The Invincible: Обзор игры по роману Станислава Лема
Тяжело ли ходить по чужим планетам?
Обычно связь между играми и книгами ограничивается где-то на уровне пасхалок. Взять, к примеру, главных героев серии Devil May Cry — Данте и Вергилия, чьи имена отсылают нас к поэме «Божественная комедия». Стивен Кинг (Stephen King) оказал большое влияние на авторов Silent Hill, и в этом городке то и дело можно наткнуться на упоминания знаменитого американского писателя.
Есть, конечно, и более основательные образцы связи литературы и видеоигр, которые уже можно считать полноценными адаптациями. Это в первую очередь квесты по мотивам книг Агаты Кристи (Agatha Christie) и сэра Артура Конан Дойла (Arthur Conan Doyle). Английский детектив с Бейкер-стрит в принципе самый популярный литературный герой в играх. Не стоит забывать и о трилогии про Геральта из Ривии и дилогии Американа Макги (American McGee) про Алису — хорошо знакомые книжные герои тут переработаны в угоду сюжету игры.
По тому же пути пошли и создатели The Invincible: взяв за основу одноимённый роман, они сделали на его базе свою историю. Автор «Непобедимого» — польский писатель и футуролог Станислав Лем (Stanisław Lem) — фигура для своей страны значимая: он предвидел и описал такие современные изобретения как смартфоны, дроны, искусственный интеллект и даже Интернет. Лем по праву считается национальной литературной гордостью Польши, и неудивительно, что местные разработчики обратились к его творчеству. Студия, сделавшая The Invincible, называется Starward Industries и состоит из нескольких десятков людей, которые когда-то принимали участие в создании Dying Light, Layers of Fear 2 и The Witcher 3. Казалось бы, есть мощная литературная основа, есть люди, не просто горящие своей идеей, но ещё и с солидным опытом. Соединив всё это, мы, по идее, должны получить идеальную адаптацию культового романа. Ведь должны же?..
Тайна третьей планеты
История The Invincible начинается с того, что главная героиня игры, учёный-биолог Ясна, обнаруживает себя на пустынной планете Регис III. Девушка сперва не помнит, как она тут оказалась, но постепенно воспоминания возвращаются, а вместе с ними появляется и цель — найти пропавший экипаж научного корабля «Стрекоза». Исследует Регис III Ясна не в одиночестве: по радиосвязи с ней постоянно общается астрогатор Новик — оставшийся в космосе капитан. Он даёт героине ценные советы, поддерживает и искренне беспокоится за девушку, которая вынуждена блуждать по неприветливой незнакомой планете, но, как настоящий учёный, старается своих чувств не выдавать.
Диалоги героев и размышления Ясны — одна из лучших частей игры. Астронавты обсуждают не только происходящее на Регисе III, но и мир, космос в целом и место человека в нём, причём проходит всё это обсуждение в присущей научной фантастике 60-х годов манере: слегка наивной и полной надежд, но при этом не лишённой обеспокоенности насчёт поведения людей во Вселенной.
Роман «Непобедимый» тоже рассказывает о прибывших на Регис III астронавтах, но в Starward Industries сделали персонажами игры совсем других людей. Разработчики не хотели переносить главного героя книги непосредственно в игровую среду, давать возможность им управлять, чтобы не рушить тот образ, что создал Станислав Лем. При этом истории тесно связаны, и те, кто читал книгу, проведут параллели очень быстро. Поэтому я бы рекомендовала не читать роман заранее, а ознакомиться с ним уже после прохождения The Invincible: у меня сложилось впечатление, что игра рассчитана в первую очередь на тех, кто не читал произведение Лема, — они будут удивлены сюжетными поворотами куда сильнее.
История в игре, даже несмотря на неспешный темп, полна событий, и все их можно посмотреть в специальном меню в виде постепенно восстанавливающегося комикса — очень удобно, кстати. Вообще, с подачей истории в The Invincible всё даже слишком понятно: нет никаких недомолвок, героиня всё проговорит и объяснит, и даже двусмысленность названия раскроет чуть ли не в лоб.
Со временем игра становится всё более и более тревожной. Хоррором её не назвать, но несколько жутких моментов в ней действительно есть. А ещё есть вариативность и целых 11 концовок. Я обнаружила только три, и, если честно, перепроходить игру ради того, чтобы найти остальные, желанием не горю: виной тому её слишком неторопливый настрой.
Ясно, понятно
The Invincible — это симулятор ходьбы. Порой очень утомительной ходьбы. И если в начале путешествия Ясны её неспешная походка воспринимается как данность, да и игрок увлечён завязкой истории и красотой внеземных пейзажей, то часу на пятом вечно переводящая дух героиня начинает немного раздражать. Понятно, что девушка вообще-то в скафандре и ей нелегко преодолевать большие расстояния на полупустой планете, но есть ощущение, что часть прогулок можно было бы подсократить. И авторы даже попытались это сделать, правда весьма своеобразно — просто добавили в игру вездеход, и симулятор ходьбы превратился в симулятор езды.
Вездеход появится у героини далеко не сразу, и немалые расстояния ей придётся преодолеть на своих двоих. И хоть путь Ясны линеен, местный рельеф способен порой дезориентировать: на один уступ можно взобраться, на другой (выглядящий точно так же) — нет. Поэтому девушка в поисках заветной активной точки время от времени будет своим скафандром обтирать скалы. А ещё можно ненароком залезть в такие места, откуда потом не спуститься, и игру придётся перезагружать. Многие баги и недоработки Starward Industries обещает поправить к релизу игры; надеюсь, что застревания в текстурах тоже есть в списке.
Героине не раз придётся решать задачки, и язык не повернётся назвать их головоломками — настолько они простенькие и незамысловатые (например, настроиться на нужную радиоволну или найти место для установки зонда). Помогают Ясне в исследовании планеты несколько атомпанк-устройств — так, с помощью трекера в любой момент можно сканировать территорию, а журнал с картой чётко фиксирует местоположение протагонистки.
Я уже говорила, что путь героини линеен, но при этом упоминала вариативность игры и несколько концовок. Зависят они от решений, которые Ясне приходится принимать. В диалогах нужно выбирать реплики, формируя мнение девушки о происходящем. Она может спорить с астрогатором или соглашаться, а ещё порой способна решаться на самоотверженные поступки. Или не решаться. Эта механика позволяет чувствовать себя не сторонним наблюдателем, а участником истории.
Ощущения после прохождения The Invincible противоречивые. Ты будто прочитал (ну, или прослушал) интересную книгу с очень красочными иллюстрациями. Нужен ли этой книге геймплей? Вообще, хотелось бы — зачем-то ведь в неё добавили все эти задачки с гаджетами и езду на вездеходе. Авторы явно вдохновлялись Firewatch и тамошними рациями как средством общения между героями, и эта часть сделана недурно. Ясна и её командир получились яркими и располагающими к себе — им сложно не сопереживать.
Несмотря на то что игра периодически кажется вялой и изматывающей, её история действительно увлекает. И это я говорю не только про оригинальный сюжет книги, но и про то, как разработчикам из Starward Industries удалось адаптировать литературную основу приключения, наполненного размышлениями о месте человека во Вселенной, и преподнести всё это игрокам.
Плюсы: стильный ретрофутуристический сеттинг; харизматичная героиня; вариативность; увлекательный сюжет, бережно обрабатывающий литературный первоисточник.
Минусы: медленная ходьба по огромным локациям быстро наскучивает; поездки на вездеходе со скверным углом обзора тоже утомляют; головоломкам не хватает глубины и изобретательности.
Лучшие комментарии
Как говорил классик:
ArXangel_annЧуваааак! Ну какого хрена??? я его даже не заметила, а теперь… Ну вот нафига ты?
Обожаю фантастику! Обязательно попробую эту игру.
Ух, только что прошёл) Хорошая бродилка! Красивая, стильная, с захватывающим сюжетом фантастика! Некоторые локации завораживают! Правда медленная ходьба по порой гигантским локация утомляет. Хорошо хоть временами на вездеходе дают прокатиться.
Да камон! Я перечитывал и переслушивал книгу сколько раз, что уже считать перестал, и всё равно пол игры сидел с отвисшей челюстью.
По Непобедимому ведь даже фильмов не снимали. А тут нам наконец-то разрабы дали возможность своими глазами взглянуть на их интерпретацию тех образов, которые Лем описал только широкими мазками. Лес, циклоп, сам Кондор в конце концов. Да, получилось не идеально, но очень даже неплохо.
Спасибо за обзор! Проект заинтересовал ещё с момента анонса
Спасибо за обзор. Как раз закончил проходить Fort Solis, Dead Space remake и Calisto Protocol. На очереди вот эта игра и Observation.
Если можно сравнить, то как сильно игра похожа на, например, The Solus Project?
Солус Прожект это вроде выживалка, а это симулятор ходьбы
В итоге, когда играл на релизе, микрофон довольно быстро перестал замечать. А сейчас даже и не помню, был ли он.
Ну чтож час до выхода, хорошо вышел обзочик. Посмотримс
Очень похожее чувство испытал после прохождения, солидарен.
ЯСНА
Угол обзора можно менять кнопкой V
Как лицензированный филолог люто плюсую за здравомыслие! Нечего на Стругацких ссылаться, снимай свое, а не переваривай чужое, тем более в таком виде. Сам по себе Тарковский неплох.
Так спору нет, на вкус и цвет все фломастеры разные… Я сам любитель фантастики и мне ну не зашло. Причём скажу честно, книга тоже не особо зашла. Понятно, что зависит многое от перевода, но стиль письма Лема на любителя...
Но тут же тапки полетели, хотя мне не привыкать быть белой вороной. Взять хотя бы того же «Сталкера» Тарковского. Ну прям все в каком то экстазе, руки заламывают от офигительной талантливости ленты… Куда ни плюнь, всё равно попадёшь в гуру артхауса с крайне чувственной и глубокой душевной организацией… Особенно смешно это выглядит, когда выясняется, что оргазмирующий хвалебными эпитетами «искусствовед 80 левела» исходник не читал от слова совсем...
А меж тем Стругацкие, увидев фильм, попросили убрать их имена из титров-ЭТО им тоже не понравилось, поскольку посыл книги совершенно другой, а гениальность «Пикника» в том, что перечитывая его хотя бы раз в пять лет по мере взросления, каждый раз по новому воспринимаешь героев и их поступки.
Тарковский снял унылое говно за 3 копейки с десятиминутными заездами камеры над лужей со старым хламом. Переубедите меня.
Микрофон надеюсь можно скрыть как-то? Понимаю что до столба докапываюсь, но поймал себя что на всех скриншотах я прежде всего на него смотрю, а уж потом на остальную игру.
Не знаю, что увидела тут Катерина… Пейзажи… Пейзажи были в «Горизонте», не зря Кодзима выбрал Дециму от голландцев, а не Анрил. Музыка отвратное унылое занудство, SSD и 1060-6Гб с 32ГБ оперативки на 1920х1080 постоянно спотыкаются о подгрузки, текстуры местами ТАКОЕ глицериновое мыло, что PS-3 подохнет от зависти...
Тактильные ощущения от взаимодействия с миром убоги, всё деревянное, как на Юнити.
Философские потуги на уровне КО. Сюжет-классический ужастик про дебилов. Тут только что сдохло 100500 человек, нас осталось два, мы можем вызвать помощь и без проблем её дождаться, но… не вызовем… Отвратнейшая журнал-карта.
Ретрофутуризм… Господи, как уже развидеть ОПЯТЬ эти стрелочные советские вольтметры и тумблеры… Спидометр от ЛиАЗ-677 видимо тоже вещь в веках… Бобинные накопители с ПОЛНЫМИ обеими бобинами и грандиозное дилдо с дюзами вместо крейсера..
5 часов профуканной жизни… И скажите мне, убогому, на кой нужны стопицот концовок при НУЛЕВОЙ реиграбельности?
Космос-это про пустоту. Как и эта игра.
Прочтите книгу и не тратьте время на эту поделку.