Нельзя сказать, что детективный жанр обделён вниманием разработчиков. Возьми любую масштабную RPG — и среди множества заданий, которые выполняет главный герой, наверняка найдётся хотя бы одно расследование с классическим детективным антуражем: осмотром места преступления, поисками улик, допросом подозреваемых и задержанием злодеев. Есть целые игры, посвящённые нелёгкой работе сыщиков, — от бесконечной серии про Нэнси Дрю до приключений Шерлока Холмса от Frogwares.
Но много ли в подобных детективах собственно расследования? Часто ли в них можно ошибиться? Идти своим путём? Как правило, перед нами линейная история, в лучшем случае с несколькими концовками. Пойти по ложному следу, арестовать невиновного или сдать дело в архив как «висяк», вычислить преступника не так, как пожелал сценарист, — такого виртуальные детективы обычно не умеют.
Shadows of Doubt, вышедшая в конце апреля в формате раннего доступа, эти правила меняет — да так лихо, что серьёзно воспринимать другие детективные проекты после этого вряд ли получится.
Этот город прогнил…
Один из самых подходящих для детектива сеттингов — нуар. Неудивительно, что разработчики выбрали именно его. 1979 год, альтернативная вселенная, лишь немного похожая на нашу: кроме плотной атмосферы мрачной безысходности, чувствуется влияние научной фантастики, включая киберпанк в духе «Бегущего по лезвию».
Жёсткое постиндустриальное общество, где никого не удивляет неравенство, власть принадлежит корпорациям, среди бедняков копятся протестные настроения, а суровость законов не помогает сдержать высочайший уровень преступности, — таков мир Shadows of Doubt. Тон задают общий визуальный стиль и мелочи, вплетённые в окружение: ассортимент торговых автоматов, газетные статьи и другие тексты, даже сугубо официальные, вроде договора аренды.
Достаточно погасить свет в квартире главного героя, включить телевизор, по которому безостановочно показывают чёрно-белый сериал, усадить персонажа в кресло и вручить ему в руки бутылку виски — и вот перед вами готовая сцена из классического нуара: детектив мучается бессонницей, не зная, как подступиться к запутанному делу. Мерцание неоновых огней на фоне дождя, громкие рекламные объявления, глухо доносящиеся из-за плотно закрытых окон, и умело подобранный контраст света и тени дополнят картину.
И подобное здесь повсюду — авторы постарались, работая над тем, чтобы эффект не разрушался ни на секунду. Больше всего впечатляет то, с помощью каких технических приёмов они этого добились. В игре используется воксельная графика, которая, прямо скажем, неидеально подходит для создания визуальных красот: надо быть настоящим художником, чтобы с помощью неказистых блоков сделать нечто красивое, — это знает каждый, кто в Minecraft пытался построить что-то симпатичнее деревянной хижины. Тем удивительнее понимать, что всё здесь создаётся с помощью процедурной генерации, которая сохраняет художественную ценность контента, полученного с помощью алгоритма.
В каждом новом прохождении перед нами отдельный мир, открытый для исследования. Это полноценный город, который, несмотря на скромные размеры, выглядит и ощущается в разы реалистичнее более масштабных миров из других игр.
Во-первых, здесь нет домов или даже комнат в виде «заглушек»: в любое здание можно войти, а любое помещение, будь то квартира, офис или придорожная кафешка, правдоподобно смоделировано. Небоскрёбы воспринимаются небоскрёбами: в них десятки квартир, и добираться до нужной лучше с помощью лифта, который остаётся средством передвижения, а не скрывает загрузочный экран или пустоту локации. То, что таких высотных зданий всего несколько, а весь город можно обойти за пару минут, нисколько не мешает: уж лучше так, чем сотни навсегда запертых домов.
Районы отличаются друг от друга: есть сверкающие хоромы богачей, безликое убранство среднего класса и погружённые во тьму и холод грязные закоулки, ставшие последним пристанищем отбросов общества.
Отдельно подчеркну внимание к мелочам: интерьер любого помещения полон запоминающихся деталей, которые работают на атмосферу. Если платой за это должны стать неказистые на первый взгляд воксели — что ж, такая сделка меня устраивает. По-моему, Shadows of Doubt с точки зрения стиля даст фору многим другим проектам, где графику создавали «вручную».
Второй аспект, который работает на реалистичность и погружение, — симуляция жизни всех обитателей города. Ни один человек не стоит на месте — каждый ходит на работу, по ночам спит дома, а в свободное время может отдохнуть в ресторане или посетить магазин. За жизнью NPC интересно просто наблюдать — первое время, конечно; потом подобное «сталкерство» надоедает, зато даёт понимание, что симуляция здесь честная.
Кстати, «жить» необходимо и нашему персонажу: нужно следить за опрятностью одежды, регулярно питаться, находить время на сон и отдых; можно даже покупать квартиры и обставлять жилище мебелью. Само собой, на красивую жизнь необходимо зарабатывать. Но толковый детектив без дела не останется: рано или поздно в городе появится убийца.
Следствие вели
Если театр начинается с вешалки, то детектив начинается с места преступления. Причём это самое место вам никто на карте не укажет — информация об убийстве ограничена указанием адреса, где оно произошло, а всё остальное предстоит выяснять самому.
Следует понимать, что наш персонаж — не представитель официальных сил правопорядка. В городе есть силовики (такие же, к слову, граждане со своим распорядком дня). А вот главный герой хоть и работает на мэрию — именно там нужно брать бланк дела и сдавать заключение о расследовании, — но для полиции и автоматических охранных систем он ничем не отличается от обычных жителей. Просто так изучать место преступления, искать улики и зацепки вам никто не позволит, особенно если убийство произошло на закрытой территории, вроде квартиры или офиса.
Придётся идти в обход закона: отключать сигнализацию, взламывать двери, проникать в комнаты через систему вентиляции, прятаться от камер и патрульных — включается немного корявый и простенький стелс, который, однако, не позволяет чувствовать себя расслабленно во время поиска информации. Впрочем, на примитивность не обращаешь внимания — настолько захватывает сам процесс расследования.
Убийство — это событие, которое действительно происходит в городе, а не приготовленная заранее сцена. Преступник совершил его в конкретный момент, использовал определённое оружие и наверняка оставил улики, по которым его можно вычислить. Ищите отпечатки пальцев и ботинок, оружие или гильзы, читайте записки и документы, просматривайте записи с камер наблюдения, опрашивайте очевидцев — но помните, что даже после того, как вы обнаружите ключевую улику, никаких всплывающих оповещений с указанием на конкретного персонажа не будет. Главное в Shadows of Doubt — умение работать с информацией.
В помощь этому сложному, но интереснейшему занятию — удобный интерфейс, позволяющий размещать на доске расследования всё что угодно в наглядном виде. На ней можно указать отсылку к любому предмету — от полного досье на подозреваемого до найденного на месте преступления мусора. По ходу следствия количество записок на доске становится больше, что помогает выстраивать картину преступления. Чувствуешь себя настоящим детективом — это твоё расследование и только от тебя, а не от фантазии сценариста зависит, как его проводить и чем оно закончится.
Загадка кровавого ботинка
Приведу в качестве примера одно из дел. Поступает вызов — в квартире обнаружен труп, необходимо установить личность убийцы, предоставить доказательства его присутствия на месте преступления, найти оружие и по возможности арестовать подозреваемого. Прибываю по указанному адресу, но пройти в квартиру не могу — полиция уже опечатала помещение, а на лестничной площадке дежурит патрульный. Решаю воспользоваться вентиляцией этажом выше — спустя пару минут блужданий по запутанной системе воздуховодов я наконец попадаю в кладовку в квартире жертвы.
Начинаю осмотр места преступления. В первую очередь проверяю труп, что позволяет узнать причину и примерное время смерти, а найденные в кармане документы дают мне информацию о личности убитой, месте её работы и семейном положении.
Внимание сразу же привлекают кровавые следы обуви в прихожей и ванной — сканирую их и заношу в картотеку. Других зацепок вроде бы нет. На всякий случай собираю все острые предметы, найденные в квартире, — возможно, каким-то из них была заколота несчастная. Продолжаю собирать улики, выворачивая квартиру наизнанку, — роюсь в мусорке, вытаскиваю всё из шкафов, читаю электронную почту. С зацепками по-прежнему негусто: в числе подозреваемых остаются лишь две персоны — сожитель жертвы и арендодатель.
Первый отпадает сразу — размер обуви другой, судя по найденным у кровати туфлям. Отправляюсь на поиски арендодателя, предварительно проштудировав адресную книгу и узнав, где он живёт. Снова неудача — после стука в дверь встречаю девушку, непохожую на обладателя обуви 11-го размера.
Следствие зашло в тупик? Немного поразмыслив и вернувшись в квартиру жертвы, вдруг понимаю, что забыл сделать самое главное — не снял отпечатки пальцев с поверхностей. Кроме «пальчиков» самой жертвы получаем ещё два уникальных отпечатка. С одним всё понятно — это сожитель, а вот откуда ещё одни? Это не арендодатель — та любезно согласилась предоставить мне свои отпечатки, видимо понимая, что ей нечего скрывать. Вспоминаю, что среди спама и прочих записей в электронном ящике жертвы были письма про повышение на работе, а в одной из записок упоминался конфликт с коллегой.
Дожидаюсь ночи и проникаю в офис, где работала убитая. Здесь приходится применять навыки взломщика — вскрывать дверь отмычкой и передвигаться в приседе, скрываясь от охранных камер. В картотеке личных дел изучаю все документы сотрудников, пока не выясняю, что у одного из работников отпечатки пальцев аналогичны обнаруженными на месте преступления. И пусть размер обуви снова не тот, кажется у нас появился главный подозреваемый.
Решаю рискнуть и действовать наверняка — этой же ночью вламываюсь в его квартиру, устраиваю обыск, в ходе которого нахожу нож, оказавшийся орудием убийства. Арестовать спящего преступника не составило труда. Через пару минут бланк расследования с перечислением доказательств был отправлен на рассмотрение в мэрию, где подтвердили правильность моих рассуждений — дело раскрыто!
Что до кровавых отпечатков обуви, едва не направивших меня по ложному пути, то, скорее всего, так наследил полицейский, обнаруживший тело, — больше некому.
Шпионские страсти
Надеюсь, я смог продемонстрировать то, как глубоко моделируются события. Можно как ошибиться, так и выбрать свой вариант ведения следствия — например, на подозреваемого я мог выйти и через просмотр камер в подъезде или опрос очевидцев.
Конечно, со временем начинаешь щёлкать даже самые запутанные дела как орешки — добывать информацию не так уж трудно, а убийца почти всегда будет из числа знакомых жертвы. Есть большие проблемы и с игровой экономикой: деньги легко заработать, но некуда тратить, если не заниматься скупкой недвижимости и обустройством своей квартиры. Есть и баги в огромных количествах, что неудивительно, учитывая сложную симуляцию сотен жителей.
Реалистичностью игры лишь подчёркивается то, что многого не хватает: например, очень скудно представлено общение с NPC и совсем нет допросов, которые в детективе должны быть ключевой механикой. Но напомню, что Shadows of Doubt совсем недавно вышла в раннем доступе и разработчик только начинает наполнять проект контентом.
Впрочем, в городе уже есть чем заняться и кроме расследований убийств: на досках объявлений в кафе и барах размещены листовки о поиске исполнителей тёмных делишек, будь то избиение жителя, кража ценных вещей или скрытая фотосъёмка. Такие миссии воссоздают шпионскую тематику из соответствующих фильмов и книг и делают это куда интереснее, нежели чисто «шпионские» игры вроде Alpha Protocol. Чего стоит хотя бы то, как заказчик выдаёт задание: например, чтобы получить информацию, приходится ждать звонка таксофона на другом конце города в нужную минуту или искать кейс с документами, ориентируясь по небольшой фотографии, полученной от бармена.
Есть тут даже прокачка, тоже тесно связанная с сеттингом. Специальные устройства — синхродиски, которые можно купить, своровать или получить в качестве вознаграждения, улучшают характеристики главного героя: например, увеличивают вместимость инвентаря. Не обошлось и без своеобразного юмора: например, одно из улучшений даёт внушительную сумму денег, но взамен наш персонаж получает зависимость от Starch Cola — популярного в этом мире напитка. Власть корпораций налицо — у нас же здесь киберпанк, не забыли?
Несмотря на то что игра полна багов, а после дюжины успешно завершённых заданий расследования кажутся слишком простыми, Shadows of Doubt заслуживает самых лестных слов. Первые несколько дел подарили мне действительно необычные эмоции, которые я до этого никогда не испытывал. Перед нами отличный генератор историй и просто атмосферное приключение, которое стоит вашего внимания — неважно, любите ли вы нуар и нравится ли вам детективный жанр. Для меня Shadows of Doubt — заявка на игру года, даже без скидок на ранний доступ и на то, что впереди ещё много больших премьер.
Лучшие комментарии
Этот город прогнил… ????
+20 нуарного рейтинга. Детективное агентство выдаёт Вам одну роковую женщину и стакан виски!
После релиза пропал в игре на 13 часов. А потом выработал чёткий алгоритм решения дел и в итоге наигрался. Не хватает разнообразия и каких-то итоговых целей.
Хотелось бы в итоге видеть дела, которые нельзя щёлкнуть простой пробивкой «пальчиков» по базе. Так же у убийц не хватает мотивов. Так же иногда хотелось бы расследовать не только убийства (потому что кражи, имхо, могут быть ещё интереснее с геймплейной точки зрения).
Но даже так это всё ещё лучшая детективная игра, не ведущая тебя за ручку и вынуждающая самому распутывать клубок.
Мне для этого потребовалось 30 часов) Одно из самых иммерсивных погружений за последние годы. (Частенько залипал, или «вживался в роль» и медленно сновал по городу)
Радостно, что разработчик уже строит планы на развитие, готовит апдейтики и есть немаленькая вероятность того, что слабые стороны в итоге будут прикрыты.
А про мотивы: зависит от. Обычно он где-то да выражен: в дневничке, на почте, на работе. Другой вопрос, что например в режиме песочницы, эти мотивы не всегда достоверными выходят. =)
Итоговая цель там есть — заработать максимальный социальный рейтинг и уйти на пенсию.
Интересно было почитать девблоги. Там в начале вообще планировалась стратегия типа This is the Police, но потом разраб начал экспериментировать с видом от первого лица и в итоге получилось, что получилось.
Всем очень советую данную игру. Поддержите разработчика. Любителям густой атмосферы, имерсивного геймплея и детективов — маст хев.
Формально там есть «обучающий» режим со сквозным сюжетом. После первого дела вожжи туториала приспускают, а сюжет продолжает развиваться. Но хотелось бы побольше конечно. И сценария, и сценариев.
А я нубище, поэтому есть претензии к игре, надеюсь, либо исправят, либо мне кто-нибудь объяснить в чем именно я нубище.
Обучающий режим (не знаю, одинаков ли он у всех на сто процентов, запустил созданный город), отбросил и работу и оружейный магазин, пока никак, попробовал стороннее дело (надеть наручники на менеджера среднего роста живущего на восьмом этаже Gamez), нашел его и связал, а он не двигается, вообще никак не соглашается следовать.
Шприц, который должен прокачивать персонажа. Взял его в руку, зашёл в кабинку, а список опций пуст. Так и висит бесполезным грузом.
Ну и финальное — интерфейс.
Улики, которые никак не могу найти в своем интерфейсе, то есть, я знаю номер, но как объединить его с известным мне досье — без понятия. Да и непонятно, где можно увидеть состояние персонажа, его хотя бы приблизительное здоровье, кроме появляющихся эффектов слева.
Багов много, от непрогружающихся локаций в вентиляции и прозрачного исчезающего интерфейса, до просто invalid strings посреди экрана.
Помогите с вышеописанным, пожалуйста.
А так игра понравилась, надеюсь, исправят и игра получится ещё лучше.
да вот не уверен.
Хочу что-нибудь похожее на «Murdered: Soul Suspect»)
Этой игре просто необходим vr-режим.
Аресты работают так: нацепил наручники, оставил преступника сидеть на полу, заполнил бумажку и понёс её сдавать в городской холл.
По поводу Invalid String, о котором ты выше писал: русский перевод очень кривой и не полный.
По наручникам точно не скажу, подобное не выполнял. В задании не сказано сфоткать жертву, или просто сходить отчитаться, пока она смирно сидит? Арестованных преступников никуда вести не надо
Шприц улучшает синхродиски (не все). Сначала их надо найти и установить, сам по себе шприц бесполезен
В досье персонажа указываются только подтвержденные данные, вроде справочников. Если косвенно узнал информацию и сам догадался связать ее с нужной личностью, то можешь хоть простой стикер прикрепить.
По состояниям согласен, внутри игры не смог найти их описание. Здоровье регенерируется быстро, степень серости экрана и мигающий индикатор дает приблизительное представление, так что с этим проблем не возникало
Задание — преступник возможно вооружении очень опасен, поэтому арестовать его, нужны наручники. Пришел, нашел, арестовал, постоял подумал, ткнул «завершить дело», после понял, что дело закрылось как-то не так и я его просто отменил (вроде бы). Это было задание с доски объявлений около телефона в кафе, нужны были только наручники.
Спасибо за объяснение, попробую ещё как-нибудь попробовать, скорее всего, попробую сначала, уже наученный каким-никаким всё-таки опытом.
А основное задание пока никак, ищу вентиляцию в квартиру, через которую выбрался.
В девблогах разраб пишет про воксели.
Нет. Но в этом и прелесть игры.
А принципиальное отличие в чём? Существуют ли реальные воксельные игры или это пока только теоретизация и один прототип движка на ютубе, который никогда не выйдет?
Да, уже разобрался, но наверное лучше поздно чем никогда?
Все равно большое спасибо!
Я эту игру сразу приметил из обзора демо-версии Кирилла.
И игра оправдала себя на 100%, с интересом буду следить за разработкой. Рекомендую всем.