Игры про менеджмент — это кроличья нора, в которую легко провалиться, долго падать и из которой невозможно выбраться. Распробовав их однажды, игрок обязательно ринется изучать самые знаковые проекты в жанре. Глобальное управление городами и островами в SimCity и Tropico неизбежно сменится жизнью в бесконечных колониях Dwarf Fortress и Oxygen Not Included. Кто-то останется богом фантастических и вымышленных миров, другие игроки предпочтут более приземлённые менеджмент-проекты с микроконтролем и личными историями, вроде Two Point, Graveyard Keeper и Stardew Valley.
К числу последних можно отнести и вышедшую на днях Let’s School за авторством китайской студии Pathea Games. В предыдущей игре команды, My Time at Portia, уже присутствовали элементы тайкуна, но теперь у разработчиков появился шанс реализоваться в жанре на полную. «Пора в школу» предлагает примерить на себя роль директора в глуши, провести реновацию, пригласить учеников (и не забыть отобрать у них контрабанду), не сойти с ума при создании учебного плана и сделать своё заведение золотым стандартом системы образования. Закатайте рукава, работы предстоит много!
Кирпичик за кирпичиком
Становиться директором главный герой не планировал — просто ответил на звонок и узнал, что школа, где он когда-то учился, пришла в запустение, а её бывший начальник решил уйти на покой. С этого момента герою на голову свалилось заброшенное здание, подлежащее ремонту, а также появилась голубая мечта — строительство самой престижной школы в городе, где будут лишь квалифицированные учителя и прилежные ученики. Путь к осуществлению мечты тернист, и всё начинается со строительства.
Помещения разбиты по категориям — для запуска учебного процесса понадобятся кабинет директора и класс, остальные комнаты будут открываться по сюжету и посредством исследования научного древа. Позже в распоряжении директора появятся туалеты, платная столовая, комнаты отдыха, охранные посты, магазин с мерчем, художественный класс, спортплощадки и даже бассейн — в общем, всё то, что должно сделать жизнь учеников комфортной и заставить кошельки их родителей похудеть.
Все помещения нужно обустраивать, тем самым увеличивая их престиж. В каждом классе, помимо базового минимума, желательно поставить окна или лампу, систему оповещения о возгораниях и огнетушитель, а некоторые предметы дают бафы к изучению предметов. К примеру, в класс изобразительного искусства нужно поставить колонку с музыкой, а изучающим точные науки понадобятся таблицы, схемы и книги.
Коридоры тоже не должны пустовать — там рекомендуют ставить лавочки и мусорные баки. Помимо неизменных базовых потребностей есть и сезонные: летом придётся оборудовать классы вентиляторами, зимой — обогревателями, а во время дождя — переносить летнюю столовую в помещение и ставить стойку для зонтиков на выходе.
С начала игры мы получаем довольно большую территорию, поэтому расширяться можно в любом направлении, и даже вверх. С одним лишь условием — директор не строитель, так что ему придётся пользоваться услугами рабочих. Одновременно построить миллион помещений помешают также ограниченные финансы, медленный прогресс изучения новшеств и навык менеджмента, речь о котором пойдёт чуть позже.
Некомпетентность и бездарность
Какой бы красивой ни была школа, наполнить голосами и жизнью её способны только люди, поэтому директору стоит как можно скорее заняться наймом учителей. Поначалу желающие будут низкоквалифицированными, но со временем, когда молва о школе пойдёт по миру, к вам потянутся опытные специалисты.
Пока этого не произошло, придётся обучать своих преподавателей. Директор может отправлять учителей (и даже себя) на курсы, чтобы прокачивать навыки педагога, исследователя или управленца, которые помогут держать в узде целый класс неусидчивых детей.
К примеру, вы прикрепили к классу из десяти детей учителя с хорошим навыком обучения, но с низким менеджментом — эффективность занятий значительно снизится, поэтому преподавателю придётся параллельно учиться управлению. От количества обязанностей (классный учитель, уроки, квалификация) у работника будет повышаться стресс, а престижность заведения — падать, поэтому не забывайте заниматься микроконтролем (повышать зарплату, снимать нагрузку, утешать учителей, которые пошли плакать в туалет), чтобы добиться баланса.
После найма специалистов расслабляться рано — учителя требуют зарплат, строительство кабинетов проело дыру в финансовом плане, да и коммунальные счета сами себя не оплатят. Что делать? Проводить рекламную кампанию по привлечению учеников!
Через тернии к деньгам
Первых учеников в новую школу придётся набирать из ближайшего района, а в процессе изучения города получится привлечь на занятия детей из более обеспеченных семей. Набрав класс по количеству свободных парт (шести детей хватит для начала — с бо́льшим количеством плохой учитель-управленец не справится), можно заняться самым трудным — составлением расписания, после заполнения которого я поняла всю боль моих директоров.
По-началу всё просто — нужно лишь забивать таблицу нужными уроками, перетягивая предметы на слоты с днями. Если по итогам заполнения расписания все ученики на иконках справа получили необходимый минимум для сдачи экзамена в конце месяца — вы справились!
Продвигаясь по научному древу, вы откроете дополнительные занятия, которыми можно наполнять таблицу. Так, скучный классный час в начале учебного дня может стать лекцией по концентрации внимания. В середине недели вместо урока ученики отправятся волонтёрить, смогут прослушать урок по этике (повысит их дисциплину) или сделают паузу, чтобы не перенапрягать глаза. Главное, чтобы дополнительные уроки не шли в ущерб учёбе и не сказались на итоговой оценке.
Цветы жизни
Каждый ребёнок в школе — это личность, а не просто болванчик для заработка денег. У него есть инвентарь, предпочтения, дисциплина, вкладка отношений, шкалы потребностей и характер. Забывчивые ученики хуже усваивают материал, невоспитанные будут чаще устраивать розыгрыши и задирать одноклассников. Дети, которые обзавелись врагами в школе, будут грустить и снижать рейтинг, а если в одном классе появились два влюбленных голубка, то они станут счастливее. По ходу учебного процесса ученики будут меняться, и только в ваших силах сделать их лучше или хуже.
Если ребёнок начинает валять дурака на уроке или вы застали его за подготовкой розыгрыша, проступок можно пресечь, сделав выговор или наказав. Это влияет на дисциплину ученика и всех свидетелей, поэтому я в качестве более суровой меры всегда отправляю провинившихся постоять с вёдрами за пределами класса (довольно популярное наказание в японских школах).
Детей можно пожурить за неуместную шутку посреди урока, можно предотвратить пранк, вовремя заглянув в инвентарь, или даже устроить свой собственный, подложив под ноги нелюбимому ученику банановую кожуру. Наказывать можно не только учеников, но и сотрудников, если те отлынивают от работы. Совсем неисправимых нарушителей порядка предлагают отчислить/уволить после нескольких взысканий, но при хорошем уровне дисциплины такое случается редко.
Назначать наказания, рыться в инвентаре учеников и заниматься подобным микроконтролем весело, пока школа маленькая. Чем больше народу, тем сложнее его контролировать, поэтому изымать по 20 лягушек в день надоедает очень быстро. Жаль, нельзя назначить ответственного по шмону и наказанию учеников.
Даже если постоянные обыски надоедают, наблюдать за повседневной жизнью учеников всё равно любопытно — это помогает лучше организовать все школьные процессы, сделать обучение удобным и для учеников, и для себя как игрока. Можно разделить учебную зону и места для отдыха этажами, сделать компактные коридоры и расположить пост охраны в том месте, где с наибольшей вероятностью произойдёт нарушение во время перерыва.
Засев однажды в режиме строительства, я провела там несколько часов, выбирая оптимальный путь к классу, украшая кабинеты и коридоры цветами, статуями и баннерами. Освоившись, в игре даже можно попробовать воссоздать собственную школу по воспоминаниям детства (переименовать учеников и учителей!) и отточить до совершенства каждый учебный процесс.
Разделяй и властвуй
Совершенствоваться надо постоянно. С течением учебного года, обязанностей у директора только прибавляется, и если поначалу он может вести уроки, а в свободное время сидеть на стуле ровно да панд наглаживать, то с каждым сезоном количество задач только растёт.
Навык менеджмента для директора едва ли не ключевой — чем он выше, тем больше классов и комнат получится создать. Когда ноша управленца станет неподъёмной, можно построить кабинет завуча, поймать свободного учителя, запихнуть его на новую должность и в отдельном меню делегировать часть своих обязанностей. Всё, пора снова наглаживать панд!
С течением времени появляются не только новые обязанности, но и новые проблемы, поэтому чем раньше вы просмотрите и внимательно (!) прочитаете все доступные вкладки, тем лучше. Поздней осенью, к примеру, будут идти частые дожди — это значит, что ученики, обедающие на перемене в летнике, начнут мокнуть. Мокрый ребёнок — несчастный ребёнок, который понизит рейтинг школы. Представьте, что сделает с вашим рейтингом толпа мокрых детей…
В трёх вкладках собраны улучшения для школы:
- стиль жизни, где находятся всякие кафетерии, площадки для игр и системы климат-контроля;
- образование, с помощью которого преподаватели получат доступ к более продвинутым программам (не математика, а алгебра и тригонометрия, например);
- менеджмент, где можно изучить комнаты для персонала, актовый зал, парковки и пандусы.
Некоторые исследования в этом древе косметические, поэтому могут подождать, а некоторые будут тикать, как бомба. Это касается в первую очередь углублённого изучения предметов, на которые я не обратила внимание. Через месяц мои ученики выпустились из первого класса, а при создании нового расписания я обнаружила, что у моих преподавателей нет квалификации обучать их наукам посложнее.
Как и в любой игре с менеджментом, перед масштабным строительством или опрометчивым поступком лучше дважды подумать и задать себе несколько вопросов. Сколько мне будет стоить этот манёвр? Потяну ли я 10 новых учеников? Хватит ли на всех туалетов и раковин? Сколько новых учителей нужно нанять? Смогу ли я справиться с новой нагрузкой и успею ли открыть несколько вех в научном древе? В учебном процессе всё взаимосвязано, и, потянув за одну ниточку, вы, скорее всего, начнёте вынужденно дёргать и все остальные, поэтому рассчитывайте силы.
С изучением древа и с течением времени школа начнёт меняться на глазах. Появятся несколько этажей, отопление, квалифицированные учителя и дисциплинированные ученики. В школе будут проводиться мероприятия и концерты, возникнут игровая комната и зоны отдыха, а само заведение превратится в частный пансион, где дети смогут не только учиться, но и спать.
У директора будет возможность отправлять классы на небольшие экскурсии в другие школы, налаживать отношения с коллегами (или безжалостно переманивать учеников и способствовать закрытию школ) и обмениваться опытом. Всё это способно затянуть на несколько долгих вечеров, даже несмотря на простенькую графику и отсутствие цельного сюжета. А зная, как сильно разработчики серии My Time любят дополнять свои творения контентом, общаться с аудиторией и потакать их хотелкам, я уверена, что со временем игра будет расширяться и становиться всё интереснее.
Let’s School — сбалансированная, не очень сложная, но интересная и залипательная игра, в которой умело сочетаются забавный юмор, милейшая графика, механики тайкуна и симулятор школы. Каждое новшество в ней хочется опробовать, а каждую идею — воплотить, поэтому я с огромным удовольствием могу рекомендовать игру как любителям менеджмента, так и новичкам, которым хочется познакомиться с миром строительства и управления.
Плюсы: сбалансированность; очень уютный визуальный стиль и сеттинг азиатской глубинки; юмор; множество механик; огромное количество кабинетов и предметов в научном древе, которые хочется открыть и опробовать; весёлый и ненапряжный игровой процесс; мини-истории и разнообразные ивенты; живые персонажи, а не просто снующие муравьи; понятный интерфейс, который поможет разобраться игрокам со слабым знанием английского.
Минусы: баги (мелкие и несущественные, чаще всего исправляются перезаходом в игру); отсутствие кнопки отмены в режиме строительства; пассивность игрового ассистента в те моменты, когда на экране происходит полный кавардак; количество контрабанды в карманах у учеников.
Лучшие комментарии
Выглядит интересно, но как-будто попахивает Two point, то есть перебарщивание с забавностями, что выглядит просто тупо. Мне лично такой подход в тайкунах не нравится. Лëд и печки в классах? Дети едят на улице в дождь? Даже панда смотрится нормально на этом фоне.
Ну а лягушки это круто. Может это просто была среда?
Я думал они щас заняты второй Портией, а тут еще симулятор школы забабахали.
очень неудобно, что плашка с данными об игре (жанр, платформа, дата выхода) находится после статьи… жутко неудобно.
уХХ, какой детальный обзор для очередного кирпичика в мире кози-гейминга
То есть Remnant 2 не достоин обзора, а вот это пожалуйста...