27 мая 27 мая 106 11K

Второй сезон сериала The Last of Us не удался

Игра, которую невозможно экранизировать

В тексте присутствуют спойлеры к игре и сериалу!

Первый сезон сериала The Last of Us оказался удачным пересказом одноимённой игры 2013 года, во многом благодаря её прямолинейной структуре. Есть начало про теряющего дочь Джоэла, есть середина со знакомством с девочкой Элли и путешествием по стране, и есть конец. Было трудно испортить эту историю экранизацией, и HBO вместе с режиссёром Крейгом Мэйзином (Craig Mazin) не только отлично перенесли её в формат сериала, но и дополнили сюжет уместными деталями.

А вот вторая игра —  The Last of Us Part II казалась, если можно так выразиться, неэкранизируемой. Как будто её структура не подходит для деления на часовые эпизоды, которые зрители будут смотреть с недельными перерывами. Так и вышло — плохим продолжение сериала не назовёшь, но есть ощущение ненужности этой экранизации, которого в случае с первым сезоном не было.

 

Гольф на HBO

Завязка осталась той же, что и в игре: спустя пять лет после событий первого сезона главные герои уже не скитаются по всей стране, а живут в городе Джексон со множеством других выживших. Они завели друзей, ездят на лошадях патрулировать окрестности и участвуют в поддержке и развитии довольно крупного сообщества людей. Правда, отношения у Элли и Джоэла натянутые. И они пока что не догадываются, что на одного из них открыли охоту.

Ни для кого уже не секрет, что в начале Part II Джоэла убивает девушка по имени Эбби, и в сериале это, конечно, менять не стали. Вот только если в игре преступление совершил неизвестный нам человек, мотивы которого мы узнали ближе к середине прохождения, то в сериале сценаристы решили сразу раскрыть все карты. Зрителю в первой же серии сообщают, что это дочь доктора, которого Джоэл застрелил в больнице, дабы тот не убивал Элли ради создания вакцины от местного зомби-вируса. Соответственно, никакого сюрприза потом не будет.

Почему так сделали — сказать трудно. Возможно, побоялись, что в формате сериала секретность негативно скажется на телевизионных просмотрах — это не игра, за которую уже заплатил полную цену, и внезапную потерю Педро Паскаля (Pedro Pascal) зрители не переживут. Возможно, хотели уберечь актрису от онлайн-травли — был опыт с Лорой Бейли (Laura Bailey), озвучившей Эбби в игре и до сих пор получающей проклятия от фанатов The Last of Us, будто лично она убила Джоэла. В игре смерть любимого персонажа — шок, к которому не готов. В сериале же нас довольно быстро подводят к этому, в лоб рассказывая, кто такая Эбби и что она пытается сделать.

Скорее всего, в обеих версиях есть доля правды. Особенно если учитывать, что второй сезон — не полная экранизация сиквела, а частичная. Количество серий уменьшилось до семи, и создатели уже говорят не только о третьем, но и о четвёртом сезоне — соответственно, было бы странно убивать Джоэла и объяснять, что это за девушка, лишь через один или два года, когда сценаристы доберутся до её истории. Идея с делением целой игры на несколько сезонов кажется мне странной и даже нелепой — Part II всё-таки цельное произведение. Посмотрим, захочет ли аудитория смотреть третий сезон, посвящённый малознакомому персонажу.

Искать девушку-качка на роль Эбби не стали. Насколько это удачное решение — узнаем в третьем сезоне: во втором её очень мало.
Искать девушку-качка на роль Эбби не стали. Насколько это удачное решение — узнаем в третьем сезоне: во втором её очень мало.

Ещё хотелось бы, чтобы в следующих сезонах сценарий не приходилось впихивать в жалкие семь серий. Во втором сезоне куски игры, в которых геймплея было больше, чем сюжета, вырезаны почти целиком. Поэтому в паре эпизодов Элли вдруг оказывается в местах, до которых добраться на первый взгляд не так просто — например, когда она идёт встречаться с Норой, одной из сообщниц Эбби. Некоторые персонажи просто появляются на мгновение, и больше их никогда не видишь — опять же, ждите следующие сезоны. Да и новым героям некогда раскрываться — как бы блистательна ни была Кэтрин О´Хара (Catherine O’Hara), её слишком мало, чтобы психотерапевт в её исполнении был нужен в этой истории.

Элли уже не та

Больше всего от спешки страдает образ Элли, хотя и с нормальным хронометражем претензии наверняка возникли бы, поскольку сценаристы как будто не объяснили Белле Рамзи (Bella Ramsey), что её персонаж претерпел существенные изменения после первой части. По сюжету прошло пять лет, но сериальная Элли осталась точно такой же взбалмошной девчонкой, у которой настроение меняется каждые пять минут. Даже после смерти Джоэла она продолжает весело шутить, тогда как в игре это событие её сломало. Почему-то во втором сезоне Элли — такой же ребёнок, как и в первом, а не возмужавшая и пережившая трагедию девушка, и порой возникает ощущение, что другим людям месть важнее, чем ей самой.

При этом игру Рамзи не назвать провальной. Есть великолепные сцены с её участием — в частности, когда она оплакивает Джоэла, перебирая его вещи. А момент встречи с Норой в залитом красным светом коридоре вообще восхитительно поставлен и сыгран — тут Рамзи как будто подменили или сценаристы вдруг вспомнили, что это уже не девчонка-хохотушка. Да и в последней серии наконец-то появляется та Элли, которую мы помним по сиквелу. Такие фрагменты заметно выбиваются из общего ряда — как будто у авторов были крутые идеи, но увязать их друг с другом не всегда получалось. Поэтому эмоциональные эпизоды, в которых Рамзи есть что играть, соседствуют с неудачными, вроде безвкусной «постельной сцены».

Не помогает актрисе и её компания во втором сезоне. В первом она удачно сочеталась с Педро Паскалем, изображая остроумную егозу, которую оберегает угрюмый и сдержанный мужик с трагичной историей. В продолжении ей в пару поставили Дину, которую сыграла Изабела Мерсед (Isabela Merced), и она буквально излучает харизму в каждом кадре, перетягивая на себя всё внимание. Причём делает это настолько непринуждённо и естественно благодаря богатой мимике, что на её фоне Рамзи попросту меркнет — временами кажется, что главная героиня здесь Дина, а не Элли. Рамзи же сияет только в те моменты, когда она в кадре одна или с потенциальной жертвой Элли.

Поэтому первые две трети сезона кажутся не очень интересными, за исключением второго эпизода, где HBO решила похвастать бюджетом и реализовала масштабную экшен-сцену в духе «Игры престолов» — с красивой графикой, толпой заражённых и возможностью раскрыть персонажа Томми. Актёр Гэбриел Луна (Gabriel Lune) очень хорош в этой роли, и здорово, что ему выделили немаленький кусок истории, переписав сценарий игры. Заодно изменив другую деталь — проходившие игру спорили о том, стал бы Томми называть Джоэла по имени при незнакомом человеке, когда они вместе спасали Эбби, а в сериале это делает Дина. К ней претензий меньше — всё-таки не такая матёрая «выживальщица».

Но есть и неудачные изменения — например, встреча Элли с Мэл и Оуэном. Если говорить об игре, то этот эпизод был поворотным моментом для главной героини, показывающим её жестокость и превращение в человека, одержимого местью. То есть о беременности Мэл она узнала в тот момент, когда ничего исправить было нельзя, но убийства совершала намеренно, пусть и в целях самообороны. В сериале же гибель Мэл почему-то сделали несчастным случаем. Это вроде бы тоже Элли не красит и заставляет её и зрителя задуматься о последствиях её действий, но в игре эффект от увиденного куда сильнее, а в сериале — ну, не повезло, так вот пуля может пролететь. В этой сцене должно подчёркиваться моральное падение персонажа, а мы получили просто фатальную ошибку.

Вообще, было бы интересно послушать комментарии Нила Дракманна (Neil Druckmann) по поводу изменений в сюжете игры — вносились ли они по воле самого гейм-директора, который уже не считает свои решения удачными, или же телевизионный формат вынудил. В игре, к примеру, Джоэл понятия не имеет, кто такая Эбби, — в сериале она чуть ли не биографию ему рассказывает. В игре Элли не попадает в плен к серафитам — в сериале попадает. Причём в очень нелепой сцене — она приплывает после шторма, её ловят, готовятся повесить, через полминуты поднимается тревога, и ей удаётся сбежать к лодке. Которую не украли и не повредили. Зачем это было — непонятно. Видимо, узнаем в следующем сезоне.

В то же время трудно не заметить, с какой любовью к первоисточнику делались многие эпизоды. Элли и Дина кидают бутылки, чтобы отвлечь щелкунов. Верстак выглядит как игровой — с зелёным листом для чертежа по центру. Некоторые сцены сняты так, как будто после диалога происходит переход к геймплею с перемещением камеры за спину персонажа. А декорации выглядят просто фантастически, будто взяты из игры. Полуразрушенные города с заросшими зданиями, обшарпанные стены комнат, импровизированные баррикады — здешний Сиэтл очень похож на игровой. В плане картинки к сериалу не подкопаться, и даже излишняя ухоженность некоторых персонажей в условиях постапокалипсиса не отвлекает.

Лучшей серией ожидаемо стала шестая, почти полностью состоящая из флешбэков. Её режиссировал сам Дракманн, как и эпизод с Элли и Райли в первом сезоне, и получился трогательный, местами душещипательный набор воспоминаний. Мы даже историю юного Джоэла и его отца узнаём — очень вкратце, но достаточно, чтобы фанаты персонажа прониклись. Сцена в музее, на мой взгляд, получилась не хуже, чем в игре, и развесёлая саркастичная Рамзи чувствует себя здесь в своей тарелке.

О том, что Белла Рамзи не годится на роль Элли, говорили ещё с первого сезона, но мне так не казалось — да, наверняка можно было найти кого-то получше, но чего-то ужасного я в ней не увидел. Во втором же сезоне у неё не всё получилось, но едва ли это её вина — проблема скорее в сценарии. Сиквел — огромная игра, полная смелых идей, и делить её на несколько сезонов, да ещё и утрамбовывать историю в малое количество серий, — дело очень непростое. Насколько потрясающей игрой была  The Last of Us Part II, настолько же скомканным и ненужным кажется сериал. В нём хватает ярких моментов, выглядит всё круто, актёры стараются и вытаскивают некоторые сцены. Но без вовлечённости в процесс и без цельного сюжета всё это теряет смысл.


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Обзор второго сезона без упоминания фразы «Я буду папой» — это не обзор, а так…

Первый сезон не был «удачным пересказом». Джоэла сделали мямлей с паническими атаками, Элли сделали хабалкой, логики в действиях персонажей ещё меньше, чем в игре, хотя там многое можно списать на условности. Даже при этом Джоэл никогда не расстаётся с припасами и оружием. В сериале попали в аварию? Да бросай весь лут в машине, не нужен он нам. Нашёл винтовку? Ой, а вдруг патроны не найдём? Спрячу-ка я винтовку в нычке в здании, в которое больше никогда в жизни не вернусь. Ложимся спать в заброшенном здании чужого города? Для защиты раскидаю битое стекло ВНУТРИ комнаты, а не перед дверью.
При этом бОльшую часть сцен, в которых показывали сближение героев, вырезали к чертям. Они не нужны. Важнее показать любовную историю Билла, процесс появления Элли на свет и ещё бог знает какую неуместную чушь.

Во втором сезоне всё стало ещё хуже. Просто исходный материал гораздо хуже, а структура такая. что под сериал вообще непонятно как переделывать. Ну вот непонятно как и передали. Элли снова хабалка, только в разы хуже. Джоэл, который должен быть типичным техасским суровым мужиком, ходит к психологу. Психолог просто тупо бухает весь сериал, пока люди вокруг вкалывают… Набор кринжатины.
Элли после убийства Джоэла очнулась, поорала, потом понюхала его рубашку и… всё! Конец. Больше никакой грусти, никаких страданий и уже тем более никакой одержимости местью. Единственная пылкая речь, оправдывающая их поход, принадлежит Дине. При этом Дина утверждает, что совершенно неважно, что Джоэл сделал, он в любом случае не заслужил такой смерти. Но через пару серий, когда узнаёт, что же он сделал, МГНОВЕННО отказывается от мести.

За что хвалить второй эпизод вообще непонятно. Во-первых, TLOU всё-таки не про полчища зомби. Даже один щелкун очень опасен (Джоэл с трудом его убил в первом сезоне). Пугающая атмосфера, темнота, мгновенная смерть при сближении с врагом — вот TLOU. Тут же нам показывают Войну Миров Z в самом худшем проявлении. Бездарно построенная защита города, умные зомби, которые бегут на крыши домов по лестницам, тупые люди, которые двери на эти самые крыши не догадались закрыть… Зомби-босс, который в толпе людей находит лидера и решает его атаковать. Томми, который лезет в самую толпу зомби, уверенный, что сценарий защитит его от укусов. И да, защищает. Буквально в кадре десяток зомби игнорирует его и пробегает мимо.

Об игре Беллы Рамзи я вообще молчу. Ладно там внешность, ладно идиотски прописанный в сценарии персонаж, но можно хоть какие-то эмоции показывать? Она постоянно с покерфейсом. Другое выражение лица у неё только во время битвы, когда она злиться или перепугана. В обоих случаях просто оттопыривает нижнюю челюсть. Я даже не уверен, что вне контекста смог бы понять, какую конкретно эмоцию она изображает. Пример эмоций Беллы Рамзи на скриншоте ниже.

Серия флэшбеков, кстати, тоже тупейшее решение. В игре мы эти флэшбеки видим постепенно, они дополняют путь мести. А сцена на крыльце становится финалом. Здесь же всё впихнули за раз и даже последний их разговор показали, в котором мужественный Джоэл тупо рыдает.

ps непонятно, чем обзорщик смотрел сериал. Цитирую: «в сериале это делает Дина. К ней претензий меньше — всё-таки не такая матёрая выживальщица». К Дине как бы вообще претензий нет. Сцену совсем иначе поставили, и Дина СЛУЧАЙНО раскрывает имя Джоэла. Она даже не видела, что Эбби уже здесь. Она даже не знала, что Джоэл с КЕМ-ТО. Это единственное, что во втором сезоне сделали хорошо. Остальное просто позор какой-то.

При этом игру Рамзи не назвать провальной. Есть великолепные сцены с её участием

Не согласен. Представьте, что вы взяли на роль Конана-Варвара Питера Динклэйджа. Каким бы актерским мастерством он не обладал, ему эту роль не вытянуть. Та же самая ситуация с Беллой Рамзи. Дерьмовый кастинг руинит все.

её структура не подходит для деления на часовые эпизоды

Про летсплеи не слышали?

Короче хотел написать просто разгромный опровергающий комент, что автор опять упарывается в литературный онанизм и пишет всякий бредик просто чтобы растянуть текст и при этом упускает главную суть проблемы прикрываясь сторонними факторами по типу «неэкранизируемой игры»… Но упрощу все до пары слов: переиначивание сюжета, плохой каст актеров и их игра, полностью противоположный характер Элли не только игровой версии, но и даже самой себе из первого сезона.

Одним словом — наснимали полную дичь.

Ну тиктокерш и косплеерш никто даже не рассматривает на роль, кроме отбитых фанбоев — в кино/сериале требования повыше, чем уметь удачно встать между зеркалом и мыльницей. Да и в целом подборка сводится к «она некрасивая», потому что не все представленные девушки достаточно похожи.

Абсолютно линейное повествование, какая сложность в экранизации? Все трЕнды учтены в первоисточнике, бери да снимай, но гляди ты...

В то же время трудно не заметить, с какой любовью к первоисточнику делались многие эпизоды. Элли и Дина кидают бутылки, чтобы отвлечь щелкунов. Верстак выглядит как игровой — с зелёным листом для чертежа по центру. Некоторые сцены сняты так, как будто после диалога происходит переход к геймплею с перемещением камеры за спину персонажа. А декорации выглядят просто фантастически, будто взяты из игры. Полуразрушенные города с заросшими зданиями, обшарпанные стены комнат, импровизированные баррикады — здешний Сиэтл очень похож на игровой. В плане картинки к сериалу не подкопаться, и даже излишняя ухоженность некоторых персонажей в условиях постапокалипсиса не отвлекает.

Извиняюсь, конечно, но скопипастить визуально «готовые» декорации и игровые условности легко, просто именно что и получается — «Смотрите, смотрите, прямо как в игре, мы тоже игроки!»
И при этом забить на сюжет и остальное.

Ну ничего, 3 сезон точно удастся, 100%😁

Да там не нужны другие актрисы — в самом сериале Эбби гораздо больше похожа на Элли чем сама Элли (при этом на Эбби сама сериальная Эбби максимально непохожа)

В общем ощущение что кастинг директор как в анекдоте головой ударился и все местами перепутал

Мда, теперь даже линейные игры «трудно экранизтровать», куда катится мир

Спасибо сериалу хотя бы за порождение шуток со Стасом Ярушиным и Беллой

Всё равно как-то зловеще смотрит.

На Пикабу читал про разбор одной из серий. Мол, постапокалипсис очень соевый и зумерский. Что окружение не соответствует обстановке. Мол, повсюду свет, хотя должна быть жёсткая экономия энергии. На улице зима и сильный холод, а люди ходят без шапок и для них это словно весна.

Читай также