Нашей цивилизации понадобилось чуть более восьми лет, чтобы пройти путь от первого визита человека на околоземную орбиту до пилотируемой экспедиции на поверхность Луны. Гагаринское «Поехали!» и one giant leap for mankind Нила Армстронга стали, пожалуй, главными фразами XX века. Теперь освоение космоса превратилось в рутину — это очень сложная, очень полезная, но уже давно привычная работа.
Угасший было интерес к ракетостроению и полётам за пределы Земли сейчас вовсю разжигает Илон Маск (Elon Musk): популярность проектов SpaceX с амбициозными планами не только покорения ближних рубежей, но и межпланетных путешествий наглядно показывает, что космонавтика привлекает внимание не меньше, чем полвека назад. Есть и другой пример, подтверждающий данный тезис: успех сложной и нишевой видеоигры о космосе — Kerbal Space Program.
Релиз первой части и выход продолжения в ранний доступ разделяет чуть меньше времени, чем прошло между полётом «Востока-1» и прилунением «Аполлона-11». Тянет ли Kerbal Space Program 2 на гигантский скачок для серии?
Пример для подражания
Kerbal Space Program от мексиканских разработчиков из Squad принято относить к космическим симуляторам, но на самом деле геймплей здесь куда глубже банальных полётов в космосе: перед нами целая космическая программа, всеми аспектами которой, от конструирования летательных аппаратов (включая исследование и закупку новых деталей) до их управления, руководит игрок.
Отдельно стоит отметить то, что KSP, при всём своём несерьёзном внешнем виде и любви авторов к юмору (один только Джеб Керман, главный герой околоигровых мемов, чего стоит), легко даст фору «настоящим» симуляторам. Придётся изучать теоретические основы космонавтики, аэродинамики, астрономии и физики, иначе в буквальном смысле далеко не улетишь. При этом игра остаётся игрой и не превращается в унылый учебник: есть здесь простор и для творчества, и «челленджи», а про модификации и говорить нечего — то, как они преображают геймплей, заслуживает отдельного разговора.
KSP прошла долгий путь от простенького развлечения про взрывающиеся ракеты до серьёзного симулятора, но некоторые ограничения, вызванные особенностями движка и программного кода, с трудом удавалось обходить (или не удавалось вовсе) даже с помощью масштабных модификаций. Стало понятно, что для дальнейшего развития нужно полноценное продолжение.
Скандалы, интриги, расследования
А вот со второй частью как-то сразу не заладилось. Во-первых, проект несколько раз поменял разработчиков. Take-Two, ещё в 2017 году перекупившая права на франшизу у Squad, сначала наняла для работы над сиквелом стороннюю независимую студию Star Theory, а потом, когда попытки договориться о поглощении этой компании не увенчались успехом, расторгла с ней контракт. Заниматься KSP2 стала компания Intercept Games, куда издатели переманили значительную часть команды Star Theory. Для последней последствия оказались фатальными — студию пришлось закрыть.
Во-вторых, выход игры несколько раз переносили: то пандемия коронавируса не позволяла закончить работу в срок, то мешала та самая чехарда с командой. В итоге Kerbal Space Program 2 вышла не весной 2020 года, как планировалось изначально, а лишь в феврале 2023-го, да и то в раннем доступе.
Что обещали авторы? По их словам, вторая часть должна продолжать идеи первой, не меняя основную идею. Те же самые «Придумал, построил, полетел», но на более масштабном уровне: больше деталей космических аппаратов, новые солнечные системы и межзвёздные перелёты, расширенное строительство и развитие баз, колоний и орбитальных станций, улучшенная физика небесных тел и, как вишенка на торте, мультиплеер. Что же мы получили в бета-версии?
Хьюстон, у нас проблемы!
Контента в продолжении пока кот наплакал: перекочевавшая из первой части Кербольская планетарная система, возможность сборки, запуска и управления как ракетами, так и воздушными судами (впрочем, в KSP деление на самолёты и космические аппараты всегда было условным — с аэродинамикой тут так себе, при должном старании можно вывести на орбиту хоть летающий утюг), изменённый интерфейс, улучшенная графика и… всё. То есть перед нами первая часть образца десятилетней давности, если не старше.
Кампании с научными исследованиями и экономикой нет, как нет и почти ничего из обещанных нововведений. Радует разве что разнообразие деталей в сборочном цехе — если при сравнении забыть о модификациях для оригинала, конечно. Отмечу доступную и ставшую более гибкой кастомизацию: размеры и форму некоторых элементов можно изменять в широком диапазоне с помощью ползунков в отдельном меню.
Сам процесс создания ракеты стал удобнее — например, в одном сборочном цехе можно делать сразу несколько аппаратов, сохраняя их в отдельном рабочем пространстве, что пригодится во время планирования сложных многоцелевых систем.
А вот к интерфейсу есть большие вопросы. Да, он выглядит ярче и современнее, чем невзрачный аналог из первой части, но по удобству и богатству возможностей явно ему уступает. Причём, вспомнив скриншоты из старых новостей, можно заметить, что интерфейс не раз переделывали (с оглядкой на моды для KSP), но, видимо, пока так и не пришли к оптимальному варианту — один навбол с нечитаемой разметкой чего стоит.
От «улучшенной» графики ощущения двоякие. Да, в чём-то картинка стала реалистичнее (взять то же освещение), но на фоне общего мультяшного образа оригинала такая серьёзность смотрится несколько чуждо. Мне больше по душе немного аляповатая стилистика первой части, где при желании можно было угадать очертания настоящих аппаратов и устройств, нежели сухой и выскобленный до блеска фотореализм, к которому, боюсь, стремятся разработчики второй части.
Это, впрочем, вкусовщина, а что касается объективных показателей, то с тем, что в игре просто ужасная оптимизация, спорить никто не будет. Счётчик кадров стремительно опускается до неприличных значений, стоит повернуть камеру в сторону поверхности планеты, но при этом графика на любых настройках и на любом железе звёзд с неба не хватает. Сглаживание в некоторых случаях отсутствует, а прогрузка объектов и текстур на большом расстоянии работает некорректно — вид с орбиты просто ужасен. Продолжение выглядит хуже даже обычной версии оригинала, а если на последнюю установить парочку графических модов, то картинка и подавно не идёт ни в какое сравнение.
Про баги говорить даже не буду — их тут хватает на любой вкус: от исчезающих после выведения на орбиту спутников до вылетов на рабочий стол. Сказать, что я разочарован, — ничего не сказать. Естественный и единственный позыв после знакомства с Kerbal Space Program 2 — вновь установить первую часть.
Напоследок хотелось бы отметить довольно некрасивое решение издателей, затронувшее российских пользователей. Да, я о том, что легальным путём приобрести игру в России не получится — обычное по современным меркам дело, но есть нюанс. Private Division без предупреждения закрыли доступ к покупке аккурат в момент выхода, не раньше: подозреваю, сделано это было намеренно, чтобы в предрелизный период затащить проект повыше во всяческих чартах, учитывающих количество добавлений в список желаемого и подписок на новости о разработке. С другой стороны, так даже лучше — никому не советую брать KSP2 в текущем её состоянии, тем более за ту цену, которую решили установить авторы.
Пока продолжение по всем статьям проигрывает оригиналу, даже без учёта модов. Возможно, со временем ситуация изменится, но лучше за этим прогрессом наблюдать издалека.
Лучшие комментарии
Не всегда ранний доступ. Раньше превью делали по играм с разных выставок. Так что, проще говоря — игры, которая еще не вышла в её конечном виде.
У игры не было предзаказов, речь немного о другом.
Так разработчики другие, Squad, насколько я понял, к игре не прикасались.
обзор игры, находящейся в раннем доступе. превью не может быть финальным обзором, так как игра за время пребывания в раннем доступе может сильно измениться.
Спасибо что объяснили, благодарю
Да.
Я не говорил что игра суперпопулярна, но много ты знаешь игр которые бы стабильно держали 3k на протяжении десяти лет? Да, командный шутер, рояль, или моба тебе дадут больше популярности, но так там и конкуренция выше. А тут уже готовая ниша — приходи и занимай.
Звучит сомнительно. У КСП в стиме пик в 20к игроков за всё время, а в среднем болтается по 3к. Я понимаю что не все играют в стиме, но этого достаточно чтобы заявить что игра нишевая и останется нишевой, это не какой то секретный суперпопулярный жанр
Типичное явление когда бывшая инди студия получает «добрую» руку издателя на голове.
Ребят, можете объяснить, что значит «превью»?
Когда-то давно пробегала новость что куча разрабов сбежала из squad в valve. Я даже грешным делом надеялся что краны выпустят свою собственную KSP — качественную и красивую, пусть и под другим названием. Но удивительное дело, не только valve, но и вообще никто не захотел занимать эту, явно популярную, нишу. Игроки уже сколько лет вынуждены жрать кактус.
Я больше всего боюсь, как бы с таким «стартом» игру бы просто не прикрыли.
И у меня огромные вопросы, почему сейчас нет столь многих вещей, которые были неоднократно показаны в интервью, тизерах и дневниках разработчиков.
Почему не смотря на те показанные материалы(как минимум можно судить, что команда явно активно работала) сейчас всё находится в таком плачевном состоянии?
Так они там точки лагранжа сделали или нет?
Потому что в этом симуляторе они вроде как есть.
Готов прощать все баги чтобы увидеть наконец-то межзвёздные перелёты ksp
Самое дурацкое-что игру доведут до ума если ее будут покупать, и в первую очередь новые игроки, потому что порог входа у нее ниже чем у первой.
С другой, новых игроков безумно жалко потому что играть в функционально ксп 0.6 но с красивой графикой, объективно, нафиг не надо.
Насколько я понял это предложение, переманили людей из Star Theory, а не Squad.
«Капитализм… зае...» Не смогли купить, уничтожили студию.
Решили на предзаказах нагреть россиян. Думаю, Я не буду покупать игры у этой студии.
Разработчики те же по большей части. Издатель переманил их в свою команду.