29 декабря 2022 29.12.22 34 22K

Мир The Elder Scrolls: разновидности веры среди эльфов

Всё, что вы хотели узнать, но боялись спросить о самой запутанной игровой вселенной

Запрет на поклонения даэдра среди людей имеет логичное объяснение — когда альтмеры поработили недийцев и начали массово приносить их в жертву принцам, было ясно, что в человеческом пантеоне даэдротам никто рад не будет. Тем не менее упоминания об этих могущественных покровителях до сих пор можно отыскать в каждом уголке Нирна: даэдрапоклонники собираются и в Морровинде, и в Скайриме, и даже в Сиродиле, сердце Тамриэля и всей империи.

В ожидании второй части «Истории серии», посвящённой  The Elder Scrolls II: Daggerfall, мы обратим свои взгляды в начало Меретической эры, в период расселения других эльфов. В этой статье я расскажу, почему даэдра обрели такую популярность среди остальных меров, откуда начинали свой тернистый путь каймеры и двемеры, как данмеры стали серокожими, какому принцу обязаны своим существованием орсимеры и какие религиозные культы нынче популярны в Морровинде.

Перевоплощение орков

Из предыдущей статьи мы уже знаем, почему часть альдмеров покинули Алинор — многие эльфы хотели поклоняться не только своим предкам, аэдра, но и некоторым из даэдра. Одни религиозные отступники осели в Сиродиле, став айлейдами, другие отправились на соседние острова, в леса Валенвуда или через весь континент в Морровинд, назвавшись каймерами и двемерами.

Тогда почему, рассказывая о расселении эльфийских народов, я решила упомянуть и об орках? Всё потому, что история их происхождения до сих пор вызывает вопросы как среди игроков, так и среди учёных мира «свитков». В то время как талморская пропаганда называет орсимеров потомками зверолюдей, которые ведут свою историю от коренных народов Тамриэля, иные исследователи полагают, что орки происходят от аэдра и, как следствие, являются мерами, хоть внешне совсем не походят на своих утончённых собратьев.

Во время Ранней Меретической эры коренное население Тамриэля, зверолюди — предки каджитов, аргониан, орков и других зверонародов — жили первобытными сообществами по всей территории Тамриэля.

«До начала эпохи людей»

Орсимеры считают своим покровителем Тринимака, одного из первых эт’Ада. В Мономифе он упоминается как рыцарь Аури-Эля, который вырвал сердце Лорхана и с помощью стрелы запустил его в отдалённый уголок Тамриэля, спровоцировав появление Красной горы.

Когда эльфы начали массово покидать Алинор в поисках мест, где могут поклоняться даэдра, Тринимак пытался остановить исход меров. Запрещённое издание «Истинной природы орков» (которое называют антиорочьей пропагандой) рассказывает, что сама Боэтия съела его, извратив душу и тело Тринимака и сделав его даэдра Малакатом. По подобию аэдра изменились и его последователи орсимеры — новый облик сделал их изгоями, поэтому эльфы отправились далеко на север в поисках нового дома. О съедении Тринимака, правда при несколько других обстоятельствах, рассказывает и книга «Изменившиеся».

С этой теорией происхождения согласны не все, и это понятно — мало кому из орков хочется знать своего верховного бога как испражнения Боэтии. Книга «Малох, Отец Орков» более поэтична, ведь рассказывает, как Тринимак вызвал Боэтию на бой, когда узнал, что принц уводит эльфов из Алинора. В пылу боя Мефала вонзила ему нож в спину, а Боэтия провёл над Тринимаком ужасный ритуал, исказивший его облик. «Возродившись в крови и очистив свой дух от позора», появился Малох, более известный как Малакат, а его почитатели изменились и стали изгнанниками среди утончённых и золотокожих эльфов. Но что до остальных меров, которые обратились к даэдра и которых так яростно пытался остановить Тринимак?

Вслед за даэдра

Перевоплощению Тринимака предшествовало желание некоторых альдмеров отделиться от религии поклонения аэдра, среди которых был и каймер по имени Велот, ставший впоследствии одной из самых почитаемых фигур в каймерской религии. Согласно «Краткой истории Морровинда», его, как и прочих отступников, изгнали из Алинора, хотя правильнее будет сказать, что его увели учения даэдра, в том числе Боэтии, которому и противостоял Тринимак.

Тогда, в один прекрасный день, Боэтия, Князь Интриг, преисполненный сил юности, заманил Тринимака и проглотил его. Боэтия стал подобен Тринимаку и собрал достаточное число слушателей. Боэтия рассказал о лжи эт’Ада, аэдра и о том, что Тринимак и есть самый большой лжец из всех, и говорил это голосом Тринимака! Боэтия поведал народу Триангулярную Истину. Вместе с Мефалой он показал ему правила Стремлений псиджиков. Он научил его, как строить Дома и какие предметы понадобятся для захоронений в Углах. Он продемонстрировал истинный способ быть собой. Он указал путь достижения Исхода. Затем Боэтия освободился от Тринимака, извергнув того на землю перед ними, дабы доказать, что сказанное им правда.

«Изменившиеся»

Современные данмеры поклоняются Азуре, Мефале и Боэтии. Ещё четырёх принцев — Малаката, Молаг Бала, Шеогората и Мерунеса Дагона —

называют Четырьмя Углами Дома Забот. Это даэдроты, которые испытывают данмеров на протяжении жизни.
Современные данмеры поклоняются Азуре, Мефале и Боэтии. Ещё четырёх принцев — Малаката, Молаг Бала, Шеогората и Мерунеса Дагона — называют Четырьмя Углами Дома Забот. Это даэдроты, которые испытывают данмеров на протяжении жизни.

Двинувшись по указанному «пути достижения Исхода», каймеры во главе с Велотом покинули Алинор и заняли местность, позже ставшую известной как Морровинд. В этой части Тамриэля обитали двемеры, которые точно так же покинули Саммерсет и обосновались на горном хребте, разделяющем Морровинд и Скайрим.

Разность культур и религий (двемеры не почитали ни одно из известных божеств, исповедуя агностицизм и научный подход) способствовала постоянным распрям между двумя народами. Постоянная вражда ослабляла обе цивилизации: благодаря Эфириевым войнам (междоусобицам, вспыхнувшим на всей территории двемеров) воинственным атморанцам удалось захватить все города двемеров за довольно короткий срок, и тем потребовалось около ста лет, чтобы вернуться к власти. Соседство с людьми показало, что двемерам понадобится сильный союзник на случай следующего нападения нордов.

В это же время от атморанцев пострадали и фалмеры, занявшие после Исхода север материка. В результате «Ночи слёз» — планомерного уничтожения людей фалмерами и последовавшего за ним реванша от Исграмора и его Соратников — снежным эльфам довелось попросить помощи у двемеров.

Согласившись на союз, двемеры провели над фалмерами эксперимент, заставив употреблять в пищу ядовитые грибы. Это привело снежных эльфов к деэволюции, слепоте и жизни под землёй, а также к долгой войне со своими поработителями. Длительный конфликт закончился только с внезапным исчезновением двемеров, но фалмеры остались жить в их подземных городах и пещерах Скайрима.

Об этом удалось узнать благодаря Гелебору, одному из немногих снежных эльфов, который не заключил союз с двемерами, сохранил свой рассудок и внешний облик (события DLC  Dawnguard).

Вскоре двемеры и каймеры смогли объединиться перед общей угрозой: генерал Индорил Неревар и король двемеров Думак заключили союз Первый Совет, дабы противостоять людям. Коалиция успешно изгнала атморанцев из Морровинда, но религиозные и культурные разногласия никуда не исчезли, что привело к Войне Первого Совета, Прорыву Дракона, исчезновению двемеров и появлению новых богов. Но обо всём по порядку.

Божественное могущество

Общество двемеров было уникальным не только благодаря отсутствию религии: полагаясь больше не на магию, а на технологии, глубинные эльфы смогли добиться прорыва в обработке металлов, инженерии, технологии, архитектуре и многих естественных науках. Исследователи отмечают, что двемеры изучали смерть Костей Земли, чтобы найти способ превращать смертных обратно в божественные сущности, и это знание «антитворения» в конечном итоге выгнало их за пределы Мундуса.

Некоторые фанаты вселенной связывают произошедшее с познанием ЧИМ, что и привело двемеров к исчезновению. До глубокого лора и осознанных сновидений мы ещё доберёмся, но почитать об этом подробнее можно по ссылке.

Ищущие способ обрести божественную силу, двемеры обнаружили в недрах Красной горы сердце Лорхана, пропавшего бога, и увидели в этом возможность. Изучив артефакт, тональный архитектор Кагренак выковал Инструменты — орудия, способные изымать энергию из сердца, фокусировать её, направлять в нужное русло и оставаться при этом невредимым.

Все свои теории Кагренак изложил в книге «Божественная метафизика», которая так и не была расшифрована. Результатом сложнейшей работы Кагренака стал Нумидиум — голем, который должен был стать телом для рукотворного бога с сердцем Лорхана внутри.
Все свои теории Кагренак изложил в книге «Божественная метафизика», которая так и не была расшифрована. Результатом сложнейшей работы Кагренака стал Нумидиум — голем, который должен был стать телом для рукотворного бога с сердцем Лорхана внутри.

Вскоре о находке двемеров и об исследованиях Кагренака стало известно дому Дагот, а затем и остальным каймерам, которые сочли это богохульством надругательство над сердцем Лорхана. Генерал Индорил Неревар, будучи другом короля двемеров Думака, спросил его о сердце прямо, но был обманут. В поисках правды Неревар обратился к Азуре, чтобы та подтвердила его опасения или назвала их беспочвенными. Богиня подтвердила сказанное домом Дагот и призвала Неревара помешать строительству Нумидиума. Обратившись к Думаку во второй раз, Неревар получил отказ, что повлекло за собой расторжение союза, начало Войны Первого Совета и знаменитую битву у Красной горы.

Обороняясь, двемеры заняли хорошую позицию в крепости, но благодаря хитрости Неревара и помощи его сподвижника Дагот Ура каймерам удалось прорвать защиту и победить Думака. В этот самый момент Кагренак направил Инструменты на сердце Лорхана, и в следующий миг все двемеры исчезли из Мундуса.

Я думаю, что Кагренаку, возможно, удалось подарить нашей расе вечную жизнь с непредвиденными последствиями, такими как массовое перемещение во Внешнее Царство. Или он мог ошибиться и полностью уничтожить нашу расу.

Ягрум Багарн, единственный оставшийся двемер

Некоторые считают, что в заметках «Яйцо Времени», написанных ещё одним тональным архитектором и помощником Кагренака, находится если не ответ на загадку произошедшего с двемерами, то предостережение о возможных последствиях.
Некоторые считают, что в заметках «Яйцо Времени», написанных ещё одним тональным архитектором и помощником Кагренака, находится если не ответ на загадку произошедшего с двемерами, то предостережение о возможных последствиях.

События в крепости более точно можно описать как Прорыв Дракона, спровоцированный активацией Нумидиума. (Фанаты до сих пор спорят, сломалось время в ходе битвы у Красной горы, или имел место другой инцидент, но в других случаях манипуляции с големом приводили к Прорыву.) Разные источники сообщают, что в этой битве принимали участие и норды во главе с королём Вулфхартом, и даже орки с каджитами. Узнав из прошлой статьи об особенностях этой временной аномалии, можно предположить, что в каждом из воспоминаний и легенд есть зерно истины (точно так же каждая концовка  Daggerfall канонична). Но кто может рассказать больше?

Живые боги

Полагаться в этом вопросе приходится на союзников Неревара: его жену Альмалексию, советников Вивека и Сота Сила, а также боевого товарища Дагот Ура, тех, кто стал свидетелями произошедшего и пережил битву у Красной горы. Каждый из этих героев является ненадёжным рассказчиком, и позже вы поймёте почему.

Согласно словам Вивека, после исчезновения от двемеров остались только Инструменты Кагренака и само сердце Лорхана. Дагот Ур хотел сразу уничтожить их, видя, что артефакты сделали с их врагами, но Неревар предпочёл сначала поговорить со своей королевой Альмалексией и советниками. Доверив Инструменты Даготу на сохранение, тяжело раненный Неревар покинул поле битвы и спросил совета у союзников.

Выслушав Неревара, мы дали совет, которого он просил: «Следует сохранить эти инструменты под нашей опекой ради благоденствия каймерского народа. Как знать, не было ли исчезновение двемеров временным — возможно, они лишь перенеслись в далёкое измерение, откуда однажды могут вернуться, вернув с собой и угрозу нашей безопасности. А посему надлежит сохранить эти инструменты, изучить их и принцип их работы, чтобы оградить себя от опасности.

И хотя Неревар высказал серьёзные опасения, он решил последовать нашему совету, но при одним условии: чтобы мы все вместе принесли торжественную клятву перед Азурой, что инструменты никогда не будут использованы тем нечестивым путём, каким собирались их использовать двемеры. Мы с готовностью согласились и по воле Неревара принесли торжественные клятвы.

«Битва у Красной горы»

Вернувшись к Дагот Уру, Неревар и АЛЬМСИВИ заметили, что Инструменты повлияли на его рассудок — не имея другого выхода, они отобрали артефакты силой, Дагот Уру и его сподвижникам при этом удалось сбежать.

Прошло несколько лет. Неревар вскоре скончался от ран, а Сота Сил, не на шутку увлёкшийся двемерским мастерством, втайне изучал Инструменты Кагренака. Разгадав их возможности, каймер пришёл к Альмалексии и Вивеку с новым видением мира, с идеей процветающего и счастливого общества, которое они могут построить благодаря божественной силе сердца Лорхана. В этом мире Трибунал мог стать бессмертными наставниками и защитниками для своего народа.

Такое использование сердца шло вопреки составленной Нереваром клятве, за что АЛЬМСИВИ и поплатились внешним видом. Как только Трибунал провёл последние ритуалы над сердцем, Азура прокляла каймеров пепельной кожей и алыми глазами за нарушение договора (и убийство Неревара, согласно иным источникам).

Азура сказала: «Это деяние принадлежит не мне, а вам. Вы выбрали свою судьбу и судьбы всего своего народа, и все данмеры разделят эту судьбу с вами, отныне и до скончания веков. Вы мните себя богами, но вы слепы, и вокруг лишь тьма».

«Битва у Красной горы»

Испытав на себе гнев Азуры и имея собственную божественную силу, Трибунал не собирался более поклоняться Азуре, Мефале и Боэтии, трём столпам своей веры. Вместо этого АЛЬМСИВИ объявили себя представителями этих даэдра, а также объяснили изменившимся и испуганным данмерам, что их новый облик — не проклятие, а благословение. Таким образом Храм Трибунала стал доминирующей религией, а АЛЬМСИВИ, подпитываемые силой сердца Лорхана и верой своих последователей, стали живыми богами.

Перевоплощение Трибунала неотрывно связано со способами обретения божественности, которые называются Шесть путей хождения и были описаны в разных внутриигровых источниках. По словам Вивека, АЛЬМСИВИ выбрали шестой, «Путь скарабея, трансформирующегося в человека»:

«Но затем каждая из составляющих АЛМСИВИ снова восстала, сочетаясь в единое, и явила миру шестой путь. Айем переняла от звезды огонь, Сет взял её тайну, а Век взял её опору, что была создана прежде дара Молага Бала и разрушена истинным способом — тяжким дробящим ударом».

«36 уроков Вивека»

Вскоре Храм Трибунала стал единственной религией в Морровинде. Не соблазнились разве что эшлендеры, которые продолжали почитать трёх даэдра и распространять истину о предательстве и убийстве Неревара АЛЬМСИВИ.

Обещанный мир для данмеров действительно наступил — многие годы Трибунал поддерживал порядок в Морровинде и защищал эльфов от невзгод, не забывая совершать ежегодные паломничества к сердцу Лорхана, дабы напитаться от божественного источника. Сота Силу удалось заключить сделки со многими даэдра во время войны со Второй Империей и с помощью Альмалексии сразить Мерунеса Дагона. Сам Вивек спас острова от нашествия акавирцев и остановил летящую на столицу луну Баар Дау, но всем им ещё предстояла расплата за нарушенные обещания и предательство Неревара.

Брошенная Шеогоратом луна нависала над городом многие годы, прежде чем обрушиться на него с исчезновением Вивека.
Брошенная Шеогоратом луна нависала над городом многие годы, прежде чем обрушиться на него с исчезновением Вивека.

Падение Храма Трибунала

Азура, ставшая свидетельницей заключения клятвы и её нарушения, предрекла реинкарнацию Неревара, который должен был обличить ложных богов и спасти данмеров от их влияния. Принц даэдра пообещала, что однажды появится «узник, рождённый в определённый день от неизвестных родителей». Разумеется, Трибунал объявил слова Азуры ересью, а исповедующие пророчество эшлендеры преследовались и уничтожались. Много лет и много неудавшихся инкарнаций спустя наконец появился герой, который смог пройти все семь испытаний Азуры и доказал, что он — Нереварин.

С появлением Нереварина связан ещё один путь обретения божественности, известный как мантлинг. Неизвестно, кем именно был главный герой Morrowind — реинкарнацией генерала Неревара или «надевшим его мантию», то есть тем, кто принял облик Неревара путём подражания и повторения его деяний в семи испытаниях.

«Мантлинг и инкарнация — разные пути, не путайте их. Последний строится из булыжников, выброшенных на игральных костях судьбы. Первый — ходи как они, пока им не придётся ходить как ты».

Ну-Хатта с Исследующего Дерева Бражника-Сфинкса

Сразив в финале игры ожившего Дагот Ура, уничтожив его собственного голема Акулахана и Инструменты Кагренака, Нереварин сделал то, чего от него ожидало пророчество, — объединил Великие Дома и изгнал ложных богов, которые полагались на силу сердца.

Со смертью Альмалексии и Сота Сила в DLC  Tribunal вера в живых богов стремительно угасала, уступая вспыхнувшему с новой силой поклонению Азуре, Мефале и Боэтии. В конце концов исчез даже воин-поэт Вивек, из-за чего нависавшая над городом луна продолжила падение, уничтожив почти весь Вварденфелл, спровоцировав извержение Красной горы и серьёзные разрушения далеко за пределами острова.

Увлёкшись историей эльфов, мы позабыли о человеческой расе, а ведь именно она шла рука об руку с мерами и на протяжении многих столетий вставляла палки в колёса наследникам альдмеров, претендовала на их земли, становилась катализатором Прорывов Дракона, вела кровопролитные войны и время от времени порождала великих героев уровня Ремана, Тайбера Септима и Исграмора. В следующей статье мы наконец узнаем, как смертный воин стал девятым богом, откуда появились драконорождённые и почему не все из них умеют «кричать», а также с какими ползучими гадами боролись жители Тамриэля.

А эта статья увидела мир благодаря содействию отличного специалиста по вселенной The Elder Scrolls — Pixel Tea. Спасибо ей за помощь!


Поддержи Стопгейм!

The Elder Scrolls VI

Платформы
PC | PS5 | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
без даты
643

Лучшие комментарии

Пока все ушли смотреть или играть в Хейло, я тут порадуюсь очередной статье от Джуби!)

А я порадуюсь тебе! Спасибо за помощь и всех с праздниками <3

ну так, логически связана
1. сотворение мира и космология
2. аэдра, айлейды и пантеон девяти
3. вера эльфов, даэдра, двемеры, данмеры

Всегда рада помочь)
З.ы. Да, всех с Наступающим! ∠( ᐛ 」∠)_

Будем честны. Сценаристы игры — фанаты данмеров!

Соте просто пофиг на внешность. «Посерел и посерел — чего бубнить», Альмалексия, как самая СВЧ из них, подчеркнула свой божественный статус олдскульным кимерским скинчиком, у Вивека внешность подчеркивает его дуализм, гермафродитность и желание быть всеобъемлющим

Вроде официального нет, а неофициальное — они боги, они выглядят как хотят. И, кстати, в «Моровинде»(дополнении «Трибунал») Сота Сил золотой, это в «ТЕСО» он серый.

Сота Сил первым вышел к перекрасившимся данмерам и предстал таким же серым, чтобы успокоить народ. Альмалексия осталась золотой просто потому что захотела и чтобы доказать свое превосходство над силами даэдра. А Вивек двуцветный, потому что двуполый и находится в двух измерениях сразу, а еще он просто одна большая отсылка на индуистский дуализм бытия.

Чо-то у вас часть цитат объединились с их вступлениями.
И немного духоты — даэдроты — это исключительно «несколько кроколодиголовых низших даэдра», в остальных значениях множественное число это… даэдра.

Тут скорее дело в том, что у других рас религия состоит из мифов и легенд, описанных исключительно в книгах,
в то время как религиозным приключениям данмеров посвящена целая игра

Их можно уложить 6 слов: «Рубить деревья — плохо, кушать мясо — хорошо»

Вивек желает полной свободы, убийства всех ограничений, он хочет быть сразу всем, всем народом: обоими полами и сотнями героев — смертных и бессмертных.

Примерная цитата Сота Сила

Только дошли ручки до статьи, и я как всегда в восторге!
Спасибо за такую объемную проделанную работу, читала с большим интересом ????

А есть какое-то объяснение тому, что Альмалексия осталась золотой, Сота-Сил потемнел, а Вивека на две части расперекрасило? Не краска же у Азуры закончилась :/

Они как боги могут выглядеть так, как захотят (в рамках разумного. Хотя с ЧИМ и за рамками). Подозреваю что Сота Силу было наплевать на внешность, он вообще киборгом стремился стать, так что ему и внешность Данмеров устраивала. Альмалексия вероятно стремилась к своей красоте, которая у неё была до проклятия Азуры, и поэтому вернула внешность Каймера. А Вивек скорее всего решил показать людям свою необычность и всесилие, так что стал наполовину Каймером, наполовину Данмером.

Фалмеры — это с альдмериса и есть «снежные эльфы», но я для своего удобства и по привычке обычно называю фалмерами только тех, кто в Скайриме обитается)

вот хотел про босмеров написать. но опередили и опошлили. а они кстати наполовину лесные духи. между прочим. именно поэтому. возможно. их история не так хорошо известна. да и нужна ли она им вообще. эта история… другое мировоззрение. другие приоритеты… и мне они нравятся больше чем их пафосные родственники. ребята с юмором. за что и понравились. хоть и не играю ими

Читай также