System Shock 2: 25th Anniversary Remaster: Обзор юбилейной версии
Шок – это по-нашему!
System Shock 2 — это уже общепризнанная классика, немало повлиявшая на игровую индустрию. Рано или поздно таким значимым проектам суждено получать ремейки или ремастеры. Ответственная за 25th Anniversary Remaster Nightdive Studios подошла к вопросу основательно, но словно без особого энтузиазма. На юбилей System Shock 2 получила подтянутую графику, ачивки и мультиплеер на четверых. А мы, пришедшие на этот праздник, — подарок в виде обновлённого сиквела.
Однажды в космосе
Действие System Shock 2 происходит через 42 года после событий первой части. Мы уже не Хакер, которому надо посмотреть на себя, а тренированный боец, очнувшийся на борту первого сверхсветового космического корабля «Фон Браун». Параллели со станцией «Цитадель» из System Shock проводятся сами собой, стоит только взглянуть на схемы палуб — такие же многоуровневые и извилисто-запутанные. Даже начинать нам придётся в обоих случаях в медицинском отсеке, после того как мы какое-то время провели в анабиозе.
Разумеется, на корабле всё пошло коту под хвост, почти весь экипаж мёртв или превратился в монстров, искусственный интеллект Ксеркс преследует свои цели, и всё это нужно срочно остановить. Формула первой части всё ещё работает, и в неё добавляются новые детали, чтобы сильнее удивить и напугать игрока. При этом главный спойлер всё равно вынесен на обложку игры, так что тут большого сюрприза не вышло.

Главная антагонистка System Shock в сиквеле выдаёт нам задания и начисляет очки для прокачки способностей. Сразу становится понятно, что из такой кооперации ничего путного не выйдет (особенно учитывая, что ШОДАН сама постоянно заявляет, что избавится от нас, дай только повод), но «дружить» со злодейкой всё равно приятно. При этом у меня всё ещё свежи воспоминания о том, как она насмехалась и унижала Хакера на всей «Цитадели», и, кажется, ей такая роль подходит всё же больше.
Первая System Shock была прекрасна атмосферой тотального одиночества. Есть только ты, огромная космическая станция и возомнивший себя богом искусственный интеллект со своими прихвостнями. В сиквеле одиночество будто не так остро ощущается. Иногда мы даже видим других персонажей, но, как в песне Газманова, нам не встретиться никак.

Добро пожаловать в 90-е
То, что игре уже стукнуло 25, чувствуется. И дело тут даже не в дизайне уровней или управлении (хотя персонаж и кажется деревянным, но при этом словно маслом намазанным — при прыжке и движении скользит только в путь), а в каком-то общем подходе и отношении к игроку. Здесь, например, есть необязательная тренировка в самом начале, после которой идёт выбор будущей профессии. И тут System Shock 2 заявляет, что это не только экшен, но ещё и RPG с очками характеристик и способностями.
В начале нам на выбор даются три специализации — в фэнтези это были бы воин, вор и маг, но тут у нас киберпанк, поэтому играем за морпеха, хакера или псионика. Дальше идёт четырёхлетнее обучение, сделанное в формате «Выбери одну из трёх дверей и получи за ней очки характеристик», но, пока ты не знаешь игру, сложно представить, что тебе действительно пригодится, а что прокачивать бессмысленно. В System Shock 2 необязательно делать чистого вояку или инженера-ремонтника — в почёте наоборот, классы-гибриды, когда ты и камеры безопасности взломать можешь, и из оружия мощного стрелять умеешь.
Исследование локаций в System Shock 2 в большинстве своём выстроено вокруг простого правила: зачистил палубу, выполнив на ней все задачи — перешёл к следующей. Цели игрока прописаны в журнале, что весьма удобно, и там же в поисках зацепок можно переслушать и перечитать найденные дневники. А вот похвалить инвентарь уже не могу: места в нём всегда мало даже с прокачанной на максимум силой (она влияет на его размер), предметы придётся регулярно тасовать, выкидывая оружие, которое всегда занимает три клетки, и неважно, компактный пистолет это или мощный гранатомёт.
Вдобавок пушки постоянно изнашиваются — их нужно чинить специальными ремонтными наборами. Если вы предпочитаете энергооружие, то регулярно придётся возиться и с его зарядкой: либо искать электрические станции, либо заряжать пси-магией, привыкнув сперва к процессу переключения между заклинаниями в режиме инвентаря.

Космический макияж
Выглядит обновлённая System Shock 2 более гладкой и подтянутой. Визуальное омоложение явно пошло игре на пользу. В ремастере улучшили модели оружия и врагов, добавили анимацию, как, например, в том случае со ртом ШОДАН на первом скриншоте. Сюда бы очень вписалась кнопка переключения графики, показывающая, как было раньше, но её не завезли.
Визуально ремастер подчеркнул всё, что и так отлично работало в System Shock 2, — враги всё так же нагоняют жути своим видом и тем, как внезапно они появляются из-за угла. Ещё больше жути вызывают сами локации, молчаливо рассказывающие историю некогда кипевшего жизнью корабля. Музыка — этакое техно из 90-х — всё так же прекрасна, а озвучка ШОДАН и Множества пробирает до мурашек.
System Shock 2: 25th Anniversary Remaster улучшила игру 1999 года визуально, добавив и ряд приятных мелочей вроде поддержки геймпада. Если вы прежде никогда не играли в System Shock 2, эта версия определённо лучшая для знакомства с игрой. Но, как мне кажется, System Shock 2 заслуживает куда большего, чем просто ремастер. Годы берут своё, и одними визуальными улучшениями, при всём уважении к классике, тут не обойтись. Хотелось бы видеть более глубокую переработку исходного материала: гипотетическому ремейку точно нужно обновить всё, что связано с интерфейсом и меню. Не помешало бы сделать новые вступление и концовку: оригинальные слишком уж скомканные. И ведь Nightdive Studios способна на большее — замечательный ремейк-переосмысление первой части тому пример.
Плюсы: это всё та же великая игра 1999 года, которая стала выглядеть более свежо. На месте все достоинства оригинала: увлекательный геймплей, антураж зловещего космического корабля, атмосферная музыка и невероятно харизматичная ШОДАН.
Минусы: игре нужен полноценный ремейк, а не ремастер, ведь некоторые её аспекты за четверть века успели устареть.
Лучшие комментарии
Да, римейк не помешал бы. Впрочем модельки найтдайвы переделывают в старых играх шикарно, в той же кваке, и тут тоже. Никакой отсебятины, всё по канону, а то в hd модах к шоку такое васянство, особенно медсёстры.
А как оно играется на геймпаде? Не пробовала? Вот думаю на консоль взять или лучше не рисковать и играть на ПК.
Пробовал играть в ремейк первого System Shock'a на консоли. Не повторяйте моих ошибок. ‼️ Со вторым думаю ситуация будет не сильно лучше. ПК — ваш выбор! 👍
Наконец-то материал от Кати! Очень рад, Катя, делай больше материалов. Ты крутая. 😎
Как раз несколько месяцев назад заценил ремейк первой части (атмосферно, интересно эксплорить), теперь можно пощупать обновленную вторую.
Ох уж этот Кен Левин… Меня несколько смутила эта карикатурность в конце.
Чувак, это моя любимая игра, если что, но устарело там много что. Ватное передвижение (помню если ровно вниз или вверх смотреть, то застреваешь на месте, не знаю тут исправили или нет), такая себе стрельба и неудобные умения, чудовищный интерфейс, в котором без бутылки не разберёшся, невозможность слушать логи на ходу с субтитрами и т.д. Не нужно делать вид, что всё там идеально было.
Выскажу таки своё старпёрское «фи» по поводу устарелости игры. Я в целом не поддерживаю идею о том, что такая штука, как геймдизайн и, как следствие, геймплей, подвержены устареванию. Да, существуют тренды и подходы, определяемые культурно-историческим контекстом (+ технологические ограничения), но, как убеждает меня мой опыт, качественный геймдиз способен устойчиво держаться сквозь года.
Мечты о ремейке преследуют в сущности две цели: преодолеть устаревший графон и сделать старое-колючее-кусачее более удобным. Вот только «удобство» в старых играх — это миф. Старые игры были не «менее удобными», а более разумными в вопросах грамотного использования ограничений. Современный геймер тоскует по тем привычным функциям, которые олдовые игры у него нещадно забирают. Только делают они это преимущественно ради чувства весомости игровых действий. Ломающиеся пушки, зависимость энергетического оружия от зарядных станций, неочевидная прокачка, витиеватый запутанный левел-дизайн, нечестное поведение некоторых мобов и т.д. — я считаю, что эти сущности не были бы вкуснее, если бы были доступнее.
В общем, что я хочу сказать: если есть желание попробовать SS2, то да, Аннивёрсари — буквально лучший способ это сделать. И никакого ремейка для этого ждать не имеет смысла. Как и в случае с ремейком первого Систем Шока, который кроме современной графики и обновлённого интерфейса, ничего принципиально нового не добавил.