Вчера Вчера 11 5247

Worshippers of Cthulhu: Превью хтонического градостроя по Лавкрафту

Когда Anno встретила Ктулху

Играла на PC
Мы живём на тихом островке невежества посреди тёмного моря бесконечности, и нам вовсе не следует плавать на далёкие расстояния.

«Зов Ктулху», Г. Ф. Лавкрафт

В градостроительных симуляторах недостатка нет, и каждый их поклонник точно проходит путь от классических  Anno,  Tropico или  SimCity в декорациях современных миров до постапокалиптического выживания во  Frostpunk и полётов в космос в  IXION и  Surviving Mars. И везде игроков ожидает плюс-минус одинаковый геймплей — строительство условной развалюхи заканчивается гигантским красивым мегаполисом, которому сможет позавидовать сам Эль Президенте.

 Worshippers of Cthulhu за счёт необычных декораций на их фоне оказалась глотком свежего воздуха. А ещё в ней совсем не нужно вести свою страну в светлое будущее. Да и кому оно нужно, когда вы живёте на загадочном туманном острове в океане, в режиме строительства есть комната боли для еретиков и храм с функцией телесных увечий, а в лесу можно найти дыру в самые недра земли, откуда вещает щедрое подземное божество?..

 

С чего начинается секта?

Герои книг Лавкрафта нечасто сталкиваются с неописуемыми ужасами, немногие из них смогут пережить встречу с древними божествами и уж точно никто не станет искать хтонические «чудеса» нарочно. Но протагонист этой игры — совсем другое дело, ведь после пророческих снов и дней скитания он, верховный жрец ещё совсем маленького культа, наконец находит среди недружелюбных вод остров, куда его звали сновидения. На этой обетованной земле и предстоит высадить паству, ведь в глубинах острова находится город Р’льех, где ждёт своего часа их долгожданный повелитель…

Судя по глобальной карте, в полной версии игры локаций будет ещё много.
Судя по глобальной карте, в полной версии игры локаций будет ещё много.

Начинается всё довольно скромно — хижины для жилья, домик лесоруба и лесопилка. Совсем и не скажешь, что вскоре это место станет сектой, которая будет наводить ужас на весь мир. За первыми шагами маленькой общины наблюдал из земных недр и сам Ктулху. В какой-то момент он, видимо, понял, что более серьёзных последователей не дождётся, а потому предложил сделку — вера и ресурсы в обмен на знания и развитие. А так как у ещё молодой секты нет никаких ресурсов кроме досок и дерева, решил брать вместо дани их, по крайней мере пока последователи не встанут на ноги.

Так как деньги — это устаревший социальный конструкт и ни Ктулху, ни его верховный жрец на них всё равно ничего не купят, единственной достойной валютой на острове считается вера. В самом начале у игрока есть небольшое её количество для того, чтобы заложить основы секты, но позже веру придётся добывать самостоятельно — посредством молитв, усиления фанатизма, вербовки новых последователей и улучшения условий их жизни. Накопив достаточно веры и ресурсов, жрец сможет запустить ритуал вырезания деревянной фигурки, по желанию снабдить её продуктами собственного производства (чем лучше подношения, тем больше награда) и оставить их на алтаре.

Взамен Ктулху дарует поселению своё мистическое благоволение. Жрец расходует его на изучение и строительство новых зданий, улучшает поселение, снова копит веру и меняет ресурсы на знания. Но не всегда всё так просто: игроку придётся иметь дело со случайными ивентами, иноверцами, капризами божества и его заданиями, через которые разблокируются особые здания и возможности. Словом, с Ктулху не заскучаешь!

Я добралась до продукции второго и третьего уровней, что заняло у меня три часа. Наиграла бы больше, если бы строительство скотобойни и пивоварни не вешало игру намертво. Ранний доступ, что поделать.
Я добралась до продукции второго и третьего уровней, что заняло у меня три часа. Наиграла бы больше, если бы строительство скотобойни и пивоварни не вешало игру намертво. Ранний доступ, что поделать.

Нормальность относительна

Чтобы секта не стагнировала, а вера в божество росла, необходимы последователи — несколько человек жрец привозит с собой на корабле, но «рабочих мест» вскоре окажется гораздо больше. Пополнять культ помогает небольшая игровая условность — согласно таймеру, каждые десять минут на остров будут прибывать новые верующие. Это немного ломает погружение, так как постоянный приток гостей никак не подкрепляется сюжетно.

И очень жаль, ведь прочие случайные ивенты содержат свою жуткую мини-историю, в которой игроку придётся поучаствовать и выбрать исход с разными наградами.
И очень жаль, ведь прочие случайные ивенты содержат свою жуткую мини-историю, в которой игроку придётся поучаствовать и выбрать исход с разными наградами.

Подключив фантазию, можно решить, что каждый новоприбывший — это невезучий моряк вроде Йохансена, который причалил к острову по воле всемогущего божества. А когда в городе станет доступно строительство маяка, частоту несчастных случаев вблизи острова можно увеличить, проводя ритуалы. С помощью потерпевших бедствие маленькая община вскоре вырастет в гигантский производственный улей, а подарки для Ктулху будут лучше и щедрее.

После ритуала фонарь светит ярче, а «туристов» на острове благодаря ему становится больше! Только вот экскурсовод у нас какой-то странный…
После ритуала фонарь светит ярче, а «туристов» на острове благодаря ему становится больше! Только вот экскурсовод у нас какой-то странный…

Ещё один замечательный источник прихожан — перевоспитание рабов. Со строительством гавани появится возможность спускаться на воду, чтобы атаковать чужие корабли и захватывать беззащитные города, полные свежего мяса иноверцев. Морские сражения из-за их однообразия и неповоротливого «судна» кажутся неинтересными и ненужными, по крайней мере на обучающем уровне. Да, на карте отображаются вражеские морские юниты, а для защиты самого города можно построить сторожевые башни, но за время игры на меня так никто и не напал.

А каких ещё «кораблей» вы ожидали от последователей Ктулху?..

С захватом вражеского города секта получает все его ресурсы, людей и ещё больше места для строительства, поэтому в дальнейшем набегами придётся заниматься часто. К примеру, для зданий третьего уровня необходимы камень и железная руда, которые находятся на соседнем острове — надо захватывать его, ведь Ктулху вдруг захотел изысков вроде стейков и пива. Хорошо ему, наверное, живётся в Р’льехе…

Социальный класс — сектант

Кем бы ни были люди — истово верующими сектантами или перевоспитанными пленными, им всем нужен дом, иначе они не смогут работать. Вместо подклассов из Anno здесь профессии — каждый нанятый человек происходит из семьи, которая определяет его способность и эффективность. Соответственно, людей со специализацией лесоруба можно посадить варить кукурузу, но их производительность будет страдать. Если в городе набралось слишком много людей одной специальности, их можно принести в жертву переквалифицировать. В силу науки и школу последователи Ктулху не верят, поэтому всё обучение сотрудников сводится к символам, которые можно вырезать у них на спине.

На эффективность трудящихся влияют и другие факторы: фанатичность, рвение и базовые потребности в еде и одежде. Если человек накормлен, одет, а из его окна виден храм, то он даже в компании менее квалифицированных людей будет давать максимальную эффективность производству. Заниматься таким микроменеджментом весело, но ещё веселее было бы видеть истории своих подчинённых, их семей или личные квесты, как, например, в  Cult of the Lamb.

Случайные ивенты здесь есть, но их не хватает, чтобы разбавить скуку в ожидании ресурсов, — чаще приходится включать третью скорость и ждать, залипая в телефон.
Случайные ивенты здесь есть, но их не хватает, чтобы разбавить скуку в ожидании ресурсов, — чаще приходится включать третью скорость и ждать, залипая в телефон.

Некоторые процессы пока что кажутся недостаточно автоматизированными и удобными — так, приходится вручную загружать каждый ресурс для изготовления идола. Странно, что в этом же меню есть кнопка автоматического завершения ритуала, а вот автозаполнение отсутствует. К неудобствам хочется отнести и невозможность переселить специалиста определённой профессии на другой остров.

Это я собираюсь дать человеку дом, разрушить у него на глазах и депортировать его в шахту.
Это я собираюсь дать человеку дом, разрушить у него на глазах и депортировать его в шахту.

То, что можно было бы сделать одной кнопкой, достигается костылями — приходится вручную искать дом нужного человека, разрушать его и всю его жизнь и затем депортировать бездомного на другой остр… Когда я подумала об этом, способ вдруг обрёл куда больше смысла, но это ведь секта — последователи и так должны делать всё, что говорит их пастырь. Зачем прибегать к репрессиям?!

Пусть в  Worshippers of Cthulhu ещё не так много контента, на дождливом острове уже приятно проводить время: приносить жертвы, резать спины своим последователям, вызывать существ из «Некрономикона» и заниматься более обыденными делами, обустраивая свою скромную секту церковь. А баги, местами неудобный интерфейс и отсутствие автоматизации некоторых процессов простительны для игры, которая только вышла в раннем доступе.


Поддержи Стопгейм!

Worshippers of Cthulhu

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
21 октября 2024
65
4.0
2 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Мы живём на тихом островке невежества посреди тёмного моря бесконечности, и нам вовсе не следует плавать на далёкие расстояния.

Так же подумала и моя жена после того, как в «Древнем ужасе» выбрала Моряка в кампании против Ктулху.

Удивительно, что до такой игры не додумались раньше)

Ах да, любимый Стерлитамак...

Пора бы уже наравне со вселенными стим-, дизель-, киберпанк, etc, ввести понятие «ктулхупанка») Очень атмосферно!

Вообще, условный поджанр или троп называется «Космический ужас». Но с "-панк" плохо сочетается.

Игру всписали в антураж книг Лавкрафта, приспособили геймплейные механики, сделали весьма неплохо, нет, всегда найдется тот кто будет душнить про несоответствие. И это при том, что ужасы Лавкрафта описываются как неподдающиеся человеческому осознанию из-за своей природы — все, никаких фильмов, игр и книг, они все слишком человеческими трактовками о «великом» излагают.

На днях добавили возможность переселения жителей + во второй главе начинаются регулярные нападения на остров

Вот только к лавкравтовскому «космическому ужасу» это никакого отношения не имеет. тамошним божествам не то что на людишек, вообще на всю нашу вселенную было глубоко плевать. Они были чужды и непознаваемы. Поклоняться им конечно можно, кто ж запретит, но вот только кроме безумия ничего ты с этого не поимеешь.

А тут у нас не ктулху, а какой-то мелкий барыга. Ты ему — доски, он тебе — технологии. Древний бог, блин.

Игра копия с серии анно. Которой бог знает сколько лет. Какие мобильные таймеры? Или тебе нужен кулдаун 5 секунд, чтобы всем жителям нужную профессию раздать и задрать фанатизм в потолок?

Кнопку переселения добавили с последним патчем, кстати.

Мне современные градострои подобного формата не заходят почему-то. Как-то в них слишком искусственно растянутым геймплей ощущается, излишки в пустую уходящего времени во время ожидания чего-нибудь. При этом визуально еще и далеко не настолько хороши, чтобы можно было в эти «паузы» просто позалипать на город и порелаксировать. А тут еще и совсем уж «мобильные» таймеры подвезли на важные элементы.

Читай также