9 декабря 2023 9.12.23 5 16K

SteamWorld Build: Обзор уютного градостроя

Стратегия на один раз

Играл на PC

У серии SteamWorld давняя и богатая на эксперименты история: есть метроидвании, пошаговая тактика, ролевая карточная игра, а начиналось всё с незамысловатой tower defense для Nintendo DSi. Новый проект шведской студии The Station под названием  SteamWorld Build отлично вписывается в эту пёструю компанию: перед нами снова яркая и стильная игра в антураже стимпанкового Дикого Запада, в главных ролях по-прежнему милые человекообразные роботы, однако жанр новый — градостроительный симулятор.

 

Населена роботами

Пароботы, обитающие на этой некогда цветущей, а теперь доживающей последние дни планете, хотят поскорее с неё убраться. Звёзд на небе много, а места в космосе хватит всем. Дело за малым — построить необходимый для путешествия летательный аппарат. Для этого придётся потрудиться — хотя будущие звездоплаватели находят шахту, в глубине которой скрыты детали ракеты, до них ещё необходимо добраться, чтобы раскопать, доставить на поверхность и собрать из этого хлама хоть что-нибудь похожее на космический корабль. В этом и заключается главная цель кампании (впрочем, можно играть и после её достижения) — найти и выкопать шесть частей древней ракеты, заправить её топливом и убраться с умирающей планеты.

В отличие от прошлых частей, сюжету в SteamWorld Build отведена совсем второстепенная роль — оно и понятно, учитывая жанр. Собственно, всё повествование здесь замыкается на пару роликов, сценки с диалогами между несколькими персонажами во время ключевых событий и подсказки обучающего режима. В целом уровень повествования откровенно детский, даром что сценаристы попытались удивить твистом.

Местные роботы не прочь употребить бутылочку-другую на досуге.
Местные роботы не прочь употребить бутылочку-другую на досуге.

Копаем

На первый взгляд кажется, что геймплей здесь под стать сюжету — простой, если не сказать примитивный. Но впечатление это обманчиво: чем больше развивается город, тем больше внимания требуют те процессы, за счёт которых он живёт. Пугаться, впрочем, не стоит, ведь проиграть здесь невозможно: максимум, что случится с вашим поселением, — это остановка в развитии.

Игровой процесс стандартный: строим домики для жителей, расставляем здания, добывающие и перерабатывающие ресурсы, чтобы удовлетворять потребности наших подопечных. У пароботов есть классовая сегрегация, от которой зависит набор этих самых потребностей: если обычным рабочим достаточно воды, угля, ремонта, магазина по соседству и доступа к железнодорожной станции (она выступает центром города и местом для торговли ресурсами), то у инженеров, аристоботов и учёных набор «хотелок» шире и разнообразнее. Зато и квалификация у них выше — без инженеров не запустить, например, самогонный завод. Это влияет на планирование застройки — появляются отдельные кварталы под жильё каждого типа роботов, а при расстановке обрабатывающих ресурсы строений приходится учитывать и дорожную сеть. В целом система простая и понятная.

Превратить дом рабочих в жилище инженеров можно лишь тогда, когда потребности жителей этого дома будут полностью удовлетворены.
Превратить дом рабочих в жилище инженеров можно лишь тогда, когда потребности жителей этого дома будут полностью удовлетворены.

На этом описание геймплея можно было бы закончить, если бы не наличие подземного уровня — вы же помните, что за ракетой роботам пришлось лезть под землю? В подземном царстве свои законы, поэтому и игровой процесс здесь кардинально отличается от происходящего на поверхности. На самом деле, кроме непосредственно частей космического корабля, внизу много интересного и полезного, в частности ценные ресурсы, которые роботы могут найти только здесь: железный лом, золотые самородки, рубины, нефть, вода, газ и многое другое. Их добыча происходит совершенно другим способом: их можно просто выкопать из горной породы («кубик» земли при этом пропадает, освобождая место), а для некоторых видов доступны жилы с бесконечным запасом. Рабочие под землёй тоже разделены по классам: шахтёры копают, старатели добывают ресурсы, инженеры строят и чинят механизмы, а охранники воюют с жуками и злыми роботами, которые выполняют здесь роль врагов.

Действовать здесь надо совсем по-другому: происходящее чем-то напоминает  Dungeon Keeper, разве что огромной руки вместо курсора нет. А в остальном очень похоже: кубическая разметка карты, непрямое управление рабочими, постройка турелей и ловушек…

В шахтах кипит работа: скоро будем ломать блоки с враждебными роботами, и к сражению надо заранее подготовиться.
В шахтах кипит работа: скоро будем ломать блоки с враждебными роботами, и к сражению надо заранее подготовиться.

Всего подземных уровней три. Чем ниже, тем сильнее враги, больше и запутаннее локация. Переключаться между слоями можно нажатием кнопки безо всяких загрузок — получилось довольно удобно, и дискомфорта эта необходимость (а без скачков с уровня на уровень не обойтись) не доставляет.

Больше не значит лучше

Что в первую очередь ждут от градостроительной стратегии? Ответ, на мой взгляд, будет вращаться вокруг следующих понятий: производственные цепочки, доступная для понимания логика событий, удобный интерфейс и внешняя привлекательность.

Производственные цепочки в SteamWorld Build есть (хотя при первом знакомстве кажется, что это не так), но обширными их назвать никак нельзя. Большинство из них появляются ближе к завершающим этапам прохождения и, на самом деле, ломать голову над оптимизацией не заставляют — у вас наверняка и так к этому времени будет переизбыток ресурсов, поэтому можно смело лепить заводы и прочие здания как душа пожелает.

Будущий квартал для роботов-учёных — ничего лишнего, только здания, поставляющие услуги высокого уровня.
Будущий квартал для роботов-учёных — ничего лишнего, только здания, поставляющие услуги высокого уровня.

Что касается понимания происходящего и интерфейса (а эти понятия всегда тесно связаны), то тут всё в порядке — в отдельном меню можно в любой момент посмотреть динамику прихода и расхода ресурсов и на основе этих данных заняться устранением недостатков, если таковые возникли. Да и в целом интерфейс здесь очень удобный что на подземных уровнях, что наверху.

Не придраться и к стилистике: пусть наблюдать за жизнью горожан нет особого смысла, ибо вся беготня роботов по городу — лишь декорация, выглядит стратегия очень мило и уютно. Не обошлось и без толики юмора, который больше всего заметен в мелких деталях.

Но есть за что и поругать разработчиков. Не буду акцентировать внимание на небольших изъянах, вроде странной расстановки приоритетов рабочих в шахтах — они предпочитают убирать камни с пола в последнюю очередь, что немного тормозит планирование будущей стройки. Одна из основных проблем — желание авторов затянуть прохождение.

Ракета почти готова к запуску — осталось подождать каких-то полчаса, занимаясь ничегонеделаньем.
Ракета почти готова к запуску — осталось подождать каких-то полчаса, занимаясь ничегонеделаньем.

Город развивается по мере достижения неких рубежей, которые, как правило, завязаны на количество пароботов определённого класса. Если сначала этого не замечаешь — всегда появляются новые занятия, — то ближе к концу, когда старт ракеты, кажется, уже не за горами, приходится тупо накапливать роботов-учёных для разблокировки нужной технологии, хотя сами по себе эти учёные годятся лишь для пары полезных работ, а в остальном просто сидят дома и требуют больше и больше высокоуровневых развлечений. Этап перед запуском ракеты занял у меня едва ли не столько же времени, сколько всё остальное прохождение. Я просто включил максимальную скорость, свернул игру и открывал её раз в пару минут, когда можно было «повысить» пару домов аристоботов до жилищ учёных. Концовка и вовсе не требует никаких действий: сидим и ждём, когда пароботы заправят ракету.

Я помню, что перед нами казуальный градостроительный симулятор, но не настолько же!

На двух последних уровнях жуки и роботы будут периодически нападать на ваших шахтёров — «спавн» у них бесконечный, поэтому лучше застроить всё ловушками и турелями, чтобы лишний раз не отвлекаться на сражения.

Что самое печальное, после первого прохождения в SteamWorld Build практически нечего делать. Да, можно запустить новую игру на другой карте, но и там всё будет прежним: снова лезем в недра шахты за деталями ракеты, пока наверху вырастает огромный город. Честно говоря, вторую попытку я не осилил — хватило и первой.

Тем не менее, если не требовать от игры многого, удовольствие она может доставить даже тем, кто хорошо знаком с жанром. Главное, воспринимать  SteamWorld Build как развлечение на один раз — в таком случае перед нами неплохая стратегия.

Плюсы: уютная атмосфера; расслабляющий геймплей.

Минусы: после завершения сюжета игра не может предложить ничего нового; некоторые аспекты геймплея на подземных уровнях раздражают; затянутость.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

SteamWorld Build

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
1 декабря 2023
113
4.1
42 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Купил игру как раз в надежде получить казуальный градостроительный симулятор, в котором можно будет расслабленно скоротать несколько вечеров. В целом не пожалел о покупке, однако местная, если так можно выразиться, «боевая система» меня под конец начала реально вымораживать.

Мало того, что она в игру словно добавлена лишь бы «чтоб было» и не привносит особого вызова (на среднем уровне сложности достаточно было набрать с десяток охранников и поставить возле ульев пару огнёметов и турелей, чтобы любое нападение можно было отразить достаточно эффективно), так при всей своей простоте всё-таки умудряется раздражать просто глупым поведением охранников, которые любят при первой возможности срываться в другой конец шахты, а также неадекватной частотой этих нападений. Отдельно надо «поблагодарить» того, кто придумал сопровождать сообщение о готовящемся нападении оглушительно громким звуком тревоги.

Также не помешала бы хотя бы простая статистика расходов на содержание города и шахты, чтобы можно было понять как можно эти расходы оптимизировать. Да и вообще экономика вызывает вопросы, вроде бы есть здания, предоставляющие. услуги, но они разве что повышают уровень удовлетворённости и не приносят дополнительного дохода. Серьезно, если бы я не продавал излишки некоторых производств через вокзал, то мой город давно бы обанкротился.

Оно есть, но без детализации (даже по уровням шахты), поэтому пользы не особо.

Я забыл сказать, что статистика как бы есть, но хотелось бы больше конкретики, чем таблицу с абстрактным «Ваш доход — 1000, содержание города — 500, содержание шахты — 400».

Ставь телепорты.

Телепорты частично решают проблему, однако я их отрыл только при достижении самого нижнего уровня, и до этого приходилось смотреть, как охранники толпой прибегают и наваливаются на одного врага, а потом с такой же суматошностью бегут в улей на другой стороне шахты, хотя враги на этой стороне всё также продолжали лезть из улья. В один момент дошло до смешного — я поставил вторые бараки прямо возле улья, но даже так охранники продолжали бегать на другой улей.

Расскажу свой опыт. Я так же прошёл игру за 3 дня. 1-2 день база и 1й уровень шахт. 3й день 3-4 ур шахт и финал. И так, игра на 1 раз действительно. Компания нормальная, детская, но мне интересно было. Я думал там будут разные компании на 5-6 картах доступных игрокам. Но нет. один сюжет, а за прохождение разных карт, дают разные бонусы в дальнейших играх. Но это всё равно будет стиль «дикий запад». Окей.
Плюсы игры уже описали.
Минусы: 1-Звук. Он отсутствует в поселении гробовая тишина, заводы не громыхают, люди-«роботы» не топают. Природа умерла. И всё что я слышал это звук воющей сраной сирены. Которая оповещает об очередной волне неприятеля.
2- Авто отсутствует, всё носят руками. По этому склад без апгрейдов почти бесполезен в единственном экземпляре.
3- Маркеры. Когда у вас большой город и вам нет-нет. А приходится перемещать здания, из-за того что потребность в них отпадает, но требуется в других позициях. По этому их надо искать. Есть ли маркеры на карте? нет. Маркер будет только тогда когда вы выберите в режиме строительства аналогичную постройку и будете глазами искать маркеры зданий и запоминать, потому что как только выйдешь из режима постройки, значки пропадут и по новой.
4-Меню здания. Не очень понятное, всегда горят значки чтоыб вы увеличили выработку сырья. Однако на складе валяется больше 100 ед. Всё из-за сраных графиков. Если там стоит убыток тоесть -0.5 ед в прибыли. У вас все здания будут говорить о катострофической нехватке и дефиците товара. Единственное на что стоит обратить внимание, это на значки недовольные головы в жилых зданиях, они никогда просто так не будут вылазить и их вы не пропустите, тут разработчики почему-то додумались их включить.
5- Графики. Нету фильтров никаких. Нету понимания хватит ли у вас сырья или вы его потратите вскоре. Я их использовал только посмотреть колличество на складах. Не знаю почему их не вывели сверху как rise of nation например.
6- Бесконечные и частые волны бессмысленных врагов, которые ничем вам не навредят, так как оборона всегда лучше.
7- Момент с охранниками. Есть растения и только в энциклопедии написано как вооружить охранников особыми типами вооружения. Я долго тупил, так как интуитивно не видно где улучшить самих охранников, это делается только на территории.

Также не помешала бы хотя бы простая статистика расходов на содержание города и шахты

Оно есть, но без детализации (даже по уровням шахты), поэтому пользы не особо.

Отдельно надо «поблагодарить» того, кто придумал сопровождать сообщение о готовящемся нападении оглушительно громким звуком тревоги.

Это да, бесит.

которые любят при первой возможности срываться в другой конец шахты

Ставь телепорты.

Главное, воспринимать SteamWorld Build как развлечение на один раз — в таком случае перед нами неплохая стратегия.

Эээээ. Звучит как что-то взаимоисключающее, если честно. В стратегии пройти один раз сюжетку и потом забить это прям как то совсем плохо. Хотел попробовать игру, но теперь как-то не хочется.

Читай также