Прежде всего, перед тем как в самых животрепещущих и интимных подробностях рассказывать вам о Венеции, творческих метаниях Deck13, а также о смерти и всем, что только с ней связано, нам бы хотелось немного повозмущаться вот по какому поводу. Как издательство dtp Entertainment умудрилось два раза подряд так безответственно подойти к выбору даты выхода своей RPG? Сначала ей пришлось столкнуться с Risen. Вы только представьте: игра, перенимающая множество базисных идей от «новой Готики», выходит в одно время с ней. Понятное дело, немецкая версия Venetica была вынуждена скрыться в незаслуженной тени. И вот теперь dtp дарит нам релиз уже на английском языке. А ведь далеко не все успели склонить Миранду из Mass Effect 2 к кое-какой близости, не говоря уже о полном прохождении сиквела космической оперы от Bioware.
Досада и горечь
Эти недоразумения не отменяют того факта, что Venetica — очень хорошая игра. Просто ей жутко не везет. Для раскрытия своей сущности ей изначально следовало бы проапгрейдить команду разработчиков: избавиться от лодырей-тестеров и усадить на их место деловых людей, взять пять смелых дизайнеров уровней, десять внимательных программистов и одного подражателя Питера Мулине, который бы следил за процессом и решился написать для сценария несколько удачных шуток.
Не вышло. Игра предательски тормозит, глючит, выбрасывается на рабочий стол — в общем, всячески упирается и отказывается вести себя воспитанно. Немецкую непропатченную версию было просто опасно запускать. Прошлогодняя редакция «Венетики» вынуждала сидеть за компьютером, опасаясь за его здоровье: так и представлялось, что сейчас вот-вот лопнет от напряжения монитор, а из системника повеет запахом плавящейся пластмассы.
Оригинальность Venetica, к счастью, не сводится к ее техническим проблемам. Венецию, шестнадцатый век и главную героиню никто не отменял. Эту игру очень хочется любить и уважать хотя бы за один сеттинг. Тем не менее, при его анализе можно попытаться вывести формулу, согласно которой он создавался. В ней есть как минимум две переменные — Gothic и Fable. Но от предсказуемых сравнений с этим двумя RPG мы, пожалуй, откажемся, ведь Venetica вполне состоятельна и уникальна.
Сюжет не пытается доводить до исступления своими жуткими штампами и дежурными поворотами. Главный герой истории, представьте себе, — девушка. И она не страдает амнезией, помнит свое имя (Скарлетт), имеет жениха (Бенедикт), живет размеренной жизнью и даже не помышляет о геройских делах. Неприятности разного вида, цвета и калибра наваливаются на девушку в одночасье. Бенедикта убивают, спокойную жизнь заменяют бродячей, провоцирующей на добрые дела и благородные поступки. А все из-за того, что папаша у Скарлетт не какой-нибудь там плотник или кузнец, а Смерть. Самая настоящая. Похожая на Дейви Джонса из «Пиратов Карибского моря». В мире Venetica смерть — это должность. Отбор кандидатов проводится самый строгий. В расчет принимается абсолютно все, что только мог совершить потенциальный собиратель душ с косой во время своей жизни. Пол при этом особого значения не имеет. Организацией выборов занимается специально утвержденный совет.
Вероятно, и отец нашей героини имел похвальные заслуги, раз получил такую почетную работу. Но сейчас не это важно. Важно то, что напавшие на местечко, где жила Скарлетт, разбойники желали прикончить именно ее. Возлюбленный героини погиб, лежа прямо на ней (не в том смысле), защищая свою ненаглядную. Девушке во сне заботливый папочка все рассказал: и что он подрабатывает смертью, и что над миром нависла неведомой силы угроза (да, ну как же без нее), и что есть у него душегуб-неприятель, желающий заполучить его трон и, опционально, дочурку.
Как вы понимаете, нашей задачей будет доказать негодяю, что он, образно выражаясь, конкретно не прав, всех подставил и ничего за это не получит — ни косы, ни Скарлетт, ни власти.
Косу (мы не зря так называем особый меч Moonblade — он действительно похож на главное орудие сенокоса у крестьян, но только без черенка) забрать — первоочередная задача. С ее помощью мы легко сможем отправлять на тот свет даже тех, кто решил навечно прописаться в этом. Себя не отдать в загребущие лапы подлого некроманта — это понятное дело. А вот накостылять ему, лишить своры прихвостней и доказать легитимность папочки придется уже в той самой Венеции.
Водное блаженство
Сам город, как и положено, завораживает. И стимпанковским убранством кварталов с улицами, и вездесущей водной гладью, по которой разрешают проплыть даже без гондолы — словом, всем тем, что приходит в голову при упоминании слова «Венеция», и что принято размещать на соответствующих сувенирных календариках, буклетах и открытках. В отношении же Venetica самое главное — не вдаваться в подробности правил жизни этого самого города. Иначе вы рискуете сами себе разрушить представление об игре, не говоря уже об ассоциациях, которые возникают при упоминании итальянского чуда на воде.
Модель поведения местных жителей делает дружеский кивок в сторону Morrowind, которая, напомним, вышла восемь лет назад. Все, что умеют делать обыватели — это ходить по прописанной траектории, стоять, закрываться на ночь в своих домишках. При этом ночью они даже не думают ложиться спать, чтобы на следующее утро вновь создавать видимость полноценной жизни города. Они так и стоят внутри своего владения и стеснительно перебирают ногами. Присваивать их вещи тоже позволительно без риска угодить за решетку местной темницы. Подобные условности простительны по отношению к hack’n’slash, но только не в интеллигентной ролевой игре. Ну и методы взаимодействия с жителями строго прописаны разработчиками. Будь у вас хоть трижды самый мощный меч, многоступенчатое, как эскалатор в московском метро, комбо и плюс сорок очков к показателю крутости — расположение сил это практически не меняет. На местного нищего не в состоянии подействовать ни один клинок (даже классный Moonblade). Он так и будет смотреть, как вы пляшете перед ним, рассекая воздух острым мачете.
Зато сама архитектура города, его узенькие улочки, изогнутые по замысловатой линии мосты, величественные хоромные сооружения, заплесневелые кое-где стены и, конечно же, водные каналы, опутывающие Венецию по всем направлениям, — все здорово, круто и красиво. В Deck13, похоже, твердо осознавали, что в качестве «ролевки» Venetica будет недостаточно конкурентоспособна, поэтому отвлечь внимание привередливых пользователей поручено эстетической составляющей. Удалось ведь!
Боевая система Venetica — это удивительно удачный сплав привычной зависимой от параметров игрока «боевки» с небольшими элементами слэшера. То есть вы смиренно прокачиваете характеристики персонажа, обзаводитесь новыми навыками и умениями, но при этом кое-что в схватке все равно зависит от сноровки и реакции. Так, поощряется активное использование перекатов и уклонений, поиск уязвимых мест у противников. Кстати, насчет умений. Более углубленное их изучение можно провести, состоя в одной из трех гильдий: в Ордене Святой Печати, Крыле Тени, и Сети Маски. Воры, воины и маги. На успешный исход драки оказывает влияние экипировка. Процесс ее поиска и подбора примечателен тем, что, к примеру, те же огромные латы нужно отдавать местному кузнецу для подгонки под размер героини. Достаточно оригинальная находка.
Правда, есть вот какой неприятный момент. Визуально все очень похоже на Fable, что хорошо заметно. Немного огорчает, что юмора в Venetica, в отличие от басни дядюшки Мулине, совсем нет. А надо бы, стиль-то обязывает. Ни похабных жестов, ни смешных персонажей, ни возможности напиться вдрызг. Наоборот — Скарлетт тут регулярно рыдает, хмурится и страдает из-за потерянной любви. В плане напыщенности постановки приключения юной красавицы легко могут уделать даже такой истинно немецкий талмуд по «серьезности», как Gothic.
Ну и, раз уж начали практиковать вопли возмущения, то коснемся темы дизайна уровней. Назовем это, пожалуй, самой раздражающей вещью во всей Venetica. Вся неприятность заключается в том, что нас практически повсюду окружают невидимые стены, мешая заглянуть, скажем, во-о-он в тот закоулочек и разузнать, что за тайны там скрываются. Особо заметными просчеты дизайна локаций становятся уже на первом уровне — в маленькой деревушке, на которую напали приспешники злого некроманта. Представьте себе, что живописное местечко окружают зеленые и «железобетонные» заросли, через которые нет возможности пройти, а обходить их следует на дистанции в три метра — так посчитали нужным сделать разработчики. Или вот крыши. Погулять по ним можно, а спрыгнуть уже нельзя. Но наблюдать, к примеру, обычное, ничем не прикрытое пространство перед собой (ни стенами, ни травой и кустами, ни забором) и не иметь при этом возможности пройти дальше — еще та дикость, согласитесь.
Смерть после жизни
Ролевая система Venetica проста в освоении. Есть базовые характеристики развития и специальные умения с навыками. С прокачкой всяких там показателей телосложения, силы и образованности проблем не будет — с каждым новым уровнем выдают на руки по три очка и вы вправе делать с ними все что угодно. А вот умения и навыки совершенствовать придется не в одиночку. По мере получения новых уровней вы будете накапливать специальные баллы развития, которые затем можно будет потратить на обучение у мастеров-знатоков своего дела.
Родство со Смертью принесет Скарлетт не один приятный бонус. Самый главный из них — возможность воскрешения. То есть когда все лечащие препараты заканчиваются, а вот бой с пятеркой крепких противников в самом разгаре, может случиться так, что нашу малышку отправят в вечный нокдаун. Однако если в достаточной мере накоплена особая энергия, можно сразу же восстать из мертвых. Разрешат даже некоторое время оставаться невидимым для противников, чтобы обойти их сзади и тыкнуть лезвием в бочину. Эту самую «невидимость» (возможность пребывать в потустороннем мире без привлечения внимания к миру обычному) можно заполучить и в качестве постоянного навыка. Помимо всего, он дает возможность увидеть такие двери, форточки и проемы, которые простым смертным недоступны.
Принимая в расчет все вышесказанное, нельзя не отметить, что Venetica хороша. У нее есть уникальный и незаезженный сеттинг, наблюдаются интересные персонажи, простая в освоении ролевая система. Наконец, бои выглядят совершенно нетипичными для жанра RPG, но более чем знакомыми для слэшера. С горечью вспоминая о надоедливых багах и детских просчетах в создании локаций, мы ставим работе dtp Entertainment хорошую оценку — авансом. Потому что такие интересные и уникальные игры обязательно нужно поддерживать. Попробуйте с ней познакомиться, если еще не успели это сделать. Все-таки Венеция, конец Средневековья и главная героиня — дочь Смерти…
Плюсы: уникальный сеттинг; занятный сюжет; оригинальная боевая система; приятный визуальный стиль.
Минусы: технические ошибки; проблемы в дизайне уровней; малая интерактивность игрового мира.
Лучшие комментарии
SamWinchesterP.S. ну а на графику — плевать (хоть она тут, кстати, очень даже неплоха)! Ту ж самую великую «Enclave», «KOTT-1,2» или «Готику-1,2» переигрывал отнюдь не ради графы…
Игра напомнила мне «Фаблю» даже больше, чем сама «Фабля». Кстати, придирку к дизайну уровней я считаю необоснованной — деталей хватает, жаль, что только статических и неиспользуемых.
В общем, всем тем, кто устал от «Готики», «Скайрима», «Масс Эффекта» и «Драгон Эйдж» — возьмите сказочную «Венетику».