24 октября 2022 24.10.22 58 43K

Мир The Elder Scrolls: история сотворения

Всё, что вы хотели узнать, но боялись спросить о самой запутанной игровой вселенной

В начале 90-х трое любителей ролевых игр — Тед Петерсон, Виджей Лакшман и Джулиан Лефэй (Ted Peterson, Vijay Lakshman, Julian LeFay) — собрались создать экшен-RPG. В ней игроку в компании троих друзей предстояло сражаться на аренах по всему миру за титул чемпиона и выполнять небольшие квесты, чтобы в итоге сойтись в поединке со злым волшебником Джагаром Тарном на арене имперского города. По мере развития проекта первоначальная идея постепенно ускользала: от завоевания титула отказались, путь герою нужно было преодолевать в одиночестве, а квесты стали более значимыми и необходимыми для понимания сюжета и всего мира.

Вышедшая в 1994 году The Elder Scrolls: Arena ещё не обросла огромным количеством лора — окончательно он сформировался только к третьей части, — но дала начало одной из самых известных, сложных, интересных и продуманных игровых вселенных, созданных коллективным трудом. Так Джагар Тарн из типичного злого волшебника в замке стал узурпатором, который похитил императора Уриэля VII Септима, эльфийское божество Ауриэль превратилось в наследника творца мира и главного бога Пантеона Девяти, архимага Магнуса повысили до архитектора мира смертных и самого солнца, салачи, боичи и моричи были переименованы в знакомых нам альтмеров, босмеров и данмеров, демоны стали даэдра, а типичные для сеттинга фэнтези гномы впоследствии превратились в двемеров, глубинных эльфов.

Сложный, многоуровневый лор, разбросанный по разным играм и книгам c кучей дат и персонажей, — одна из главных особенностей The Elder Scrolls, одновременно притягательная и отталкивающая. Начав однажды разбираться в мире «свитков», можно потеряться в противоречивой официальной и полуофициальной информации, ведь вся история TES — это прошедшее сквозь годы и мягкие ретконы коллективное творчество, в котором все изменения лора объяснялись впоследствии субъективностью авторов игрового мира.

Разные народы, фракции и страны по-разному интерпретируют своё и чужое происхождение, пишут аннотации к несуществующим книгам и спорят друг с другом, создавая в голове у игрока невообразимую кашу. Что уж говорить, если даже вышеупомянутый «Карманный путеводитель по Империи» хоть и достаточно полно описывает мир TES, но при детальном рассмотрении представляет собой лишённую объективности имперскую пропаганду.

Начать погружение в запутанный мир The Elder Scrolls можно с самых основ — с мифов о сотворении мира и космологии, чтобы позднее чувствовать себя более уверенно во вселенной, где постоянно говорят о магии, богах и их планах, а затем с легкостью ответить на самые насущные «лорные» вопросы: в чём разница между аэдра и даэдра, кто такие эльнофей и цаэски, почему меры презирают Лорхана, а люди обожествляют его, откуда на Нирне появились аргониане и почему Талмор ненавидит Талоса? Разбираться в хитросплетениях лора будем в небольшом цикле статей — мало ли когда в будущем вам пригодится эта информация :)

Сначала была пустота

Сотворение мира The Elder Scrolls сопряжено с дуализмом двух братьев, противостоянием порядка и хаоса, добра и зла, Ану и Падомая, и более полно раскрывается в самой распространённой внутриигровой книге — «Ануаде с комментариями», в русской локализации ставшей «Детским Ануадом», который вы вряд ли захотите подарить своему ребёнку.

Согласно легенде имперского культа, Ану и Падомай появились в Хаосе предвселенной во время Эры Рассвета как изначальные космические сущности, а затем создали Аурбис — само пространство и материю, пронизывающую вселенную. Пытаясь познать себя, рефлексировать и понять собственные пределы, братья обрели души: у Ану появился Ануи-Эль, а у Падомая — Ситис.

Взаимодействуя друг с другом, братья создали Аурбис, а с ним — и изначальных духов эт’Ада, которые ещё не были поделены на аэдра и даэдра. Самые известные из них — Ауэриль (Акатош), созданный Ану, и Лорхан, созданный Падомаем.
Взаимодействуя друг с другом, братья создали Аурбис, а с ним — и изначальных духов эт’Ада, которые ещё не были поделены на аэдра и даэдра. Самые известные из них — Ауэриль (Акатош), созданный Ану, и Лорхан, созданный Падомаем.

«Игра Света и Тьмы» создала Нир, которую полюбили оба брата. Нир выбрала Ану, а Падомай был отвергнут, за что жестоко избил Нир. Братья сошлись в схватке, Ану выбросил Падомая за пределы Времени, а его возлюбленная умерла от ран, успев родить перед этим 12 миров. Сумев вернуться во Время, Падомай возненавидел и уничтожил их, что повлекло за собой последнее сражение с братом.

Ану попытался воссоздать из осколков 12 миров один — так возникла планета Нирн, пока ещё одинокая и неустойчивая.
Ану попытался воссоздать из осколков 12 миров один — так возникла планета Нирн, пока ещё одинокая и неустойчивая.

И затем появилась Нирн

Сойдясь в битве с Падомаем, Ану схватил его и вытащил их обоих за пределы Времени, но вселенная не опустела с их уходом — изначальные духи эт’Ада всё ещё населяли Аурбис, и после их тяжелого труда Нирн наконец стала упорядоченной частью Мундуса. Теорий, из-за чего Мёртвый бог решил создать новый план бытия, несколько. Последователи Ситиса верят, что сам Отец Ужаса был недоволен Нирном, поэтому подговорил своего первенца, Лорхана, разрушить мир, другие исследователи склонны считать, что в Лорхане, как в падомаике, было заложено стремление к созиданию путём движения к разрушению.

Проектируя Мундус, Лорхан привлёк к работе многих эт’Ада, в том числе бога магии Магнуса, который стал архитектором плана бытия. Мотивы изначальных духов в разных культурах тоже различаются. В имперском культе считают, что Лорхан убедил эт’Ада познать родительство и стать создателями, а согласно альтмерскому мифу, духи хотели создать план, где смогут царствовать. Отсюда и разница в отношении к Лорхану — люди благодарны Шезарру и остальным духам как своим создателям, а меры ненавидят Барабан Рока за то, что он обманул эт’Ада и вынудил их отказаться от божественности.

Иные аэдра были разочарованы и разгневаны потерей и обозлились и на Шезарра, и на всё созданное, ибо им казалось, что Шезарр солгал и обманул их. Эти аэдра, боги альдмеров, под предводительством Аури-Эля, с трудом переносили свою нынешнюю слабость и с отвращением смотрели на сотворённое ими. «Отныне и навсегда всё испорчено, и всё, что нам осталось, — учить эльфийские расы терпеть достойно и с благородством, а самим нам корить себя за безумство и нести возмездие Шезарру и его союзникам». И потому боги эльфов столь мрачны и задумчивы, и потому сами эльфы извечно недовольны своей смертностью и всегда с гордостью и стоицизмом сносят жестокости этого сурового и безразличного мира.

Сиродильский миф, Мономиф

Обманом или уговорами Лорхан вынудил изначальных духов присоединиться к сотворению Мундуса даже после того, как узнал, что многим из них придётся пожертвовать собой. Некоторые эт’Ада отказались участвовать — это и стало причиной деления божеств на несколько групп.

Отказавшиеся эт’Ада стали принцами Даэдра — по мнению исследователей, они были созданы от крови Падомая, поэтому не имели способности к созиданию. Магнус, не пожелавший жертвовать собой, ушёл из мира смертных в свой родной план, Этериус, и на том месте, где он прорвал ткань мироздания, появилось солнце, называемое Магнусом. Его последователи (произошедшие от крови Ану Магна-Ге) отправились вслед за ним, создав звёзды. Те эт’Ада, которые пожертвовали своими силами, создавая Мундус, но выжили, стали Аэдра, Восемью Божествами. Считается, что они рождены от крови Ану и Падомая, так как могут творить добро и зло, созидать и разрушать. Деление на группы условное, потому что не определяло эт’Ада в Эру Рассвета и стало иметь значение только в эпоху возникновения религий.

Многие эт'Ада погибли в ходе создания Мундуса или лишились большей части своих сил. Восемь Божеств создали собственные планы и стали покровителями смертных, оставшиеся заселили Нирн и стали эльнофей, предками многих рас. Но Лорхан за свой обман поплатился — рыцарь Аури-Эля Тринимак сошёлся с ним в поединке и вырвал его сердце.

Но когда Тринимак и Ауриэль попытались уничтожить Сердце Лорхана, оно рассмеялось в ответ и сказало: «Сие Сердце — сердце мира, ибо последний был создан ради ублажения первого». Тогда Ауриэль привязал его к стреле и запустил её далеко в море, где ни один аспект нового мира вовеки не сможет его найти.

Мономиф

На месте падения сердца Лорхана образовались вулкан Красная Гора и остров Вварденфелл — именно в этом месте спустя много лет искру бога находят двемеры, а потом и Нереварин во время событий  Morrowind. Тело же Мёртвого Бога, по легенде, было разорвано на части и превратилось в две луны Нирна — Массер и Секунду.

Такую модель сотворения мира поддерживают далеко не все жители Нирна, но креационные мифы разных народов имеют схожие черты (многие из них описаны во внутриигровой книге под названием Мономиф). К примеру, во всех религиях есть свои аналоги Ану и Падомая, Лорхана и Акатоша, изменённые согласно особенностям каждой отдельной культуры.

Неизвестно, какая из этих легенд была первой и насколько она соответствует истине, но если не стремиться к идеальному познанию вселенной, не искать противоречия, а просто баловаться и находить схожести и различия, то можно сделать изучение мира The Elder Scrolls увлекательным приключением. Каджиты, к примеру, считают, что Анурр и Фадомай были котятами из одного помёта, которые родили некоторых аэдра, даэдра и саму Нирн, называемую в культуре каджитов Нирни. Она получила право рождения и произвела на свет все остальные расы, в то время как один из её братьев, Лорхадж, пообещал создать для них мир, а затем обманул и пленил на нём.

Согласно йокуданскому мифу, творцом всего был Сатак, Первый Змей, в переливах чешуи которого рождались все миры. Вскоре их стало слишком много, и внутри Сатака появился Акел, Голодное Чрево, который мог сбалансировать количество созданных миров, но вместо этого пожирал их ещё до того, как там зародится жизнь.

Йокуданцы — другое название редгардов. Их родина, континент Йокуда, расположена западнее Тамриэля.
Йокуданцы — другое название редгардов. Их родина, континент Йокуда, расположена западнее Тамриэля.

В итоге ненасытный Акел заставил Сатака укусить собственное сердце, но остался голод, называемый Сатакалом. В мирах тем временем появилась жизнь, изначальные духи брали имена и осознавали себя, поэтому, когда Сатакал снова пожирал себя, духи научились избегать исчезновения. Завладев Древним свитком, Довакин в  The Elder Scrolls V: Skyrim также избежал уничтожения мира, отправив Алдуина в будущее и тем самым отложив апокалипсис.

Альтмерский миф «Сердце мира» описывает Ситиса как душу Ану-Эля — в их версии мономифа Падомая никогда не существовало, а все эт’Ада ведут свою родословную от Ану. Когда населяющие Аурбис изначальные духи осознали себя, то стали понимать свою природу и брать имена. В этом мифе Лорхан обманом уговорил создать Мундус, полный ограничений мир, для стабилизации которого многим духам пришлось пожертвовать собой.

Единственная раса, которая не придерживается вышеизложенных креационных мифов и не почитает ни аэдра, ни даэдра, — аргониане. В «Ануаде с аннотациями» их покровителей и соплеменников, разумные деревья хист, считают одной из старейших рас на Нирне, которая прибыла на планету после соединения 12 миров в один. Они не походят от эт’Ада, в отличие от прочих рас, а сами аргониане не верят в загробную жизнь в Этериусе. Центральный персонаж религии аргониан — хист, в чьё общее сознание их души уходят после смерти и откуда они перерождаются в новых телах.

В ходе выполнения заданий фракции Гильдии Бойцов в Oblivion протагонист даже встречается с хистом.
В ходе выполнения заданий фракции Гильдии Бойцов в Oblivion протагонист даже встречается с хистом.

С сотворением Мундуса всё только начиналось, и жизни на Нирне ещё предстояло расцвести в следующей, Меретической Эре. Из жителей 12 планет, которыми когда-то была Нирн, выжили только хист, а оставшиеся эт’Ада впоследствии стали прародителями всех известных нам рас эльфов, цаэски и людей. Впереди ещё были и появление каджитов, и создание религий с пантеонами, но это будет уже совсем другая статья.

А эта статья увидела мир благодаря содействию отличного специалиста по миру The Elder Scrolls — Pixel Tea. Спасибо ей за помощь!


Поддержи Стопгейм!

The Elder Scrolls VI

Платформы
PC | PS5 | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
без даты
649

Лучшие комментарии

Ты похоже ошибся комментариями. Разбор сюжета Fortnite на другой странице сайта.

Джуби анонсировала ИС ТЕС, так и запишем :)

Джуби также анонсировала историю серии Dragon Age))

Как приятно, когда кто-то на этом сайте (или на канале) делает контент по одной из любимых мною вселенных. С такими статьями и до ИСки недалеко :)

Жду статью про Миритическую Эру с айлейдами, Алессией, Морихаусом и другими интересностями :)

Кстати, насчёт звёзд и Солнца, насколько я знаю, они не звёзды и Солнце как таковые. Они все являются дырами в Этериус, а Солнце — самая большая дыра.

Текст, в целом, прям наиотличнейший для новичков во вселенной Tes, замечательный для ознакомления и как вводная в мир, но в глубоком лором можно кое-где «подушнить», и то с оговорками.

Godhead — это на самом деле божество-демиург всего мира, который спит, и видит материальный сон, а Ану его душа. Зыбкий лор, поскольку это Киркбадивщина: лишь в 37-ом томе 36-ти учений Вивека, из тесо, есть ссылка на Аморант и К0ду Майкла; Аморант есть новый Godhead, который сможет в 5-ой эре увидеть лучший мир.

Падомай (он же ПСДЖЖ) — постоянное изменение (и хаос), дрожь изменения, и по сути сама школа изменения, противоположность постоянству и креации; Ситис душа Падомая, а Лорхан персонификация Ситиса. То же самое и к родству Ану, Ануэля и Ауриэля. Очень похоже на теорию эйдосов.

Ещё можно было и про кости земли, эльнофеев упомянуть, и про богов — законы мира и времени; по моему это было в рассветную эру, а не в мертическую.

Удачи с псиджем, башнями, колёсами, Шезарринами, мантлиногом, кальпами, прорывами, Лигом, зеросумом, чимом, и Киркбадивщиной со своим небесным принтером, там и Шеогорат свихнётся. Серьёзно. Глубокий лор — тяжёлый. Понятно, если опустите такой лор. Кальпы это прям из глубокого буддизма. Советую пользовать скорее uesp, чем фэндомом по свиткам, там фанаты и больше и подольше и советую принимать что-нибудь для нервов. Текст получился очень отличным и понятным <3 Всегда приятно читать хорошие статьи про лор tes. Рад, если что, помочь, дело не из лёгких, доходчиво рассказывать про лор свитков.

Не Айнуры с их песнями, но тоже бодро и задорно запилили вселенную, чтобы смертные проживали их бренные жизни))

Как показало одно признание сценариста, он налегал не на грибы и не на кокс, а на суровый алкоголь.

Всегда приятно читать хорошие статьи про лор tes. Рад, если что, помочь, дело не из лёгких, доходчиво рассказывать про лор свитков.

Я буду очень признательна за любую помощь! В следующей статье планирую сконцентрироваться на аэдра и даэдра и уже начала проводить ресёрч, поэтому если есть какие-то видео или текстовые материалы, интересные факты, внутриигровые книги, теории или интервью, которые могут оказаться полезными, прошу ко мне в личку)
И спасибо за высокую оценку моих трудов!

План и планета в рамках Лора Свитков — это синомы (за вычетом всяких карманных измерений, которые до планет не дотягивают).

То есть условная Кинатер в Мундусе — это и план аэдра Кинарет, и планета с названием Кинарет и сама аэдра одновременно.

А так называемые слои — это Этериус, Обливион и Мундус. И в каждом есть свои план(еты)

«Другие люди» пнули Алдуина в настоящие относительно Довакина, а он уже — «в конец времён».

Но, строго говоря, есть альтернативная теория что, мол, этот Алдуин не настоящий, а настоящий именно в том самом «конце времён» и придёт, этот самый конец и устроив в очередной раз

Завладев Древним свитком, Довакин в The Elder Scrolls V: Skyrim также избежал уничтожения мира, отправив Алдуина в будущее и тем самым отложив апокалипсис.

В смысле? Алдуина отправили в будущее другие люди, Довакин лишь посмотрел катсцену в прошлом.

Всему своё время и место :3

Более плотное знакомство с божественными сущностями и их аспектами ещё впереди)

>называет работы МК фанфиками

>Советует ТЕСО, где первые два лормастера (про текущего пока неизвестно) — большие поклонники его работ и где много как прямых отсылок к работам МК, так и вдохновлённых им вещей.

Блин впервые так рад, что подписан в тг, иначе легко мог пропустить

Насчёт башен и колесом, как по мне, это не особо глубокий лор, да, об этом особо нигде не говорится, но найти информацию о том, что все башни Нирна, Белого Золота, Красная гора, Стеклянная и другие башни являются очень важными вещами для этого мира и если их деактивировать, то этот мир перестанет существовать (вроде бы) несложно. Про колесо тоже не особо сложно, оно даже в статье есть, хотя в интернете есть и лучше фотки. А вот кальпы, Лиг, чим, это да...

Жду тот день, когда выйдет История Серии ТЕС от Джуби. А пока такие статьи скрасят ожидание)

Вообще какой-же восхитительный лор ТЕС, если целые ютуб каналы посвящены ему. Со своими конфликтами и драммой.

Читай также