27 июня 27 июн. 4 2762

Five Nights at Freddy's: Secret of the Mimic: Обзор очередной части культового хоррора

Ребятам о зверятах

Five Nights at Freddy’s — одна из самых популярных и в то же время странных хоррор-франшиз. Там часто убивают детишек (и не только их) различные аниматроники — кролики, медведи и лисички, но придумал и создал серию автор христианских мультиков Скотт Коутон (Scott Cawthon), который сделал это то ли в шутку, то ли в отместку за критику его предыдущего творчества.

Серия получилась очень плодоносной — по ней вышли даже 40 книг, многие из которых написал сам Коутон. Однако некоторые из них (включая первую) критиковали сами фанаты за то, что чтиво не имеет особого отношения к игре и мало что объясняет. И вообще лор FNaF считается одним из самых запутанных.  Five Nights at Freddy’s: Secret of the Mimic может его ещё больше запутать. А какой из неё получился хоррор?

 

Новая история и старые страхи

Почему я говорю, что Secret of the Mimic может ещё больше всё запутать? В дополнение ко всему, что мы видели в десятках игр и книг до этого, здесь появляются совершенно новые персонажи и истории. Играем мы за техника по имени Арнольд, которому поручили забрать важный чертёж в Murray’s Costume Manor — это заброшенная фабрика аниматроников затворника-изобретателя Эдвина Мюррея. Конечно, сразу выясняется, что фабрика вовсе не заброшена, и мы сталкиваемся с Мимиком — прототипом эндоcкелета, который может адаптироваться к любому костюму и принимать облик любой ходячей куклы, которых на фабрики не меньше сотни.

Мимик, аниматроники, да и само название конторы Fazbear Entertainment, на которую работает Арнольд, — всё это ниточки и целые канаты, связывающие сюжет Secret of the Mimic с событиями других произведений по вселенной FNaF. Однако история здесь новая, своя. Понятно, что фанаты наверняка найдут и какие-то другие отсылки, намёки и объяснения, которые, возможно, даже пересобирают лор. Но мы погружаться в эти дебри не будем и поговорим о том, что происходит непосредственно в Secret of the Mimic.

Готовьтесь сразу — такие рожи вы будете видеть очень часто.
Готовьтесь сразу — такие рожи вы будете видеть очень часто.

А происходят, казалось бы, стандартные вещи — гений создал чудовище, от которого мы всю игру и бегаем. Однако из многочисленных записей, найденных во время прохождения, можно узнать массу интересного о самом Эдвине Мюррее, его взаимоотношениях с коллективом фабрики, своей женой и сыном, о том, что с ними случилось и так далее.

Хотя всю правду (откуда, например, появился Мимик) и подноготную этой драмы узнать не так-то просто — для этого придётся получить секретную концовку, пройти «пиксельную» игру в жанре сюрреалистического хоррора, доступную практически на всех компьютерах на фабрике, и собрать массу коллекционных предметов. И то, как всё это поставлено, какая драма разыгрывается и как виртуозно авторы играют с намёками, оставляя пространство для споров и догадок, — всё это вызывает как минимум уважение. Впрочем, и в обычных концовках хватает твистов и интересных моментов.

А ещё тут много юмора, фирменного для серии, породившей столько мемов. Диспетчер Fazbear Entertainment, естественно, забыл нам сразу сообщить о монстре на фабрике, сказал только по прибытии, а потом постоянно выдавал фразы в духе «Тебе не о чём беспокоиться, но стоит поволноваться» или «Один из моих коллег верит в тебя». В итоге периодически этого юмориста хочется удавить — особенно после того, как мы в очередной раз едва избежали гибели, а он выдал что-то в духе «Чего ты там возился? Не стоит расслабляться, ведь тебя ждёт шикарный подарочный сертификат на 25 долларов».

Не отстают и аниматроники. Агрессивные, от которых убегаешь, то и дело выдают прикольные фразочки. Когда один из них демоническим голосом кричал вдогонку: «Праздничные объятия ждут тебя!», я не знал, то ли ещё больше орать от страха, то ли смеяться. А другие, рассказывая о безопасности лифта, могут вдруг порассуждать о жизни и о том, что пассажирам не мешало бы передать какие-нибудь сообщения близким — так, на всякий случай.

Где-то находим, где-то теряем

А вот с геймплеем всё неоднозначно. Поначалу он кажется довольно однообразным. Постоянно убегаем от страшных зверушек, ищем подсказки к кодам, какие-то ручки от механизмов, решаем головоломки «водопроводчик» и яростно лупим по клавиатуре, когда пытаемся направить вверх или вниз курсор во время мини-игры, нужной для апгрейда гаджета, который открывает двери в разные помещения фабрики. Поиск станций для прокачки нашего доступа также входит в обязательные занятия.

Однако чем дальше, тем больше замечаешь, как даже привычные механики и загадки начинают усложняться и появляется что-то новенькое. В итоге мы и манипулятором будем управлять, и в большим пиратском спектакле поучаствуем, и даже почувствуем себя героем MechWarrior — придётся сначала собрать, а потом залезть в местную вариацию мехи и пострелять из неё. Понятно, что мы такое уже не раз видели, но это всё равно оживляет происходящее.

Впрочем, и недовольство по-прежнему присутствует. Потому что некоторые головоломки сразу раздражают, а их усложнение бесит ещё больше. Дело отчасти в том, что управление здесь не назовёшь отзывчивым. Это особенно нервирует в «водопроводчике», который всегда решается на время, иначе перенаправленная нами жидкость выльется. В одном месте нас три раза подряд (или даже больше) заставляют повторять одни и те же упражнения, прятаться в шкафчиках, а потом выбегать в коридор и опять собирать этот чёртов водопровод.

С другой стороны, учитывая, что с каждой секундой к нам приближался огромный монстр, это правда щекочет нервишки. Да и сам дизайн уровня (как и многих в игре) классный. Это очень показательный момент — ты практически одновременно восхищаешься и раздражаешься, щёлкаешь скриншоты с открытым ртом, но вот уже снова задаёшь неудобные вопросы авторам, вспоминая всех их родственников до седьмого колена.

Нас не догонят

Примерно то же самое и с погонями. Злобно хихикая, авторы не дают передохнуть и несколько раз подряд спускают на нас монстров, то есть опять же занимаются самоповторами. Но в данном случае это не раздражает, а умножает адреналин — поставлены такие сцены шикарно. И в целом Secret of the Mimic смогла меня не то чтобы напугать, но уж точно держала в напряжении.

А может, не надо?
А может, не надо?

Во многом этому способствует тот факт, что здесь никогда не знаешь, в кого и когда вселится мимик, — это определяется случайным образом. Поэтому с подозрением всматриваешься в каждую зверушку. И да, только люди, незнакомые с серией Five Nights at Freddy’s, могут задаваться вопросами, как могут пугать все эти улыбающиеся зайчики, грибочки и лисички. Видели бы вы, как они улыбаются, — тут не только мальчишки и девчонки, но также их родители попятятся и предпочтут за километр обходить такие парки аттракционов.

Кроме того, аниматроники прекрасно видят и слышат, и даже использование заводных мышей или включение музыки для отвлечения их внимания не гарантирует, что вам удастся проскользнуть. И это одни из лучших моментов в игре, когда вы крадётесь и случайно задеваете свисающие цепи или когда сдают нервы и вы бежите к выходу, а позади слышен неумолимо приближающийся топот.

Долгое время я особо не воспринимал явление под названием Five Nights at Freddy’s — какой-то провокационный треш на уровне мема с непонятным геймплеем, где зайка, курица, лис и мишка убивают детей. Но когда начинаешь играть, то трудно оторваться. Вот примерно так и с новой игрой. Геймплей в  Five Nights at Freddy’s: Secret of the Mimic далеко не идеальный, а ещё авторы не стесняются использовать скримеры и штампы (и тут не обошлось без вездесущих манекенов). Но даже на пике своего раздражения от некоторых моментов, когда кот в испуге прятался под диван, я всё равно понимал, что остыну и буду играть дальше. Ну, во-первых, по работе надо… А во-вторых, несмотря ни на что, происходящее затягивает — с точки зрения режиссуры, графики, звука, саспенса и истории получилось классно.

Плюсы: новая история, персонажи, концовки, фирменный юмор — всё на высоте; есть интересные загадки и ситуации; отличный дизайн персонажей и уровней; игра не пугает, но держит в напряжении; качественные графика, музыка и озвучка.

Минусы: много самоповторов и штампов; не самое отзывчивое управление.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Five Nights at Freddy's: Secret of the Mimic

Платформы
PC | PS5
Теги
Дата выхода
13 июня 2025
54
2.9
15 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Очень скучная игра которая упарывается в самоповтор загадок. Стремный визуал с абсолютно невыразительной фабрикой еще больше нагоняет тоски. Мне вообще не зашла.

А еще самое странное геймдизайнерское решение которое полностью убивает атмосферу — спавн мимика. Он просто появляется в рандомном месте за пределами экрана, а не реально забирает с локации один костюм. В чем была проблема просто удалять один элемент декора когда мимик принимает именно его форму — не известно.

есть интересные загадки

Вот тут спорно. Лично я не назвал бы ни одну загадку которая была бы реально загадкой. Это все просто растягивалки времени.

фирменный юмор

Опять таки — ну оочень сомнительно. Единственное что можно назвать хотя бы забавным это коментарии оператора который упорно игнорирует просьбы помощи от гг. Все остальное время это душнина на серьезных щщах призваная рассказать предысторию аниматроников.

Как хоррор игра тоже не состоялась, ведь ты всегда знаешь «так, сейчас меня будут ловить».

Мой максимум это проходняк. Вы ничего не потеряете если пройдете мимо, а если все же купите игру то и поимеете от нее мало.

Именно, куча анимаций контактирования с объектами, что удивительно.

Ну, во-первых, по работе надо…

Да не, не обязательно

А не показалось ли вам, что игра создавалась как будто бы для VR?

Читай также