Fallout: London: Обзор лучшего мода для Fallout 4
Мод хороший, Лондон большой, игра старая
Во многочисленных списках лучших модов для Fallout 4 в основном фигурируют те, которые делают игру менее глючной и более удобной, добавляют улучшенную карту, функциональные дисплеи, расширяют возможности поселений, позволяют играть за гуля или привлекать монстров на свою сторону и так далее. А вот таких больших и значимых сюжетных модов, как Fallout: London, до сих пор не было. Другое дело, что работу Team FOLON совсем не хочется называть пользовательской модификацией. По сути, это самостоятельная игра в духе творчества Bethesda, и точно так же за время прохождения она может вызывать разные чувства — от раздражения до восхищения и обратно.
Пять лет на мечту
Конечно, интересные сюжетные моды для F4 уже были, но London резко выделяется. Ещё бы — мы получили совершенно новый регион, 200 квестов, 20 фракций, борющихся за власть, 7 спутников и столько же поселений. Всё это помещается на карте, сравнимой по размерам с локацией из DLC Far Harbor. И вам потребуется около 90 часов, чтобы освоить «лондонский» контент.
Естественно, разработка столь масштабного мода, над которым трудились энтузиасты, не могла пройти без проблем. Работы начались в 2019-м, релиз изначально планировали на 2023-й, но потом перенесли на весну этого года. Затем проблем подкинула сама Bethesda — выпущенное ею некстген-обновление оказалось несовместимым с Fallout: London, и выход снова перенесли.
После неудачных попыток подружить патч с модом авторы выпустили его в GOG в изначальном виде, то есть совместимым с версией 2019 года. Для Steam-версии нужно делать даунгрейд, и в итоге сама по себе установка Fallout: London превратилась в отдельный квест, с которым не все справились.
Назад в 2015-й!
Те, кто всё же справились и в принципе любят Fallout 4, едва ли пожалеют об этих танцах с бубном. Поводы для раздражения есть, но они в основном связаны с самим оригиналом. Это, напомню, игра из 2015-го, которая даже спустя четыре года была неидеальной.
Поэтому для тех, кто давно уже не играл в Fallout 4, возвращение может оказаться весьма болезненным. Застревающие в текстурах персонажи; туповатый ИИ; долгие загрузки; чрезмерное количество слабо упорядоченных расходников, вынуждающее подолгу копаться в инвентаре; криво работающий прицел снайперской винтовки; в целом не очень удобные сражения, интерфейс и навигация, — и это не весь список. Поводов для раздражения хватает, и в Fallout: London добавили новых — например, частые вылеты.
Лондон, гудбай!
Однако в этой модификации привыкаешь страдать и терпеть. Дело в сюжете, масштабах, атмосфере и внимании к деталям. История разворачивается в полуразрушенном постъядерном Лондоне в 2237 году, между событиями первой и второй Fallout. Мы приходим в себя в капсуле в неизвестной лаборатории, сбегаем оттуда на поезде, который тут же терпит крушение, выживаем и отправляемся выяснять, кто мы, что мы, как это с нами случилось, что это за лаборатория такая и какие эксперименты там проводились.
Завязка, впрочем, не впечатляет. Авторы обыгрывают стандартное до зевоты клише про амнезию героя, да ещё и делают это не лучшим образом. Персонаж сам говорит, что толком не понимает, что происходит и кто он, но уже минут через 10 может легко ввязаться в бандитские разборки и даже выступить в качестве третейского судьи в конфликте между управляющим фабрикой собачьих консервов и рабочими.
Господи, какие фабрики, какие рабочие, кто все эти люди, кто я? Дайте мне прийти в себя хоть немного и сообразить, что творится вокруг. Тут явно не хватает более точного и тонкого вступления, которое бы аккуратно и логично выводило героя с таким диагнозом в этот суровый и незнакомый ему мир.
Но эти первые впечатления забываются (ну, почти!) после того, как мы втягиваемся в происходящее и осознаём масштабы событий. В постапокалиптическом Лондоне, разбитом на 15 районов, идёт сложная борьба за власть и действуют два десятка фракций, и ко многим мы вольны присоединиться.
Уже в самом начале лидер группировки Бродяг вываливает на ничего не соображающих нас тонны информации про местные разборки и предлагает присоединиться. Но я бы советовал сперва посмотреть мир, встретить другие фракции, узнать их и тогда уже решить, с кем вы.
Помимо всевозможных бандитов (например, из Синдиката) есть аристократы и властьимущие из Джентри, есть приверженцы Империи из Пятой колонны, загадочные Ангелы, гражданское ополчение (по сути, копы, или Томми, как их называют в Лондоне). В наличии даже местные рыцари Круглого стола из Камелота, выступающие за республику.
Естественно, у основных фракций свои взгляды, предложения и цепочки квестов. Соответственно, концовки тоже разные. И в целом с нелинейностью всё неплохо, пусть и до уровня Fallout: New Vegas этот аспект недотягивает. Есть моральные дилеммы, некоторые задания можно выполнять по-разному, что влияет на сюжет и меняет другие квесты. А ещё авторы доработали диалоговую систему F4 и заменили стандартные варианты «Да», «Нет» и «Сарказм» полноценными репликами.
Лондон — город контрастов
Далеко не со всеми фракциями встретимся сразу. С основными политическими силами вы познакомитесь лишь часов через 20 (если не больше) после начала игры, но и до этого скучать не приходится. Мы помогаем людям-рыбам (это мутировавшие лондонцы, живущие у Темзы), захватываем движущийся поезд, решая, уничтожить его или перенаправить, совершаем экстремальную прогулку на лодке, нападаем на банк, где сражаемся не только с бандитами, но и с…дриадами.
Тут много привычных для третьей и четвёртой Fallout (и в целом для игр от Bethesda) квестов в духе «Сбегай, убей, принеси». Но есть и действительно интересные задания, причём на разный вкус. Тут вам и хоррор-миссии, и почти юмористические, вроде возможности встретить немцев на подлодке, где обнаружится искусственный интеллект Иммануила Канта — с ним даже можно пообщаться на философские темы.
Локации большие и при этом насыщенные. Пробегая по своим делам по разрушенным улицам Лондона, вы можете случайно стать свидетелем разборок между персонажами, которые явно что-то не поделили, — вас тут же попросят о помощи, хотя никто не мешает и отказаться.
Рано или поздно наткнётесь на роботов-камикадзе, каннибалов, рыцарей в доспехах или пиратов с мушкетами. Или на висящего вниз головой (явно не по своей воле) гуля в шляпе и фраке — оказывается, это сборщик податей на службе одной из фракций. И он вполне может стать вашим компаньоном. В Fallout: London вообще интересные и колоритные напарники. Мне, например, понравилась весьма энергичная девушка Кьера, которая называет себя знаменитой охотницей за сокровищами и искренне верит в путешествия во времени. С компаньонами можно общаться, а некоторые и сами инициируют беседы.
Здесь британский дух, здесь Британией пахнет!
Всё это умножается на атмосферу и проработку самого города, на то, как классно реализован Лондон. Вокруг полно английских флагов, красных телефонных будок, таких же красных двухэтажных автобусов. Есть Темза, Биг-Бен, Вестминстер и другие достопримечательности, пусть и не совсем целые. Периодически на всё это опускается туман и начинается дождь. Не хватает только, чтобы из наушников раздалась песня «Полгода плохая погода» из советской, но британской по духу картины «Мэри Поппинс, до свидания».
Есть и другие детали. Кто-то бросит в диалоге, что они, мол, хотят устроить Anarchy in the U.K. (так называется культовая песня Sex Pistols), кто-то пропоёт «Боже, храни королеву». Появилась даже радиостанция с британской музыкой в стиле Beatles — это помимо двух других: с классикой и джазом из третьей и четвёртой игр.
И конечно, тут много чая и чайников. Есть даже верстаки, где чай можно готовить — разные виды дают те или иные эффекты в качестве расходников. Судя по отзывам, сами лондонцы в восторге от игры и говорят, что здесь много отсылок, понятных только жителям Туманного Альбиона.
Но все, я уверен, оценят то, как серьёзно авторы подошли к своей работе. Они сделали множество новых ассетов, в том числе для плакатов, терминалов, рекламных вывесок и денег — здесь валютой служат не крышечки от «Ядер-Колы», а билеты в метро. И даже «Волт-боя» сменили на ATTA-Boy — для него нарисовали новые анимации, которыми презентуют все доступные умения.
Все диалоги озвучены — да, некоторые актёры, кажется, переигрывают или их голоса не совсем подходят, но по большому счёту всё сделано на хорошем уровне и непохоже на фанатские поделки. Авторы даже заморочились и придумали новых диджеев для радиостанции, где крутится старый добрый джаз. И вот там забавные диалоги грубоватой гулихи и настоящего английского джентльмена озвучены просто шикарно.
Где-то проще, где-то сложнее…
В самом геймплее тоже есть изменения — и касаются они не только расширенных диалогов. Ролевая система стала попроще. Всё сводится к тому, что мы вкладываем одно очко в увеличение характеристик или в изучение/улучшение многочисленных навыков, некоторые из которых как раз зависят от параметров персонажа.
В основном умения перекочевали из оригинала. Но многие, в том числе и я, заметили, что в London, например, можно одновременно выучить оба «гендерных» перка — один повышает урон против женщин, а также даёт уникальные реплики при общении с ними, второй делает то же самое в отношении мужчин.
А вот сражения, наоборот, стали сложнее. Точнее, враги тут более жирные и опасные, а дефицит патронов и лекарств, как и денег, довольно серьёзный — особенно в первой трети прохождения. Я играл на нормальной сложности и всегда испытывал напряжение, а в битвах с сюжетными боссами то и дело хотелось снизить градус. Но на Very Easy справиться с каким-нибудь легендарным гулем тоже будет непросто — даже при поддержке нескольких NPC.
Рецепт понятен — исследовать мир, делать квесты, прокачивать персонажа и его снаряжение. К слову, в Fallout: London появилось много новых предметов и видов оружия. Один из самых колоритных — мушкет: заряжается он ну очень долго, но надо видеть, как это анимировано!
О бедном дизайне замолвите слово
И всё-таки в ряде аспектов чувствуется, что авторам не хватило опыта. Это прежде всего проявляется в дизайне некоторых заданий и локаций. В целом исследование мира построено по принципу оригинальной игры — ходим, бродим, всё обчищаем и зачищаем, подогреваем своё любопытство ожиданием новых встреч, сражений и приключений, понимая, что обязательно на что-то интересное наткнёмся. Но бывает сложно понять, как добраться до нужной точки, чего хотят от нас авторы, где находится этот нехороший тоннель, который нужно взорвать, и так далее.
Или вы приходите на лондонский мост, вас просят заплатить за проход, вы пробуете угрожать, чтобы избежать платы, навыка хватает, а в ответ вам говорят — ну хорошо, просто сходите в район соседнего моста и там уничтожьте три лагеря каннибалов! А это происходит почти в начале игры. Блин, да проще сразу отдать эти несчастные 10 билетов или завалить вас всех!
О чём думали дизайнеры, когда собирали на улице у одного из домов несколько десятков бандитов из Синдиката? Едва завидев нас, они атакуют всей толпой. Справиться нереально — приходится со всех ног драпать в сюжетное здание. А на выходе из него с такой же скоростью убегать снова. Понятно, что такого и в оригинале хватало, но зачем пополнять этот кладезь гейм-дизайнерской мысли?
Уже в самом начале, когда мы знакомимся с Бродягами и начинаем на них работать, нас закидывают однотипными поручениями. Да ещё и локации в том районе не выдающиеся.
Добавьте сюда вылеты, баги (у меня, например, отправленные в поселение напарники потом пропадали или отказывались разговаривать) — и в итоге игра может отпугнуть уже на старте. Хотя, как я сказал, всё куда более эпично и интересно, а задания со временем будут попадаться и нетривиальные.
Если вы любите Fallout 4 и в принципе фирменный геймплей Bethesda и хотите поучаствовать в новой истории, но с привкусом английского чая и запахом Темзы, то попробовать Fallout: London однозначно нужно. Игра недотягивает до уровня New Vegas в плане нелинейности и проработки квестов/диалогов/персонажей (ну, в большинстве случаев), но всё равно это очень мощная и профессиональная работа, которую язык не поворачивается назвать любительским модом. Но если играть в такое в 2024 году вам морально и физически больно, то лучше не прикасайтесь. Авторы обещают выпустить патчи, исправляющие разные ошибки, но саму идеологию гейм-дизайна в рамках этого мода они не исправят. Я в равной степени и удовольствие получил, и в экран наматерился.
Плюсы: большой сюжет со множеством заданий, локаций и фракций, к которым можно присоединиться; очень атмосферный и подробно созданный постапокалиптический Лондон, который интересно исследовать; напряжённые сражения; колоритные напарники; красивые пейзажи; отличная работа с музыкой и озвучкой (хотя есть исключения).
Минусы: баги и вылеты; в начале много скучных локаций и шаблонных квестов; не очень удачный дизайн некоторых локаций и миссий; в основе своей это всё та же игра почти 10-летней давности со всеми вытекающими.
Лучшие комментарии
Александр Шумаков— Где?
— В Лондоне!
— В Лондоне?
— В Лондоне!
— В Лондоне?
— Да! В Лондоне! Ну это там где рыба, чипсы, отвратная еда, паршивая погода, Мэри «любить её по всякому» Поппинс. ЛОНДОН!
Там, помимо рекомендуемых модов на странице FOLON, ещё стоит накатить сверху джентльменский набор фиксов для обычной игры, FallUI, и другие фиксы по мелочам техническим. И появилась отдельная страница на Nexus-e, посвященная исключительно FOLON, первые же из фиксов — тихий бульдог (а то топает как танк), и фикс пивного подстаканника, по ошибке понимавшего урон.
А вообще, лучше ещё ждать, 13 лет посидели в Азкабане, можно ещё. Поиграл, остался доволен, но пока поставил на паузу.
Главное для производительности — ограничить тени, с 20000 стандартных до комфортных значений, у меня это 5000, так как и оригинал, игра давит на процессор своим городом.
А, и да, за большинство крутых анимаций от первого лица (руки при беге и плавании, подъем на лестнице, перезарядки, нож-бабочку, Atta-Boy) отвечает Neeher, моддер-аниматор, многие моды лежат отдельно на его странице Nexus-a.
Альсо, Кирилл. Ты при создании персонажа ставил перк на безумные события (по аналогии с «Дикой Пустошью» из F:NV), и если да, заметил что-то? Может, будка Доктора или в таком духе...
А не, я, уважаю мододелов, просто не люблю когда на их фоне коммерческих разрабов выставляют якобы лентяями
Только крышки металлические, поэтому ОК, смогли сохраниться, а билеты? =\ :)
Ух ты, люди на готовом инструментарие с неограниченными сроками разработки могут делать годные штуки. Кто бы мог подумать...
И близко не лучше же.
Это к чему?
у тебя ироничный коммент, мне показалось, что ты несколько принижаешь работу ребят. если я не прав, то сорян
Вот и я о том же. Команда людей на энтузиазме и без дедлайнов может себе позволить бо́льшую проработку, чем команда у которой сроки, издатель, инвесторы и вообще нужно финансово окупиться и зарплату всем платить
у меня кошмар связан с ножиком и то как герой им играет. анимировано классно, но я через 20 часов игры хотел его сам убить за это
не, я там в харизму и все что с ней связано вложился
Если вкратце.
Попробовать мод вполне стоит. Он вне сомнений лучше сделан чем тот же Фронтир который был чем угодно кроме Fallout. Однако мод далеко не идеален. Начало у Калифорнии сделано отлично, а вот в конце начинает вылезать авторская отсебятина, больше начинающая напоминать серию Resident Evil (причём сами авторы это понимают и с перком «дикая пустошь» занимаются самостебом).
А если нужно подробно.
На YouTube есть более подробный разбор от одного челика, но я тебя сразу предупреждаю:
— этот обзор со спойлерами
— автор полностью оправдывает имя своего канала
давай, попробуй, покажи класс
они не лентяи. просто ограничены. ты же понимаешь, что выбрал бы, работая, например, в близзард — делать мод про лондон от души или дьябло 4?)
Кого озвучивает Астарион?
Да отвратительно анимировано, мне эти руки в кошмарах сниться будут теперь :D
А вообще, как и с любым творением в мире Fallout — надо подождать, пока допилят. Ребята, конечно, молодцы, труд колоссальный. Но вот смотрю я на скрины… И это больше похоже на The Outer Worlds, чем на Fallout. Это, конечно, иронично, учитывая, кто разработал первую, но мне кажется, все-таки нужен какой-то иной фильтр на изображении. Шрифт этот абсолютно дурацкий ещё… Конечно, многие вещи приходят с опытом, но с другой стороны: а зачем портить вещи, что уже работали в 4? Чисто чтоб подчеркнуть самобытность? Ну хз, имхо, результат спорный. Но однозначно пощупаю, как его +- допилят)
я к тому что надо таких пацанов поддерживать
без вопросов
ну покажи мне. я разницу межу коммерческой беседкой и некоммерческим лондоном не заметил особо. (я не беру свитки, там я их люблю даже за их пороки)
Помимо прочих проблем убивает скорость загрузки: вышел из здания — жди минуту, загрузилосу ура! Побежал по квесту в ссоседний квартал, зашел в здание, жди минуту. Поговорил с неписем, вышел из здания, жди минуту. Фаст трэвел — жди минуту. Зашел в здание — жди минуту. Сдал квест, взял другой, вышел из здания — жди минуту. И тут вылет. На шесть минут игры пять минут загрузок? Нет спасибо.