывает, двери всякие, перегородки. А мы, значит, должны обойти препятствия с применением акробатики. И вроде как погоня — зрелищно. Все хорошо было бы, если б не фальшь и дурь. Таких стражников чуть ли не десяток встречается, и все они жутко бегучие. Заканчивается все одинаково — он добирается до подмоги, а мы всех тупо режем. Такое впечатление, что тот самый дизайнер срочно побежал по нужде, а мимо его рабочего места прошел сантехник и случайно сделал Copy-Paste несколько раз. Потом уборщица тетя Глаша задела провода, и все так и осталось…
Есть такое понятие «филлер» (по-нашему — «наполнитель»). В сериалах это пустые серии, которые и с сюжетом не связаны, и вообще так себе, и не запоминаются, и эмоций не оставляют. Их делают, чтобы были. Вот и в Assassin's Creed 2 их тоже полно. Я говорил, что вовлечение игрока в процесс — штука очень благая, способствует. Но гонять бравого героя по крышам ради пустяковых дел — это уже перебор, а если еще перегнуть, то кретинизм. Разработчики, пожалуй, переусердствовали с перегибанием перебора. Встречаются откровенно тупейшие задания. К примеру, чтобы убить главного главаря Венеции, нужно попасть к нему на бал. Для этого нужна золотая маска (хотя уже глупость — ну кто сможет нас не пропустить?), а ее можно выиграть только на карнавале. Поэтому мы должны пройти четыре испытания (которые сами по себе тягомотные — трижды бегать, один раз драться)… В итоге нас кидают через бедро, маску отдают плохому парню, а мы потом проходим еще одну длинную миссию, чтобы это компенсировать. Плюс убийство босса — обязательно тайное и в полной конспирации. И это при том, что Эцио рамками уровня сложности не ограничен. Фактически я был в состоянии вырезать все армии Италии, но мне просто не дали. И вот такое уже иначе как кретинизмом не назовешь. Фальшь, фальшь, фальшь. Редко, но бывает. И впечатление сильно портит.
Гори в огне, Икс!
Я бы вам еще много чего тут мог бы рассказать, если честно. Про неудачную локализацию и тотальную лажу в озвучке. Про отличную и увлекательную боевую систему. Про корявые полеты и поистине огромный арсенал покупного оружия и брони. Про акробатические загадки почище Prince of Persia. Про исторических личностей и тактику выполнения заданий. Но это все вы найдете и сами — игра забита возможностями под завязку. Только изредка всплывают глупые миссии и неудачные дизайнерские ходы. Все это мелочи.
А вот что не мелочь — так это очередное влияние консолей. Кроме управления, есть еще один грешок. Графика в Assassin's Creed 2 хуже, чем в первой части. А знаете, почему? Потому что в Xbox 360 никто начинку не улучшал. Как вы думаете, чтобы запихнуть в игру втрое больше местностей, заданий и всевозможных приблуд, чем пожертвовали? Персонажи, если они не сюжетные, — уроды. На них не хватило ресурсов, они выглядят, как пожатый до не хочу «жпег», причем все близнецы. Размытые донельзя и с дурацкой анимацией. Только избранным (тем, что чаще всего маячат в кадре) дозволено остаться красавцами…
Впрочем, уроды — да и шут с ними, но есть еще одна деталь. Жертвами войны за ресурсы пали пост-эффекты. Вместо реалистичной, натуральной, атмосферной и эмоциональной картинки Assassin's Creed тут яркая нелепица. Сухая, без эмоций и фальшивая. Зато простая и умещается в скромные уже силенки сами знаете кого. И если вы до сих пор считаете, что консоли в сути своей — не зло, то приглашаю вас яростно посраться поспорить в комментариях.
Прощай, молодость
Забавно даже, но проект, который с первых секунд уверенно тянул на «Изуметельно», при ближайшем рассмотрении и проверке логикой серьезно сдал позиции. Да, честно, недочеты в игре есть. Некоторые из них — критические, но достоинств у нее в разы больше. Их настолько больше, что одно описание раздуло бы статью втрое (за такое меня бы выперли в сопровождении товарища Пендаля). Сейчас вы дочитали до конца, поняли, почему у Assassin's Creed 2 только «Похвально», получили аргументированное и логичное обоснование. Теперь можете с жадностью набрасываться на этот вкуснейший пирог в стиле эпохи Возрождения. Он очень большой, кушать его можно хоть по двенадцать часов в день. Все равно не надоедает. Я сам проверил. Честно.
Небольшой такой P.S. Кроме темы «консоли — зло», я еще предлагаю подискутировать вот про что. Первую часть обвиняли в чем? В скуке. А тут запихнули тысячи всего, но выглядит это ненатурально и фальшиво. За разнообразие ни много ни мало расплатились атмосферой и эмоциональной составляющей. Не высока ли цена? Жду всех в комментариях.
Плюсы: увлекательные миссии; завораживающая архитектура; боевая система; множество оружия и брони; умопомрачительное количество заданий, поручений и спрятанных сокровищ; акробатика; система коллекционирования.
Минусы: пустые филлерные миссии; логические нестыковки; эпизодическая затянутость вкупе с логическими нестыковками и дурью; худшая по сравнению с оригиналом графика; пост-эффекты.
Лучшие комментарии