5 мая 2023 5.05.23 26 16K

Shadows of Doubt: Превью

Настоящий детектив

Нельзя сказать, что детективный жанр обделён вниманием разработчиков. Возьми любую масштабную RPG — и среди множества заданий, которые выполняет главный герой, наверняка найдётся хотя бы одно расследование с классическим детективным антуражем: осмотром места преступления, поисками улик, допросом подозреваемых и задержанием злодеев. Есть целые игры, посвящённые нелёгкой работе сыщиков, — от бесконечной серии про Нэнси Дрю до приключений Шерлока Холмса от Frogwares.

Но много ли в подобных детективах собственно расследования? Часто ли в них можно ошибиться? Идти своим путём? Как правило, перед нами линейная история, в лучшем случае с несколькими концовками. Пойти по ложному следу, арестовать невиновного или сдать дело в архив как «висяк», вычислить преступника не так, как пожелал сценарист, — такого виртуальные детективы обычно не умеют.

 Shadows of Doubt, вышедшая в конце апреля в формате раннего доступа, эти правила меняет — да так лихо, что серьёзно воспринимать другие детективные проекты после этого вряд ли получится.

 

Этот город прогнил…

Один из самых подходящих для детектива сеттингов — нуар. Неудивительно, что разработчики выбрали именно его. 1979 год, альтернативная вселенная, лишь немного похожая на нашу: кроме плотной атмосферы мрачной безысходности, чувствуется влияние научной фантастики, включая киберпанк в духе «Бегущего по лезвию».

Жёсткое постиндустриальное общество, где никого не удивляет неравенство, власть принадлежит корпорациям, среди бедняков копятся протестные настроения, а суровость законов не помогает сдержать высочайший уровень преступности, — таков мир Shadows of Doubt. Тон задают общий визуальный стиль и мелочи, вплетённые в окружение: ассортимент торговых автоматов, газетные статьи и другие тексты, даже сугубо официальные, вроде договора аренды.

Достаточно погасить свет в квартире главного героя, включить телевизор, по которому безостановочно показывают чёрно-белый сериал, усадить персонажа в кресло и вручить ему в руки бутылку виски — и вот перед вами готовая сцена из классического нуара: детектив мучается бессонницей, не зная, как подступиться к запутанному делу. Мерцание неоновых огней на фоне дождя, громкие рекламные объявления, глухо доносящиеся из-за плотно закрытых окон, и умело подобранный контраст света и тени дополнят картину.

И подобное здесь повсюду — авторы постарались, работая над тем, чтобы эффект не разрушался ни на секунду. Больше всего впечатляет то, с помощью каких технических приёмов они этого добились. В игре используется воксельная графика, которая, прямо скажем, неидеально подходит для создания визуальных красот: надо быть настоящим художником, чтобы с помощью неказистых блоков сделать нечто красивое, — это знает каждый, кто в  Minecraft пытался построить что-то симпатичнее деревянной хижины. Тем удивительнее понимать, что всё здесь создаётся с помощью процедурной генерации, которая сохраняет художественную ценность контента, полученного с помощью алгоритма.

В каждом новом прохождении перед нами отдельный мир, открытый для исследования. Это полноценный город, который, несмотря на скромные размеры, выглядит и ощущается в разы реалистичнее более масштабных миров из других игр.

Во-первых, здесь нет домов или даже комнат в виде «заглушек»: в любое здание можно войти, а любое помещение, будь то квартира, офис или придорожная кафешка, правдоподобно смоделировано. Небоскрёбы воспринимаются небоскрёбами: в них десятки квартир, и добираться до нужной лучше с помощью лифта, который остаётся средством передвижения, а не скрывает загрузочный экран или пустоту локации. То, что таких высотных зданий всего несколько, а весь город можно обойти за пару минут, нисколько не мешает: уж лучше так, чем сотни навсегда запертых домов.

Районы отличаются друг от друга: есть сверкающие хоромы богачей, безликое убранство среднего класса и погружённые во тьму и холод грязные закоулки, ставшие последним пристанищем отбросов общества.

Отдельно подчеркну внимание к мелочам: интерьер любого помещения полон запоминающихся деталей, которые работают на атмосферу. Если платой за это должны стать неказистые на первый взгляд воксели — что ж, такая сделка меня устраивает. По-моему, Shadows of Doubt с точки зрения стиля даст фору многим другим проектам, где графику создавали «вручную».

Второй аспект, который работает на реалистичность и погружение, — симуляция жизни всех обитателей города. Ни один человек не стоит на месте — каждый ходит на работу, по ночам спит дома, а в свободное время может отдохнуть в ресторане или посетить магазин. За жизнью NPC интересно просто наблюдать — первое время, конечно; потом подобное «сталкерство» надоедает, зато даёт понимание, что симуляция здесь честная.

Кстати, «жить» необходимо и нашему персонажу: нужно следить за опрятностью одежды, регулярно питаться, находить время на сон и отдых; можно даже покупать квартиры и обставлять жилище мебелью. Само собой, на красивую жизнь необходимо зарабатывать. Но толковый детектив без дела не останется: рано или поздно в городе появится убийца.

Что за детектив без любви к выпивке? Можно даже устроить пьяный дебош с битьём окон и дракой со случайным прохожим.
Что за детектив без любви к выпивке? Можно даже устроить пьяный дебош с битьём окон и дракой со случайным прохожим.

Следствие вели

Если театр начинается с вешалки, то детектив начинается с места преступления. Причём это самое место вам никто на карте не укажет — информация об убийстве ограничена указанием адреса, где оно произошло, а всё остальное предстоит выяснять самому.

Следует понимать, что наш персонаж — не представитель официальных сил правопорядка. В городе есть силовики (такие же, к слову, граждане со своим распорядком дня). А вот главный герой хоть и работает на мэрию — именно там нужно брать бланк дела и сдавать заключение о расследовании, — но для полиции и автоматических охранных систем он ничем не отличается от обычных жителей. Просто так изучать место преступления, искать улики и зацепки вам никто не позволит, особенно если убийство произошло на закрытой территории, вроде квартиры или офиса.

Автоматические турели иногда стоят даже в квартирах жителей — тех, что побогаче. Таков он — мир победившего киберпанка.
Автоматические турели иногда стоят даже в квартирах жителей — тех, что побогаче. Таков он — мир победившего киберпанка.

Придётся идти в обход закона: отключать сигнализацию, взламывать двери, проникать в комнаты через систему вентиляции, прятаться от камер и патрульных — включается немного корявый и простенький стелс, который, однако, не позволяет чувствовать себя расслабленно во время поиска информации. Впрочем, на примитивность не обращаешь внимания — настолько захватывает сам процесс расследования.

Убийство — это событие, которое действительно происходит в городе, а не приготовленная заранее сцена. Преступник совершил его в конкретный момент, использовал определённое оружие и наверняка оставил улики, по которым его можно вычислить. Ищите отпечатки пальцев и ботинок, оружие или гильзы, читайте записки и документы, просматривайте записи с камер наблюдения, опрашивайте очевидцев — но помните, что даже после того, как вы обнаружите ключевую улику, никаких всплывающих оповещений с указанием на конкретного персонажа не будет. Главное в Shadows of Doubt — умение работать с информацией.

В помощь этому сложному, но интереснейшему занятию — удобный интерфейс, позволяющий размещать на доске расследования всё что угодно в наглядном виде. На ней можно указать отсылку к любому предмету — от полного досье на подозреваемого до найденного на месте преступления мусора. По ходу следствия количество записок на доске становится больше, что помогает выстраивать картину преступления. Чувствуешь себя настоящим детективом — это твоё расследование и только от тебя, а не от фантазии сценариста зависит, как его проводить и чем оно закончится.

Загадка кровавого ботинка

Приведу в качестве примера одно из дел. Поступает вызов — в квартире обнаружен труп, необходимо установить личность убийцы, предоставить доказательства его присутствия на месте преступления, найти оружие и по возможности арестовать подозреваемого. Прибываю по указанному адресу, но пройти в квартиру не могу — полиция уже опечатала помещение, а на лестничной площадке дежурит патрульный. Решаю воспользоваться вентиляцией этажом выше — спустя пару минут блужданий по запутанной системе воздуховодов я наконец попадаю в кладовку в квартире жертвы.

Начинаю осмотр места преступления. В первую очередь проверяю труп, что позволяет узнать причину и примерное время смерти, а найденные в кармане документы дают мне информацию о личности убитой, месте её работы и семейном положении.

«Андрюха, у нас труп, возможно криминал!»
«Андрюха, у нас труп, возможно криминал!»

Внимание сразу же привлекают кровавые следы обуви в прихожей и ванной — сканирую их и заношу в картотеку. Других зацепок вроде бы нет. На всякий случай собираю все острые предметы, найденные в квартире, — возможно, каким-то из них была заколота несчастная. Продолжаю собирать улики, выворачивая квартиру наизнанку, — роюсь в мусорке, вытаскиваю всё из шкафов, читаю электронную почту. С зацепками по-прежнему негусто: в числе подозреваемых остаются лишь две персоны — сожитель жертвы и арендодатель.

Первый отпадает сразу — размер обуви другой, судя по найденным у кровати туфлям. Отправляюсь на поиски арендодателя, предварительно проштудировав адресную книгу и узнав, где он живёт. Снова неудача — после стука в дверь встречаю девушку, непохожую на обладателя обуви 11-го размера.

Конечно, такой бардак сразу бросается в глаза, и пройти мимо я просто не мог. Зато забыл сделать кое-что другое…
Конечно, такой бардак сразу бросается в глаза, и пройти мимо я просто не мог. Зато забыл сделать кое-что другое…

Следствие зашло в тупик? Немного поразмыслив и вернувшись в квартиру жертвы, вдруг понимаю, что забыл сделать самое главное — не снял отпечатки пальцев с поверхностей. Кроме «пальчиков» самой жертвы получаем ещё два уникальных отпечатка. С одним всё понятно — это сожитель, а вот откуда ещё одни? Это не арендодатель — та любезно согласилась предоставить мне свои отпечатки, видимо понимая, что ей нечего скрывать. Вспоминаю, что среди спама и прочих записей в электронном ящике жертвы были письма про повышение на работе, а в одной из записок упоминался конфликт с коллегой.

Дожидаюсь ночи и проникаю в офис, где работала убитая. Здесь приходится применять навыки взломщика — вскрывать дверь отмычкой и передвигаться в приседе, скрываясь от охранных камер. В картотеке личных дел изучаю все документы сотрудников, пока не выясняю, что у одного из работников отпечатки пальцев аналогичны обнаруженными на месте преступления. И пусть размер обуви снова не тот, кажется у нас появился главный подозреваемый.

Карточка каждого жителя дополняется, по мере того как вы находите подтверждающую информацию.
Карточка каждого жителя дополняется, по мере того как вы находите подтверждающую информацию.

Решаю рискнуть и действовать наверняка — этой же ночью вламываюсь в его квартиру, устраиваю обыск, в ходе которого нахожу нож, оказавшийся орудием убийства. Арестовать спящего преступника не составило труда. Через пару минут бланк расследования с перечислением доказательств был отправлен на рассмотрение в мэрию, где подтвердили правильность моих рассуждений — дело раскрыто!

Что до кровавых отпечатков обуви, едва не направивших меня по ложному пути, то, скорее всего, так наследил полицейский, обнаруживший тело, — больше некому.

Шпионские страсти

Надеюсь, я смог продемонстрировать то, как глубоко моделируются события. Можно как ошибиться, так и выбрать свой вариант ведения следствия — например, на подозреваемого я мог выйти и через просмотр камер в подъезде или опрос очевидцев.

Просмотр записей с уличных камер — занятие утомительное. Прямо как в реальности.
Просмотр записей с уличных камер — занятие утомительное. Прямо как в реальности.

Конечно, со временем начинаешь щёлкать даже самые запутанные дела как орешки — добывать информацию не так уж трудно, а убийца почти всегда будет из числа знакомых жертвы. Есть большие проблемы и с игровой экономикой: деньги легко заработать, но некуда тратить, если не заниматься скупкой недвижимости и обустройством своей квартиры. Есть и баги в огромных количествах, что неудивительно, учитывая сложную симуляцию сотен жителей.

Реалистичностью игры лишь подчёркивается то, что многого не хватает: например, очень скудно представлено общение с NPC и совсем нет допросов, которые в детективе должны быть ключевой механикой. Но напомню, что Shadows of Doubt совсем недавно вышла в раннем доступе и разработчик только начинает наполнять проект контентом.

Диалоговая система — самая слабая часть игры.
Диалоговая система — самая слабая часть игры.

Впрочем, в городе уже есть чем заняться и кроме расследований убийств: на досках объявлений в кафе и барах размещены листовки о поиске исполнителей тёмных делишек, будь то избиение жителя, кража ценных вещей или скрытая фотосъёмка. Такие миссии воссоздают шпионскую тематику из соответствующих фильмов и книг и делают это куда интереснее, нежели чисто «шпионские» игры вроде  Alpha Protocol. Чего стоит хотя бы то, как заказчик выдаёт задание: например, чтобы получить информацию, приходится ждать звонка таксофона на другом конце города в нужную минуту или искать кейс с документами, ориентируясь по небольшой фотографии, полученной от бармена.

Чтение газеты позволяет не только узнать последние городские новости, но и скрыть своё лицо от любопытных глаз.
Чтение газеты позволяет не только узнать последние городские новости, но и скрыть своё лицо от любопытных глаз.

Есть тут даже прокачка, тоже тесно связанная с сеттингом. Специальные устройства — синхродиски, которые можно купить, своровать или получить в качестве вознаграждения, улучшают характеристики главного героя: например, увеличивают вместимость инвентаря. Не обошлось и без своеобразного юмора: например, одно из улучшений даёт внушительную сумму денег, но взамен наш персонаж получает зависимость от Starch Cola — популярного в этом мире напитка. Власть корпораций налицо — у нас же здесь киберпанк, не забыли?

Несмотря на то что игра полна багов, а после дюжины успешно завершённых заданий расследования кажутся слишком простыми, Shadows of Doubt заслуживает самых лестных слов. Первые несколько дел подарили мне действительно необычные эмоции, которые я до этого никогда не испытывал. Перед нами отличный генератор историй и просто атмосферное приключение, которое стоит вашего внимания — неважно, любите ли вы нуар и нравится ли вам детективный жанр. Для меня Shadows of Doubt — заявка на игру года, даже без скидок на ранний доступ и на то, что впереди ещё много больших премьер.


Поддержи Стопгейм!

Shadows of Doubt

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
24 апреля 2023
323
4.2
80 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Этот город прогнил… ????

После релиза пропал в игре на 13 часов. А потом выработал чёткий алгоритм решения дел и в итоге наигрался. Не хватает разнообразия и каких-то итоговых целей.

Хотелось бы в итоге видеть дела, которые нельзя щёлкнуть простой пробивкой «пальчиков» по базе. Так же у убийц не хватает мотивов. Так же иногда хотелось бы расследовать не только убийства (потому что кражи, имхо, могут быть ещё интереснее с геймплейной точки зрения).

Но даже так это всё ещё лучшая детективная игра, не ведущая тебя за ручку и вынуждающая самому распутывать клубок.

+20 нуарного рейтинга. Детективное агентство выдаёт Вам одну роковую женщину и стакан виски!

Мне для этого потребовалось 30 часов) Одно из самых иммерсивных погружений за последние годы. (Частенько залипал, или «вживался в роль» и медленно сновал по городу)

Радостно, что разработчик уже строит планы на развитие, готовит апдейтики и есть немаленькая вероятность того, что слабые стороны в итоге будут прикрыты.

А про мотивы: зависит от. Обычно он где-то да выражен: в дневничке, на почте, на работе. Другой вопрос, что например в режиме песочницы, эти мотивы не всегда достоверными выходят. =)

Итоговая цель там есть — заработать максимальный социальный рейтинг и уйти на пенсию.

Интересно было почитать девблоги. Там в начале вообще планировалась стратегия типа This is the Police, но потом разраб начал экспериментировать с видом от первого лица и в итоге получилось, что получилось.

Всем очень советую данную игру. Поддержите разработчика. Любителям густой атмосферы, имерсивного геймплея и детективов — маст хев.

Формально там есть «обучающий» режим со сквозным сюжетом. После первого дела вожжи туториала приспускают, а сюжет продолжает развиваться. Но хотелось бы побольше конечно. И сценария, и сценариев.

А я нубище, поэтому есть претензии к игре, надеюсь, либо исправят, либо мне кто-нибудь объяснить в чем именно я нубище.

Обучающий режим (не знаю, одинаков ли он у всех на сто процентов, запустил созданный город), отбросил и работу и оружейный магазин, пока никак, попробовал стороннее дело (надеть наручники на менеджера среднего роста живущего на восьмом этаже Gamez), нашел его и связал, а он не двигается, вообще никак не соглашается следовать.

Шприц, который должен прокачивать персонажа. Взял его в руку, зашёл в кабинку, а список опций пуст. Так и висит бесполезным грузом.

Ну и финальное — интерфейс.

Улики, которые никак не могу найти в своем интерфейсе, то есть, я знаю номер, но как объединить его с известным мне досье — без понятия. Да и непонятно, где можно увидеть состояние персонажа, его хотя бы приблизительное здоровье, кроме появляющихся эффектов слева.

Багов много, от непрогружающихся локаций в вентиляции и прозрачного исчезающего интерфейса, до просто invalid strings посреди экрана.

Помогите с вышеописанным, пожалуйста.

А так игра понравилась, надеюсь, исправят и игра получится ещё лучше.

Хочу что-нибудь похожее на «Murdered: Soul Suspect»)

Этой игре просто необходим vr-режим.

Аресты работают так: нацепил наручники, оставил преступника сидеть на полу, заполнил бумажку и понёс её сдавать в городской холл.

По поводу Invalid String, о котором ты выше писал: русский перевод очень кривой и не полный.

По наручникам точно не скажу, подобное не выполнял. В задании не сказано сфоткать жертву, или просто сходить отчитаться, пока она смирно сидит? Арестованных преступников никуда вести не надо

Шприц улучшает синхродиски (не все). Сначала их надо найти и установить, сам по себе шприц бесполезен

В досье персонажа указываются только подтвержденные данные, вроде справочников. Если косвенно узнал информацию и сам догадался связать ее с нужной личностью, то можешь хоть простой стикер прикрепить.

По состояниям согласен, внутри игры не смог найти их описание. Здоровье регенерируется быстро, степень серости экрана и мигающий индикатор дает приблизительное представление, так что с этим проблем не возникало

Задание — преступник возможно вооружении очень опасен, поэтому арестовать его, нужны наручники. Пришел, нашел, арестовал, постоял подумал, ткнул «завершить дело», после понял, что дело закрылось как-то не так и я его просто отменил (вроде бы). Это было задание с доски объявлений около телефона в кафе, нужны были только наручники.

Спасибо за объяснение, попробую ещё как-нибудь попробовать, скорее всего, попробую сначала, уже наученный каким-никаким всё-таки опытом.

А основное задание пока никак, ищу вентиляцию в квартиру, через которую выбрался.

А принципиальное отличие в чём? Существуют ли реальные воксельные игры или это пока только теоретизация и один прототип движка на ютубе, который никогда не выйдет?

Да, уже разобрался, но наверное лучше поздно чем никогда?

Все равно большое спасибо!

Я эту игру сразу приметил из обзора демо-версии Кирилла.

И игра оправдала себя на 100%, с интересом буду следить за разработкой. Рекомендую всем.

Читай также