Спасибо за обзор, сомневался брать ли её. Очень здорово, Кирилл, что добавляешь много литературных сравнений, этого очень не хватает в большинстве обзоров игр в принципе ^_^
Чтобы иметь примерное представление о том, что такое Norco, попробуйте смешать роуд-муви, южную готику и киберпанк, Disco Elysium и Kentucky Route Zero, «Настоящего детектива» и «Дорогу» по Кормаку Маккарти (Cormac McCarthy), фильмы Дэвида Линча (David Lynch), романы Уильяма Фолкнера (William Faulkner) и пьесы Теннесси Уильямса (Tennesse Williams). Добавьте роботов и Иисуса Христа… Согласен, выглядит диковато, но поверьте — получился очень вкусный коктейль.
Что такое южная готика
Уильям Фолкнер, Теннесси Уильямс, Кормак Маккарти, Харпер Ли (Harper Lee) — все эти писатели работали в жанре южной готики. Если это вам ни о чём не говорит, тогда вспомните первый сезон «Настоящего детектива» — это как раз классический пример. Действие происходит на юге Соединённых Штатов, в Миссури, у жёлтых вод Миссисипи, рядом с болотами (или прямо там) Луизианы и Нового Орлеана. Здесь много крокодилов и той самой одноэтажной, провинциальной Америки, вскормленной консервативными традициями и религиозной одержимостью, оставшейся ещё со времён рабовладельческого прошлого Юга.
Поэтому над болотами висит смог депрессии, мистики, алкоголя, невроза и блюза. Одна из главных тем — религиозная нетерпимость, нашедшая благодатную почву в провинциальной среде, социальные проблемы вроде насилия в семье или, наоборот, схождение в персональный личный ад (как и у героини пьесы Уильямса «Трамвай „Желание“»). И в то же время это бесконечно красивые (особой, южной красотой) пейзажи, это блюз, это джаз и щемящая тоска в сердце…
Весь этот бытовой депрессивный реализм вполне может смешиваться с сюрреализмом, мистикой, постапокалипсисом, как в «Дороге» Кормака Маккарти, или вот с киберпанком и роботами, как в Norco.
Что происходит?
Да, игру от студии Geography of Robots можно назвать типичным представителем южной готики. Действие происходит в Южной Луизиане, в вымышленном городе Норко, стоящем на реке, которая умирает от засилья нефтеперерабатывающих заводов. Время — недалёкое будущее. Помимо бомжей, живущих у реки, пьющих частных детективов и ожидаемых на юге Америки религиозных сект тут есть андроиды и медицинские компании, которые позволяют перенести сознание умирающего человека на жёсткий диск.
Мы играем за девушку по имени Кей (Kay), которая вернулась из дорожного путешествия по Америке домой и обнаружила, что её мать умерла, а брат исчез. Отношения в семье у них были непростые, но всё же она хочет посетить могилу матери, узнать, как всё произошло, и найти брата. При этом толком ничего не помнит, но, встречая старых знакомых (включая андроида по имени Миллион) и тех, кто знал её мать и отца, постепенно заполняет пробелы в памяти.
В процессе мы проникаем на нефтеперерабатывающий завод крупной корпорации, которая тут всем заправляет, и узнаём, что она занимается разработкой супер-ИИ, чтобы улететь в космос — вроде бы для поиска ресурсов. Периодически действие переносится в прошлое, где нам дают поиграть за умирающую мать Кей, Кэтрин, которая в таком состоянии подвизается работать курьером и встречает… огромную Суперутку (Superduck), которая обещает заплатить, если Кэтрин доставит ей некий важный артефакт. А тот на самом деле оказывается… ангелом.
Также мы общаемся с огромной крокодилихой, проникаем в расположение религиозной секты, где все себя называют Гарретами и тоже хотят улететь в космос, а ещё встречаем бомжа, одержимого мыслью, что Кэтрин и её семья — потомки Христа. В общем, периодически вообще не понимаешь, что происходит, и всё чаще вспоминаешь Дэвида Линча и Kentucky Route Zero, где тоже была эта терпкая смесь южной готики и сюрреализма. Даже подход к подаче истории и некоторые сцены схожи — в KRZ мы управляли машинкой, выискивая на карте точке назначения и интересные места, а в Norco примерно тем же занимаемся на лодке, блуждая по реке.
В любом случае, даже если не всё и не сразу понятно, играть и следить за историей интересно — сами понимаете, интриг и неожиданных поворотов тут хватает. К тому же в Norco отличные, литературные диалоги, продуманные персонажи, крутой пиксель-арт и великолепный саундтрек, мешающий блюзовую тоску и забойный постиндастриэл. А ещё авторы соединяют сюр, тоску и мистику с юмором. Особенно мне понравилась вышеупомянутая секта Гарретов, которые хотят одеваться как рыцари и рубиться в видеоигры.
А поговорить?
В игровом процессе мы видим микс из классического квестового геймплея, мини-игр и оригинальных находок. В основном прокликиваем экран в поисках активных точек, читаем описания, общаемся с многочисленными персонажами и иногда собираем предметы, чтобы с помощью ломика что-нибудь вскрыть или использовать по назначению карту доступа. Тут тоже не обошлось без юмора — однажды, чтобы добраться до нужной вещи, пришлось так активно наглаживать кошку, что она от перевозбуждения взмыла в небо, пробив крышу.
Много и диалоговых задачек, которые в основном сводятся к тому, чтобы убедить персонажа помочь нам, поделиться информацией или открыть на карте новую локацию, дабы продвинуться по сюжету. Частного детектива (естественно, пьющего) пришлось для этого постоянно угощать выпивкой, а дед, обожающий взрывать что-то на нефтеперерабатывающих заводах, попросил найти его сбежавшего пса. В общем, всё привычно.
Некоторые даже присоединяются к нам на время — и это тоже порой приводит к забавным ситуациям. Например, тот же детектив, когда мы пытались запустить модем, просто выхватил пистолет, пальнул в него — и всё, о чудо, заработало!
В решении загадок помогают также программы, установленные на смартфон. Одна включает дополненную реальность, а другая позволяет записывать фразы собеседников и потом их использовать в нужном месте — например, чтобы открыть дверь голосовым паролем или убедить настоятеля в религиозной секте, что её члены на самом деле не такие уж и агнцы божие. В целом как квест игра не предложит сложных задачек — даже цифровые коды подбираются без особых усилий. А если и застрянете где-то, всегда можно обратиться к одному из компаньонов за подсказкой. Но тут важно, во-первых, разнообразие ситуаций, а во-вторых, то, что авторы нашли почти идеальный баланс между квестовой частью и повествованием, ритм которого практически не сбивается.
Вспомнить всё
К интересным находкам относится своеобразная карта памяти, расположенная в голове у героини, — она постоянно пополняется новыми персонажами, локациями и организациями, между которыми протягиваются логические связи. Узнавая о них новое, мы не только вспоминаем и проливаем свет на происходящее — это также помогает в решении пазлов и открывает новые точки на карте.
Наконец, в Norco есть сражения, которые проходят в почти пошаговом формате и с помощью мини-игр — чтобы наносить повреждения, нужно дождаться своей очереди, выбрать, кто и кого будет атаковать, и правильно повторить последовательность знаков либо вовремя нажать на кнопки. Причём под конец таких драк будет едва ли не больше, чем загадок. В одной из ситуаций, чтобы облегчить задачу, сначала пришлось в ходе мини-игры избавиться от дронов, патрулирующих локацию.
Получилось действительно изумительное приключение в жанре южной готики, одновременно загадочное, депрессивное, мистическое и ироничное, очень вкусно, литературно написанное (почти на уровне Disco Elysium), со своими находками и в подаче истории, и в геймплее. Жаль, конечно, что нет русского языка, но такая игра стоит того, чтобы подучить английский.
Плюсы: увлекательная мистическая история; отличные диалоги и хорошо прописанные персонажи; разнообразный геймплей с загадками и мини-играми; прекрасный пиксель-арт; очень атмосферная музыка и в целом работа со звуком.
Минусы: местами не хватает сложности; нет русского языка.
Лучшие комментарии
В сообщении разработчиков от 1 апреля сказано:
We pushed our first patch out today with several bug fixes, and next week we're aiming to deploy the French, German, Spanish, Russian, and Brazilian-Portuguese language versions – I'll confirm the exact date soon, but the languages are coming!
То есть русская локализация анонсирована, как очень скорая.
Вопрос: насколько игра длинная? Для сравнения Kentucky route zero у меня заняло 13 часов. Диско элизиум около 40 часов. Насколько NORCO длинная?
Стопгейм, спасибо, что ты есть. Если бы не обзор, то прошёл бы мимо игры. Добавил в список желаемого, жду русскую локу. И спасибо, г-ну Волошину за такое вкусное, эмоциональное и воодушевляющее описание. Надеюсь, что к лету добавят озвучку, чтобы на собственной шкуре испытать ту же жару и атмосферу влажности, коими также богат Краснодарский край, в котором я живу!
Ещё хочу пожелать вдохновения и дальнейших бриллиантовых обзоров!
> Жаль, конечно, что нет русского языка, но такая игра стоит того, чтобы его подучить. — не «его», а «английский», наверное?
Жаль, конечно, что нет русского языка, но такая игра стоит того, чтобы его подучить.
О каком языке идёт речь?
Есть сайт — How long to beat. Обычно информация там появляется довольно быстро. Сейчас там написано, что полное прохождение Norco занимает около 7 часов
Угу. Видел. И в steam от 5 до 11 часов на отзывах счетчик. Маловато!
Благодарствую за обзор. Лично мне скриншоты напомнили The Red Strings Club, которую с удовольствием проходил. Возможно, и эта игра подарит подобные ощущения.
Починил!
Спасибо!
Русский добавили кстати. Не знаю как давно. Игре не хватает хорошей музыки и визуала. Слишком простенький пиксель арт всё таки всегда будет уступать хорошим задникам ВН. Так бы было прям 10 из 10.
Да, что-то между ними общее есть и правда и тоже короткие на 4-5 часов ксати хе.
Ё-моё, три обзора от Волошина на главной в одном блоке
Описывать NORCO одновременно и легко, и сложно.
Это point-and-click-квест, действие которого происходит в антиутопической параллельной реальности, где переплетаются киберпанк, мистика и… религиозные отсылки. Не самый выдающийся сюжет, ознакомиться можно, но не обязательно.
выискивая на карте точке назначение
Тут явно не «точке назначение» должно быть, а «точки назначения».